«На фоне жесточайшего санкционного прессинга постулаты единства и солидарности срабатывают далеко не всегда. Это видно по голосованию в международных организациях. С молчаливого согласия наших партнеров Беларусь и Россия шельмуются и исключаются из международных организаций. Без скорейшего сплочения наших стран, без укрепления политических, экономических, военных связей нас завтра может не быть!» — беспокоились «рассинхроном» лидеры стран ОДКБ, собравшиеся на юбилейный саммит в Москве. О том, как все, кроме Токаева, мерили эффективность организации купированием январского кризиса в Казахстане, а Пашинян и Лукашенко обменивались выпадами, — в материале «БИЗНЕС Online».
Сегодня в Москве проходит саммит стран – членов ОДКБ (на фото слева направо: Станислав Зась, Никол Пашинян, Александр Лукашенко, Владимир Путин, Касым-Жомарт Токаев, Садыр Жапаров, Эмомали Рахмон)
Если бы не Россия и ОДКБ, горячая война уже была бы и в Беларуси
Официальным поводом для саммита стран – членов ОДКБ стало два юбилея: 30-летие подписания Договора о коллективной безопасности и 20-летие самого объединения, неофициально — страны приехали обсудить военное сотрудничество, но уже за закрытыми дверьми.
А вначале за круглым столом пышного Александровского зала Большого Кремлевского дворца президент РФ Владимир Путин, премьер-министр Армении Никол Пашинян, президент Беларуси Александр Лукашенко, глава Казахстана Касым-Жомарт Токаев, президент Киргизии Садыр Жапаров и руководитель Таджикистана Эмомали Рахмон под камерами очень сжато (буквально по 5–10 минут каждый) изложили то, что сочли нужным декларировать публично.
«Это время передела мира. Однополярная система безвозвратно уходит в прошлое, однако коллективный Запад ведет ожесточенную борьбу за сохранение своих позиций. В ход идут все средства: от бряцания натовским оружием у наших западных границ до развязывание против нас — в первую очередь против России и Беларуси — полномасштабной гибридной войны», — обозначил повестку Лукашенко, выступавший первым — по алфавиту.
Он говорил о НАТО, которое «агрессивно наращивает мускулы», затягивает вчера бывших нейтральными Финляндию и Швецию. Которое ведет учения на территориях 19 европейских стран под названием «Защитники Европы – 2022». «От кого они защищаются — догадайтесь сами. До сих пор на белорусско-польской границе находится группировка порядка 15 тысяч военнослужащих, размещенных там еще в прошлом году под предлогом миграционного кризиса. Это кроме постоянных войск, которые там присутствовали, — их переброшено еще 15 тысяч, в основном американцев. Мигрантов там давно нет, а войска стоят», — возмущался спикер.
Сначала в Александровском зале Большого Кремлевского дворца под камерами очень сжато лидерами стран ОДКБ было изложено то, что сочли нужным декларировать публично
Всего же, как обратил внимание Лукашенко, на территории Польши и Прибалтики порядка 40 тыс. воинов альянса — и здесь «военное взаимодействие в рамках Союзного государства Беларуси и России, членство Беларуси в ОДКБ являются теми самыми стабилизаторами, оказывающими определенный отрезвляющий эффект на горячие головы по ту сторону границы». «Если бы этого не было, боюсь, что горячая война уже велась бы и на территории Беларуси. Кстати, они попробовали это в 2020 году», — сказал президент.
Довольно долго белорусский лидер говорил и об Украине, которую «натравливали и подстрекали, пичкая национализмом и нацизмом, фашизмом, русофобией и оружием». После выборов в Беларуси в августе 2020 года Украина полностью «легла под Запад» — последние два года постоянно ощущаем недружественные акции. На опережение она ввела против нас санкции, еще не было санкций от Европы и США. Осуществляла провокации авиации — разведки украинскими беспилотниками, перечислял Лукашенко.
По его словам, Запад и США рано или поздно все равно воспользуются предложением России по гарантиям безопасности. «Но что к тому времени останется от Украины и от нашего региона — это вопрос. Пока на Западе и в Вашингтоне мы наблюдаем лишь желание максимально продлить конфликт», — говорил белорусский лидер. «Украину продолжают накачивать оружием. Цели понятны: максимально ослабить Россию, утопив ее в этой войне, а может, сделать так, чтобы полыхнуло и пошире. Если замысел такой, то отсидеться ни у кого не получится», — взывал он к сознательности международных лидеров, уверяя, что самое опасное сегодня — попытки расчленения Украины.
Александр Лукашенко: «Это простые вещи, возможно, по более сложным мы просто не договоримся. Но идти нужно дальше»
«На фоне санкционного прессинга постулаты единства и солидарности срабатывают далеко не всегда»
Что может помешать? Отсутствие консолидации. Спикер вспомнил, как отработала ОДКБ ситуацию в Казахстане в январе 2022 года: «никто не посмел и подумать ввязаться в эту ситуацию, потому что вместе мы сила». «Однако можно ли сегодня сказать, что организация вместе и все так же связана узами солидарности и поддержки? Последние события показывают — может, я ошибаюсь, — похоже, нет», — нахмурился Лукашенко. Чего только стоит запрет отдельными партнерами по ОДКБ полетов к ним самолетами национальных авиакомпаний других членов организации?
