Сергей Пускепалис: «Каждая постановка занимает достойное место в репертуаре нашего театра. Мы хотим как можно больше, лучше, качественнее порадовать зрителей Казани и сами пройти некий экзамен в замечательном месте» Сергей Пускепалис: «Каждая постановка занимает достойное место в репертуаре нашего театра. Мы хотим как можно больше, лучше, качественнее порадовать зрителей Казани и сами пройти некий экзамен в замечательном месте»

«Действие сделано бережно, без ненужной сатиры и отрицания советского прошлого»

— Сергей, на следующей неделе в столице Татарстана начинаются большие гастроли ярославского театра драмы имени Волкова, который вы возглавляете с августа 2019 года. Первой в вашей казанской афише стоит «Калина красная». Почему решили начать со спектакля, вдохновленного легендарным фильмом Василия Шукшина?

— Мы могли бы открыть казанские гастроли любым спектаклем, так как отвечаем за его качество. Каждая постановка занимает достойное место в репертуаре нашего театра. Мы хотим как можно больше, лучше, качественнее порадовать зрителей Казани и сами пройти некий экзамен в замечательном месте.

Как может не понравиться проза Шукшина? Человеческие взаимоотношения, вопросы и ответы, заложенные в этом сочинении, делают его бессмертным. Тактичный и в то же время пристальный разбор текста от Владимира Смирнова (Даная) (режиссер спектакля — прим. ред.) вызывает уважение и правильный отклик у публики. Конечно, у всех перед глазами великолепный фильм, где Егора Прокудина играет сам Василий Макарович [Шукшин]. Но и мы предлагаем интересное современное переосмысление сюжета. Сравнивать киноповесть и спектакль бессмысленно. Однако наше действие тоже вызывает сочувствие и серьезное подключение зрителя. И смешно, и страшно.

Спектакль «Калина красная» Спектакль «Калина красная»

— Свой спектакль «…Забыть Герострата!», который труппа также покажет в Казани, вы считаете особенно актуальным. Почему?

— Он транслирует идею, которая сейчас широко осмысливается и обсуждается. Это позиционирование себя как индивидуальности разными способами. Можно, как Герострат, разрушить храм и войти в историю. Но стоит ли эта память ужасных деяний? В эру TikTok мы видим некую разнузданность в желании увековечить себя, выдвинуться из массы. Иногда это граничит с поступком героя спектакля, поэтому важно поприсутствовать при разборе такого явления. Оценка поступка, совершенного Геростратом 2 тысячи лет назад, актуальна и сегодня.

Спектакль «…Забыть Герострата!» Спектакль «…Забыть Герострата!»

— Еще одно гастрольное название — спектакль «Страх» по пьесе советского драматурга Александра Афиногенова. Впервые литературный первоисточник был поставлен в Волковском театре в 1930-е, спустя 90 лет он пережил здесь второе рождение. Есть ли в новом спектакле переклички с первой версией?

— Я не знаю, как была сделана первая постановка, и ориентировался ли на нее режиссер Арсений Мещеряков, ученик Андрея Могучего, выпускник Санкт-Петербургской академии театрального искусства. Но сама тема пьесы, как и в случае с «Геростратом», нам близка. Мы часто задаемся вопросом, откуда произошли и что предшествовало строительству нашего государства.

Сергей Витауто Пускепалис — российский актер, режиссер и политический деятель. Заслуженный артист России (1999).

Родился 15 апреля 1966 года в Курске. В 1985-м окончил Саратовское театральное училище (курс Юрия Петровича Киселева). Затем прошел трехгодичную срочную службу в Североморске в Военно-Морском Флоте СССР. После увольнения в запас в 1988-м в звании старшины первой статьи вернулся в Саратов. Более 10 лет работал актером в саратовском театре юного зрителя им. Киселева (ТЮЗе).

В 2001 году в Москве окончил режиссерский факультет РАТИ (ГИТИСа) (курс профессора Петра Наумовича Фоменко).

