По предварительным данным ФНС, со следующего года количество участников налогового мониторинга вырастет на 33%. Рост числа участников обусловлен повышением уровня доверия налогоплательщиков к новой форме налогового контроля, которая упрощает взаимодействие с органами ФНС и делает его более удобным. О том, какие еще преимущества дает переход на налоговый мониторинг, какие компании могут его избегать и влечет ли он дополнительные затраты на внедрение, рассказывает директор по развитию бизнеса корпоративных приложений и разработки программного обеспечения компании ICL Soft Лилия Сахипова.
Лилия Сахипова: «На сегодняшний день переход на налоговый мониторинг не обязателен и подходит далеко не всем компаниям, но он позволяет ослабить свое внимание к учетно-контрольным операциям»
Что представляет собой налоговый мониторинг?
Это современная форма налогового контроля и, можно сказать, цифровизация в области налогового контроля. Традиционные запросы, проверки со стороны налоговых органов заменяются на онлайн-взаимодействие и удаленный доступ налогового органа к информационным системам бухгалтерского и налогового учета организации. Удаленный доступ организуется двумя способами: либо налоговый орган сам непосредственно подключается к информационной базе компании, либо через аналитическую витрину данных. На сегодняшний день переход на налоговый мониторинг не обязателен и подходит далеко не всем компаниям, но он позволяет ослабить свое внимание к учетно-контрольным операциям. Взамен компании могут рассчитывать на снижение числа проверок и подвергаться им только по тем операциям, которые, по мнению ФНС, содержат элементы риска.
Какое преимущество дает компаниям переход на налоговый мониторинг?
Можно перечислять множество плюсов от этого перехода. На поверхности — это изменение отношений между налоговым органом и организацией. Сокращается количество запросов, отсутствуют камеральные и выездные проверки, ускоряется возмещение НДС, отсутствуют штрафы и пени в случае выполнения мотивированного мнения.
Отношения с налоговым органом выходят на новый уровень, и это отмечают все организации, которые вступили в налоговый мониторинг. Отношения становятся открытыми, прозрачными, доверительными, и, конечно же, ускоряется взаимодействие.
Переход на налоговый мониторинг — это обязательство или пожелание?
Согласно пункту 3 статьи 105.26 Налогового кодекса России, переход на налоговый мониторинг — это право организации. Потому на данный момент это не обязательно. Для того чтобы воспользоваться правом перехода на налоговый мониторинг, организация должна удовлетворять трем условиям одновременно: общая сумма налогов (НДС, НДФЛ, акцизы, прибыль, НДПИ и страховые взносы) должна превышать 100 млн рублей, сумма доходов должна быть не менее 1 млрд рублей, а совокупная стоимость активов должна быть не менее 1 млрд рублей.
Заявочная кампания на переход на налоговый мониторинг с 2023 года уже завершена. Компании, которые не успели подать заявки, могут перейти на эту форму взаимодействия с налоговыми службами только с 2024 года. Но это не так долго, как кажется. Это означает, что у компании есть год, чтобы подготовить свою информационную систему к внедрению налогового мониторинга.
А какие есть ключевые этапы при переходе на налоговый мониторинг?
Можно выделить четыре крупных этапа работ:
— обследование и анализ текущей налоговой функции организации и ее информационных систем;
— методологическая подготовка, связанная с обеспечением раскрытия информации бухгалтерского и налогового учета и внедрением системы внутреннего контроля;
— организационный этап, в который входят работы, связанные непосредственно со вступлением в налоговый мониторинг, а также внутренние организационные изменения, связанные с системой внутреннего контроля;
— автоматизация функций налогового мониторинга в IT-ландшафте организации. Это так называемая проектная деятельность. Она включает в себя разработку технического задания и проектирования, доработку информационных систем, тестирования, обучение пользователей и само внедрение.
Какие задачи бизнеса позволяет решать налоговый мониторинг?
Налоговый мониторинг позволяет организации сосредоточиться на бизнесе, а не на выполнении учетно-контрольной функции. Онлайн-взаимодействие экономит существенное количество времени, что тоже приводит к сокращению затрат бизнеса. С точки зрения требований мониторинга к системе внутреннего контроля бизнес также плавно подводится к тому, что рисками нужно управлять, а не реагировать после того, как что-то уже случилось.
Есть еще один бонус — это то, что налоговый мониторинг приводит к ускорению внедрения электронного документооборота.
Есть ли дополнительные затраты при переходе на налоговый мониторинг?
Да, дополнительные затраты будут. Это расходы на организационные изменения и затраты на IT. Но эти затраты можно рассматривать как инвестиции. Поскольку в результате внедрения систем внутреннего контроля организация точно повысит свою эффективность и сократит затраты в своей основной обычной деятельности.
Что вы можете посоветовать тем компаниям, которые собираются войти в систему налогового мониторинга?
Во-первых, рассматривайте переход к налоговому мониторингу как уникальную возможность. Возможность улучшить свои процессы и внедрить электронный документооборот.
Во-вторых, готовьтесь к тому, что за год до перехода к налоговому мониторингу придется очень много поработать. Нужно будет собрать заранее свою команду, которая будет вовлечена в данный процесс, и, конечно же, стоит привлечь надежного и профессионального партнера, который поможет вам пройти этот путь.
В-третьих, рассматривайте переход на налоговый мониторинг как проект, у которого есть бюджет, ограниченные сроки и очень конкретная цель, которую нужно достичь к понятному времени.
Как ICL может помочь при внедрении налогового мониторинга?
Проекты по налоговому мониторингу мы начали реализовывать с 2021 года. Наша команда проводила работу по переходу на налоговый мониторинг для двух дочерних обществ ПАО «Газпром». И сегодня с уверенность можем сказать, что на данный момент эти организации опубликовали свои отчетности в налоговой витрине и успешно прошли этап запуска.
Поэтому мы готовы с каждым заказчиком пройти каждый из четырех этапов. И этап обследования, чтобы вместе с вами посмотреть, насколько ваши налоговые функции готовы к переходу. И этап методологический, чтобы проработать возможности раскрыть информацию бухгалтерского и налогового учета для налоговых органов. И этап организационный, поскольку у нас есть опыт моделирования бизнес-процессов под задачи цифровой трансформации бизнеса. Конечно же, мы готовы полностью закрыть вопрос, связанный с автоматизацией. Вместе с заказчиком мы сделаем проект по электронному архиву учетных документов, доработаем информационные системы и обеспечим информационную безопасность при подключении налогового органа к вашей системе или витрине.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.