«Если посмотреть на нас с вами десять лет назад, посмотреть, какие сейчас мы, то можно заметить, что государство приблизилось к нам гораздо ближе, чем было раньше», — задал интригующее начало «профильный» спикер, замглавы минцифры РТ Рустам Хидиятуллин «Если посмотреть на нас с вами 10 лет назад и на то, какие сейчас мы, то можно заметить, что государство приблизилось к нам гораздо ближе, чем было раньше», — задал интригующее начало «профильный» спикер, замглавы минцифры РТ Рустам Хидиятуллин Фото: Анастасия Гусева

«Государство к нам гораздо ближе, чем раньше»

О том, как «цифра» помогает в борьбе с коррупцией, должны были поведать татарстанские министры и начальник антикоррупционного управления президента РТ Марс Бадрутдинов. Однако в последний момент список спикеров изменился — и о цифровизации в конечном итоге рассказывали их замы. В начале ничто не предвещало, что панельная дискуссия «Цифровые технологии как инструмент прозрачного мира без коррупции» будет именно дискуссией. Слушателям показали вступительный ролик от минцифры, а затем модератор Александр Даренков, представившийся экспертом ток-шоу на Первом канале, а судя по открытым данным, являющийся еще и зампредом ОНК Татарстана, будто преподаватель на лекции прочитал длинное толкование слова «коррупция».

«Если посмотреть на нас с вами 10 лет назад и на то, какие сейчас мы, то можно заметить, что государство приблизилось к нам гораздо ближе, чем было раньше», — задал интригующее начало «профильный» спикер, замглавы минцифры РТ Рустам Хидиятуллин. Чтобы получить госуслугу, надо достать смартфон, нажать на значок приложения — и готово. «Государство становится более сервисным», — сказал замминистра. Собственно, цифровизация исключает человеческий фактор, а значит, и коррупцию. С «цифрой» понятно, где и почему завис тот или иной документ или услуга и кто за это отвечает. «Этот подход позволяет достичь той прозрачности, минимального уровня коррупции», — подытожил замминистра. Ну и не преминул упомянуть достижения: в этом году, по словам Хидиятуллина, Татарстан оцифровал 319 государственных и муниципальных услуг. «Мы самые первые в России, кто реализовал подобный кейс, и на текущий момент Татарстан — единственный, наверное, регион, который предоставляет полный спектр услуг», — не без гордости сообщил спикер.

Антикоррупционное управление АП РТ: «Коррупции больше, чем в Москве? Может, органы лучше работают»

Для наглядности в зале провели голосование, но не старым методом поднятия рук: все же мы говорим о цифровизации. На экране появился QR-код, который надо было отсканировать, после чего на экране смартфона появлялся вопрос. У слушателей интересовались: пользуетесь ли вы какими-нибудь цифровыми инструментами взаимодействия с государством? Это, например, «Госуслуги», «Народный контроль», электронная переписка с ведомствами или старые добрые письма на бумаге. 94% проголосовавших заявили, что пользуются «Госуслугами». 1% ответил, что пишет жалобы на бумаге. «Это вопрос к здравоохранению: они просто берегут здоровье и ходят ногами лично», — похвалил замминистра здравоохранения РТ Айрат Гарипов тех, кто вошел в этот 1%. «Народным контролем» из этой выборки не пользуется никто. Такому результату удивились в минцифре — мол, за год в этот сервис поступило 80 тыс. обращений. Хидиятуллин предположил, что большинство жалуется на состояние ЖКХ, а профильного спикера тут нет, значит, и «профильной», жалующейся аудитории.

Идешь в магазин — за тобой через покупки следит налоговая, идешь куда-то — следят видеокамеры на улицах, да сейчас полицейским даже не надо по квартирам ходить и искать свидетелей преступлений — все вычисляется по биллингу мобильных устройств Идешь в магазин — за тобой через покупки следит налоговая, идешь куда-то — следят видеокамеры на улицах, да сейчас полицейским даже не надо по квартирам ходить и искать свидетелей преступлений — все вычисляется по биллингу мобильных устройств Фото: © Алексей Даничев, РИА «Новости»

Что такое «Посейдон»

По словам депутата Госсовета РТ, первого проректора КИУ им. Тимирясова Игоря Бикеева, цифровые технологии помогают не только бороться с коррупцией, но в принципе могут помочь составить о любом человеке полную картину — от и до.

