Творчество одного из авторов казанской выставки Young Art — 29-летнего Ивана Волкова — кого-то ужасает, кого-то восхищает. «Мне нравится исследовать сознание неустроенной прослойки общества, добавлять в обыденность элемент чуда, делать привычное парадоксальным, изучать рамки дозволенности», — говорит автор, работы которого охотно покупают актеры Александр Паль и Елизавета Янковская, директор музея «Гараж» Антон Белов, фронтмен группы «Звери» Роман Билык и другие известные личности. О картинах, которые исчезают, когда пригревает солнце, суши для Бабы-яги и о том, почему ночь — благодатное время для подмены реальности, — в интервью «БИЗНЕС Online».
Иван Волков: «В плане творчества у меня все по-прежнему. Я все так же не состою в союзе художников, где юбиляров награждают дипломами»
«Я намеренно выхожу за рамки провокационных реалий»
— Иван, 10 декабря вам исполнится 30 лет. Для вас это знаковая дата? Чувствуете какие-то изменения в мироощущении?
— Трудно сказать. Моя карьера в последние годы пошла в гору. Было много групповых выставок, в этом году случилась первая персональная выставка на «Винзаводе» — самое памятное событие последних 5 лет. А в плане творчества у меня все по-прежнему. Я все так же не состою в союзе художников, где юбиляров награждают дипломами.
— Вы потомственный художник и скульптор. Ваш дед Андрей Волков создает из металла оригинальные композиции с растениями, людьми и животными. Были ли у вас возможности и желание выбрать другую профессию?
— Видимо, нет (смеется). Я рос в мастерской дедушки в Дракино. Он постоянно брал меня на выставки — до сих пор помню арт-Москву начала 2000-х и тусовки со знаменитостями. Потом были художественная школа и академия Строганова. На подготовительных курсах я вновь окунулся в богемную атмосферу. Тогда это казалось мне чем-то невероятным, сейчас — обыденным.
Иван Волков — российский художник, график и скульптор.
После окончания художественной школы города Протвино обучался в Московской государственной художественно-промышленной академии им. Строганова на отделениях монументальной скульптуры и в Институте современного искусства.
Автор персональной выставки «Собачья свадьба» Gallery 11.12 (2022). Также выставлял свои работы в Центральном доме художника (Москва), музее стрит-арта (Санкт-Петербург), галерее «Виктория» (Самара), PlaxallGallery (Нью-Йорк). Принимал участие в международных ярмарках современного искусства «1703» и «Арт-Москва» (Санкт-Петербург, Москва – 2022). Живет и работает в Москве.
На разных этапах жизни я по-разному определял свое призвание. В институте думал, что буду скульптором. Потом увидел, в какой стагнации у нас находится этот жанр, и разочаровался. Сейчас больше рисую, пишу, хотя периодически делаю скульптуры, графику, ленд-арт.
«В «БИЗОN» с «Винзавода» приедет 5–6 моих, как я считаю, лучших работ, но в целом я не люблю повторяться. Некоторые мои картины первыми увидят именно казанцы»
— В казанской галерее «БИЗОN» открылась выставка Young Art, где вы вместе с другими молодыми московскими художниками представили свои работы. В 11.12 Gallery у вас с Кириллом Манчунским уже была экспозиция «Кетчуп и майонез». Почему решили теперь пригласить в проект еще и Софью Кобозеву?
— Я, Соня и Кирилл — три разных художника с похожими взглядами на мир. Соня виртуозно подменяет реальности (что мне тоже близко), микширует светлые и темные краски, располагает тела на приглушенном фоне. У Кирилла потрясающее чувство юмора — это видно по его вышивкам.
В «БИЗОN» с «Винзавода» приедет 5–6 моих, как я считаю, лучших работ, но в целом я не люблю повторяться. Некоторые мои картины первыми увидят именно казанцы.
— Вы самобытный и провокационный художник даже по современным меркам. Как думаете, готова ли казанская публика к вашим экспериментам?
— Я не был в Казани и мало знаю о городе. Но на фотографиях видел монументальные здания, красивые пейзажи и буду очень рад представить здесь свои работы. Интуитивно старался выбрать подходящие экспонаты, но последнее слово было за кураторами — полностью им доверяю. Знаю, что в городе есть адепты современного искусства — продвинутая молодежь и передовое старшее поколение. Но я привык к осуждающим комментариям и претензиям. Да, у меня есть полотна, которые кажутся обывателям вызывающими. Но я работаю с этой темой и намеренно выхожу за рамки провокационных реалий.
В творчестве для меня важно лишь мнение родственников, друзей и коллег. Сегодня многие ребята работают в одинаковых медиумах и затрагивают похожие темы. Мы вдохновляем друг друга и поддерживаем. Больше в России это делать некому, поэтому черпаем энергию из коллектива. В Москве с ребятами снимали мастерскую на четверых — творили, думали, обсуждали последние события.
«У меня есть полотна, которые кажутся обывателям вызывающими. Но я работаю с этой темой и намеренно выхожу за рамки провокационных реалий»
«Мне нравится добавлять в обыденность элемент чуда, делать привычное парадоксальным»
— У любого художника есть свои поклонники и оппоненты. Кто ваш постоянный зритель?
— Иногда получаю изящные комплименты от дам за 50. Но в основном это молодежь. У меня много поклонников-ровесников в родном городе Протвино. Но и старших людей, которым не близко мое творчество, я понимаю. Они жили другой жизнью, в других условиях. Приятно, что мои работы покупают актеры Александр Паль и Елизавета Янковская, директор музея «Гараж» Антон Белов, фронтмен группы «Звери» Роман Билык. После продажи всегда прошу фотоотчет — интересно узнать, как картина или графическая миниатюра вписалась в интерьер.
