«Мы находимся в начальной фазе кризиса. Остаются запасы, европейские производители даже довозили остатки малой химии в течение мая – июня. Но после июля у нас начинается новая жизнь», — предрекал накануне директор по развитию ГК «ЕТС» (поставщик химического сырья) Сергей Андреев. По его словам, новые ограничения сделают невозможным ввоз в страну до 40% привычной номенклатуры. О том, как будут выживать производители, какое применение пероксидам в сельском хозяйстве нашли московские ученые и как Олег Коробченко призывал нефтехимиков просить помощи у Путина, — в материале «БИЗНЕС Online».
Накануне заседание совета директоров «Татнефтехиминвест-холдинга» впервые прошло при новом составе совета. Напомним, благодаря представителям СИБУРа СД расширился до 31 человека
«Вы ликбез сделали, а дальше?»
Накануне заседание совета директоров «Татнефтехиминвест-холдинга» впервые прошло при новом составе совета. Напомним, благодаря представителям СИБУРа СД расширился до 31 человека. Из новичков в него вошли бывший председатель правления СИБУРа Дмитрий Конов, генеральный директор ООО «СИБУР» Михаил Карисалов и управляющий директор СИБУРа по развитию и инновациям Дарья Борисова. Правда, в зале была только Борисова. Зато на правах новоиспеченного гендиректора ПАО «Нижнекамскнефтехим» мероприятие посетил Игорь Климов, действующий член правления холдинга.
Начали с выборов председателя совета директоров ТНХИ-Х. Обошлось без сюрпризов: кандидатуру президента РТ Рустама Минниханова выдвинул вице-премьер Роман Шайхутдинов. Возражений не было. В должности генерального директора общества утвердили аксакала нефтехимии Татарстана Рафината Яруллина. «Рафинат Саматович давно работает, работает добросовестно. Я считаю, других предложений [на пост гендиректора] пока нет ни у кого, у меня точно нет», — прокомментировал Минниханов.
После оргвопросов к микрофону вышел замдиректора московского Института органической химии им. Зелинского РАН Александр Терентьев. Институт разрабатывает органические пероксиды — многофункциональные соединения с противопаразитарной и даже противораковой активностью. Терентьев долго рассказывал, что вещества на основе пероксидов применяются снаружи — и в составе мазей от угревой сыпи, и как антисептики, «которые на космических кораблях используются для тотальной дезинфекции». Китайцы получили Нобелевскую премию за открытие их эффективности для лечения малярии.
Александр Терентьев: «Мы сделали маленькое открытие: обнаружили, что циклические пероксиды могут являться фунгицидом. Это очень важно сейчас в сельском хозяйстве»
«Мы сделали маленькое открытие: обнаружили, что циклические пероксиды могут являться фунгицидом (химическое вещество для борьбы с грибковыми болезнями растений — прим. ред.). Это очень важно: сейчас в сельском хозяйстве мы, возможно, лишаемся доступа к средствам защиты растений, таким как фунгициды, гербициды и инсектициды. Без них урожайность упадет на 80–90 процентов, вообще можем ничего не получить, — напугал Терентьев. — Но, к счастью, нам удалось обнаружить и предложить синтез вот таких соединений».
«Я понял, что это важно для сельского хозяйства, знаю, что основные средства защиты были по импорту. Алгоритм шагов какой, мы к кому должны обратиться? — перешел ближе к делу Минниханов. — Вы ликбез сделали, а дальше? Вот министр сельского хозяйства, вот Рафинат, вот я, вот наши предприятия, что дальше?»
Но выяснилось, что готового решения у спикера нет. «Татарстан — суперинновационный регион. Но между нами нет какого-то посредника. Раньше были НИИ, куда я мог прийти, объяснить задачу, объяснить, что мы можем нарабатывать в небольших количествах. Они это могли масштабировать и уже передавать на производство», — обозначил Терентьев.
Минниханов напомнил, что решения по импортозамещению сейчас могут получить поддержку государства. «Вы вот все это рассказали. Попытайтесь приземлить на землю!» — призвал ученого президент Татарстана.