«На фоне жесточайшего, оголтелого санкционного прессинга со стороны консолидированного Запада постулаты единства и солидарности срабатывают далеко не всегда. Это видно, к сожалению, по голосованию в международных организациях. С молчаливого согласия наших партнеров Беларусь и Россия — вопреки всем законам международной жизни, по прихоти Запада — шельмуются и исключаются из международных организаций. Да, оказывается давление, давление жесткое и беспринципное, на вас — членов ОДКБ, но ведь именно для таких ситуаций и существует коллективная взаимная поддержка. Без скорейшего сплочения наших стран, без укрепления политических, экономических, военных связей нас завтра может не быть, — говорил президент. — Если бы мы сразу выступили единым фронтом, не последовало бы адских санкций. Посмотрите, как монолитно голосует и действует ЕС, насколько сильна внутриблоковая дисциплина. Кто нам мешает использовать их блоковый ресурс? Тут нам с них надо брать пример. Поодиночке нас просто раздавят и разорвут!»
Лукашенко объяснял, что подрыв стабильности начали с Беларуси, Казахстана, на очереди Россия. «Проблемы и в Армении создают — никого не обойдет стороной», — посмотрел он на Пашиняна, с которым явно отношения складывались несколько напряженно: белорусский лидер даже скорректировал протокол работы сессии, предложенный председательствующим главой Армении.
Что нужно делать? Лукашенко дал сразу четыре рецепта. Первое — усиление политического взаимодействия и координации, чаще выступать от имени ОДКБ на международных площадках, чтобы голос и позиция ОДКБ были видны и слышны. Пусть министры подумают, как реагировать на новую волну расширения НАТО. Мы в этом должны быть едины — не только Россия должна выражать озабоченность и бороться с этим в одиночку.
Второе — противостоять информационной войне. Для этого, по мысли Лукашенко, следует по максимуму использовать потенциал соглашения ОДКБ 2017 года о сотрудничестве в области информационной безопасности, активнее продвигать ОДКБ в социальных сетях, которые интенсивно используют наши западные оппоненты, с целью действенного реагирования на фейки и информационные вбросы, заявил белорусский лидер.
Третье — назрела необходимость усиления прогнозно-аналитической составляющей в секретариате ОДКБ.
Четвертое — целесообразно подумать над объединением потенциала аналитических центров государств-членов и формированием сети структур для содействия при подготовке концептуальных документов.
«Это простые вещи, возможно, по более сложным мы просто не договоримся. Но идти нужно дальше», — заключил спикер.
Касым-Жомарт Токаев: «Придаем большое значение ситуации в Афганистане. Неспокойная обстановка в этой стране, нарастающая активность вооруженных группировок угрожает безопасности и стабильности стран ОДКБ, организация должна учитывать это»
Токаева беспокоит Афганистан, а Пашиняна — отсутствие поддержки ОДКБ
Токаев, в отличие от Лукашенко, Жапарова, Рахмона и других, ни словом не обмолвился о казахстанских событиях и роли ОДКБ в их купировании. Он видит организацию как средство противодействия международному терроризму и экстремизму, контроля за оборотом наркотиков. «В этом смысле придаем большое значение ситуации в Афганистане. Неспокойная обстановка в этой стране, нарастающая активность вооруженных группировок угрожает безопасности и стабильности стран ОДКБ, организация должна учитывать это», — заявил Токаев. В ближнесрочной перспективе, по мнению главы Казахстана, нужно заняться развитием миротворческих сил. «На наш взгляд, необходимо уже ставить задачу подключения ОДКБ к миротворческой деятельности ООН. Данный шаг укрепит правосубъектность ОДКБ, обеспечит практику участия организации в международных операциях по поддержанию мира», — неожиданно предложил спикер.
Садыр Жапаров: «Угрозы и геополитическая напряженность подобрались вплотную ко всем рубежам, наблюдаются попытки стороннего вмешательства во внутренние дела»
Схожая риторика была и у Жапарова, декларирующего, что ОДКБ обеспечивает безопасность «от Бреста до Владивостока». «Текущая международная обстановка не вселяет оптимизма с точки зрения глобальной безопасности и мировой экономики. Угрозы и геополитическая напряженность подобрались вплотную ко всем рубежам, наблюдаются попытки стороннего вмешательства во внутренние дела. В начале года нам пришлось купировать нежданный кризис в одной из стран – членов ОДКБ, но мы среагировали оперативно и действенно», — намекнул он, не глядя на только что выступившего главу этой страны. «Тревожная обстановка на южных границах из-за беспрепятственной деятельности в некоторых афганских провинциях радикальных религиозно-террористических структур, внешние спонсоры которых имеют свои далеко идущие планы на центральную Азию», — предупредил президент, добавив, что важно оказывать «монетарную помощь афганскому народу, среди которого есть и наши сородичи».
