Судя по всему, усилия по созданию единой российской интеллектуальной транспортной системы пока не увенчались успехом. Вчера на форуме Kazan Digital Week обсуждали, что каждый из 70 регионов в итоге создаст свою систему, а интегрировать их будет невозможно. Что сделано в Татарстане и когда на дорогах начнут внедрять более совершенную систему фото- и видеофиксации, узнавал корреспондент «БИЗНЕС Online».
Глава ГБУ БДД Рифкат Минниханов рассказал о том, что с 2020 года в России создается единая платформа управления транспортными системами (ЕПУТС)
Все упирается в ЕПУТС
Похоже, создание интеллектуальных транспортных систем (ИТС), о которых столько говорят, столкнулось с большими трудностями. На Kazan Digital Week 2022 теме посвятили 11 сессий, панельных дискуссий и круглых столов, а на профильной пленарке выступил глава ГИБДД Михаил Черников, замминистра транспорта РФ Дмитрий Баканов и гендиректор концерна «Телематика» Алексей Нащекин.
Глава ГБУ БДД Рифкат Минниханов рассказал о том, что с 2020 года в России создается единая платформа управления транспортными системами (ЕПУТС). «Мы ее вместе начали создавать и непонятно к чему пришли», — констатировал он. Проблемой стало объединение региональных проектов и различных подсистем. «Кто-то базы данных не дает, у кого-то выпрашиваем, — рассказал Минниханов. — А без исходных данных единая система никогда работать не будет. Без настоящей единой цифровой платформы нам победы не видать».
Татарстану удалось решить вопросы сбора и обработки данных, а также создания моделей (их три: размещение средств фотофиксации нарушений ПДД, оценка показателей перевозок на территории РТ, контроль пропускной способности перекрестка), но не до конца решен вопрос с информационной безопасностью, есть проблемы с финансированием. Тем не менее ЕПУТС уже работает. «Но он никому не нужен!» — негодовал Минниханов. По его подсчетам, в РТ у системы только 60 пользователей, и то большинство, скорее всего, разработчики. Система не нужна даже муниципальным властям. «Все работают со своими подсистемами. Это самое обидное, столько всего сделано… Может, не понимают, что это такое», — предположил он.
Скорее всего, стратегическая ошибка была допущена в самом начале — система разрабатывалась не как базовая для всех субъектов, а была отдана на откуп регионам. Об этом заявил замруководителя департамента развития ИТС и проектирования Росдорнии Игорь Евстигнеев. «В результате мы получим 66–70 очень похожих систем, на которые каждый город получил не менее миллиарда рублей, — отметил он. — Зачем мы потратим 66 миллиардов, создавая приблизительно одну и ту же систему, для меня загадка».
«Если на улице раньше запрещали парковку из-за плохой пропускной способности, то сейчас разрешили за деньги»
Менеджерский подход не годится
«Создание единой транспортной среды — комплексный, многосторонний процесс. Он требует больших затрат. Если бизнес не придет, нам победы не видать. Мы пока сегодня все делаем акцент на государство. Нам нужно заинтересовать бизнес. Из нас бизнесменов уже, наверное, не получится, но надо подсказать молодым людям, как строить эту систему», — призвал Минниханов, обращаясь к президенту ассоциации транспортных инженеров Султану Жанказиеву. Он в ответ предположил, что полностью уходить от ориентира на государство тоже нельзя: оно должно выделять деньги на поиск архитектурных решений для разных типов городов, формулировать требования к центрам организации дорожного движения, подготовке кадров, системе индикаторов. Но раз государство по такому пути не пошло, то нужен хотя бы закон о национальной сети ИТС, который сейчас разрабатывается.
«Органы власти смотрят с позиции „чем дешевле, тем лучше“. Это, к сожалению, очень печально для тех компаний, которые очень много вкладывают в разработку текущих технологий и создание новых. Невозможно поддерживать уровень разработок, когда ключевой критерий по выбору технологий — цена», — посетовал Валентин Парамонов, сотрудник компании «Симикон», которая разрабатывает системы контроля за дорожным движением.
Минниханов обратил внимание на то, что в нацпроекте «Безопасные и качественные автомобильные дороги» учитываются только количественные показатели
Еще один камень в огород государства кинул Минниханов. Он обратил внимание на то, что в нацпроекте «Безопасные и качественные автомобильные дороги» учитываются только количественные показатели. Федеральные власти решили вообще уйти от вопросов безопасности и аварийности, отметил глава ГБУ БДД, а это противоречит самой идее ИТС, которые должны обеспечивать безопасность участников дорожного движения.
Профессор Института проблем управления РАН Владимир Вишневский обеспокоен судьбой систем фото- и видеофиксации. В свое время они способствовали снижению аварийности, но все-таки оказались эффективными не во всех случаях, например, не всегда распознавали номерные знаки. Тогда решили создать гибридную систему идентификации транспортных средств. Ее должны начать тестировать в этом году в Москве, Санкт-Петербурге и Казани. «Не знаю, как в нынешней политической обстановке будут проходить эти решения», — беспокоится ученый.
Вчера обсудили и много смежных с созданием ИТС проблем. На одной из них акцентировал внимание Минниханов: «Если на улице раньше запрещали парковку из-за плохой пропускной способности, то сейчас разрешили за деньги. Понятно, кто-то зарабатывает, но это не должно быть за счет напряженности для участников дорожного движения».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 2
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.