«Сююмбике — наиболее компромиссная фигура. Поэтому то, что даже она вызывает повышенное и негативное отношение, свидетельствует о внутреннем конфликте и нездоровом состоянии российского общества», — рассуждает главный научный сотрудник Института истории им. Марджани Искандер Измайлов. За несколько дней до открытия памятника с участием Равиля Гайнутдина против его установки выступила группа организаций во главе с местным депутатом-казаком Валерием Камшиловым. В областном правительстве заверяют, что касимовцы в массе своей за памятник. Между тем среди аргументов противников Сююмбике — то, что увековечить ее память якобы побоялись даже в Казани.
В пятницу, 10 июня, в Касимове Рязанской области открывают памятник Сююмбике в рамках празднования 1100-летия принятия ислама. Однако источники утверждают, что якобы появились желающие сорвать открытие памятника
«Хотят приехать казаки и избить гайнутдиновских татар за этот памятник»
В пятницу, 10 июня, в Касимове Рязанской области открывают памятник Сююмбике в рамках празднования 1100-летия принятия ислама. В мероприятии примут участие делегация ДУМ РФ во главе с муфтием шейхом Равилем Гайнутдином, муфтий Татарстана Камиль Самигуллин, председатель «Милли шура» Василь Шайхразиев. От Рязанской области, как утверждают источники «БИЗНЕС Online», приедет первый зампредседателя правительства Анна Рослякова, поскольку врио губернатора региона Павел Малков в этот день будет в Москве.
Однако праздник может быть омрачен. Источники «БИЗНЕС Online» утверждают, что якобы появились желающие сорвать открытие памятника. «Хотят приехать казаки и избить гайнутдиновских татар за этот памятник», — рассказал наш собеседник. По его словам, даже если монумент удастся установить, «долго он вряд ли простоит». «Я местный менталитет хорошо знаю», — добавил источник.
Впервые идея установки памятника в Касимове как последнем пристанище царицы Сююмбике возникла в 2015 году. Тогда в городе проходила всероссийская научно-практическая конференция «Сююмбике — выдающаяся женщина и правительница». Инициативную группу возглавили руководитель местной татарской национально-культурной автономии Рязанской области Ильдар Бикуев и заслуженный работник культуры Республики Татарстан Альфия Рахматуллина. В 2016 году по этому случаю объявили конкурс на лучший проект памятника Сююмбике, а в 2017-м выбрали победителя. Им стал петербургский скульптор Вениамин Сидоренко.
Уже в 2019 году проект благоустройства территории, прилегающей к памятнику, победил в региональном конкурсе по поддержке муниципальных инициатив и получил субсидию от правительства Рязанской области. Также финансово поучаствовали в проекте администрация Касимова, ДУМ РФ и местная мусульманская община. Всего собрали 2,5 млн рублей, на них разбили сквер, который местные жители называют именем Сююмбике.
Параллельно с этим активизировались местные телеграм-каналы, в которых говорится, что установку памятника «татарской Бандере» с местными жителями никто не обсуждал, а Касимов «превращается в вотчину Казанского ханства»
«Это примерно, как если бы в Санкт-Петербурге униаты открыли памятник Мазепе»
За неделю до открытия памятника от некой «группы лидеров русских православных общественных организаций» появилось письмо, адресованное президенту РФ Владимиру Путину. В нем они возмущаются намеренной героизацией Сююмбике как «символа антироссийского сепаратизма» и просят «пресечь инициативы» муфтия Гайнутдина, руководства Рязанской области и Касимова по установке памятника «сознательному врагу России». «Идеологически опасные, сеющие рознь между мусульманами и православными лжеисторические мифы некоторые религиозные деятели и чиновники по недоразумению (хочется верить) пытаются навязать обществу путем мемориализации фигуры ханши Сююмбике как объекта для поклонения и почитания», — пишут авторы письма. Его копии они также направили в ФСБ, следственный комитет РФ, Генпрокуратуру и комитет Госдумы по делам национальностей. Последний, к слову, уже послал обращение активистов в МВД, чтобы там проверили данное событие на экстремизм. Как пояснили источники нашего издания в комитете, этого требует законодательство. «Правовую оценку дадут компетентные органы», — добавил собеседник.