После выпуска из РАТИ поставил в Москве пьесу «Двадцать семь» Алексея Слаповского — этот спектакль участвовал в одном из фестивалей «Балтийский дом». Затем поставил спектакль «От красной крысы до зеленой звезды» по пьесам Слаповского в омском «Пятом театре». Работал режиссером в самарском театре «Понедельник».

С 2001 по 2002 год — ассистент режиссера в «Мастерской Фоменко». С мая 2003-го по 2007-й — главный режиссер Магнитогорского драматического театра им. Пушкина. С 2007-го — режиссер-постановщик Московского театра-студии под руководством Олега Табакова. С июня 2009-го по февраль 2010-го — главный режиссер Российского государственного академического театра драмы им. Волкова (Ярославль). С 2011 по 2013 год — помощник художественного руководителя МХТ им. Чехова Олега Табакова.

Для постановок спектаклей приглашается самыми известными драматическими театрами России.

В Магнитогорске был мастером курса актерского мастерства Магнитогорской государственной консерватории им. Глинки.

4 декабря 2018 года назначен заместителем художественного руководителя МХАТ им. Горького по творческой работе.

В августе 2019-го стал художественным руководителем Российского государственного академического театра драмы им. Волкова (Ярославль).

«Страх» Афиногенова, подобно «Роковым яйцам» и «Собачьему сердцу» Булгакова, — пьеса о людях, всерьез задумывавшихся о кардинальной перестройке общества. Они отважно осуществляли ее без всякого опыта. Создавая этот спектакль, мы поняли, какой ценой строилась Россия, кто этим занимался и что мы наследуем. Действие сделано бережно, без ненужной сатиры и отрицания советского прошлого, с пристальным вниманием к людям, движимым космической задачей — как обустроить новую жизнь нового человека? Спектакль понравится и школьникам, и пожилым людям, так как в его героях мы видим своих дедушек, бабушек и фундамент, на котором сейчас стоим.

Спектакль «Страх» Спектакль «Страх»

— Среди философских литературно-театральных опусов в гастрольной программе выделяется комедия «Неаполитанские каникулы». Почему итальянская пьеса, написанная столетие назад, до сих пор не утратила остроты и может быть интересна сегодня российскому зрителю?

— Этот удивительный материал написан Эдуардо Скарпеттой — отцом Эдуардо де Филиппо, представителя итальянского неореализма. «Неаполитанские каникулы» — совершенная комедия положений, и от страшно закрученной интриги зритель будет в восторге. Тем более спектакль поставил итальянец Паоло Эмилио Ланди, знающий особенности национального характера. В театре Волкова пьеса идет при полных залах с неизменным успехом. И я понимаю почему. У всех иногда возникает потребность пошутить и повеселиться, но не дебильно смеяться, а рождать правильный, здоровый смех сочувствия. Думаю, казанская публика запомнит сюжет, получит невероятное удовольствие, заряд оптимизма и бодрости. А также увидит прекрасные актерские работы, ведь любая комедия требует от артиста мастерства. У нас с этим все в порядке.

— Привезенные спектакли удивляют разнообразием жанров и литературных первоисточников. На каких категориях сегодня базируется репертуарная политика Ярославской драмы?

— Она складывается невероятным, чудесным образом. Никто не ответит вам, как именно. Никаких формул и методик у меня нет, общих клише и правил тоже не существует. Как любой художественный руководитель, я вижу интерес и потенциал своих коллег и совмещаю их с выполнением объемного государственного задания, включающего обеспечение посещаемости, зарплат и тому подобное. Насколько удачно — спросите в министерстве культуры. Скажу лишь, что творчество для меня всегда стоит на первом месте.

Спектакль «Неаполитанские каникулы» Спектакль «Неаполитанские каникулы»

«Для создания патриотического театра в центре Москвы у меня реализовалось все»

— Обратимся к недавней эпохе вашей деятельности во МХАТе имени Горького в качестве заместителя худрука по творческой работе. Как вам работалось с Эдуардом Бояковым и Захаром Прилепиным?

