Сегодня утром ПАО «Газпром» в моменте потерял треть капитализации, цена акций компании падала с 310 до 207 рублей. К распродаже активов привел внезапный разворот в планах акционеров по выплате дивидендов — ожидаемых 52,53 рубля на акцию инвесторы не получат. Акции других «голубых фишек» «поддержали» «Газпром» падением, в итоге весь индекс Мосбиржи потерял более 6%. Государство не хочет делиться прибылью с акционерами и напрямую забирает ее из госкомпаний в виде налогов, указывают на новый тренд в экономике эксперты «БИЗНЕС Online». О том, как частные инвесторы отреагировали на намерение «голубых фишек» придержать прибыль для повышения своей устойчивости, — в нашем материале.
В ходе годового общего собрания ПАО «Газпром» акционеры компании отказались от выплаты дивидендов по итогам 2021 года
За отказ от дивидендов «Газпром» поплатился третью капитализации
В ходе годового общего собрания ПАО «Газпром» акционеры компании отказались от выплаты дивидендов по итогам 2021 года, хотя ранее совет директоров рекомендовал собранию акционеров выплатить годовые дивиденды в размере 52,53 рубля на одну акцию. В случае одобрения рекомендаций общий размер дивидендных выплат составил бы 1,25 трлн рублей, что составляет 50% от скорректированной чистой прибыли «Газпрома» за 2021 год по международным стандартам финансовой отчетности. Это был бы рекордно высокий размер дивидендов в истории компании и всего российского фондового рынка.
На отказ от выплаты дивидендов инвесторы отреагировали сокрушительной распродажей акций. Котировки обвалились на 32,32% до 207,69 рубля, хотя максимальное значение на момент открытия торгов достигало 310,82 рубля за бумагу. Выходит, отказ поделиться прибылью с акционерами стоил компании трети капитализации (цена актива в моменте падала на 103 рубля против размера дивидендов в 52 рубля). Торги акциями «Газпрома» на Московской бирже были остановлены с дальнейшим проведением по ним дискретного аукциона. По состоянию на 14:00 стоимость акции зафиксировалась на уровне 225 рублей.
По заявлению компании, акционеры приняли данное решение по причине нецелесообразности выплат. Также на это решение могло повлиять введение дополнительных налогов для компании, о которых за неделю до собрания акционеров объявил минфин. Ведомство предложило внести поправки в Налоговый кодекс, что увеличит сумму НДПИ для «Газпрома» на 416 млрд рублей. Это единовременное, а не постоянное решение — надбавка к НДПИ будет действовать только в осенний период 2022 года. Сегодня поправку к Налоговому кодексу о разовом повышении НДПИ за налоговый период с 1 сентября по 30 ноября 2022 года Госдума РФ приняла.
Газпром занимает весомую долю в индексе Мосбиржи, следовательно, весь индекс также оказался под давлением. К 14:00 индекс Мосбиржи упал до 2 224 пунктов (минус 6,3%), индекс РТС — до 1 335 пунктов (минус 5,2%). Давление на индексы спровоцировало распродажи других российских бумаг, в том числе большинства «голубых фишек». Так, акции «Роснефти» в моменте падали на 5,31% до 364,15 рубля, «Яндекса» — на 5,67% до 1 615 рублей, «Алросы» — на 3,46% до 68,36 рубля. Акции Сбербанка в моменте снижались почти на 7% до 125,11 рубля, ВТБ — почти на 5%.
На отказ от выплаты дивидендов инвесторы отреагировали сокрушительной распродажей акций. Котировки обвалились на 32,32% до 207,69 рубля, хотя максимальное значение на момент открытия торгов достигало 310,82 рубля за бумагу
Как и «Газпром», Сбербанк сегодня объявил о том, что выплаты дивидендов не будет. Но, в отличие от топливного гиганта, банк не вводил акционеров в заблуждение: еще в марте минфин предложил госбанкам отказаться от выплаты дивидендов за 2021 год. В ушедшем году чистая прибыль Сбербанка по итогам года составила 1,25 трлн рублей (плюс 63,9% год к году). Таким образом, если бы банк направил на дивиденды по итогам года 50% от чистой прибыли по МСФО, то выплаты могли бы составить 27,6 рубля на бумагу. В 2020 году Сбербанк направил на дивиденды 422,4 млрд рублей (18,7 рубля на акцию). Вместе с тем решение акционеров Сбера не выплачивать дивиденды будет первым таким случаем впервые с 2000 года.
