Накануне Рустам Минниханов поставил точку в затянувшейся кадровой перестановке внутри своего департамента внутренней политики. Бессменный серый кардинал Кремля последние почти полтора десятка лет 61-летний Александр Терентьев дождался сенаторского назначения под крыло Валентины Матвиенко. На смену ему поднялся другой сподвижник Асгата Сафарова — Руслан Мухарлямов, и без того курировавший целые блоки общественной жизни татарстанцев. О том, чем отметился Терентьев и чего ждать от его зама, — в материале «БИЗНЕС Online».
Александр Терентьев, занимавший должность руководителя департамента президента РТ по вопросам внутренней политики, назначен сенатором от Татарстана
Два года ожиданий: вместо Думы — Совет Федерации
Президент Татарстана Рустам Минниханов наконец разрешил судьбу куратора внутренней политики казанского Кремля Александра Терентьева, доверив ему сенаторское кресло в Совете Федерации. Соответствующий указ президента опубликовали накануне на официальном портале правовой информации РТ.
Событие это хоть и ожидаемое, но в некоторой степени знаковое. По многим причинам, начиная с того, что неофициально эта должность подразумевала всегда двойное подчинение — Москве и Казани. Кстати, в других регионах данная должность вообще вице-губернаторская. В принципе, Терентьев, как и все коллеги в субъектах, по факту являлся эдаким серым кардиналом, местным идеологом, т. е. татарстанским Сурковым – Кириенко. Это к вопросу о роли личности и должности.
Возвращаясь к хронологии, стоит сказать, что, после того как в августе Ленар Сафин официально перешел на новую работу — ректором Казанского (Приволжского) федерального университета, кресло сенатора от исполнительной власти РТ в палате Валентины Матвиенко стало вакантным. Еще два года назад на собственных президентских выборах Минниханов представлял в СФ список своих кандидатов из трех фамилий, в числе которых, помимо Сафина, были вице-премьер – министр образования и науки РТ (на тот момент) Рафис Бурганов и собственно замглавы аппарата президента РТ – руководитель департамента президента РТ по вопросам внутренней политики Терентьев. Конечный выбор после переизбрания президента пал на Сафина, Бурганов перебрался в Поволжскую академию, а Терентьев остался один на скамейке запасных. «Уступи дураку дорогу», — делился как-то сам Терентьев на встрече с молодежью одним из своих жизненных кредо. Видимо, имелось в виду «спеши не спеша», а не кто-то конкретный — с учетом неконфликтности чиновника.
С тех самых пор надежды о смене деятельности после почти двух десятков лет службы в аппарате президента не оставляли Терентьева. Осенью прошлого года он был близок к попаданию в республиканский список единороссов на выборах в Госдуму. На протяжении всей избирательной кампании Терентьев демонстрировал свою заинтересованность в успехе. И шансы у него было довольно хорошими, пока в республиканский партийный список не вклинились «парашютисты» из Москвы в лице бывшего главы минтруда и ПФР, советника РЖД Максима Топилина и главы комитета Госдумы по культуре Елены Ямпольской. «Я не ставлю себе задачу… Продолжу работать здесь — хорошо, буду работать там — тоже окажусь полезен, знаю, чем стану заниматься. Для меня критичных отметок нет», — впрочем, утешал себя Терентьев еще во время предвыборной гонки.
Приблизительно с тех самых пор в аппаратных кабинетах не утихали разговоры, что для верного шаймиевским идеалам 61-летнего функционера Терентьева выбирают следующую достойную роль. Когда зимой 2022 года после ареста Ильшата Гафурова освободилось кресло в КФУ, и стало ясно, что на него метит Сафин, все сразу же вспомнили о Терентьеве. На тот момент он продолжал трудиться в департаменте внутренней политики. «Работу сам никогда не искал, всегда предлагали», — рассказывал Терентьев о своей биографии. Примечательно, что ходили слухи, что в борьбе за сенаторское место конкуренцию ему мог составить глава Зеленодольского района Михаил Афанасьев. Но впоследствии эта информация не подтвердилась, открыв Терентьеву уже в сентябре все двери или для новых возможностей, или для почетной пенсии.