— Прекрасно. Это чудесные люди, точно понимающие свои цели и задачи. Каждый из них — яркая, талантливая личность. Бояков — один из серьезных режиссеров, хотя мне кажется, что уникальна в нем именно продюсерская жилка. Эдуард — создатель «Золотой маски» и множества проектов, которым нет равных в плане смелости, креативности и нетривиальности. Порой креатив его подводит, как в случае с Бузовой, когда Бояков, выражаясь техническим языком, хотел расширить круг зрителей. Но я убежден, все оттого, что он человек успеха. Это хорошее профессиональное качество. Успех Эдуард видит по-своему, иногда его взгляд не совпадает с чьим-то мнением. Однако он чрезвычайно ответственен за объемы, возникающие в ходе работы.

О Прилепине уже многое сказано. Я польщен и горд нашим знакомством, читаю его произведения, иногда подслушиваю, что говорит этот человек, и практически на 100 процентов разделяю его взгляды, отношение к миру, к прошлому, настоящему и будущему.

— Вспомните день, когда вы трое встали у руля МХАТа. Какие идеи мечтали воплотить?

— То, что хотел реализовать, я сделал. Во МХАТе я поставил спектакль по пьесе Валентина Распутина «Последний срок». Он до сих пор сохранился в репертуаре. На днях мне звонили актеры и рассказывали, что спектакль с успехом прошел в Екатеринбурге. Я рад, что кусочек моего творчества остался в этом театре.

— И все же вы рассчитывали на большее? Что произошло, Москва не созрела до настоящего патриотического театра нового типа, ведь Бояков покинул МХАТ имени Горького?

— Как помощник художественного руководителя, я должен был просто поставить качественный спектакль, что я и сделал. Поэтому для создания патриотического театра в центре Москвы у меня реализовалось все. Потом последовало предложение возглавить первый русский театр драмы имени Волкова. Я откликнулся, прошел сложный конкурс и теперь служу в Ярославле.


«Хорошего, талантливого кино всегда будет мало»

— Художественное руководство театром в Ярославле вы активно совмещаете со съемками, например в патриотическом кино. По каким критериям выбираете картины для участия?

— От того что мы 25 раз назовем фильм патриотическим, ничего не изменится. Я снимаюсь не в патриотических картинах, а в хороших. Есть фальшивые, лживые темы, а есть настоящие. Если вы называете их патриотическими, я очень рад. Значит, так и есть. Хорошее кино экспонирует всю сложность жизни, ее многообразие, амбивалентность и стремление к тому, чтобы после нас жизнь расцветала. А не чтобы случился потоп.

— Уже много лет в России хотят видеть качественные патриотические картины. Из бюджета государства на них выделяются сотни миллионов. Но на деле выходит много проходных фильмов, которые не имеют успеха в прокате и получают отрицательные отзывы зрителей и профессионалов. Почему ситуация складывается таким образом?

— Не хочу комментировать это. Но хорошего, талантливого кино всегда будет мало.

— Как изменить ситуацию?

— Снимать хорошие фильмы.


— В каких хороших фильмах собираетесь сниматься в ближайшее время?

— Скажу, что в начале июня, к радости зрителей, мы начнем снимать финальную часть фильма «А у нас во дворе» с Равшаной Курковой. В марте следующего года будем работать над продолжением картины «Шифр». Я уже запутался, какая часть выйдет на экраны, но с удовольствием снимаюсь в этом фильме и вижу там для себя новые актерские задачи.

— Вы говорили, что не снимаетесь в западных картинах, потому что вам не нравится, как в них изображают русского человека. А если предложат интересную роль, согласитесь?

— Обязательно. Я не снимаюсь не в западных фильмах, а в сценариях, которые мне предлагают коллеги. Меня не удовлетворяют опции потенциальных героев, штампы и пропаганда. Если будет достойный сюжет, не такой, где русские — сложные и суровые ребята, а такой, который раскроет наши человеческие особенности, с радостью поучаствую. У меня нет предубеждений против зарубежных картин.

— А интересуетесь, что пишут о вас и вашей работе в сети?

— Я никогда не вбиваю в поисковик свою фамилию, потому что не знаю людей, комментирующих мою деятельность, и не привык прислушиваться к их мнению. Вот вы пришлете мне материал, я прочту его и отвечу, к месту мы сделали интервью или нет.