— Как в принципе сформировалась ваша нетривиальная эстетика?
— Под влиянием действительности. Я выступаю проводником (между реальностью и зрителем — прим. ред.), словно губка впитываю сюжеты и выплескиваю их на холст. Мне нравится исследовать сознание неустроенной прослойки общества, добавлять в обыденность элемент чуда, делать привычное парадоксальным, изучать рамки дозволенности. Провокационные детали в моих работах — не эпатаж, а лишь реакция на то, что происходит вокруг. Весной мне было особенно сложно, и возникла картина «Трясина». Но я продолжаю писать, лепить, выжигать; вдохновляюсь новыми местами. Недавно рисовал котиков.
— Порой ваши работы столь же провокационны, сколь и реалистичны. Например, приехавшая в «БИЗОN» миниатюра «Лошадки идут на …», где накрашенные самочки в платьях отправляются на охоту. Такими вы видите современных девушек?
— Не всех, конечно. Это «фофан» (в переносном значении «карточная игра, сходная с игрой в дурака» — прим. ред.). Я не хотел обидеть никого из девушек. Здесь тоже есть подмена действительности — ситуация вымышленная, но может случиться в реальной жизни.
«Порой хочется остановиться и запечатлеть «мираж». Так я нарисовал ночной «Макдоналдс» (тогда он уже уходил из России) и KFC с горящей курочкой (который в итоге остался)»
«Ночь — благодатное время для подмены реальности»
— Вы любите изображать темные пейзажи, превращая в объекты искусства обыденные вещи — автомойку или ларек с курами гриль.
— Да, после 21:00 я много гуляю пешком, делаю фотографии и потом с них рисую. Серия, которая будет на выставке, посвящена московским окраинам. Это мое видение ночного города, возможно, зритель увидит что-то интересное для себя. Я намеренно писал Бутово и Гольяново, а не Красную площадь — они могут быть ближе народу. Вообще я серьезно отношусь к «темным» пейзажам. Люблю свою безымянную работу, где дьяволенок идет по московскому тоннелю. Надеюсь, гости «БИЗОNа» ее тоже оценят.
Порой хочется остановиться и запечатлеть «мираж». Так я нарисовал ночной «Макдоналдс» (тогда он уже уходил из России) и KFC с горящей курочкой (который в итоге остался). Из шуточных зарисовок одна из лучших — «Суши для Бабы-яги». Я подумал, что яга, как и любая девушка, любит заказывать еду домой, и совместил реальность с русским фольклором.
— Один из ваших самых поэтичных ночных циклов посвящен искусству любви. Мы увидим мерцающие светила, ловца звезд, танцующую пару… Все же в вашей эстетике есть место прекрасному?
— Конечно. Но вот реально ли оно? Ночь в целом благодатное время для подмены реальности. Все мы (и я тоже) так делаем, сознательно или на автомате. Эту серию я создал летом для персональной выставки «Собачья свадьба» в 11.12 Gallery. Она мне очень нравится, поэтому и привез ее в Казань. Я взял необрезанные доски, обжег их, состыковал и вырезал контрастные сценки. Особенно удачны «Звездное небо» и «Одинокий жених в виде собаки».
«Из шуточных зарисовок одна из лучших — «Суши для Бабы-яги». Я подумал, что яга, как и любая девушка, любит заказывать еду домой, и совместил реальность с русским фольклором»
«Я не привязан по жизни к определенному месту»
— Как художник вы прославились также и своими масштабными арт-объектами на снегу. Что вдохновляет вас на этот редкий вид искусства?
— Снежные работы я отношу к ленд-арту. Делал их в основном в Протвино — последние четыре зимы позволяли. Однажды в YouTube увидел, как перед своей смертью художник Паша 183 (Павел Александрович Пухов — прим. ред.) нарисовал баллончиком пару картин на снегу. Я усовершенствовал его технику и встроил в свою эстетику — пишу и провокационные изображения (полуобнаженная женщина), и вполне целомудренные (дремлющий розовый мишка). Скоро планирую выехать туда, где есть снег, и продолжить.
— Вам не жаль весной расставаться со снежными работами? Ведь они таят…
— Я изначально это понимал. Поэтому просто наслаждаюсь процессом и бережно храню фотографии.
— У вас уже есть опыт выставок за рубежом — ваши картины побывали в галереях Берлина и Нью-Йорка. Какие ощущения испытали в сравнении с российскими проектами?
— Я даже жил какое-то время в Нью-Йорке в резиденции. Очень впечатлился. Публика там более подготовленная, понимающая, и творческие эксперименты не вызывают негативного резонанса. Я видел в Нью-Йорке очень провокационные работы, и их воспринимали нормально. Художнику в принципе полезно выставляться за рубежом, бывать в резиденциях. Из России это не всегда просто осуществить, но я продолжаю отправлять свои картины на open call. Перед началом последних событий звали в Швейцарию на групповую выставку, но потом передумали. Некоторые мои коллеги и сейчас выставляются за границей. Меня пока больше никуда не приглашали, но я работаю над этим. Я не привязан по жизни к определенному месту и хочу побывать везде.
«В целом мне нравится, как развивается современное искусство. Пусть оно будет максимально разнообразным»
— Ваши работы очень индивидуальны и узнаваемы. А есть ли у вас какие-то ориентиры в творчестве, любимые художники?
— Русских мастеров называть не буду, чтобы никого не обидеть. Из зарубежных нравится Георг Базелиц. Мой институтский кумир — Энтони Гормли, в плане скульптуры я часто на него ориентировался. В целом мне нравится, как развивается современное искусство. Пусть оно будет максимально разнообразным.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 4
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.