В республиканский рынок перевозок вот-вот вторгнется новый крупный игрок. Цифровая платформа КАМАЗа запускает в Набережных Челнах сервис «Челнок» — маршрутки, которые можно будет заказывать через приложение в телефоне на нужную остановку. Разработкой проекта автогигант занялся еще два года назад — аккурат в самый разгар автобусного конфликта между гендиректором КАМАЗа Сергеем Когогиным и мэром Челнов Наилем Магдеевым — и уже обкатал его в Новой Москве. Перевозчики автограда храбрятся, а эксперты «БИЗНЕС Online» категоричны: «Если сервис будет работать на магистральных маршрутах большого города, то зачем он вообще? Ни в коем случае!» Подробности — в нашем материале.
КАМАЗ запускает в Челнах новый сервис «Челнок». Возить будут микроавтобусы китайской марки JAC Sunray, раскрашенные в желто-фиолетовые цвета
«Челнок» — новый вид общественного транспорта
Первая информация о «Челноке» от КАМАЗа появилась еще в начале августа. В описании говорилось, что с помощью приложения (оно пока недоступно для скачивания) появится возможность вызвать транспорт на нужную остановку — в том числе виртуальную — и указать место высадки. Стоимость поездки фиксированная. Вместо легковой машины пассажира забирает «комфортабельный автобус с вежливым водителем». Автобусы оборудованы климатической системой. Предполагается, что сервис будет работать ежедневно с 06:00 до 23:00 без перерывов на обед.
На первом этапе на маршруты города готовятся выпустить 10 машин. Цена проезда в Челнах на начальном этапе составит 51 рубль. Для сравнения: поездка в трамвае или автобусе в автограде стоит 27 рублей. «Если вы, например, планируете поездку с семьей, вы оплачиваете индивидуально каждое посадочное место, то есть четыре пассажира — это 204 рубля, два — 102», — уточняют в сервисе.
JAC Sunray производят на заводе «СарыаркаАвтоПром» в Казахстане. СМИ относят данные автомобили к конкурентам «Газели NN»
Ключевая фишка — в программном обеспечении, которое разработал КАМАЗ. У «челноков» не будет постоянных маршрутов, их генерация произойдет автоматически, исходя из заявок пассажиров. Алгоритмы подскажут оптимальную рассадку (кому раньше выходить), проследят за временем ожидания и в пути.
Фактически речь идет о гибриде общественного транспорта и такси. «В мире такие сервисы называются динамическими перевозками по требованию, они широко востребованы во многих странах», — поясняет пресс-служба КАМАЗа. В России же «Челнок» станет первым и пока единственным подобным сервисом.
«Челнок» можно будет заказать через приложение в телефоне (пока недоступно для скачивания)
Возить челнинцев будут китайские микроавтобусы китайской марки JAC Sunray, раскрашенные в желто-фиолетовые цвета. СМИ относят данные автомобили к конкурентам «Газели NN». Новую модель представили в России только в мае, ее производят на заводе «СарыаркаАвтоПром» в Казахстане. К слову, это не первый опыт сотрудничества автогиганта с азиатским концерном JAC, который, напомним, выступает партнером челнинцев в выпуске легких грузовиков «Компас», а также ведет работу по проекту возрождения легендарного автомобильного бренда «Москвич» на базе завода «Рено Россия».
В тестовом режиме с первыми 10 автобусами сервис заработает в конце сентября – начале октября, тогда же станет доступно приложение. На первом этапе возможность сделать вызов появится только в районе Нового города.
В своем телеграм-канале «Челнок» называет гендиректором компании 26-летнего Данияла Гарифуллина – одного из сыновей Альфии Когогиной от первого брака
Дело доверено пасынку Когогина
Проект разработала «Цифровая платформа „КАМАЗ“», созданная заводом еще в сентябре 2018 года. Руководить «дочкой» автогиганта было доверено Эльдару Шавалиеву, который ранее возглавлял службу внутреннего аудита КАМАЗа, а потом стал руководителем центра цифровой трансформации. Согласно данным базы «Контур.Фокус», компания зарегистрирована по тому же адресу, что и офис челнинского завода. Прошлый год она закончила с чистым убытком в размере 10 млн рублей, а выручка составила 250,9 млн рублей.
Между тем у себя в телеграм-канале «Челнок» называет своим гендиректором 26-летнего Данияла Гарифуллина — одного из сыновей Альфии Когогиной от первого брака. Судя по данным «Контур.Фокуса», он совладелец челнинского ООО «Версанд» с 50-процентной долей. Компания занимается грузовым транспортом. Кроме того, на Гарифуллина зарегистрировано ИП в Москве, основным направлением указана розничная интернет-торговля.
