«Я очень много тендеров проиграл, потому что не проходил по цене. Разница с китайцами доходила до 20 процентов. Вы говорите, что все хорошо, но я как производитель этого не вижу», — с такими претензиями накануне пришли к топ-менеджменту СИБУРа представители предприятий по переработке полимеров. В адрес химического гиганта звучали упреки в плохом качестве новых марок, которые приходят на смену старым. Менеджеры СИБУРа объяснили это дефицитом катализаторов и спецхимии, но заверили, что процесс технологической перестройки продолжается, проблемы будут решены, главное — действовать сообща. Подробности — в репортаже «БИЗНЕС Online» с Дня переработчика.
«То, что было до 24 февраля, — это прошлая жизнь. Сейчас все по-другому», — такими словами член правления — исполнительный директор ООО «СИБУР» Павел Ляхович открыл накануне День переработчика, который прошел в актовом зале «Казаньоргсинтеза»
«Это деньги, которые не то чтобы под ногами валяются…»
«То, что было до 24 февраля, — это прошлая жизнь. Сейчас все по-другому. Мы с вами научились работать друг с другом без границ, без барьеров. Так что в этом есть позитивные моменты», — такими словами член правления — исполнительный директор ООО «СИБУР» Павел Ляхович открыл накануне День переработчика, который прошел в актовом зале «Казаньоргсинтеза». На встречу к СИБУРу пришли около 100 предпринимателей, занятых в переработке продукции холдинга.
Из-за сложностей с экспортом полимеров на внутреннем рынке высвобождаются сотни тысяч тонн продукции, которую нужно перерабатывать здесь же, в России, замещая импорт, подчеркнул спикер, выступая по видеосвязи. СИБУР «в одно лицо» не может решить эту задачу, поэтому важно услышать, что тревожит переработчиков — что нужно отрасли и что могут дать для этого нефтехимики. Только так можно монетизировать огромный потенциал, уверен Ляхович: «Это действительно деньги, которые не то чтобы под ногами валяются, но, не сильно наклоняясь, их можно подобрать».
«Нам бы хотелось узнать — что вам нужно? Что надо рынку? Мы будем от этого отталкиваться», — добавил гендиректор КОСа Айрат Сафин на правах «хозяина» мероприятия.
Айрат Сафин и Олег Коробченко
Холдинг проведет серию таких встреч в разных регионах, но начать было решено именно в Татарстане как в регионе-лидере по переработке полимеров в России. В 2021 году в республике произведено 1,5 млн т базовых полимеров. Из них татарстанскими компаниями перерабатывается 484 тыс. т (или 31,8%). Заместитель премьер-министра — министр промышленности и торговли РТ Олег Коробченко с сожалением отметил, что 70% полимеров вывозится из республики, хотя производимая из них продукция востребована в РТ.
«Если мы сейчас найдем понимание с КОСом и НКНХ (а политика предприятий изменилась в благоприятную сторону на 180 градусов), я думаю, все получится. Если будут вопросы, готовы поддержать в плане субсидий, подбора территорий, оборудования, льготных налоговых систем. Наша задача — создать новые предприятия по переработке, чтобы республика получила уже переработанный продукт с небольшой ценой, потому что только на логистике цена вырастает сильно», — сказал Коробченко.
«Самое главное — чтобы вы были богаты! Нам бедные предприниматели не нужны», — обратился вице-премьер к представителям отрасли.
На рынке реализовано 6,5 млн т полимерных изделий, 20% закуплено по импорту, привел цифры президент союза переработчиков пластмасс Михаил Кацевман
«Если мы сделаем 185 тысяч тонн изделий в 2023 году, будем героями»
В 2021 году в России произвели 7,2 млн т полимеров, из них 44,5% отправлено на экспорт. На рынке реализовано 6,5 млн т полимерных изделий, 20% закуплено по импорту, привел цифры президент союза переработчиков пластмасс Михаил Кацевман. «Импорт неслучайный. Канцелярские товары мы привозили из Польши и Китая не от безделья, а потому, что китайские, польские и белорусские производители предлагали более удобные цены, высокое качество и так далее», — поделился докладчик.