«Я иногда использую образное выражение, чтобы сразу все стало понятно. Мы с вами на самом деле как рыбки в аквариуме — за каждым человеком можно полностью наблюдать. Видеть все его действия, контакты, возможности, сделки. Сейчас благодаря цифровизации производится огромное количество данных, которые постоянно складываются. Они никуда не исчезают», — заявил Бикеев, подтверждая факт существования вокруг тотальной слежки.

Он привел несколько примеров: идешь в магазин — за тобой через покупки следит налоговая, идешь куда-то — следят видеокамеры на улицах, да сейчас полицейским даже не надо по квартирам ходить и искать свидетелей преступлений — все вычисляется по биллингу мобильных устройств. «Даже наши квартиры и дома оборудованы техникой, способной следить за нами. Умные пылесосы — если сумеет кто-то обеспечить связь с ними, то они будут фактически фотографировать все, что находится на территории. Измерят квартиру, укажут, где и какие предметы находятся, и так далее. Я уж не говорю о ноутбуках и компьютерах. Все это автоматически копится и складируется», — заметил спикер. Он напомнил, что у каждого уважающего себя ведомства есть сегодня свои базы данных: ФНС расскажет о всех ваших платежах, Россреестр покажет всю вашу недвижимость и т. д. По этим базам данных можно получить цифровой профиль любого человека.

Тут ведущий дискуссии резонно вспомнил о наделавшей в свое время шума системе «Посейдон» — мол, у участников мероприятия заочно очень много вопросов к ней. Бикеева попросили разъяснить, что это такое и с чем ее едят. Эту информационную систему разработали по указу президента РФ Владимира Путина от апреля 2022 года. Главным ее куратором выступает непосредственно администрация президента РФ, а оператором, пояснил Бикеев, — ФСО.

Что эта система будет делать? Она объединит в себе все существующие нынче цифровые базы данных ведомств, чтобы легко и быстро можно было «пробивать и изучать жизнь любого человека». Чтобы это было по системе «единого окна», а не так, что приходится сегодня мыкаться по всем ведомствам и вручную собирать цифровые портреты граждан.

По словам Бикеева, «Посейдон» внесет значительный вклад в общее дело борьбы с коррупцией. Узнать, какое за кем имущество, теперь можно будет по щелчку пальцев. Более того, система вычислит даже всех родственников чиновника, которые любят переписывать нажитое непосильным трудом. Например, если у чиновника нет квартир, а у его сына система найдет их целых пять, то возникнет вопрос: «А не поделился ли с ним папа?» Можно будет через «Посейдон» оперативно получать выписки по сделкам госслужащих, «косым» закупкам, в которых порой прослеживается аффилированность чиновников с участниками торгов и т. д. Изменить и подтасовать что-то в системе при этом будет невозможно — вычислят по «информационному следу» и накажут. Вот такой антикоррупционный блокчейн.

По информации Бикеева, опробовать систему «Посейдон» сначала будут на федеральных чиновниках, а потом ее будут спускать все ниже и ниже по уровням государственной машины По информации Бикеева, опробовать систему «Посейдон» сначала будут на федеральных чиновниках, а потом ее станут спускать все ниже и ниже по уровням государственной машины Фото: © Сергей Венявский, РИА «Новости»

«„Посейдон“ будет иметь доступ к социальным сетям, искать людей по фотографиям. Если кто-то считает, что он самый умный, и станет отрицать связь с каким-либо человеком, она (система — прим. ред.) позволит установить, что они вместе находились в таком-то заведении в такое-то время и на самом деле встречались 50 раз, в том числе по биллингу телефонов и всему остальному, — продолжал разъяснять депутат Госсовета РТ. — Что в результате получится? Совершать коррупционные правонарушения будет или неразумно, поскольку очень велик риск раскрытия, или невозможно станет серьезные ресурсы прятать, просто невозможно». Впрочем, система будет не общедоступной: «ключ» от нее, заверил Бикеев, в «самых надежных» учреждениях, а доступ к ней будут иметь только в АП РФ.

По информации Бикеева, опробовать систему «Посейдон» сначала будут на федеральных чиновниках, а потом ее станут спускать все ниже и ниже по уровням государственной машины. «Как я знаю, у нас в управлении президента Татарстана эту систему тоже активно изучают. Возможно, регион через какое-то время станет пилотным», — отметил спикер. Впрочем, главный советник орготдела управления президента РТ по вопросам борьбы с коррупцией Руслан Никонов добавил, что система уже апробируется в Кировской и Тульской областях. «Функционал пока ограничен. Но тем не менее некоторые регионы уже запустили, мы на очереди», — заявил он, не называя конкретных сроков.