Терентьев после путча глав 1998 года попадет в прицел Минтимера Шаймиева. В нулевые бывший комсомолец с русскими корнями (тогда это было нехарактерно для шаймиевского окружения) окажется в казанском Кремле, стен которого не покинет следующие два десятка лет
Комсомольский лидер, пожарный и балансировщик между Москвой и Казанью
На своем, казалось бы, незаметном и часто непубличном руководящем посту в департаменте внутренней политики Терентьев проработал свыше полутора десятка лет. Выпускник математического факультета Казанского университета, высшей комсомольской школы ЦК ВЛКСМ начал свой трудовой путь еще в начале 1980-х со ставки простого техника в Казанском научно-исследовательском электрофизическом институте. Основной упор при этом молодым комсомольским лидером делался именно на партийную карьеру — к развалу Советского Союза он дорос до первого секретаря Московского райкома ВЛКСМ Казани. А уже в новой стране Терентьев возглавил фонд молодежи Московского района города, быстро став первым замглавы администрации района (это была эпоха Гузалии Минкиной).
На данном посту Терентьев проработает 6 лет, пока после путча глав 1998 года и последовавшей за этим кадровой чистки не попадет в прицел Минтимера Шаймиева. В нулевые бывший комсомолец с русскими корнями (тогда это было нехарактерно для шаймиевского окружения) окажется в казанском Кремле, стен которого не покинет следующие два десятка лет.
Карьеру на новой для себя стезе Терентьев начнет с должности главного референта орготдела аппарата президента РТ, что станет для него стартовой площадкой. Как он сам рассказывал, в этот период приходилось курировать Менделеевский, Агрызский, Елабужский, Нижнекамский, Заинский районы и Набережные Челны. Уже через три года Терентьев — завотделом по связям с общественностью и межнациональным отношениям аппарата президента РТ, еще через три года — начальник управления по вопросам внутренней политики президента РТ. К слову, на этом посту он сменил однофамилицу — Ирину Терентьеву, сейчас она возглавляет совет ветеранов аппарата президента РТ. В Кремле тогда ходила даже шутка, приписываемая Рафаэлю Хакимову, что Терентьев сменил Терентьеву. У истоков управления, по собственным словам чиновника, стояли всего 6 человек. Впоследствии название подразделения менялось, а роль Терентьева — нет.
Чем именно он занимался в департаменте внутренней политики и его предтечах? Прежде всего курировал работу партий и впоследствии депутатского корпуса республики, общественных и религиозных движений и организаций. Последнее порой в силу своей часто непредсказуемости по сравнению с партийными политическими структурами доставляло немало хлопот Терентьеву. Речь о таком направлении, как «обеспечение стабильной межнациональной и межконфессиональной обстановки в республике». Были успехи, проложенные шаймиевской моделью Татарстана, но приходилось иногда работать и с кризисами. Свежи еще в республике воспоминания об убийстве Валиуллы Якупова, покушении на муфтия Илдуса Файзова, поджогах церквей и т. д. Не все удавалось предотвращать, но многое, через «ручные» организации с этноконфессиональным уклоном получалось сглаживать острые углы.