Отметим, что это едва ли не первый выход в свет молодого пасынка гендиректора КАМАЗа Сергея Когогина. Его старший брат — 33-летний Тимур Гарифуллин — персона более медийная. Ему принадлежит фирма «КАМА-Энергетика». Компания — эксклюзивный партнер ОАО «КАМАЗ-Дизель» в сфере поставок двигателей для дизельных электростанций, говорится на сайте. Кроме того, Тимур — директор компании «Энергетическое партнерство», которой также владеет КАМАЗ.
«Автобусный вопрос» в Челнах стал причиной открытого противостояния между двумя самими влиятельными персонами города — мэром Наилем Магдеевым и гендиректором КАМАЗа Сергеем Когогиным
Автобусный конфликт с Магдеевым не прошел даром?
Проблемы с общественным транспортом — давняя боль всей республики. Год назад полностью без автобусов осталась 80-тысячная Бугульма, где местные пазики растерзали на металл после проверок правоохранительных органов. На последнем издыхании перевозки в Казани, Нижнекамске и Альметьевске. Челны в этом ряду не исключение. «Автобусный вопрос» здесь и вовсе стал причиной открытого противостояния между двумя самими влиятельными персонами города — мэром Наилем Магдеевым и гендиректором КАМАЗа Когогиным.
В 2015 году Магдеев, сев в кресло мэра Челнов, решил провести автобусную реформу, избавив город от лихих микроавтобусов и газелек. По программе развития газомоторного транспорта город приобрел у КАМАЗа в лизинг 190 «НЕФАЗов» за 1,4 млрд рублей. Однако вскоре Челны накопили долги перед лизинговой компанией КАМАЗа. Автобусы один за другим начали выходить из строя.
У сторон накопилось друг к другу немало претензий. Когда задолженность перевалила за 700 млн рублей, лизинговая «дочка» КАМАЗа изъяла автобусы у города. Шеф челнинского автогиганта выступил с резкой критикой в адрес нового руководства Челнов. «Город до сих пор не может организовать перевозки так, чтобы каждый автобус приносил хоть какой-то денежный поток», — не скрывал Когогин возмущения.
Магдеев, в свою очередь, конфликт с руководством автогиганта опровергал, настаивая на том, что история не выходит за рамки спора двух хозяйствующих субъектов. Мэр даже рассказывал о том, как он с Когогиным за чаепитием посмеивается над фантазиями журналистов.
Даже получив свои автобусы назад, КАМАЗ продолжал нагнетать обстановку, нанося новые информационные удары по городу. Топ-менеджеры завода открыто критиковали муниципалитет за то, что он-де развивает ТОСЭР, не занимаясь при этом наращиванием численности трудовых ресурсов. Депутаты-камазовцы демонстративно покидали сессию, лишая собрание кворума, а на следующем заседании выступали против выделения дотаций городскому трамваю из бюджета.
В 2020 году, в разгар конфликта между сторонами, «БИЗНЕС Online» обратился к обеим сторонам с призывом «прекратить драку». Тогда редакция призвала автогигант сделать из Челнов витрину своих наработок, создав образец системы управления городским транспортом. Такой, чтобы можно было бы тиражировать по всей России. «Имея такой „коробочный продукт“ и готовый демонстрационный стенд в виде полумиллионного города, КАМАЗ мог бы порвать всех конкурентов не только в России, но и на экспортных рынках», — писала тогда наша газета.
Совпадение или нет, но именно тогда КАМАЗ и занялся разработкой сервиса для маршрутных такси. В октябре 2021 года систему начали испытывать в Москве. Микроавтобусы перевозили людей в Троицком и Новомосковском административных округах (ТиНАО). Там сервис перед общественностью предстал под брендом «По пути». Перевозчиком выступает «Мосгортранс», куда КАМАЗ, напомним, поставляет электробусы. В столице пассажиров и по сей день перевозят микроавтобусы Mercedes. В салоне — только сидячие места, есть ремни безопасности, USB-разъемы для зарядки гаджетов, климат-контроль и телевизор. Цена поездки — 46 рублей.
«Разработка проекта началась еще в 2020 году. При создании сервиса в Москве наша команда, которая там участвовала, в частности Гарифуллин, отрабатывала все моменты, в том числе с участием международных партнеров, — рассказал „БИЗНЕС Online“ руководитель пресс-службы КАМАЗа Олег Афанасьев. — Этот проект может работать не только в Татарстане, но и в любых других городах страны. В чем его преимущество? Понятно, что по всем необходимым дорогам невозможно проложить автобусные маршруты. Это очевидно. Но такой сервис очень удобен там, где трудно организовать большое общественное движение».