Всего в Россию в прошлом году ввезли 1,5 млн т изделий из полимеров, в том числе 365 тыс. т — из недружественных стран. Кацевман считает, что реально российским переработчикам заменить только 185 тыс. тонн. Промышленность, конечно, просела, особенно в части автомобилестроения и бытовой техники, снизилась и покупательская способность, но потенциал сохраняется. «Если мы сделаем 185 тысяч тонн изделий в 2023 году, то мы будем героями. Я бы хотел, чтобы вот эту цифру вы к себе домой принесли и сказали: „Мы должны это сделать!“» — наставлял президент ассоциации.
Одна из проблем отрасли — импортное оборудование, которое сложно содержать в рабочем состоянии в условиях санкций. «Когда к вам приезжают гости, вы их всегда ведете в лабораторию, потому что это лицо предприятия, которое определяет и качество, и инновационную активность. Зайдя в лабораторию, смотря на блестящие, замечательные приборы, вы должны осознавать, что они на 99 процентов закупные», — негодовал Кацевман. Важную роль в конкурентоспособности играют цены на сырье. Те же китайские производители, которые работают в Татарстане (видимо, имелся в виду Haier), делают свою продукцию на пластиках, ввозимых из КНР. «Здесь СИБУР проделал колоссальную работу. Зеленым цветом на слайде помечено, насколько упали цены в сентябре, чтобы быть более конкурентоспособными. Но цена такая вещь — переработчик всегда хочет меньше. В этой части надо продолжать работать», — напутствовал спикер.
Менеджер по маркетингу СИБУРа Алексей Клепиков презентовал перспективные ниши, которые могут занять российские переработчики. Например, это полипропиленовые трубы для внутридомовых сетей, сегмент нетканых материалов и т. д.
«Мы запускаем на наш рынок китайцев и иранцев»
Менеджер по маркетингу СИБУРа Алексей Клепиков презентовал перспективные ниши, которые могут занять российские переработчики. Например, это полипропиленовые трубы для внутридомовых сетей, сегмент нетканых материалов и т. д. После краткого обзора у присутствующих была возможность задать вопросы. К чести СИБУРа, диалог действительно получился открытый — никаких «избранных» вопросов с заранее подготовленными ответами. Высказаться, пусть эмоционально и не в пользу холдинга, могли все.
Гендиректор нижнекамского ООО «Симпл» (производство ПП-труб и фитингов) Ильдар Гилемханов выразил сомнение в том, что занять эти ниши будет просто. Лично они не могут по ценам конкурировать с китайскими производителями. «Я очень много тендеров проиграл, потому что не проходил по цене. Разница доходила до 20 процентов. Вы, конечно, говорите, что все хорошо, но я как производитель этого не вижу», — заявил глава компании. Проблема есть и со стретч-пленкой — по его словам, весь рынок держат один-два больших производителя, а маленьким компаниям вытянуть эти заказы нереально. «Если вы говорите что в стретч-пленке есть потенциал роста, тогда где он?!» — осведомился Гилемханов.
Масштабного импорта труб из Китая нет, если не считать специальные изделия, которые не делаются в России, ответил Клепиков. Он согласился с тем, что небольшим производителям сложно найти себе место там, где давно работают «большие киты». В то же время и у потребителей труб как технически ответственного сегмента есть недоверие к маленьким игрокам. «У них не всегда есть лаборатории, системы обеспечения качества и так далее. Им проще покупать это все у больших крупных компаний, иметь традиционных поставщиков. Новым компаниям сложно выйти на рынок, хотя, как мы упоминали, во многом у небольших компаний потенциал дальнейшего роста больше», — сказал маркетолог СИБУРа.