Никол Пашинян: «Хочу подчеркнуть особую роль России и лично президента РФ Владимира Путина в деле приостановки войны в Нагорном Карабахе»
Ярче всех выступил Пашинян. Он раскритиковал ОДКБ за действия во время войны с Азербайджаном: Армения (по иронии судьбы председательствующая в ОДКБ) попросила помощи у организации, но реакции не последовало. «Как вы знаете, в прошлом году, как раз в эти дни, войска Азербайджана вторглись на суверенную территорию Армении. И Армения обратилась к ОДКБ, чтобы задействовать механизмы, которые предназначены в Положении порядка реагирования ОДКБ на кризисные ситуации от 10 декабря 2010 года — документ, который утвержден советом коллективной безопасности. Но, к сожалению, мы не можем сказать, что организация реагировала так, как ожидала Республика Армения. Еще долгое время мы поднимали вопрос о продаже оружия со стороны стран – членов ОДКБ недружественной стране для Армении, в которой в итоге это оружие было использовано против Армении и армянского народа. И это тоже проблема. Честно говоря, реакция стран – членов ОДКБ в течение 44-дневной войны 2020 года и после нее не очень обрадовала Республику Армению и вообще армянский народ, но я хочу подчеркнуть особую роль России и лично президента РФ Владимира Путина в деле приостановки войны в Нагорном Карабахе», — заключил докладчик.
Владимир Путин: «НАТО используется как инструмент внешней политики, по сути, одной страны — делается это достаточно настойчиво, искусно и весьма агрессивно»
«Нигде, кроме Украины, на государственном уровне не героизируются нацисты»
Путин тоже привел казахстанские события в качестве индикатора эффективности ОДКБ, он напомнил, что контингент коллективных сил «предотвратил захват власти в Казахстане экстремистами, которые управлялись в том числе и из-за рубежа». Основные тезисы речи российского лидера выглядели так.
О перспективах ОДКБ. По мысли президента, нужно оптимизировать деятельность организации: оснастить коллективные силы современным вооружением и техникой, повысить оперативную совместимость воинских контингентов, улучшить слаженность совместных действий военных структур и спецслужб. Для этого планируются совместные учения — осенью они запланированы в Казахстане, Киргизии и Таджикистане. «Усилия ОДКБ должны и далее быть направлены на противодействие терроризму, наркотрафику, оргпреступности», — говорил Путин, подчеркивая, что в этом уже выработано хорошее взаимодействие в перекрытии каналов вербовки граждан, нейтрализации ресурсной базы международных террористических организаций.
О биооружии. «Мы давно били тревогу по поводу военно-биологической активности США на постсоветском пространстве, — говорил президент. — Как известно, в нашем общем регионе Пентагоном созданы десятки специализированных биолабораторий и центров, и они заняты отнюдь не оказанием практической медицинской помощи населению тех стран, где они развернули свою деятельность. Их основная задача — сбор биологических материалов и изучение в своих целях специфики распространения вирусов и опасных заболеваний».
Путин обратил внимание, что в ходе спецоперации на Украине получены документальные доказательства того, что в непосредственной близости от границ РФ «создавались компоненты биологического оружия», «отрабатывались возможные методики и механизмы дестабилизации эпидемиологической обстановки на постсоветском пространстве».
О координации организации. «Рассчитываем в этой связи на поддержку коллегами скорейшей реализации российской инициативы о запуске в рамках ОДКБ работы профильного совета», — призвал Путин, подчеркнув важность как внутренней координации между участниками ОДКБ, так и взаимодействия с ШОС и СНГ. «Было бы уместно и правильно — это предстоит нам обсудить — предоставить и СНГ статус наблюдателя при ОДКБ», — рассуждал российский лидер.
О противодействии нацизму. Приоритетная задача на сегодня, по словам президента РФ, — противодействовать любым попыткам обеления нацистов, их пособников и современных последователей. Здесь Путин припомнил и снос памятников в Латвии, и «разгул неонацизма» на Украине при поощрении коллективного Запада. «Экстремисты есть везде, так или иначе они вылезают из подполья и проявляют себя. Но нигде на государственном уровне не героизируются нацисты — нигде, и нигде в цивилизованных странах не поощряются органами власти многотысячные неонацистские шествия факельные с нацистской символикой. Кроме Украины», — эмоционально говорил президент.
О расширении НАТО. По мысли Путина, эта проблема создается совершенно искусственно, поскольку делается это во внешнеполитических интересах Штатов. «Вообще, НАТО используется как инструмент внешней политики, по сути, одной страны — делается это достаточно настойчиво, искусно и весьма агрессивно», — отметил он.
У России нет проблем со Швецией и Финляндией, непосредственной угрозы при расширении НАТО за счет этих стран для России не создается. «Но расширение военной инфраструктуры на эту территорию, безусловно, вызовет нашу ответную реакцию, и какой она окажется, мы будем смотреть исходя из тех угроз, которые нам будут создаваться», — предупредил спикер.
О спецоперации. «Что касается российской специальной военной операции на Украине, мы, безусловно, обсудим это, я проинформирую вас подробно о том, с чем это связано, как идет данная боевая работа, но сделаем это, конечно, в закрытом режиме», — заключил Путин.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 41
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.