КАМАЗ конкуренцию с городским транспортом отрицает
Добьет ли «Челнок» муниципальный транспорт?
Появление незнакомого сервиса на рынке перевозок пассажиров настораживает действующих игроков. Хотя, как храбрится гендиректор «Пассажирских перевозок» Николай Тятюшкин, конкуренция еще никому не вредила.
«Да, они станут нашими конкурентами, оттянут на себя какой-то пассажиропоток. Ну и пусть оттягивают. Это нормальная конкуренция. Если народ сочтет нужным, то будет ездить, — сказал перевозчик в беседе с „БИЗНЕС Online“. — Мы работаем согласно контракту с исполкомом Челнов, который продолжит действовать еще два года. Основной пассажиропоток в Челнах — на проспекте Мира. Допускаю, что новый сервис отберет пассажиров у больших автобусов, которые принадлежат муниципалитету».
Николай Тятюшкин: «Да, они станут нашими конкурентами, оттянут на себя какой-то пассажиропоток. Ну и пусть оттягивают. Это нормальная конкуренция»
Неясно и то, как на нововведение отреагировал Магдеев. В пресс-службе «Челнока» сообщили, что переговоры с городскими властями пока даже не велись. Единственное — сервис был презентован мэру на празднике в честь 10-летия местного IT-парка. «По сотрудничеству с „Челноком“ сообщаем, что данная компания выступила инициатором обсуждения возможного сотрудничества с исполнительным комитетом. В ближайшее время будет проведена встреча», — сообщила «БИЗНЕС Online» руководитель управления информационной политики и по связям с общественностью исполкома города Римма Мухаметзянова.
Здесь, пожалуй, стоит напомнить печальный опыт сервиса по аренде электросамокатов Whoosh, который решил покинуть Челны, так и не договорившись с властями. История сопровождалась громким скандалом и изъятием самокатов. И здесь возникает вопрос: а не станет ли «Челнок» новым поводом для раздора?
КАМАЗ конкуренцию с городским транспортом отрицает. «В Набережных Челнах широкие проспекты, здесь у нас все организованно. Впрочем, как и в Москве, где очень развито метро, есть электробусы, трамваи и большие магистрали. Вместе с тем имеются районы и микрорайоны, не совсем доступные для общественного транспорта, — отмечает Афанасьев. — И такой сервис как раз нишевый. Он может занять эти направления, когда человек находится в районе, вдалеке от основных транспортных общественных потоков. И таким способом услуги общественного транспорта станут ему доступнее».
Это ни в коем случае не альтернатива городскому общественному транспорту, а дополнение. Это наш опыт, полученный в Москве, который мы можем также реализовать здесь, в Челнах.
Однако слова о нишевости и местах, «не совсем доступных для общественного транспорта», выглядят не очень убедительно — Новый город, где запланирован старт проекта, наоборот, один из самых благополучных и рентабельных для перевозчиков.
Еще один аргумент Афанасьева: пользоваться сервисом будут в том числе сотрудники КАМАЗа. «Скажем прямо: это не делается только для камазовцев. Но мы всегда стоим на острие всех проблем, которые есть в городе, потому что у нас огромное количество сотрудников. Поэтому зачастую так получается, что мы первыми получаем обратную связь от наших работников, жителей города о наиболее насущных проблемах. Поэтому „Челнок“ — один из способов помочь нашим сотрудникам, так же как и другим жителям города, решить возникающие проблемы с общественным транспортом», — отметил руководитель пресс-службы автогиганта.
Впрочем, гендиректор «Цифровой платформы „КАМАЗ“» Шавалиев еще в феврале, презентуя проект на заседании ассоциации содействия цифровому развитию с участием президента РТ Рустама Минниханова, предлагал запустить его и в Казани. И вообще Шавалиев предрекал, что в будущем основным продуктом КАМАЗа станут не машины, а транспортные услуги.
«Сегодня все города, куда мы бы ни приезжали с общественным транспортом, говорят нам одно и то же: сервисы такси убивают автобусы, которые теряют выручку и пассажиров и в итоге перестают быть рентабельными, — отметил гендиректор „Цифровой платформы „КАМАЗ“. — Такси стало очень эффективным, дешевым и массово оттянуло на себя пассажиропоток». Алгоритм оптимизирует маршрут так, чтобы собрать максимальное количество человек, отмечал тогда он. «В итоге вы едете чуть дольше, зато гораздо дешевле», — сравнивал Шавалиев IT-маршрутку с такси.