В Казани же, на улице Беломорской, планируется разместить полный цикл препаратов для пересадки органов дыхания, продолжил Ибрагимов. На базе клиники будут осуществлять терапию CAR-T — революционный метод лечения онкологии
«Это несправедливо! 2 миллиона долларов один укол»
Тему лекарств продолжил директор московского ООО «Изварино Фарма» (в состав компании входит два завода — «Изварино Фарма» в Москве и «Нанофарма Девелопмент» в Казани) Орест Ибрагимов. Он рассказал, что стратегия предприятия в Казани с самого начала была направлена на импортозамещение в производстве противоопухолевых препаратов и препаратов для обеспечения пересадки органов дыхания. Теперь у фирмы есть планы по развитию в сотрудничестве с КФУ и коллективом профессора, доктора биологических наук, члена-корреспондента Академии наук РТ Альберта Ризванова, который специализируется в области разработки генных терапевтических препаратов.
«У всех на слуху „Золгенсма“ (Zolgensma — лекарственный препарат для генной терапии спинальной мышечной атрофии — прим. ред.), он сейчас стоит 2 миллиона долларов за укол, — говорил Ибрагимов. — Если он вовремя назначается детям со СМА, в удачном случае это обеспечивает приемлемое качество жизни. Мы надеемся с Альбертом Ризвановым, основываясь на научном потенциале КФУ, наладить производство такого рода препаратов в республике».
Основной площадкой спикер видит опытно-промышленный участок на Беломорской, принадлежащий КФУ. «Организуем там биологическое производство необходимых вирусных препаратов: аденоассоциированный вирус, аденовирус, которые послужат субстратом для того, чтобы готовить лекарственную форму», — обозначил он планы, уточнив, что сама формула препарата будет изготавливаться в Москве.
В Казани же, на улице Беломорской, планируется разместить полный цикл препаратов для пересадки органов дыхания, продолжил Ибрагимов. На базе клиники будут осуществлять терапию CAR-T — революционный метод лечения онкологии. С ним эффективность лечения отдельных видов раковых заболеваний, таких как острый лейкоз у детей, превышает 90%! Это существенно выше других методов терапии. Ибрагимов рассказал, что метод практикуется в США и Израиле, работал и в клинике им. Рогачева в Москве, но в связи с санкциями там закончились расходные материалы. Кроме КФУ Ибрагимов надеется на помощь технопарка «Идея» для привлечения инвестиций.
«Мы находимся в начальной фазе кризиса. Здесь иллюзий никаких не должно быть. Остаются запасы, европейские производители даже довозили остатки малой химии в течение мая – июня. Но после июля у нас начинается новая жизнь»
Пять вызовов для малой химии
С докладом об импортозамещении малотоннажной химии в условиях санкционного давления выступил директор по стратегии и развитию ГК «ЕТС» (Санкт-Петербург) Сергей Андреев. Его компания — один из крупных поставщиков химического сырья в России и странах СНГ. «Мы находимся в начальной фазе кризиса. Здесь иллюзий никаких не должно быть. Остаются запасы, европейские производители даже довозили остатки малой химии в течение мая – июня. Но после июля у нас начинается новая жизнь», — предрек он. Спикер выделил пять основных рисков для отрасли.
- Запрет ЕЭС на поставку химического сырья в Россию. Это ПАВ, катализаторы, оксиды, масла, добавки в пластики и т. д. Ограничение вступает в силу с 10 июля. Только в работе ЕТС это затронет 30–40% номенклатуры, по России цифра будет сопоставимой. «Можно идти путем поиска непрямых каналов закупки. Это параллельный импорт. Либо искать аналоги продуктов в дружественных странах», — обозначил Андреев.
- Финансовые ограничения против российских банков. Сегодня платежи в евро практически не проходят, с долларом работать можно, но это всегда лотерея: деньги дойдут или нет. «В рамках своей компании мы приняли стратегическое решение о переходе на китайский юань. Внимательно смотрим на другие национальные валюты, в частности индийскую рупию», — сказал спикер.
