«Если мы сможем обрабатывать грузы здесь, в Татарстане, обеспечим регион хабом», — заявил представитель одной из крупнейших в России логистических компаний FESCO во время визита в республику. Компания с выручкой более сотни миллиардов рассматривает в РТ три точки для дислокации, но власти региона, похоже, намерены «сосватать» мощному инвестору свияжский логоцентр, который не так давно ушел под управление компании Ирека Салихова. Однако сам инвестор поглядывает совсем на иную площадку, причем в Закамье. О том, как FESCO заманивают на Свиягу и что привлекает инвестора в «Камских воротах», — в материале «БИЗНЕС Online».
Крупная логистическая компания FESCO намерена создать в регионе свою опорную точку
От шаттла до хаба: что логогигант ищет в Татарстане?
Голубая мечта о превращении РТ в крупный логистический хаб, похоже, начинает обретать реальные черты: после неоднократных провальных попыток заманить в республику мощного инвестора, способного наладить контейнерные перевозки и хранение грузов, регионом всерьез заинтересовался крупный игрок. Представители одной из самых больших транспортно-логистических компаний России FESCO в ноябре осмотрели в Татарстане три площадки. На одной из них FESCO планирует построить хаб не только для своих грузов, но и для других игроков рынка.
Республика уже много лет «продает» себя как крайне удачную локацию для перевалки товаров на пути из Азию в Европу и обратно. В Стратегии-2030 мелькают ключевые маркеры «Татарстан — глобальный хаб», «кластер — евразийский хаб». Регулярные контейнерные перевозки — это один из важнейших аспектов развития логистики в регионе и «еще не использованный резерв роста экономики Татарстана». Так утверждает бизнес-омбудсмен РТ Фарид Абдулганиев, которому власти региона поручили курировать эту сферу. По словам Абдулганиева, крупнейшие промышленные предприятия РТ пользуются контейнерными перевозками, но нерегулярно. А зря: экспертные оценки участников рынка свидетельствуют, что переход на регулярные контейнерные отправления позволит оптимизировать логистику предприятий на 15–25% и снизить время доставки более чем в 2 раза.
Движение в сторону контейнерного хаба последние годы было: в 2021-м республика сотрудничала с мировым логистическим гигантом — датской компанией Maersk, но после начала СВО владелец едва ли не каждого второго контейнера в мире объявил России бойкот. Весной 2022-го приглашали в регион российскую логистическую компанию «Модуль», которая обещала открыть в РТ представительство, но в какой-то момент пропала с радаров СМИ. Впервые о группе компаний FESCO в Татарстане заговорили летом этого года.
Основной актив FESCO — владивостокский морской торговый порт с ежегодной пропускной способностью 5 млн т генеральных грузов и нефтепродуктов, 150 тыс. единиц автомобилей и колесной техники, а также 670 тыс. teu-контейнерных грузов. Компания входит в топ-10 крупнейших российских частных железнодорожных операторов, осуществляя перевозки под брендом «Трансгарант» (100-процентная дочерняя компания FESCO). Флот FESCO включает 22 грузовых судна.
Головная компания FESCO — ПАО «Дальневосточное морское пароходство». Бенефициары ГК спрятаны в офшорах. Согласно данным сервиса проверки контрагентов «Контур.Фокус» на 30 июня 2022 года, по 25% дальневосточного морского пароходства владеют офшорные фирмы Enviartia Consulting и Smartilicious Consulting. Президент и председатель правления НК FESCO — Аркадий Коростелев. Согласно представленным FESCO данным, в 2021 году выручка по группе компаний составила 113 млрд рублей.
В конце июля топ-менеджмент FESCO побывал в Татарстане с рабочим визитом, посмотрел активы свияжского межрегионального мультимодального логистического центра (СММЛЦ), повстречался с представителями крупнейших предприятий республики. Тогда компания заинтересовалась организацией железнодорожных контейнерных перевозок из Юго-Восточной Азии в Татарстан и в обратном направлении с товарами, произведенными на территории РТ.
В сентябре из владивостокского порта в Казань отправился первый контейнерный поезд (FESCO Kazan Shuttle) с товарами из стран Азиатско-Тихоокеанского региона. До этого большинство цепочек поставок проходило через Москву. Торжественный старт поезду дали на Восточном экономическом форуме президент Татарстана Рустам Минниханов и вице-президент транспортной группы Герман Маслов. «Сегодня мы дали старт первому поезду, главное, он максимально загружен. Вопрос логистики особенно актуален для производств. Нам надо смотреть еще шире: помимо стран Азиатско-Тихоокеанского региона, нужно рассмотреть рынки Турции, Ирана», — отметил тогда президент РТ.