Спустя пару дней к недовольным присоединилась группа так называемых православных татар Москвы. «Это примерно, как если бы в Санкт-Петербурге униаты открыли памятник Мазепе под якобы благовидным предлогом того, что Мазепа — часть истории правления Петра I! Татары, вам не стыдно делать подлость за подлостью в отношении русских и православных татар?» — возмущаются они в своем обращении. По их словам, касимовские татары не приняли Сююмбике, поскольку похоронили ее в безымянной могиле.
Параллельно с этим активизировались местные телеграм-каналы, в которых говорится, что установку памятника «татарской Бандере» с местными жителями никто не обсуждал, а Касимов «превращается в вотчину Казанского ханства». Подчеркивается, что в самой Казани после пяти лет размышлений не отважились устанавливать памятник Сююмбике, начав «с Касимова мутить народ».
Заслушали по видеосвязи также противников установки памятника, среди которых депутат Касимовской гордумы казачий генерал Валерий Камшилов
«Подобные заявления являются откровенным фейковым вбросом»
Скандал вышел на официальный правительственный уровень. Как пишут рязанские СМИ, в администрации города 6 июня прошло экстренное совещание с участием чиновников, активистов и министра по делам территорий и информационной политики Рязанской области Жанны Фоминой. Заслушали по видеосвязи также противников установки памятника, среди которых депутат Касимовской гордумы казачий генерал Валерий Камшилов. Как рассказала «БИЗНЕС Online» Рослякова, он заявил, что Сююмбике — враг России. «Однако присутствующие на совещании касимовские общественные деятели отметили, что установка памятника не вызывает в городе негативного отношения, монумент и сквер воспринимаются только положительно, позитивно оценивается как благоустройство и создание культурного пространства, так и сам объект посещения туристов в рамках действующих экскурсионных маршрутов города», — утверждает первый вице-премьер области.
Тем временем Камшилов на сайте «Русской народной линии» опубликовал статью о том, что Сююмбике не научит ничему, кроме как «сепаратизму, русофобии и ненависти к своей стране». «По итогам круглого стола рязанские ресурсы выпустили материал, что касимовцы, мол, выступили за памятник. Но это ведь неправда!» — возмущается он. Более того, Камшилов надеется, что даже если памятник установят, то вскоре будут вынуждены демонтировать. «А все причастные к этой провокационной затее понесут заслуженное наказание», — добавил он. Корреспонденту «БИЗНЕС Online» удалось дозвониться до Камшилова. На вопрос о том, собирается ли он устраивать какие-то публичные протесты, срывать мероприятие, депутат ответил: «Будем бороться только в правовом поле».
«Подобные заявления не отражают мнение большинства жителей Касимова, являются откровенным фейковым вбросом в информационное пространство и вызвали волну возмущения у горожан, — утверждает Рослякова. — В открытом доступе размещено множество комментариев как руководителей общественных организаций и представителей различных религиозных конфессий, так и простых жителей города по этому поводу». Она предупредила, что в случае противоправных действий правоохранительные органы будут работать в рамках действующего законодательства.
Заместитель председателя ДУМ РФ Рушан Аббясов также надеется, что правоохранители в случае необходимости наведут порядок. «Я думаю, кто-то просто создает в соцсетях интригу. Это диванные критики и аналитики, они недальновидные, не знают истории. Данных людей как раз и можно проверить на разжигание межнациональной розни. Пусть спецслужбы их изучают», — отметил он в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online».
По словам Рушана хазрата, его коллеги неоднократно бывали с экспедициями в Касимове, а ДУМ РФ выпустило книгу «Тени Касимовского ханства», презентация которой прошла на ура в Касимове, Рязани, Казани и Москве. «Местные жители скажут спасибо, что эту местность не забывают, помнят. Благодаря всем этим действиям появился интерес к городу не только у татар, но и у жителей страны, которые будут приезжать в Касимов и изучать историю. То, что Сююмбике провела последние годы жизни в Касимове, была там похоронена, — это исторический факт, от него никуда не уйти», — считает Аббясов.