«Я никогда не вбиваю в поисковик свою фамилию, потому что не знаю людей, комментирующих мою деятельность, и привык не прислушиваться к их мнению» «Я никогда не вбиваю в поисковик свою фамилию, потому что не знаю людей, комментирующих мою деятельность, и не привык прислушиваться к их мнению»

«Тема спецоперации еще недостаточно исследована»

— Зато среди отечественных деятелей культуры можно встретить полярные мнения относительно спецоперации ВС РФ на Украине. Как вы относитесь к коллегам, критикующим ее?

— Я бы посоветовал им изучить вопрос, прежде чем высказываться. Тема спецоперации еще недостаточно исследована, и иногда наши ребята, подверженные эмоциональному восприятию мира, видят лишь первый слой. Конечно, никому не нравится война. Это самое страшное проявление человеческих отношений. Но, когда видишь, что мы боремся с мерзавцами всего мира, осознаешь, что спецоперация — это крайняя необходимость и наш президент оказался вынужден принять такое решение. Я понимаю, как ему сложно было подобное сделать. Поэтому, повторюсь, сначала нужно изучить вопрос. Особенно людям, которые выступают в качестве любимых актеров, певцов и тому подобного.

— Министр культуры РТ Ирада Аюпова считает, что многие артисты критически высказываются о спецоперации для того, чтобы привлечь к себе внимание СМИ. При этом их истинную позицию определить сложно, так как флагом современного общества стало лицемерие. Согласны с такой позицией?

— Посмотрите спектакль «…Забыть Герострата!». Надеюсь, госпожа Аюпова тоже придет в театр, и мы вместе подтвердим ее точку зрения.

— Критикующим спецоперацию украинским артистам (некоторые из которых до того активно работали в РФ) запретили въезд в нашу страну на 50 лет. Такое решение справедливо или желающие приехать в Россию должны иметь на это право?

— Это зависит от их степени раскаяния. Я всегда говорю, что за одного битого дают двух небитых. Если человек действительно осознает, что погорячился, и поступками попытается исправить вред, который привнес в национальную ситуацию, связанную с непростым временем нашего государства, то почему бы и нет?

«Наш театр проехал почти весь мир» «Наш театр проехал почти весь мир»

— Согласны ли вы с тем, что в России вскоре начнет формироваться новая культурная элита? На каких категориях будет базироваться ее работа?

 — Это тема для часового доклада. Если коротко, у нас нет других вариантов. Мы должны осознать ситуацию и начать вырабатывать инструменты для стимуляции талантливых людей, которые будут отражать в искусстве социально значимые вопросы нашего государства. Сейчас мы стоим в начале пути. Последние 30 лет россиян якобы интегрировали в общий культурный поток, но это не всегда шло нам на пользу.

— Сегодня до сих пор есть сложности с гастролями отечественных артистов за рубежом и приглашением иностранных звезд в Россию. Не замедлит ли столь масштабное «отключение» от Запада развитие российской культуры? Все же межкультурный опыт и определенная конкуренция давали ей импульс к непрерывному совершенствованию.

— Иногда межкультурный опыт полезно на время отключить и сосредоточиться на достижениях, существующих внутри страны. Провести импортозамещение нравственных ценностей. Я не вижу в нынешней ситуации ничего криминального. Наоборот, будет время осмотреться, отказаться от погони и непонятной конкуренции с чуждыми подчас нам явлениями. А хорошее все равно пробьется.

Наш театр проехал почти весь мир. Не забудем и о международном волковском фестивале «Русская литература на сцене Первого русского». В сентябре мы вновь откроем им сезон и уже разговариваем с коллективами, которые могут и хотят приехать в Ярославль. Пока на связи немцы, сербы и венгры, хотя мы открыты для всех и готовы к любым приглашениям извне. Только что труппа вернулась из Абхазии, где с огромным успехом представила четыре спектакля. В ближайших планах выступления в Казани, Ульяновске, Сергиевом Посаде, Вологде, Димитровграде. Так что с гастролями у нас все в порядке.