Менее трети россиян (29%) контролируют платежи до копейки, остальная часть опрошенных в разной степени не осведомлена о том, за что платят и как формируется сумма Менее трети россиян (29%) контролируют платежи до копейки, остальная часть опрошенных в разной степени не осведомлены о том, за что платят и как формируется сумма

Только треть россиян разбираются в платежках ЖКХ

В конце июня компания «Домиленд», специализирующаяся  на создании IT-платформ для застройщиков и управляющих организаций, провела опрос среди россиян на тему грамотности в области ЖКХ. В нем приняли участие свыше тысячи человек — мужчины и женщины в возрасте от 18 лет. Вопросы касались не только ЖКХ, но и цифровых сервисов, а главный из них был такой — понимают ли люди содержание квитанций ЖКХ и суммы платежа? Только 33% опрошенных ответили, что разбираются в каждой строке, самостоятельно снимают показания и сверяют данные. Около четверти (27%) опрошенных не вникают и подключают автоплатеж. 16% респондентов вообще не понимают, как формируются суммы, 13% даже никогда не видели квитанции и считают, что это не их дело — заниматься вопросами ЖКХ. 11% могут проконтролировать лишь отдельные значения.

Вопросы контроля тарифов ЖКХ и суммы платежей стоят достаточно остро для каждого жителя страны, поскольку, помимо регулярной индексации, есть сезонные корректировки стоимости — плановое изменение тарифов. Как показало исследование, менее трети россиян (29%) контролируют платежи до копейки, остальная часть опрошенных в разной степени не осведомлены о том, за что платят и как формируется сумма. 25% вообще не вникают в эти вопросы, поскольку считают, что вряд ли смогут на что-то повлиять. 28% знают, что оплачивают, помимо обязательных пунктов, еще и часть услуг или сервисов, которые не используют. 11% не понимают, как сформирована цена по 1–2 позициям, а 7% разбираются в счете 50/50 и платят по общим тарифам с переплатой.

«Современные сервисы действительно могут решить часть проблем россиян, особенно в вопросах прозрачности и обоснования платежей, но тут вопрос готовности и бизнес-сообщества, и конечных пользователей к тотальной цифровизации» «Современные сервисы действительно могут решить часть проблем россиян, особенно в вопросах прозрачности и обоснования платежей, но тут вопрос готовности и бизнес-сообщества, и конечных пользователей к тотальной цифровизации»

Цифровизация поможет избавиться от должников?

У респондентов также спросили о способах оплаты за жилищно-коммунальные услуги. Чаще всего россияне предпочитают кассы поставщика услуг, о чем сообщили 32% респондентов. На втором месте по популярности — личный кабинет или приложение банка (26%), и замыкает тройку лидеров почта, где платежи совершают порядка 16% респондентов. Далее с небольшим отставанием друг от друга следуют «Госуслуги» (11%), терминал или банкомат (9%) и личный кабинет УК и поставщика услуг (6%).

«Современные сервисы действительно могут решить часть проблем россиян, особенно в вопросах прозрачности и обоснования платежей, но тут вопрос готовности и бизнес-сообщества, и конечных пользователей к тотальной цифровизации, — уверена CEO** „Домиленд. Сервис“ Татьяна Волчкова. — Пока что почти половина респондентов считают, что даже такое простое решение, как мобильное приложение для общения с УК и оплаты услуг ЖКХ, — это сложно, лучше все делать лично».

«Внедрение цифровых сервисов — не только дань будущему, но и отличная возможность помочь людям разобраться в вопросе, повлиять на снижение долговой базы» «Внедрение цифровых сервисов не только дань будущему, но и отличная возможность помочь людям разобраться в вопросе, повлиять на снижение долговой базы»

Однако, по результатам исследования, проведенного «Домилендом», количество сторонников цифровизации растет: 17% россиян согласны с тем, что это хорошее решение для оперативной связи с управляющей организацией, 11% уверены, что приложение ускорит решение бытовых проблем. 9% считают, что IT-сервисы позволят контролировать УК и тарифы, и 4% предполагают, что это поможет сплотить соседей в решении бытовых вопросов.

«Пока берем на себя и просветительскую миссию: с помощью различных каналов коммуникации рассказываем о цифровых преимуществах и нашим клиентам, и потребителям услуг, — резюмировала Волчкова. — Внедрение цифровых сервисов не только дань будущему, но и отличная возможность помочь людям разобраться в вопросе, повлиять на снижение долговой базы. По нашим данным, внедрение IT-сервисов позволяет сократить количество должников на 30 и более процентов. А повсеместное применение умных технологий может побороть проблему неоплаты счетов ЖКХ».