Негласно считается, что именно с легкой руки Терентьева у аппарата через известного медиаменеджера Ярослава Муравьева появились не только карманные СМИ, но и целый ряд анонимных телеграм-каналов, используемых в качестве инструмента реализации внутренней политики
Должность Терентьева не предполагала работу с госпиаром (это вотчина «Татмедиа» и Асгата Сафарова), но одно время чиновник был неравнодушен и к данной сфере и даже предпринял экспансию на эту территорию. Негласно считается, что именно с легкой руки Терентьева у аппарата через известного медиаменеджера Ярослава Муравьева появились не только некоторые свои СМИ, но и целый ряд пабликов во «ВКонтакте» и анонимных телеграм-каналов, используемых в качестве инструмента реализации внутренней политики. Однако после того, как Сафаров вернул в аппарат в свое время Марата Муратова, Терентьев тактично отошел в сторону…
Безусловно, именно Терентьев курировал в кремлевском аппарате «татарскую тему», что традиционно вызывало некоторое раздражение национально ориентированных общественников и интеллектуалов. Считается, что именно замглавы АП РТ завернул вариант Стратегии развития татарского народа, которую в 2019-м подготовила группа экспертов во главе с руководителем «Милли шура» Василем Шайхразиевым. Этот теперь уже исторический документ впервые опубликовал в 2022 году «БИЗНЕС Online». Терентьеву же приписывают конечную редактуру 10-страничного эссе «Татары: стратегия действия», которое совершенно неожиданно было принято в конце августа 2020-го в качестве той самой стратегии татар на пленарном заседании «Милләт җыены». Также куратор внутренней политики в АП РТ был задействован в шумной истории принятия резолюции недавнего съезда всемирного конгресса татар в поддержку СВО. Якобы Терентьеву не понравилась ее первая версия за авторством нынешнего советника главы исполкома ВКТ Рината Закирова, в аппарате президента потребовали более жестких и четких формулировок с одобрением политики российской власти татарами всего мира. Конечно, претензий к Терентьеву у татарских общественников более чем достаточно набралось за эти годы, но нужно помнить, что он находился между двух огней — объективными интересами Татарстана, где национальный вопрос ключевой, и политикой Центра, где менялись политменеджеры, в кошмарных снах которых нередко витал дух «татарского сепаратизма». Поэтому чего стоило Терентьеву как-то балансировать это двуединое давление, наверное, только он знает и его патроны.
Терентьев всегда находился на хорошем счету у своего непосредственного начальника Асгата Сафарова и руководства республики
Вместо Терентьева — Мухарлямов. Назначение в духе эпохи
Возможно, именно поэтому сам Терентьев всегда находился на хорошем счету у своего непосредственного начальника Сафарова и руководства республики. Хотя в последнее время за демиургом внутренней политики наблюдалась некая апатия, усталость и отстраненность от службы. Отчасти это вылилось в отсутствие диалога с конфессиональными группами — например, считается, что у Терентьева изначально были определенные сложности с митрополитом Феофаном. Но позже он смог найти с владыкой общий язык. Со стороны мусульманской уммы к нему якобы тоже были вопросы — чего только стоит постоянная постановка Терентьевым совещаний на время обеденного намаза. Переговорная аппаратная роль в конфессиональном направлении почти целиком ложилась на плечи зама Терентьева — Руслана Мухарлямова. По слухам, собственно, именно он и руководил департаментом внутренней политики в последнее время, поскольку вопрос о «золотом парашюте» для его шефа был решен уже давно. И следом за указом о почетной пенсии Терентьева президент РТ накануне подписал второй указ о повышении Мухарлямова.
Руслан Мухарлямов назначен руководителем департамента президента РТ по вопросам внутренней политики
Известно о новом блюстителе порядка во внутренней политике Татарстана из открытых данных не так уж и много. Мухарлямов плоть от плоти человек Сафарова, как и глава АП РТ, офицер, выросший из службы охраны президента РТ. Не так давно он удостоился благодарственного письма и медали ордена «За заслуги перед Отечеством II степени» за достигнутые трудовые успехи и многолетнюю добросовестную работу. Знающие люди ценят Мухарлямова за то, что он боевой офицер, прошедший Чечню. В общем, хоть это кадровое решение планировалось давно, но оказалось более чем в духе времени.
Судя по декларации за прошлый год, в собственности у Мухарлямова земельный участок площадью 1,5 тыс. кв. м и жилой дом. Для передвижения чиновник использует мотоцикл Yamaha, а также два автомобиля: Suzuki и Toyota. Задекларированный доход Мухарлямова за 2021 год составил 2,9 млн рублей.
«Его, может быть, и не видно было на политическом небосклоне республики, но в любом политическом, национальном, религиозном процессе была рука Терентьева»
«Интеллектуал, энциклопедически образованный человек, очень серьезный дипломат»
Опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты разошлись в оценках деятельности Терентьева в казанском Кремле.
