«Есть мнение, что искусственный интеллект через какое-то время избавит государство от депутатов, потому что на самом деле не надо будет писать законы. Я думаю, что я, конечно же, написал бы лучше», — размышлял накануне в новом IT-парке им. Рамеева депутат Айрат Фаррахов. Там прошло заседание рабочей группы, на котором рассказывали об итогах Года цифровизации в Татарстане и заодно обсудили вопросы легализации майнинга и криптовалют. О том, где нашли новое рабочее место Фаррахову, какие недостатки киберарены обнаружил депутат Госдумы Айдар Метшин и о чем просили высоких гостей обитатели казанского технопарка, — в материале «БИЗНЕС Online».
В новом IT-парке им. Башира Рамеева депутатам Госдумы рассказали об итогах Года цифровизации в Татарстане
«Там есть груша, если разговор не получился…»
«Скажите, чем отличается Minecraft от других игр?» — допытывал сегодня депутат Госдумы от Татарстана Айрат Фаррахов в новом IT-парке им. Башира Рамеева автора проекта киберарены Валерию Васильеву. Экскурсия для парламентариев, которая длилась почти два часа, предвосхищала заседание рабочей группы по подведению итогов реализации мероприятий в рамках Года цифровизации в РТ. Поучаствовать в заседании и ознакомиться с работой нового технопарка пригласили (судя по списку) всех представителей республики в обеих палатах Федерального Собрания. Но отозвались только Фаррахов, Руслан Гаджиев и возглавляющий рабочую группу Айдар Метшин, у которых киберарена вызвала противоречивые чувства.
— Как относиться родителям, если мы считаем, что дети значительно больше времени играют в Minecraft? Терпеть? Запрещать? — Фаррахов даже решил записать с Васильевой блицинтервью, видимо, зная о таком конфликте отцов и детей не понаслышке.
— Я думаю, что нужно относиться положительно, — ответила Васильева. — Возможно, даже вовлекаться. Это позволит вам улучшить общение с ребенком, разделять с ним общие интересы. А ребенок сможет в будущем получить социально положительную профессию, как, например, архитектор.
Васильева также рассказала депутатам, что для старшего поколения компьютерные игры — это профилактика деменции, а детям они позволяют развивать скорость реакции, вырабатывают привычку к техническим новинкам и новым для них жизненным ситуациям. И что на этой киберарене — самой большой в России по количеству игровых мест — уже представлено более 60 игр, в том числе разработки и татарстанских команд. Тут вопросы возникли уже у Метшина, который предложил добавить физические активности: мол, сидеть постоянно за компьютером — «неправильная история». «Это замечательный парк, но они находятся все время почти без движения… Это и позвоночник, это и мышцы, все то, что не является плюсом», — добавил он. Васильева сразу же обратила внимание на специальные эргономичные кресла и наличие спортзала.
Для старшего поколения компьютерные игры — это профилактика деменции, а детям они позволяют развивать скорость реакции, вырабатывают привычку к техническим новинкам и новым для них жизненным ситуациям
А вот детский IT-парк депутатов, кажется, впечатлил намного больше. Изучив мастерские, студию анимации, кабинет виртуальной реальности, IT-класс, мастерскую «ВКонтакте», зону умного дома и все остальное, парламентарии пришли к выводу, что это «на самом деле лучшая зона IT-парка». А потом им показали коворкинг — со специальной капсулой сна, где по задумке можно минут за 5–10 полностью расслабиться и перезагрузиться. «Рабочее место депутата Фаррахова», — пошутил Гаджиев, снимая на телефон, как Айрат Закиевич тестирует устройство. Посидел он (а точнее, постоял) и в стендфите — стоячее рабочее место. И пошутил, что здесь можно проводить и встречи с избирателями. «Там есть груша, если разговор не получился…» — рассмеялся парламентарий.
«Мы хотим делать больше, мы можем делать больше. Наши решения конкурентоспособны на мировой арене, они уникальны для России. Нам интересно получить поддержку в сфере образования», — просил высоких гостей Фанис Садыков, один из основателей и директор платформы интерактивного контента Movika в стартап-хабе технопарка. Он уверял, что учителя смогут на этой платформе создавать интерактивное видео «буквально за 2–3 минуты» и таким образом доносить информацию до детей «в современном интересном формате». Для убедительности Садыков продемонстрировал созданный ими мини-блокбастер о ПДД, который был запущен в приложении «Я Школьник» — в котором ученики, управляя решениями и действиями героев сюжета, могут набирать баллы и участвовать в конкурсе. Депутаты добрых полчаса пытались разобраться в необходимости Movika в образовательном процессе и в итоге попросили подготовить проект письма и продукт, который можно было бы показать министру.
Можно расслабиться и перезагрузиться
«Вы за ЦБ или за минфин?»
Само заседание рабочей группы проводили в криптополигоне, где испытывают технологии на базе блокчейна. Место актуальное, особенно на фоне споров минфина РФ и Центробанка по поводу легализации майнинга. Оплата криптовалютой в России сейчас не разрешена, поэтому здесь используют криптоэквайринг, рассказал глава минцифры РТ Айрат Хайруллин. В качестве примера депутатам показали кофе-аппарат, где при покупке напитка криптовалюта в режиме реального времени меняется на рубль.
— Вы за ЦБ или за минфин? — поинтересовался Фаррахов. — ЦБ сегодня считает, что на самом деле это полный обман, это неустойчивая ситуация. Но минфин полагает, что в сегодняшних условиях мы могли бы кофе купить за крипту, у нас очень много электростанций, на которых можно майнинг делать, у нас все-таки избыток электроэнергии есть.