Искандер Измайлов: «Общество сильно разделено. Но не памятники разделяют людей, а люди делят памятники»
«В таком ракурсе и хан Бату, и Токтамыш тоже в какой-то степени «бандеровцы»
Доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института истории им. Марджани Искандер Измайлов считает, что в наше непростое время любое событие может явиться предметом спора. «Любой памятник может стать объектом критики и яблоком раздора. Это свидетельствует больше о том, что никакого единения в обществе, которое постулируется некоторыми СМИ, нет. Общество сильно разделено. Но не памятники разделяют людей, а люди делят памятники», — заявил он корреспонденту «БИЗНЕС Online».
По мнению Измайлова, это доказывает то, что в РФ нет общего прошлого. «Пропаганда в стране слишком долго была направлена на то, чтобы искать не общность, а внутренних врагов. В результате в России нет общей истории, общего для всех народов прошлого. Оно разделено, а это наиболее страшная перспектива. Если у нас не будет общего прошлого, то не будет и общего будущего. Чтобы это общее будущее все-таки стало реальностью, необходимо все исторические споры прекратить и обрести наконец консенсус в отношении прошлого», — считает ученый. Однако он отмечает, что этого нельзя достичь, просто запретив каким-то народам помнить о своей истории. Выход — в создании интегрального прошлого для всей страны.
Фрагмент картины Василия Худякова «Пленённая царица Сююмбике, покидающая Казань»
«Бандера у наших политиков и СМИ стал, видимо, мерилом всеобщего зла. Поэтому применять это сравнение можно ко всем персонажам. Очевидно, что в таком ракурсе и хан Бату, и Токтамыш тоже в какой-то степени „бандеровцы“. Это довольно забавно. Степан Бандера приобретает вид инфернального зла, которое действует на территории Евразии и во все века, угрожая единству Российского государства. Это прямо апокалиптическая картина страхов нашего общества», — рассуждает Измайлов.
Что касается Сююмбике, то она, как всякий исторический персонаж, конечно, была человеком неоднозначным. «Происходит она из рода бия Юсуфа, от которого ведут свое происхождение князья Юсуповы, много и плодотворно служившие во славу Российского государства. Значит, они тоже имеют порочное „бандеровское“ наследие?» — недоумевает историк.
Тем временем памятник Сююмбике еще 6 июня установили на предназначенном ей месте — в сквере у Ханской мечети. Судя по местной прессе, никаких протестов у жителей это не вызвало
По его словам, Сююмбике была супругой трех казанских ханов, которые проводили разную политику, и про- и антимосковскую, позже стала касимовской царицей. Трудно ее заподозрить в каких-либо политических антипатиях к Москве. «Но я полагаю, что ее личной ответственности за это нет. Скорее всего, она выполняла какую-то роль при ханах, аристократии. Долгие годы она была женой касимовского хана Шейха Али, который в это время воевал на стороне русских войск в Ливонской войне. В чем ее историческая вина? Непонятно», — отмечает Измайлов. Это не памятник какому-то касимовскому хану, который мог быть воспринят по-разному. Памятник был задуман и создавался как увековечение памяти человека, объединяющего Казань, Касимов и Москву. Сююмбике в этом смысле — наиболее компромиссная фигура. Поэтому то, что даже она вызывает повышенное и негативное отношение, свидетельствует о внутреннем конфликте и нездоровом состоянии российского общества, в котором недалекие политики ищут не то, что нас объединяет в прошлом и настоящем, а наоборот, что разъединяет. И это очень прискорбно», — заключил Измайлов.
Тем временем памятник Сююмбике еще 6 июня установили на предназначенном ей месте — в сквере у Ханской мечети. Судя по местной прессе, никаких протестов у жителей это не вызвало.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 59
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.