Татьяна Ларионова — депутат Госдумы от Татарстана:
— Александра Михайловича я знаю достаточно давно, еще со времен его работы заместителем главы Московского района, где он вел социальный блок. Это был период очень эффективной работы, потому что Московский район являлся базовым в Казани по вопросам социальной поддержки населения. Многие новации зародились именно там, и многие из них были результативны благодаря целеустремленности, скрупулезному подходу к каждому вопросу и вниманию Александра Михайловича к людям.
Мы с ним работали еще и в аппарате президента, я же тоже трудилась там, была помощником и первого президента, и действующего. Александр Михайлович — это человек, который всегда был открыт, мог посоветовать что-то, поддержать и который никогда не оставался в стороне, особенно если это касалось деятельности его департамента. Внутренняя политика — это же очень сложное, многогранное направление. Но благодаря Александру Михайловичу оно всегда было на слуху, и на виду, а самое главное, всегда рассматривалось в приоритетном порядке. У него великолепные контакты с людьми. Он очень хорошо взаимодействовал не только в недрах аппарата, но и с главами районов. В этом плане Александру Михайловичу нет цены.
Хочу сказать, что я очень жду его в Москве. Год моей работы в Государственной Думе привел меня к выводу, что если проводить какие-то законодательные инициативы, особенно сопряженные с дополнительным финансированием — а именно такими я занимаюсь, социальными вопросами, то рассчитывать на успех можно, только если объединиться с Советом Федерации. У меня в портфеле подготовлен целый пакет таких законодательных инициатив. И мне кажется, с Александром Михайловичем мы сможем более эффективно решать различные такие законодательные вопросы. Очень рада за него.
Что касается Руслана Робертовича, то другого и быть не могло. Это точно человек, который сможет, который будет на своем месте. Для меня другой кандидатуры тут быть просто не имелось, хотя у нас очень много ярких лидеров, работоспособных людей. Но Руслан — это самый подходящий человек для данной должности.
Дамир Исхаков — главный редактор журнала «Туган җир», этнолог:
— Я считаю, что у него главная работа была направлена на то, что еще не происходило. То, что он покинет Татарстан, думаю, дело весьма хорошее. Как будет работать новый руководитель департамента, я не могу сказать, посмотрим. Но, если человек долгое время работал под руководством Терентьева и усвоил его плохие навыки, может быть, ничего хорошего и не произойдет.
Никакого прогресса не было! В свое время когда Рафаэль Хакимов сидел советником президента, то он всегда кулуарно критиковал деятельность Терентьева. Потому что он старался держаться более национальной позиции, а Терентьев был ярым противником таких подходов. Тогда имелись очень яркие внутренние противоречия. Моя оценка деятельности Терентьева отчасти связана и с этим. Хотя, откровенно говоря, особо ничего и невозможно было сделать, потому что ситуация была такой в Татарстане, внутренняя политика шла к закату, и он был ярким проявлением этого процесса.
На что обратить внимание Мухарлямову? Очень серьезным является сейчас вопрос о том, как вообще выстроить внутреннюю политику, принимая во внимание последние этнические изменения. Новому руководителю необходимо посмотреть на Башкортостан, потому что именно башкирский сегмент во внутренней политике представлен сегодня гораздо сильнее, чем татарский в татарстанской политике. Это все надо заново выстраивать.
Ильшат Аминов — гендиректор ТНВ, депутат Госсовета РТ:
— Я знаю Терентьева очень давно. Все эти годы мы вместе работали в идеологической сфере. И я считаю, что это интеллектуал, энциклопедически образованный человек, очень серьезный дипломат. Его, может быть, и не видно было на политическом небосклоне республики, но в любом политическом, национальном, религиозном процессе была рука Терентьева, его мнение, его профессиональное умение договариваться и делать так, чтобы приходили к определенному общественному консенсусу. За это мы его ценим и уважаем. Хочется пожелать ему успехов на новой работе. Это специалист высочайшего класса!
Мухарлямову сейчас придется достигать консенсуса в обществе. В нынешних условиях сделать это довольно трудно. Нужно согласие между общественными, религиозными организациями, политическими партиями, движениями, различного рода НКО и так далее — все это сложно. Но Мухарлямова я тоже знаю очень давно, и думаю, что он набрался опыта и у него должно это получиться.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 13
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.