- Снижение кредитного рейтинга России. Из-за этого западные страховые компании отказываются страховать товарные кредиты от поставщиков химии, следовательно, покупателям приходится вносить 100-процентную предоплату. Компаниям не остается ничего, кроме как оптимизировать оборотные средства либо прибегать к мерам господдержки.
- Индивидуальные решения европейских компаний о прекращении поставок даже для несанкционных продуктов. «Это феномен, с которым мы раньше не сталкивались. Я сам 23 года работал в BASF (химический концерн в Германии — прим. ред.). Вижу, как коллеги мучительно вынуждены покидать компанию, разрываются связи, проекты, но ситуация такая, какая есть», — вздохнул Андреев.
- Запрет на обработку российских грузов в портах ЕЭС. Переориентировка потоков через Турцию, Иран, Дальний Восток требует серьезных расчетов и затрат. Например, из Индии перевезти груз напрямую в Россию невозможно, только через Стамбул или Шанхай. При этом стоимость фуры из Стамбула до ЦФО — от 8 тыс. до 10 тыс. евро за одну машину.
Что мы имеем в итоге? Падение производства из-за нехватки сырья и комплектующих, снижение экспорта, снижение потребительского спроса, сдвиг базовой модели потребления в сторону более простых рецептур. Появился термин «примитивизация экономики в технологическом плане». Происходит консолидация рынка в пользу крупных игроков. Остальные испытают дефицит оборотки и болезненно переносят высокие цены на сырье. «Все участники рынка должны об этом задуматься и предпринимать меры, чтобы мы не остались без покупателей», — обратил внимание директор по развитию ЕТС. Докладчик обратил внимание и на возможности для развития: только BASF продавал на рынке России продукцию на 600–700 млн евро в год. Эта ниша будет высвобождаться.
«Нельзя питать иллюзий. Мы живем по инерции еще. Многие вещи впереди нас ждут. Наши бывшие „коллеги“ смотрят, где у нас узкие места и блокируют их. Поэтому надо научиться находить решения, заранее знать, где у нас слабые точки», — отреагировал Минниханов.
Бюджет международной выставки TatOilExpo форума составит около 30 млн рублей. Из них 30% уже профинансировал бюджет республики, 60% выделят участники форума, оставшуюся часть — партнеры
«Олег, пожалуйста, по форуму…»
В завершение министр промышленности и торговли РТ Олег Коробченко отчитался о подготовке татарстанского нефтегазохимического форума, который пройдет 31 августа – 2 сентября в МВЦ «Казань Экспо». Для нового министра это был дебют в составе совета директоров ТНХИ-Х. Начал он издалека — с «рекламы» себя и министерства. «Хотел вас всех пригласить к нам в гости. Хотел от вас, от каждой компании, завода, фабрики, нефтедобывающего и нефтеперерабатывающего комплекса выслушать задания для нашего министерства. Готовы работать с вами, выполнять ваши задачи, чтобы вы у нас крепли, добывали и перерабатывали, производили еще больше продукции…» — вещал Коробченко.
«Олег, пожалуйста, по форуму. То, что ты пригласил, молодец», — пытался настроить министра Минниханов.
Но Коробченко продолжил о своем. Он предложил предприятиям нефтегазохимического комплекса по примеру автопрома попросить президента РФ Владимира Путина компенсировать затраты на импортозамещение. Вернувшись к татарстанскому форуму, Коробченко подчеркнул, что это возможность получить заказы и обсудить наболевшие проблемы. Он настоятельно просил компании выделить человека, который отработал бы все три дня мероприятия, а «не только два часа, когда будет президент».
Новоиспеченный министр назидательно обратился к боссам нефтехимии: «Просьба, чтобы все получили фактический результат от этого форума: заработали деньги, познакомились с поставщиками, заказчиками, это очень важно». Осветили и финансовый вопрос. Бюджет международной выставки TatOilExpo форума составит около 30 млн рублей. Из них 30% уже профинансировал бюджет республики, 60% выделят участники форума, оставшуюся часть — партнеры.
Минниханов добавил, что в 2022 году нужно сделать упор на малотоннажную химию. «Давайте создадим все условия, это должен быть самый лучший форум в нашей стране», — отметил президент.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 9
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.