Тогда же, в сентябре, в FESCO подтвердили, что одним шаттлом дело не ограничится: компания рассматривает Татарстан как наиболее перспективный регион для развития «ключевого центра транспортно-логистической интеграции внешнеторговых потоков на Средней Волге».
«Не делать крюк»: Татарстан сможет конкурировать с Москвой за грузопотоки
Затягивать с реализацией планов не стали: FESCO намерена создать в регионе свою опорную точку и уже пару недель подбирает площадку. 9 и 10 ноября в Татарстане побывал генеральный директор ООО «ТГ-Терминал» Максим Страхов (общество обеспечивает работу терминально-складских комплексов FESCO).
Транспортная группа выбрала этот регион, чтобы в нем строить не только опорную точку, но и открыть свое представительство. Сейчас наша компания занимается оценкой активов, площадок, которые можно использовать под сухие терминалы для перевалки морских 40-футовых контейнеров железнодорожным и в перспективе речным транспортом.
FESCO планирует построить терминал, рассчитанный на грузопоток в 150 тыс. TEU (единица измерения контейнерных перевозок, равная объему 20-футового контейнера) в год. Это в 2 раза больше, чем грузопоток, который может обеспечить сама FESCO. Соответственно, площадка должна превратиться в хаб, который будет принимать грузы и сторонних игроков. Этот хаб позволит разгрузить железнодорожную магистраль от Казани до Москвы. «Сейчас все контейнеры с грузами, в том числе на Казань, идут на Москву. Там они переваливаются в траки (фуры) и едут обратно в Татарстан и другие регионы. Это дополнительное плечо и лишние затраты. Создание хаба в РТ позволит разгружать контейнеры в республике и развозить их в другие регионы, например по ПФО, уже не из Москвы, а из Татарстана, не делать крюк», — объяснил Страхов.
Встреча топ-менеджмента компании FESCO (на фото) и руководства промпредприятий Татарстана
По словам Страхова, у компании три основных технических требования к площадкам для локализации:
- наличие железнодорожной инфраструктуры;
- наличие подъездных путей для авто;
- выход к воде и возможность в долгосрочной перспективе передвижения по рекам.
Были требования и по площади: FESCO интересовала территория от 6 га «только под бетон», т. е. без учета ж/д путей. По словам Страхова, на потенциальную площадку FESCO хотели бы завести в том числе ричстакеры — машины для погрузки контейнеров, их грузоподъемность достигает 45 т, и для маневра агрегата требуется значительное пространство.
Группе компаний FESCO хотелось бы построить терминал, рассчитанный на грузопоток в 150 тыс. TEU в год. Это в 2 раза больше, чем тот грузопоток, который может обеспечить FESCO
Под описанные требования в республике подошло всего три точки, которые Страхов и посетил в начале ноября. «БИЗНЕС Online» проанализировал предложенные логисту площадки и расположил их от наименее подходящего варианта к максимально приспособленному под нужды FESCO.
Миннехузин манит расположением на ж/д станции
Две из предложенных FESCO площадок размещены в Закамье, вблизи Набережных Челнов. Под критерии FESCO подошла территория ООО «Вагон Сервис Транс Логистик» в 12,7 га в Круглом Поле, принадлежащая челнинскому бизнесмену, главе одного из крупнейших в Татарстане фермерских хозяйств Равилю Миннехузину. «Приезжала делегация из 8 человек, осмотрели нашу площадку, вроде остались довольны. Но пока никаких решений не озвучили — взяли паузу, чтобы подумать», — прокомментировал Миннехузин нашему изданию.
По словам Страхова, площадка подходит по размерам. Еще один плюс — удобное расположение, она находится на станции Бетьки-сортировочная, которая примыкает к узловой станции Круглое Поле куйбышевской ж/д ветки.
«Возможно, эта площадка может быть наиболее доступна как актив, но только возможно, — пояснил Страхов. — Но „Камские ворота“ и СММЛЦ более технически оснащены. Со стороны акционеров для ООО „ТГ-Терминал“ было техзадание посмотреть все площадки в регионе, мы все подходящие и посмотрели. Чем больше выбор, тем больше шансов принять максимально взвешенное решение. Но данную площадку мы пока отодвигаем на третье место».
Закамье распахнуло «Камские ворота»
По мнению Страхова, площадка «Камские ворота» в Набережных Челнах лучше оснащена и «практически готова к приему поездов» FESCO. Это часть промпарка «База оборудования» с юрлицом ООО «Вира НЧ» (владельцы компании — Рафаиль Зиятдинов и Надежда Подъячева с долями в 45%, а также Юрий Левашов с долей в 10%) и управляющей компанией ООО «УК „Трио Групп“». Согласно данным сервиса по проверке контрагентов «Контур.Фокус», на конец 2021 года выручка ООО «Вира НЧ» составляла 76,9 млн рублей, чистая прибыль — 3 миллиона.