Как «Челнок» будет соседствовать с традиционными городскими автобусами? У экспертов здесь возникают большие вопросы. С одной стороны, проект может увеличить пассажиропоток общественного транспорта, с другой — окончательно добить его
«Если сервис будет работать на магистральных маршрутах большого города, то зачем он вообще?»
Эксперты «БИЗНЕС Online» отмечают, что система действительно хорошо зарекомендовала себя в Москве за пределами МКАД. Но как «Челнок» будет соседствовать с традиционными городскими автобусами? Здесь возникают большие вопросы. С одной стороны, проект может увеличить пассажиропоток общественного транспорта, с другой — окончательно добить его.
Михаил Блинкин директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономикиС большим интересом буду наблюдать за этой историей. Когогин — предприимчивый человек, энергичный. Или он, или его родственники наверняка видели это удовольствие за границей, может, книгу какую-то прочли. Интересный эксперимент! Очень хорошо, что попробовали. Речь идет о модели перевозок, которая называется daily bus — «автобус по вызову». В целом это очень старинная технология, она известна уже лет 60. Но востребованной она стала с момента появления мобильных приложений, то есть совсем недавно.
Технология распространена в Америке, Канаде. Например, в пригороде у всех имеются автомобили. Но есть члены семьи, скажем, у которых автомобиля нет. Чтобы вывезти людей из района, где нет общественного транспорта, вызывают подобный сервис. Это не было очень распространено, потому что требовалось дозвониться до диспетчера, оформить заказ и сформировать маршрут. С появлением IT-новшеств это стало модным. Подвозочная технология в принципе в мире обкатана, но в России ее применяли только в Новой Москве. Суть в том, что микроавтобус собирает 3–4 пассажиров с разных точек и привозит их на какой-нибудь терминал, к станции метро или остановку магистрального автобуса.
Так что идея должна быть не в том, чтобы сервис забирал пассажиров у перевозчиков. Автобус должен подвозить их к магистральным маршрутам! Такие подвозочные маршруты призваны прибавить трафик на базовом общественном транспорте города. Если же сервис будет не подвозить к магистральным маршрутам, а перехватывать пассажиров там, где и без него есть возможности, — это тот случай, когда лицензия не должна выдаваться. Повторим: это может работать только как подвозочный маршрут! Если сервис будет работать на магистральных маршрутах большого города, то зачем он вообще? Он только создаст путаницу. Ни в коем случае! Надо разделять: мухи отдельно, котлеты отдельно.
Кирилл Янков председатель союза пассажиров России, заведующий лабораторией прогнозирования региональной экономики Института народнохозяйственного прогнозирования РАННе очень понимаю, как это будет работать в городах с высокой плотностью населения, скажем в Казани или Набережных Челнах, где многоэтажная застройка. В подобных случаях этот сервис скорее станет дополняющим для всего основного — трамваев и автобусов. Например, для перевозки пассажиров в аэропорт Бегишево из Челнов. В таком виде сервис я себе представляю. А для того чтобы возить работников КАМАЗа из дома на работу — не представляю!
На мой взгляд, в застроенных городах подобный сервис не сможет составить конкуренцию общественному транспорту. Но в малых городах или сельской местности данный проект со временем вполне сможет заменить обычные автобусы. С такси такой сервис сможет конкурировать, потому что будет дешевле. В микроавтобусе ведь едут несколько человек, а в такси — один пассажир.
Екатерина Решетова старший научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭЕсли это дополнительные частные инвестиции, которые позволят городу сэкономить средства и организовать перемещение пассажиров, то почему бы и нет. Бо́льшая часть поездок на общественном транспорте субсидируется государством. Нынешняя плата за проезд недостаточна для того, чтобы покрыть все расходы на содержание и функционирование любого наземного транспорта. Поэтому такое решение — хороший вариант для того, чтобы сэкономить государственные средства.
Новый сервис поспособствует перераспределению пассажирских потоков. Если будет для всех удобно и продуманно, то пассажиры частично пересядут с такси. Также немного разгрузятся автобусы. Любой дополнительный вид транспорта призван сделать перевозки более комфортными для пассажиров.
Однако самое эффективное решение — это развитая сеть общественного городского наземного транспорта, который станет ходить четко по расписанию, в назначенное время, с понятным движением по остановкам. И салон будет удобен для пассажиров. Это намного выгоднее для города, чем некий гибридный вид маршрутного транспорта.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 36
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.