— Мы за выверенную государственную политику, которая учитывает интересы всех — бизнеса, населения, Центрального банка. Нельзя играть в одни ворота, — парировал Хайруллин. Позже в разговоре с журналистами он пояснил, что на этот вопрос уже, по сути, отвечал президент РФ Владимир Путин, который попросил регулятора внимательно на данную тему посмотреть. «Уверен, что позиция Центрального банка тоже верная, они защищают интересы финансово-экономической системы. Позиция минфина тоже верная, и позиция Госдумы тоже верная, просто каждый смотрит через свою призму на эту большую тему», — сказал министр, отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online». Метшин поддержал: «Задача как раз найти общее решение, которое будет обеспечивать конечный результат всех сторон».
Заседание рабочей группы проводили в криптополигоне, где испытывают технологии на базе блокчейна
В разговоре у кофе-аппарата Хайруллин предложил пойти «мягким способом». Для начала определить регион (конечно же, Татарстан), где будет действовать «цифровая песочница». «Мы считаем, что криптообменники, эквайринг должны быть лицензируемым видом деятельности. Вы можете пойти обменять 100 долларов в обменнике, который находится на улицах городов, это лицензируемый вид деятельности, контролируемый государством», — отметил он. Еще плюс: российская финансовая система в качестве резервной валюты могла бы содержать часть своих доходов в каком-то стейблкоине. «Его нельзя взять и запретить, взять у вас и, что называется, забрать», — добавил министр.
Фаррахов предложил собрать на площадке известных депутатов и обсудить с ними легализацию майнинга и операций с криптовалютами, а также возможность применения искусственного интеллекта при разработке законов страны. «Часть законов у нас, в принципе, работает, но при этом и не работает. Есть общее мнение, что искусственный интеллект через какое-то время избавит государство от депутатов, потому что на самом деле не надо будет писать законы», — объяснил депутат. «Я сам думаю, что я, конечно же, написал бы лучше, но общее понимание того, что сегодня основные программные продукты пишет искусственный интеллект, говорит о том, что он напишет лучше», — отметил он. А также предложил свою помощь в продвижении площадки. «Я дал ребятам телефоны помощников своих, если мы где-то будем полезны, всегда готовы помочь», — заключил парламентарий.
Фаррахов предложил собрать на площадке известных депутатов и обсудить с ними легализацию майнинга и операций с криптовалютами, а также возможность применения искусственного интеллекта при разработке законов страны
«Ощущается небольшой недостаток оборудования для мобильных сетей…»
Задача, которую поставил президент перед отраслью на 2023 год, — развитие искусственного интеллекта, рассказал в подробном докладе замминистра цифрового развития РТ Рустам Хидиятуллин. Подобные кейсы уже внедряются в республике, к примеру, в анализе цен, в выборке данных в работе министерства.
Оптимистичные прогнозы по объему выручки в отрасли в объеме 151 млрд рублей, скорее всего, не оправдаются, указал он. На самом деле выручка по итогам года составит около 130 млрд рублей. Есть опасения из-за ограничений, которые сложились в связи с ввозом оборудования для операторов. «Усложнилась процедура расширения сетей, ощущается небольшой недостаток оборудования для мобильных сетей для распространения широкополосных беспроводных сетей», — рассказал замминистра. Зато в сфере информационной безопасности не требует импортозамещения, здесь используются исключительно отечественные разработки.
Востребованность IT-специалистов не спадает. Отъезд высококвалифицированных сотрудников в феврале и сентябре дал толчок к развитию компетенций среднего персонала, который смог заполнить нишу специалистов высокого класса. Кроме того, освободились специалисты, работавшие в крупных зарубежных компаниях. «Несмотря на это, мы понимаем, что даже то количество людей, которое обучается ежегодно — на территории Татарстана выпускаются порядка 4–5 тысяч человек, — их по-любому не хватает, и уровень зарплаты это как раз показывает», — рассказал спикер.
Задача, которую поставил президент перед отраслью на 2023 год, — развитие искусственного интеллекта, рассказал в подробном докладе замминистра цифрового развития РТ Рустам Хидиятуллин
Около 2,8 тыс. объектов в Татарстане остаются недооснащенными современными оптическими сетями. Хидиятуллин попросил депутатов помочь республике «хотя бы на ближайшие два года» получить дополнительное финансирование в объеме 2 млрд, чтобы завершить работу. Зато оптикой удалось охватить более 100 тыс. домохозяйств в селах. Еще один плюс — в этом году республика первой из регионов завершила перевод всех социально значимых услуг в электронный вид. Экономический эффект составил порядка 16 млрд рублей, рассказал заместитель Хайруллина. В дальнейшем планируется перевести услуги на единую цифровую платформу.
Далее Хидиятуллин перечислил проекты, реализованные в Татарстане в этом году: это и сервис «Мои субсидии», сервис ЖКХ «Локоло», цифровизация Республиканской клинической больницы и модернизация других лечебных учреждений республики и др. В ближайшие годы номером один на повестке будет проект по созданию радиологического дата-центра с применением технологии искусственного интеллекта.
А в IT-парке есть резиденты, которые создают решения «на уровне Tesla, iPhone и Xiaomi», добавил Хидиятуллин. И в пример он привел беспилотный электромобиль, разработкой которого занимается АО «Кама».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 7
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.