Из плюсов площадки — готовые ж/д пути, наличие двух козловых кранов, контейнерного терминала и даже собственной зоны таможенного досмотра. Подходит и площадь в 10 гектаров. Из минусов — на этой площадке нет доступа к воде, но, как пояснил Страхов, вопрос выхода на воду для FESCO — перспектива, отдаленная примерно лет на 10. Если же смотреть на реальные активы, то, по оценкам гендиректора ООО «ТГ-Терминал», у «Камских ворот» сейчас больше всего плюсов перед другими площадками. «Я бы рекомендовал ее — там можно хоть завтра работать. А чем быстрее компания зайдет на площадку, тем раньше сможет зарабатывать», — говорит Страхов.
Иван Кузьмин: «Мощности нашего промпарка «База оборудования» позволяют в десятки раз увеличить переваливаемые объемы»
Руководство «Камских ворот» подчеркивает: они открыты для предложений. «Нам позвонили, сказали: „Если вы готовы, мы (делегация FESCO — прим. ред.) приедем к вам“. Думаю, визит прошел очень хорошо, — понадеялся в беседе с нашим корреспондентом гендиректор управляющей компании „Трио Групп“ Иван Кузьмин. — Мощности нашего промпарка „База оборудования“ позволяют в десятки раз увеличить переваливаемые объемы». Сейчас терминал «Камских ворот» может обеспечить перевалку и единоразовое хранение 300 контейнеров, склад временного хранения с таможенной зоной досмотра рассчитан на 24 контейнера.
По словам Кузьмина, «Ворота» уже принимают грузы как частных лиц, так и крупных градообразующих предприятий вроде КАМАЗа. В планах УК начать приемку грузов для Haier. «В месяц мы можем перевалить около 900 контейнеров, или порядка 18 тысяч тонн грузов. Это только контейнерные поезда, между ними еще можно складировать, перетаривать, сейчас мы загружены на 15 процентов, — рассказывает Кузьмин. — „Камские ворота“ — это совокупно контейнерный терминал и зона таможенного контроля, всего 10 гектаров. У нас в собственности 40 гектаров, рядом с „Воротами“ еще одна площадка, которую можем запустить в любое время».
Свияжский логоцентр «продают» с помощью таможенного поста?
Среди трех рассматриваемых в Татарстане точек размещения хаба, безусловно, больше всех выделяется свияжский межрегиональный мультимодальный логистический центр (СММЛЦ). 29 сентября Абдулганиев организовал встречу топ-менеджмента FESCO и руководства промпредприятий РТ. Тогда представители компании весьма комплиментарно высказывались в адрес площадки под Свияжском. «Планируем развивать FESCO Kazan Shuttle, коридор север – юг и наш сервис через порт Новороссийска FESCO Kazan Black Sea Shuttle. В настоящее время мы работаем через станцию Тихорецкая, но мы знаем о глобальном стратегическом проекте республики — свияжском межрегиональном мультимодальном логистическом центре, и наша цель — развить текущие сервисы и перейти к возможности использования СММЛЦ в качестве нашего опорного пункта для всех сервисов FESCO в Республике Татарстан», — заявила на сентябрьской встрече заместитель коммерческого директора по региональным продажам FESCO Галина Круглякова.
Возможность «приземления» хаба под Свияжском обсуждалась и на уровне Минниханова, президент РТ настаивал на этой площадке. Желание «подружить» свияжский логоцентр с профильным резидентом имеет давнюю историю: изначально сюда планировали зайти РЖД со своей «дочкой» — «Трансконтейнером», в какой-то момент развивать тему планировал даже то и дело банкротящийся «Татфлот» Равиля Зиганшина.
В активы СММЛЦ, который сейчас находится под управлением компании из группы председателя совета директоров АО «Ядран» Ирека Салихова, были вложены немалые деньги. По данным минэкономики РТ, строительство только причальной стенки обошлось в 2,4 млрд рублей, железнодорожных путей — в 230 млн рублей. Кроме того, было построено 5,2 тыс. м автодорог (по парку) и 9 тыс. кв. метров (от парка до федеральной трассы М7). Общая сумма госинвестиций при этом не указывается. Разные источники в разное время называли то 8 млрд рублей (миндортранс РТ), то 12,5 млрд рублей (ФКУ «Ространсмодернизация»). Но пока что площадка, что называется, не взлетела.
В самом СММЛЦ «БИЗНЕС Online» сообщили, что визит делегации во главе со Страховым «прошел продуктивно». «Коллеги изучили объект и инфраструктуру СММЛЦ: причальную стенку и железнодорожные пути. Мы готовы им предложить земельный участок, присоединение ко всем необходимым сетям (электричество, газ, вода), а также возможность использования причала и ж/д путей», — рассказала исполнительный директор ООО «УК „Альянс“» (представитель СММЛЦ) Лейсан Шарафеева. Что касается перевозок, то пока СММЛЦ контейнерные поезда не принимает: на объекте завершается предпроектная стадия контейнерного терминала.