Тут ведущий напомнил ему, что в Татарстане что ни поселение, то его глава приходится кому-то родственником — поселки-то маленькие. И, по логике «бездушной машины», это может быть априори расценено как конфликт интересов. Учтет ли эти нюансы «Посейдон»? Бикеев согласился, что современное законодательство очень жесткое. «Зачастую люди из правоохранительной системы, судьи вынуждены уходить с должности и из профессии, чтобы не создавался конфликт интересов, если рядом с ними где-то или в „смежниках“ находится родственник, — отметил депутат. — Здесь нужно понимать, что эта жесткость ведет к слишком большим издержкам, когда в некоторых муниципальных образованиях из-за такого подхода случается просто проблема с кадрами. Найти толкового сотрудника, у которого с кем-то не было бы конфликта интересов, иногда очень тяжело. Сейчас есть поручение президента России, зафиксированное в нацплане, — проработать понятийный аппарат конфликта интересов, личной заинтересованности и внести изменения по возможному изменению законодательства. Срок доклада правительства по этому вопросу — март 2023 года».

В конце модератор встречи спросил у зала, кто ментально готов принять систему «Посейдон». Зал проголосовал неоднозначно, а вот все спикеры на сцене уверенно подняли руки за. Но ведущий отшутился: «В любом случае от нас это не зависит. Президент принял решение — все это будет запущено. Но есть над чем задуматься».

«У нас в год 15 миллионов записей — это самое массовое пользование электронными услугами вообще. Здравоохранение на первом месте как по жалобам, так и по записям» «У нас в год 15 миллионов записей — это самое массовое пользование электронными услугами вообще. Здравоохранение на первом месте как по жалобам, так и по записям» Фото: «БИЗНЕС Online»

Как быстро записаться на прием к врачу: лайфхаки минздрава

Замминистра здравоохранения РТ Гарипов говорил в первую очередь не о «цифре» в борьбе с коррупцией, а о здоровье: пожелал всем собравшимся не болеть и обязательно сходить на диспансеризацию. Первым отреагировал депутат Госсовета РТ Бикеев — пообещал, что запишется через «Госуслуги» и обязательно проведет чекап своего здоровья. «Разве мы, вспоминая о здравоохранении, в первую очередь говорим о коррупции? Нет, мы в первую очередь говорим о том, где у меня как у пациента, как у человека есть возможность получить доступ к оказанию медицинской помощи в то время, когда я этого хочу», — рассуждал чиновник.

По его словам, человек хочет видеть сервис, хорошее к себе отношение, как в частных клиниках, и иметь возможность получать помощь хоть в офлайн-, хоть в онлайн-режиме. «Понимаем, что мы хотим, не выходя из дома, даже не поднимая трубку телефона, получить запись к врачу. На сегодняшний день этому препятствует всего одно условие — кадровый дефицит. Его надо признать. Дефицит есть, мы над ним очень серьезно работаем», — продолжал Гарипов. Поэтому главная задача, по его словам, — «нарастить» кадры, чтобы любой человек смог к этим «кадрам» через «Госуслуги» попасть. К слову, добавил Гарипов, в Татарстане утечек медицинских данных не было и не будет.

«Приглашал, уговаривал – ни в какую не идут!»: районы просят смягчить антикоррупционные меры

Раскрыл Гарипов и лайфхаки для тех, кто не может записаться к врачам. Первый — позвонить на горячую линию 122, которая работает со времен пандемии коронавируса. Оставить заявку на запись на «Госуслугах», ее обязательно отработают, пообещал Гарипов. Второй — и для многих в зале это стало открытием — позвонить в страховую компанию, которая выдала полис ОМС. «У нас как принято? Если возникла проблема, куда пишем в первую очередь, с точки зрения „цифры“? Не бумагу несем, мы пишем президенту РФ, президенту Республики Татарстан, в „Народный контроль“ и так далее. Но у нас страховая медицина, понимаете? — объяснял Гарипов, предполагая, что у 90% слушателей полис ОМС от „АкБарс Меда“. — Вы все должны знать своего страхового представителя [по ОМС]. Надо сразу же писать, что с вами произошло что-то, у нас очень тесная связь с ними, они практически аналог 122. У вас тут же будет и запись к врачу, и все остальное. Вопрос будет решен мгновенно, „цифра“ над этим уже сработала!»

«У нас в год 15 миллионов записей — это самое массовое пользование электронными услугами вообще. Здравоохранение на первом месте как по жалобам, так и по записям», — шутливо закончил Гарипов. Кстати, одна из проблем по записям — овербукинг: 30% записавшихся вообще не приходят к врачу. И даже если вы отменяете запись, не факт, что система эту отмену до врача донесет.

