СТАРЫЙ ВАРИАНТ СТРАТЕГИИ КАК-ТО НЕ ВЯЗАЛСЯ С ПРЕДВЫБОРНЫМИ ТЕЗИСАМИ ПУТИНА

Первая редакция стратегии - в 2008 году под руководством минэкономразвития РФ и по поручению премьер-министра РФ Владимира Путина группами экспертов был разработан и утвержден осенью 2008 года первый вариант стратегии. И тут же в тихой гавани грянул кризис...

Вторая редакция (посткризисная) была готова в августе 2011-го. Она была значительно переработана по сравнению с первым вариантом (поправки на кризис). И тут же в стабильном обществе грянули выборы... Под них многочисленные эксперты под руководством ректоров ГУ-ВШЭ Ярослава Кузьминова и РАНХиГС Владимира Мау стали готовить новую, уже третью редакцию…

И вот третья редакция (поствыборная) выложена здесь. Главная загадка: какие сделаны выводы после зажигательных предвыборных cтатей кандидата в президенты РФ Владимира Путина, в корне отличавшихся от многих положений мауистких стратегий? Очевидно же, что необходимы новые поправки, потому что старый вариант как-то не вязался с предвыборными тезисами.

ЭПИЧНОЕ ФИЛОСОФО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ТВОРЕНИЕ

В итоге программа распухла до 850 страниц и стала походить на эпичное философо-экономическое фундаментальное творение. Что нового? Нового мало. Много, очень много написано про важность макроэкономической стабильности (привет Чубайсу и "вашингтонскому консенсусу"), очень много повторов и общих слов. Таргетирование инфляции, важность поддержания правильного платежного баланса, сбалансированность бюджета и прочие макроэкономические обобщения на 805 листах полностью заслонили промышленную политику. И даже не заслонили, ее там просто нет. И правда, чего уж мелочиться - "булки, они сами на деревьях растут".

В стратегии поставлена задача - ВВП должен расти не менее 5% в год, иначе мы выпадаем из мирового "мейнстрима". Наша экономика должна стать не сырьевой, а инновационной. Там даже замечательная фраза есть: "России необходим не просто экономический рост, но экономический рост определенного качества". Напоминает знаменитое: «Экономика должна быть экономной!». Что уж говорить - задачи правильные и очевидные даже первокласснику. Но вот как? За счет чего?

ДВИЖУЩАЯ СИЛА НАШЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА

Решения, предлагаемые стратегией, не новы. Одно из них - создание пресловутого "креативного" класса. Это представители среднего класса, доходы и социальные установки которых позволяют им выбирать модели трудового поведения и потребления. Именно они, по замыслу авторов, будут движущей силой нашего экономического прогресса. И чтобы этот "креативный" класс остался в стране и не эмигрировал, ему необходимы определенные социальные гарантии. Важнейшая из них - адекватная пенсионная система, в корне отличающаяся от того, что есть сейчас. Впрочем, она необходима не только отдельному классу, но и всему обществу в целом.

Сегодня у нас высокий уровень взносов на пенсионное обеспечение и низкие пенсии. Работающий средний класс выступает для пенсионной системы как дойная корова. Диагноз и решение "Стратегии 2020" Алексей Кудрин и Евсей Гурвич в последних «Вопросах экономики» заметили совершенно цинично и правильно: "Чудес не бывает – если пенсионная система была задумана, когда люди умирали раньше, а теперь они стали умирать позже, то чтобы не разориться, государство будет вынуждено поднять пенсионный возраст". Т.е. предлагается простое повышение пенсионного возраста до 63 лет для обоих полов к 2030 году и соответствующее повышение нормативного стажа работы. Остряки за это окрестили "Стратегию-2020" - "Стратегия-63". Такой незамысловатый ход убивает многих зайцев: известно, что средняя продолжительность мужчин в России - 61 год, а женщин - 74. Итого средняя по всем - 70 лет. Так что понятно, что получать пенсию в основном будут женщины, да и то в среднем лет 10. Большая экономия пенсионных средств получится! Просто и сердито!

ПОВЫШЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА НАЧНЕТСЯ С ГОССЛУЖАЩИХ

При этом «Стратегия-2020» предлагает несколько вариантов того, как смягчить удар от столь непопулярного решения:

Постепенное повышение даты выхода на пенсию: для женщин – на 6 месяцев за год, для мужчин – на три месяца в год.

В переходный период оставить выбор: в первые три года реформ работники должны получить возможность остаться в существующей системе, то есть выйти на пенсию раньше, но иметь пенсию меньшего размера.

Но наиболее реалистичным будет вариант «смягчения» реформы – начать повышение пенсионного возраста с государственных служащих с последующим распространением на другие категории. В этом случае вероятность социального напряжения снижается, поскольку «государство начинает с себя».

На наш взгляд, вместо того чтобы формулировать такое "неандертальское" решение в духе гайдаровского людоедского либерализма, авторам стратегии необходимо проанализировать другие источники затыкания дыр Пенсионного фонда: разумный пересмотр льгот, использование средств резервного фонда и фонда национального благосостояния, и наконец, борьбу с коррупцией, которая высвободит действительно гигантские ресурсы.