Завод им. Горького накануне ударно отпраздновал День кораблестроителя — спустил на воду первое в новейшей истории предприятия судно на подводных крыльях. Жаль, что пока «Метеоры-2020» заказывает не Татарстан, а Ханты-Мансийский автономный округ, но в республике уверены, что нас ждет бум речного транспорта, и лелеют планы на собственный современный флот.
-
Вчера, в День кораблестроителя, Зеленодольский завод им. Горького (входит в судостроительную корпорацию «Ак Барс») спустил на воду скоростное пассажирское судно на подводных крыльях (СПК) проекта 03830 «Метеор-2020». Его длина — 36 метров. Ширина — 11 метров. Вместимость — 122 пассажира. Экипаж — 6 человек. Максимальная скорость — 75 км/ч. Продолжительность рейса — 13 часов. Запас хода — 700 километров. Стоимость — порядка 400 млн рублей.
-
В 1961–1991 годах завод им. Горького уже выпускал «Метеоры» — предыдущего поколения, проекта 342, разработанного горьковским ЦКБ по СПК Ростислава Алексеева. То судно было самым массовым СПК в мире. Крайние достраивали для Китая в начале 2000-х из советских заделов, над ними трудился и нынешний генеральный директор зеленодольской верфи Александр Филиппов, тогда простой рабочий.
-
Новый СПК разработан конструкторами нижегородского проектного ООО «Си Тех» (выходцы из алексеевского ЦКБ). Как заверил генеральный директор компании, главный конструктор «Метеора-2020» Петр Ежов, сегодняшний и прежний СПК — небо и земля.
-
Как не раз подчеркивало руководство завода им. Горького, «Метеор-2020» на 99% состоит из российских комплектующих, даже двигатели предполагались отечественные — от питерской «Звезды», хотя ранее говорилось либо о французских, либо о корейских. Вчера стало известно, что «сердце» «Метеора» — два двигателя совместного производства КАМАЗа с неким китайским концерном (видимо, имеется в виду совместное предприятие автогиганта с Weichai). Но источники «БИЗНЕС Online» сомневаются, что СП успело сделать полноценный движок, и утверждают, будто это чисто китайская копия немецкого MAN. Двигатели — слабое место российского судостроения.
-
Вчера пассажирский салон судна не показывали, но вот таким он был примерно неделю назад.
-
Салон рассчитан на 122 человека. Заявлено, что обеспечен максимальный уровень комфорта, какой только возможен на рейсовом речном судне. Повышенные требования — к уровню шума, вибрации, удобству кресел, проходов, обеззараживанию воздуха, кондиционированию и обогреву.
-
Это важно, поскольку главным интересантом скоростных перевозок видятся прежде всего администрации северных и сибирских регионов, которым необходимо возить пассажиров из отдаленных поселков в райцентры — дорог-то нет. «Метеор-2020» будет эксплуатироваться в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском округах. Оператор — «Северречфлот». Компания перевозит пассажиров в трудно- и тяжелодоступные пункты по берегам Иртыша и Оби. Населенные пункты расположены друг от друга на расстоянии не менее 100 километров. «Метеоры-2020» предполагается использовать на маршрутах до 600 км, а в перспективе появятся рейсы в 1,5 тыс. км и пассажиры будут останавливаться на ночлег в гостинице.
-
У экипажа тоже будут комфортные условия труда и отдыха, для последнего есть каюта и душ.
-
Генеральному директору судостроительной корпорации «Ак Барс» Ренату Мистахову и его шефу — гендиректору холдинга «Ак Барс» Ивану Егорову — приходится воплощать прогрессивные новшества в условиях наложенных на компании санкций.
-
От имени главного заказчика заводчан приветствовал заместитель губернатора Ханты-Мансийского автономного округа — Югра Александр Тиртока. На одной из встреч руководителей двух регионов президент РТ Рустам Минниханов рассказал, что Татарстан намерен строить «Метеоры». После этого профильные специалисты ХМАО обратились на завод им. Горького с вопросом, возможно ли создание проекта под нужды этого региона, а потом написали техзадание. 26 января 2021 года подписали контракт, а 2 марта заложили два судна.
-
При этом в ХМАО не намерены привязываться к одному производителю и недавно закупили четыре нижегородских СПК: два «Валдая 45Р» и пару «Метеоров 120Р». Но татарстанская скоростная продукция все равно преобладает: «Северречфлот» уже несколько лет эксплуатирует два построенных в Зеленодольске глиссирующих теплохода проекта А145… «Метеоры-2020» поставят на самые трудные участки — они, в отличие нижегородских собратьев, будут работать в условиях низких температур и серьезных ветро-волновых режимов на дальнемагистральных направлениях. Прибыть к месту назначения суда должны в октябре 2022 года, т. е. встанут на линии в 2023-м.
-
Но самый интересный вопрос: купит ли новые СПК сам Татарстан? Некогда у «Татфлота» был солидный парк крылатых судов — 19 «Ракет» и 20 «Метеоров», а сегодня только три «Метеора» и один «Восход». По словам Мистахова, рассматривается возможность строительства для «Татфлота». На одной из последних коллегий миндортранса РТ об этом говорил Минниханов. И, кажется, сегодня у судостроителей выстраиваются хорошие отношения с министерством транспорта и дорожного хозяйства Татарстана под руководством Фарита Ханифова. Он уверен, что речной транспорт будет супервостребованным.
-
Для заводчан это надежда на загрузку по всем направлениям судостроения.
-
Вчера прошла и торжественная церемония чествования работников.
-
Праздник завершился бутылкой шампанского, символически разбитой о носовую часть «Метеора».
-
По словам Мистахова, по «Метеорам-2020» идут переговоры и с другими потенциальными заказчиками. Есть надежда строить 5–6 таких судов в год.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 20
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.