Как отметил Страхов, на первый взгляд свияжский логоцентр выглядит «красиво и максимально интересно». Из явных плюсов: есть и железнодорожные ветки, и подкрановые пути, и выход к воде, и хорошая площадь, которая позволяет разместить богатую инфраструктуру. Близко к СММЛЦ расположена железнодорожная станция Свияжск, рядом есть потенциальные «клиенты» FESCO (KazanExpress, например).
Но есть и минусы, в числе которых водоохранная зона и наличие рядом инфраструктуры с повышенным классом опасности — в ноябре «Газпром» начал строительство 24-километрового газопровода к СММЛЦ. А также имеются тонкости, связанные с расстоянием между железнодорожными ветками. Существует стандарт, некое нормативное расстояние между путями. Как объяснил Страхов, на СММЛЦ три железнодорожные ветки, и если между двумя расстояние нормативное, то между вторым и третьим путями оно больше нормы.
«Потому что там проложен подкрановый путь под портальные краны для приема и распределения грузов с воды. Иными словами, представленная на СММЛЦ технология привязана к причальной стенке, похоже, она была рассчитана не под контейнерные грузы, а, возможно, под инертные, металлолом например, — объяснил Страхов. — А мы хотели использовать на своей площадке ричстакеры, но они не дотянутся на этот третий путь. Придется применять другие технологии, к примеру RMG (контейнерные стапельные краны на рельсовом ходу), возможно, ставить портальные краны, стоимость которого 6–7 миллионов долларов (и это если мы говорим о китайском производстве). Но любое решение ведет к увеличению затрат».
И тем не менее шансы у СММЛЦ получить профильного резидента высоки: по данным анонимного источника «БИЗНЕС Online», представители FESCO еще раз посетили Татарстан 21 и 22 ноября и понедельник провели на СММЛЦ, снова смотрели площадку, железнодорожные пути, общались с руководством центра и района. А вечером того же дня якобы встречались с министром экономики Татарстана Мидхатом Шагиахметовым. Известна и еще одна любопытная деталь: как утверждает наш источник, «решен вопрос» с открытием в свияжском логоцентре таможенного поста, что автоматически дает и без того «заряженной» площадке бонусные очки.
И все же такие сложности с «женитьбой» СММЛЦ показательны. Если FESCO, несмотря на чиновничьи уговоры, все же предпочтет малоизвестную частную площадку в Челнах, это может стать красноречивым сигналом и для других инвесторов.
Окончательное решение по выбору площадки совет директоров FESCO будет принимать после всесторонней оценки каждой из трех татарстанских локаций: помимо оценки технических активов, которую уже справочно предоставило ООО «ТГ-Терминал», потенциал площадки оценит и транспортное подразделение компании, и ряд других ключевых экспертов. Решить, где размещать свои активы, совет директоров компании может «в кратчайшие сроки». «До конца года все точно станет понятно», — заверил Страхов.
Татарстан при локализации FESCO получит крупного инвестора. И хотя сама компания не называет объем вложений в регион, речь о миллиардах рублей
Сколько миллиардов FESCO «закачает» в Татарстан?
Каков план «приземления» FESCO в регион, если логистического гиганта устроят технические условия? По словам Страхова, действовать компания будет через приобретение местного юрлица и дальнейшее переоборудование контейнерной площадки. И хотя сама компания не называет объем вложений в регион, речь о миллиардах рублей. К примеру, в июне этого года в FESCO рассказали о планах вложить порядка 4 млрд рублей в Забайкальский край на создание ТЛЦ «Терминал Забайкальск», а в сентябре группа компаний сообщила о намерении инвестировать 24 млрд рублей в развитие перевалочных мощностей владивостокского морского торгового порта. Но важнее для региона инфраструктурное значение проекта. Наличие мощной логистической артерии — важный фактор при выборе места размещения производств и сопутствующих бизнесов.
После выбора площадки компания определит детали планируемой сделки: как пояснил гендиректор ООО «ТГ-Терминал», FESCO интересует покупка активов в собственность или долгосрочная (от 49 лет) аренда. Но если ООО «Вагон Сервис Транс Логистик» готово рассматривать и аренду, и продажу своих 12,7 га, то, например, УК «Трио Групп» не хочет расставаться с «Камскими воротами» и готова к вариантам «партнерских отношений». Продажу даже части активов не рассматривает и руководство СММЛЦ, поскольку инфраструктура центра «предназначена для пользования всеми резидентами», а вот выкуп земельного участка после выполнения заявленного объема инвестиций возможен, как и у всех остальных резидентов СММЛЦ.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 30
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.