Компания «Полигран» занимается производством кабельных и трубных композитов. Несмотря на все сложности, в этом году фирме удалось завезти новое европейское оборудование, мощности готовы были увеличить в 2 раза. Но столкнулись с тем, что новая марка полиэтилена не отвечает привычным для «Полиграна» требованиям. «Вы говорите, что все очень легко и хорошо, есть возможности заменить марки на Тобольске, еще где-то… Нет возможности заменить! Сегодня я здесь без своего технологического отдела, потому что они все в разъездах на кабельные заводы, решают вопрос шероховатости данных марок. Есть выпущенные марки, зарекомендовавшие себя, те, которые мы испробовали. Просьба — верните производство тех марок, на которых мы успешно работали, и не мы одни», — возмутилась директор компании Диляра Трошагина.
Спикер также указала на дефицит боксполимеров. «Как мы можем расти? У нас вроде „пропал“ конкурентный поставщик из Европы — компания Borealis. Плюс открылись двери экспорта в Беларусь и Узбекистан. Но мы имеем проблемы с сырьем. Просьба — помогите», — подала директор «Полиграна» сигнал бедствия СИБУРу.
Ляхович ответил, что СИБУР сейчас адаптирует марочный ассортимент, идет замена катализаторов и спецхимии из недружественных стран. Делать привычные марки физически невозможно, а не потому, что холдинг «не хочет или вредничает». По его словам, нужно искать компромиссы. На спасательный круг такой ответ был не похож, но это было честно.
«Сейчас компромисс такой, что мы запускаем на наш рынок китайцев и иранцев», — не сдавалась Трошагина.
«Коллеги, я тоже могу констатировать много проблем. Если мы ничего не можем с этим делать, надо принимать это как данность», — ответил Ляхович.
Руководитель отраслевых продаж сегмента «Строительство» СИБУРа Юлия Румянцева рассказала, что в холдинге создана специальная рабочая группа с участием ведущих кабельных заводов России, в которой решается вопрос восстановления привычных качеств продукции. «Полигран» пригласили принять участие в этой рабочей группе.
Коробченко наставлял: всем, кто хочет заработать денег, просто нужно проявить мужество. В любом кризисе есть возможность подняться
«Два кризиса у меня прошли просто на взлете»
Подробнее о проблемах, с которыми столкнулся СИБУР, рассказал генеральный директор «Полилаба» (исследовательский центр холдинга для разработки и тестирования продуктов из полимеров) Константин Вернигоров. По его словам, в портфеле объединенной компании 48 марок ПЭ и 57 марок ПП. Для обеспечения своих производственных процессов СИБУР закупал 750 позиций спецхимии за рубежом, доступ к ним после введения санкций оказался затруднен. Практики, наработанные годами, пришлось менять в спешном порядке.
«Мы остановили наши предприятия? Мы настолько сильно изменили сетку марочного ассортимента за этот год? Нет. Были локальные разгрузки по каучуковому бизнесу, возникали проблемы с катализаторами… Но мы старались сделать так, чтобы вы этого не почувствовали. Да, существуют локальные моменты по качеству. Мы это решим. Я вам обещаю», — заверил он переработчиков.
Стабильная работа предприятий СИБУРа ничего не значит, если потребители полимеров в том числе из-за санкционных причин остановят свои производства, продолжил докладчик. Чтобы вместе преодолеть сложные времена, холдинг предлагает клиентам помощь в закупке спецхимии, тестировании новых рецептур, анализе экспортного потенциала. Также предлагаются такие инструменты, как инвестиционный и экспортный форсаж. Суть в том, что СИБУР делает заказчику скидку под обязательство инвестиций или скидку на сырье для произведенной из него и экспортируемой продукции.
Следом были презентованы меры господдержки компаний, возможности таких татарстанских площадок, как ОЭЗ «Алабуга», технополис «Химград», промпарк «Менделеевск 2.0». В заключительном слове Коробченко наставлял: всем, кто хочет заработать денег, просто нужно проявить мужество. В любом кризисе есть возможность подняться.
«До того как стать министром промышленности, я тоже был предпринимателем. Два кризиса — в 2008 и 2013 годах — у меня прошли просто на взлете. Кто-то пересиживал, а кто-то воспользовался ситуацией и смог подняться. Сейчас мы лишились всей европейской конкуренции. Не испугайтесь, сделайте шаг, проработайте новые варианты. Кризис — тот момент, когда вы можете разбогатеть», — заключил вице-премьер.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 34
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.