Решения таких крупных корпораций, как «Газпром» и Сбербанк, могут стать примером для других российских эмитентов, запустив своеобразную цепную реакцию. Это еще больше нервирует инвесторов.
Как и «Газпром», Сбербанк сегодня объявил о том, что выплаты дивидендов не будет. Но, в отличие от топливного гиганта, банк не вводил акционеров в заблуждение
«Государство решило получать прибыль не через дивиденды, а через налоги»
Аналитик «Открытие Инвестиции» Андрей Кочетков заметил в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online», что первый тревожный сигнал, который указал на отказ «Газпрома» выплачивать дивиденды, был подан 21 июня этого года. В тот день минфин объявил об изъятии у топливного гиганта 416 млрд рублей в виде разового повышения НДПИ. «Государство (более 50% акций ПАО „Газпром“ контролирует РФ — прим. ред.) решило получать прибыль от газовой компании не через дивиденды, а через налоги, — заметил Кочетков. — Подобный принцип мы начинаем экстраполировать на все крупные компании с большим государственным участием. Мы это уже видим по „Роснефти“, например, стоимость компании уже упала на размер дивидендов».
Второй пример в этом ряду — ПАО «Сбербанк». «Но и здесь нет неожиданностей, — говорит собеседник издания. — Предполагалось, что Сбер может и не выплатить дивиденды, ему нужна докапитализация, надо привести банк в соответствие с текущими условиями».
По словам Кочеткова, всем крупным компаниям предстоят серьезные инвестиционные затраты в связи с переориентацией на другие рынки. «„Газпрому“, например, придется в экстренном порядке строить новый газопровод „Союз-Восток“, который пройдет через Монголию, — приводит он пример. — На европейском направлении ожидается потеря серьезной доли рынка — до трети поставок. Если не случится чего-то экстраординарного типа развала Евросоюза».
Внешние заимствования, которые пополняли инвестпрограммы российских «голубых фишек», теперь под запретом, а внутренний рынок не настолько велик, чтобы закрыть эти потребности, объясняет Кочетков. «Даже льготные госпрограммы кредитования перенаправлены на поддержку среднего бизнеса, поэтому крупные компании, чтобы не запускать эмиссионный станок, направят на инвестиции свои прошлые доходы. Теперь у нас мечты не сбываются, мечты обманулись. Не стоит больше рассчитывать на выплаты дивидендов в 50 рублей. В будущем следует ожидать от 10 до 20 рублей на акцию. Тем более что прибыли в Европе будут снижаться, а объемы добычи — падать».
«Интересно, Миллер (в центре) и его команда собираются теперь отказываться от годовых бонусов на миллионы долларов?»
Для рядового инвестора это крайне неожиданный и неприятный разворот, убежден экономист, член наблюдательного совета гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров Александр Разуваев. «Это удар по всему рынку акций, по всему инвестклимату, — заметил он. — Россиян специально загнали на фондовый рынок. Сперва запустили пенсионную реформу, потом опустили ключевую ставку, а теперь, когда у нас 15 миллионов брокерских счетов, наша главная „голубая фишка“ решила не платить дивиденды. Все, ребята, сушите весла, перспектив у российского рынка акций нет. Это такой удар по доверию людей, по желанию инвестировать и сберегать. Фактически это „кидок“ государства. И сильнее всех от него пострадал средний класс».
Собеседник издания не припомнит в истории российского фондового рынка случаев, когда крупные компании сначала объявляли о выплате дивидендов, а потом отказывались от этого. «Даже в 1999 году после дефолта все наши „голубые фишки“ все равно объявили о выплате дивидендов, — говорит он. — Это было неожиданностью. А при сегодняшних ценах на газ, при таких финансовых результатах „Газпрома“ принимать подобное решение? Возмутительно. Интересно, Миллер (председатель правления и заместитель председателя совета директоров ПАО „Газпром“ Алексей Миллер — прим. ред.) и его команда собираются теперь отказываться от годовых бонусов на миллионы долларов?»
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 27
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.