Из зала тут же последовал вопрос от студента — будущего филолога. Он заявил, что пытался записаться в стоматологическую поликлинику на ул. Ломжинской через «Госуслуги», но не вышло. Пришлось дежурить у больницы с 5 часов утра, чтобы взять талончик и попасть к врачу. Гарипов еще раз напомнил о кадровом дефиците и добавил, что записаться к узкому специалисту напрямую сейчас нельзя без терапевта — мол, непонятно, что у вас там болит. «Как вы сами ходите к врачам?» — уточнил молодой человек. Хотя изначально казалось, что вопрос у него был совсем не о коррупции. «Учитывая мою должность, врачи сами ко мне приходят», — пошутил Гарипов, заверив его, что, как и все простые люди, записывается на прием через «Госуслуги».

ЕГЭ тоже исключает коррупционную составляющую. «Десять лет назад первые уголовные дела были возбуждены по ЕГЭ, когда можно было заниматься приписками, увеличением баллов, изменением ответов. Сейчас это все полностью цифровизовано» ЕГЭ тоже исключает коррупционную составляющую. «Десять лет назад первые уголовные дела были возбуждены по ЕГЭ, когда можно было заниматься приписками, увеличением баллов, изменением ответов. Сейчас это все полностью цифровизовано» Фото: «БИЗНЕС Online»

Как цифровизация разбивается о человеческий фактор

«Чтобы здоровье было хорошее, должно быть хорошее образование и воспитание», — продолжал «наставническую» миссию, заданную предыдущим спикером, замминистра образования и науки РТ – глава Рособрнадзора по РТ Рамис Музипов. Чиновник — частый спикер антикоррупционных пресс-конференций, где неоднократно озвучивал данные о возможности записаться в детсад и первые классы дистанционно. Ни одной жалобы не было, гордо подчеркнул чиновник. В этом году, по словам Музипова, сделают такую же возможность для зачисления в 10-е классы, для перевода из школы в школу.

ЕГЭ тоже исключает коррупционную составляющую. «Десять лет назад первые уголовные дела были возбуждены по ЕГЭ, когда можно было заниматься приписками, увеличением баллов, изменением ответов. Сейчас это все полностью цифровизовано. Ни один эксперт не видит, чью работу проверяет. 90 процентов всей работы проверяется компьютерами, которым по барабану, этот человек из сельского пункта или городского округа», — рассказал Музипов о влиянии бездушных машин на прогресс в данной сфере.

Но, как бы ни отчитывались спикеры о тотальной цифровизации, человеческий фактор все равно не исключить, подвел итог Никонов. Он рассказал, что частенько ездит в районы, села с проверками — так сказать, бывает «на земле». «[Мы говорили о тех,] кто не записывается через „Госуслуги“. Вот у нас смартфоны, мы приложение можем скачать, зайти, что угодно сделать. Но возьмем район, сельское поселение. Основная часть жителей — бабушки, дедушки, у большинства из которых нет возможностей и знаний скачать приложение и записаться», — заявил он. Что делают такие люди? Конечно, идут ногами к профильным специалистам. И, естественно, не обходится без проблем — кто-то услугу не получил или еще чего. По словам Никонова, в АП РТ поступает более 40 тыс. обращений с подобными жалобами.

«Да, у нас все делается, мы действительно лидеры в этом направлении, но человеческий фактор в таких вопросах никто не исключал! Насколько бы ни продвигалась у нас цифровизация, взаимодействие заявителей с людьми будет оставаться», — спустил Никонов спикеров на землю.

Вспомнил он и тезис об отслеживании всех финансовых операций, закупок и т. д. В это тоже вмешивается человеческий фактор. «Если человек хочет украсть, что-то присвоить, где-то кому-то отказать — он это сделает», — объяснял Никонов.

— То есть нам цифровизация как раз нужна, чтобы максимально исключить человеческий фактор? — задал наводящий вопрос модератор.

— Максимально исключать человеческий фактор никогда нельзя! — резко и уверенно ответил спикер.

Его поддержал и Бикеев, отметив, что полностью искоренить коррупцию не получится, но надо ее минимизировать. Кстати, «цифра», по его словам, помогает государству изъять похищенное: если раньше в статистике были данные по количеству уголовных дел и осужденных, то теперь все чаще звучат данные о том, сколько денег удалось возместить. «Государство рассматривает средства, полученные коррупционными путями, как возможные ресурсы для своего развития, — сказал Бикеев. — В прошлом году генеральный прокурор сказал, что возмещено в бюджет 53 миллиарда!»