Казань покинул «Яндекс.Драйв» — один из крупнейших игроков рынка каршеринга. Сервис объяснил свое решение необходимостью вернуть часть автопарка лизинговому партнеру. «Драйв» остается в Москве, Санкт-Петербурге и Сочи, но и в этих городах дни каршеринга сочтены, полагают эксперты «БИЗНЕС Online»: когда рынок легковых автомобилей падает на 80%, а запчасти растут в цене, перспектив у него нет. О том, насколько серьезный удар нанесли санкции шеринговой экономике и как таксисты распродают парки из-за затратного содержания машин, — в нашем материале.
В минувшую пятницу казанские пользователи приложения каршеринга «Яндекс.Драйв» получили сообщения о том, что сервис уходит из города
Из Казани уходит «Драйв»
В минувшую пятницу казанские пользователи приложения каршеринга «Яндекс.Драйв» получили сообщения о том, что сервис уходит из города. «Казань, сау булыгыз. В мае 2019-го мы завели здесь наши моторы, а в мае 2022-го мы их заглушаем. Спасибо вам лично за то, что были с нами (и на нас). Приезжайте в Москву, Петербург и Сочи», — говорится в сообщениях.
В пресс-службе сервиса пояснили: «Драйв» продолжит работать для корпоративных клиентов и станет развивать это направление. Для обычных же пользователей количество машин постепенно будет уменьшаться. «С момента запуска „Драйва“ в Казани прошло три года, и пришло время часть машин парка вернуть обратно лизинговому партнеру. Сейчас происходит много изменений, и из-за сложившейся ситуации на авторынке нет возможности обновить парк в городе», — отметили в пресс-службе. И добавили, что точную дату прекращения работы каршеринга сервис сообщит позднее в приложении. До этого времени пользователям будут доступны все тарифы, а также специальный тариф из Казани в Москву.
О том, что из-за проблем с лизинговым партнером «Яндекс.Драйв» будет вынужден сокращать число автомобилей, предупреждал «Коммерсантъ» еще в конце апреля. По оценке одного из собеседников издания, сервис в этом году может потерять до 35% автопарка. Основным лизинговым партнером «Драйва» выступает Major. В кризис компания отказывается перезаключать контракты в пользу дальнейшей перепродажи автомобилей либо предлагает не подходящие для «Яндекса» условия, рассказывал тогда источник издания.
Автомобили «Драйва» появились на улицах столицы Татарстана три года назад — в конце мая 2019-го. До этого на казанский рынок заходил только TimCar. Этот сервис продержался всего несколько месяцев, а потом закрылся из-за «низкой покупательной способности жителей Казани» и проблем со взысканием убытков.
В первый день запуска нового для казанцев сервиса случилось и первое ДТП. После этого произошла целая серия аварий и других курьезных случаев с участием арендованных автомобилей. Едва ли не ежедневно в городских сообществах в соцсетях стали публиковать фотографии разбитых в ДТП машин с фирменной символикой или авто со снятыми колесами. Некоторые устраивали дрифт на новеньких иномарках, и порой такие выкрутасы заканчивались плачевно. Все это вызывало гнев жителей Казани и заставляло Госавтоинспекцию проводить рейды «Каршеринг».
На апрель 2021 года у «Драйва» было 440 машин в Казани. Тогда же аналитики сервиса хвалились, что один каршеринговый автомобиль совершает около 7–8 поездок в сутки, большинство парковок в дневное время длится не больше часа. По итогам 2021-го столица Татарстана заняла третье место по доле клиентов каршерингов среди всех активных пользователей транспорта — 4%. В Москве и Санкт-Петербурге этот показатель находится на уровне 11% и 10% соответственно, а в Екатеринбурге — 3%, следует из данных Tinkoff Data. Кроме того, в 2020 году в Казани весь каршеринг был представлен сервисом «Яндекс.Драйв», а в 2021-м в столицу РТ вышел «Делимобиль» и по итогам года занял 38% рынка по количеству поездок. В парке «Делимобиля» также около 440 машин.
«Жалеть каршеринг не надо. Это навязанный бизнес»
Автоэксперт, ведущий программы «Минтранс» Вячеслав Субботин полагает, что проблемы, из-за которых ушел «Яндекс.Драйв», испытывает весь рынок каршеринга. «Это коснулось всех компаний, который приобретали автомобили в лизинг, — „Делимобиль“, BelkaCar, — предупредил Субботин в беседе с корреспондентом „БИЗНЕС Online“. — Этот бизнес был эффективен исключительно в Москве, откуда вытеснили личный автотранспорт. В столице все было настроено на то, чтобы зарабатывать на шеринге и такси — цены на парковки стоят безумных денег, на такси дешевле ездить».
Субботин указал, что, кроме проблем с лизингом и резко подорожавшими из-за санкций автомобилями, каршеринговые сервисы столкнулись с выросшими затратами на обслуживание флота. «Каршеринговый автомобиль никто не жалеет, педаль в пол, яма не яма — неважно, пользователи их крушат, это же не своя машина, — объяснил он. — А импортных запчастей сейчас нет или они дорогие».
Наибольший удар каршеринг испытывает в регионах, где прибыль сервисов небольшая из-за высокой доли личного транспорта. «Владельцам автомобилей нужно платить за лизинг. А чем платить, если прибыли нет? Вот он („Яндекс.Драйв“ — прим. ред.) три года тянул, а потом понял: все, проваливаюсь, надо закрываться или совсем в долги уйду, — рассуждает эксперт. — Жалеть каршеринг не надо. Это навязанный бизнес, навязанные услуги. Наоборот, хорошо, что они уходят своим путем».
Будущего у региональных филиалов шеринга нет, полагает Субботин. «Этот рынок сузится до Москвы, где за него будут биться до последнего, а все региональные филиалы закроют», — заметил он. По мнению собеседника издания, решением станет снижение цен на платные парковки и расширение их числа, чтобы увеличить в городах долю частного автотранспорта. «Заявления о том, что каршеринг разгружает города, — пустые, он только увеличивает нагрузку. Как 20 тысяч шеринговых автомобилей снизили нагрузку на Москву? — задается вопросом Субботин. — Город разгружает строительство дорог, а не число автомобилей. На личном транспорте людям удобнее ездить».
Руководитель дивизиона «Поволжье» ГК «Альфа-Лизинг» Эмиль Сафиуллин указывает, что с проблемами столкнулись все компании, которые прибегнули к услугам лизинга. «Например, рынок такси сейчас находится в стагнации, таксопарки не закупают новые машины, заказов в системе недостаточно, и стоимость их невысока, — заметил он. — А когда был дикий рост цен на автомобили, некоторые таксопарки их продавали. Им было выгоднее продать машины сейчас, чем обслуживать их потом с высокими ценами запчастей».
Собеседник издания напомнил, что продажи автомобилей в апреле рухнули почти на 80%. «Соответственно, лизинг упал примерно до того же уровня», — добавил Сафиуллин.
По мнению исполнительного директора аналитического агентства «Автостат» Сергея Удалова, исход каршеринговых компаний из городов России в большей степени зависит от эффективности бизнеса. «Если в Москве бизнес выгоден, есть возможность за счет доходов покупать новые машины или обновлять их в лизинг, то я думаю, что он будет работать. В Казани, видимо, не успели они („Яндекс.Драйв“ — прим. ред.) достаточно хорошо раскрутиться. То есть объемы использования не дают возможности приобретать новые автомобили», — отметил он.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 25
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.