«В любой ситуации надо искать что-то хорошее. Хорошее заключается в том, что, если удастся разбудить экономику малого бизнеса, «разбудится» и качество, потому что возникнет конкуренция», — говорит генеральный директор АО «Агентство по государственному заказу РТ» Яков Геллер. В своем интервью он рассказал, каким именно способом предстоит вывести «из спячки» малый бизнес, какие шансы есть заместить товары из недружественных стран и что создали умельцы из Альметьевска.
Яков Геллер: «В любой ситуации надо искать что-то хорошее. Хорошее заключается в том, что, если удастся разбудить экономику малого бизнеса, появится и качество, потому что возникнет конкуренция»
Зачем закупать доводчики из Германии?
— Яков Вениаминович, ну что, начинается эра импортозамещения 2.0? Два года назад на федеральной площадке zakazrf.ru создан Республиканский маркетинговый центр, где был раздел «инвестиционные ниши». Сегодня эта система работает или претерпела изменения?
— Действительно, в структуре площадки Республиканского маркетингового центра функционируют так называемые инвестиционные ниши. Идеология этого раздела простая — показать те ниши в экономике, которые еще не заняты конкурентами и где можно бизнесу занять лидирующие позиции. Сегодня, когда нам объявили тотальную экономическую войну, мы по поручению министерства экономики Татарстана, используя алгоритм определения инвестиционных ниш, создали раздел РМЦ — «импортозамещение». Мы сделали простой, удобный, интуитивно понятный инструмент.
— Как конкретно работает раздел и какая польза от него предпринимателям?
— Как только вы заходите на сайт РМЦ РТ, открывается блок «импортозамещение». С левой стороны есть вкладка «ранее закупаемая импортная продукция» — это результат нашей аналитической работы по всем импортным закупкам заказчиков федеральной площадки zakazrf.ru продукции из так называемых недружественных стран, которые заказчики произвели в прошлом году. А это более 108 тысяч позиций! Далее мы перевели все таможенные коды на каждый вид товара в наши общероссийские коды продукции деятельности — ОКПД-2. То есть получился каталог товаров со схожими характеристиками. К примеру, кто-то в прошлом году приобрел доводчик дверной в Германии. Но разве обязательно покупать эти доводчики в Германии?
— А где покупать? Как узнать, что нечто аналогичное производится в России или в так называемой дружественной стране?
— Запомните этот вопрос. А пока продолжу. Итак, первый раздел — он предназначен для бизнеса, там аккумулирована информация, что именно необходимо замещать. То есть это информация для осмысления — для чего выпускать и что выпускать? Далее мы создали вторую часть — правую колонку «Предложения по замещению». Сначала сделали самое простое — бесшовный шлюз в государственную информационную систему промышленности, где собрана вся информация о том, что выпускает российская промышленность. То есть любой пользователь РМЦ может попасть в ГИСП по номенклатуре, а там более миллиона предложений. В этой системе — крупные предприятия, заводы. Но мы пошли дальше — стали собирать по всей стране информацию по малому бизнесу, малым предприятиям, так называемой гаражной экономике. И на сегодня этот каталог объединяет более 114 тысяч предложений. А теперь вернемся к вашему вопросу — о доводчиках. Берем его код в «ранее закупаемой продукции», заходим в «каталог предложений», вставляем его и получаем более 40 предложений доводчиков с такими характеристиками — и российского производства, и китайского. То есть мы видим, что реально на рынке есть продукция с аналогичными характеристиками, которую вам могут привезти или произвести. Или другой пример прошлогодних закупок: полипропиленовые трубы для систем водоснабжения из Италии. Разве у нас дефицит полипропилена? Да его сколько угодно! Как и производителей этих труб, причем многие работают на рынке уже долгие годы. Так почему Италия-то?
Как заработать на яхту
— Вопрос качества: кто его будет контролировать? Одно дело европейский производитель с долголетней историей и репутацией, другое — как вы сказали, «гаражная экономика».
— Мы открываем рынок. В любой ситуации надо искать что-то хорошее. Хорошее заключается в том, что если удастся разбудить экономику малого бизнеса, появится и качество, потому что возникнет конкуренция. Вы же видите, сколько поставщиков и производителей этих пресловутых доводчиков. Еще пример — тонер, который закупали в Польше. Вот я беру и в наш каталог интегрирую его коды — знаете, сколько предложений? 3 тысячи! Конечно, такая продукция производится в основном в Китае, но в текущей ситуации — лишь бы было. Речь идет не только о производстве, которое не так быстро организовать, но и о том, чтобы люди переориентировали свои закупки от других поставщиков. Поэтому мы говорим: вот вам инструмент. Одно но: многие предложения мы закрываем, но есть товары, на поставку которых или производство предложений нет вовсе.
— То есть на какие-то виды товаров вообще нет предложений на замещение?
— Именно так. И теперь необходимо создать систему кооперации по стране, чтобы мы знали, что есть в соседнем регионе и чего нет, к примеру, у нас. Наглядный пример: в одном из районов республики искали запчасть для импортного трактора, не нашли. А потом случайно выяснилось, что в Альметьевске есть умельцы, которые потом и сделали аналогичную запчасть. И это предложение — производство запчастей к тракторам — появилось в нашем каталоге. И чем больших подобных предложений, тем лучше. Поэтому нужно оперативно активизироваться в этом направлении и дать нашим малым предприятиям возможность выйти из тени, чтобы они смогли заместить импортных производителей. Развивать нужно бизнесы, которые могут производить, и те, которые могут продавать. Понятно, массовое производство всегда дешевле. И всегда проще было купить, чем произвести самим. Но против нас развязали войну. А мы и так долго спали, не развивая собственные предприятия, да ту же качественную туалетную бумагу не производили. А ведь суверенитет страны не только в ракетах, но и в собственном производстве гвоздей и даже приличной туалетной бумаги.
— Что нужно сделать, чтобы оперативно наполнить этот сервис?
— Во-первых, и далее собирать информацию — кто и что может делать, то есть разбудить бизнес. Дважды в неделю министр экономики Мидхат Шагиахметов проводит заседание рабочих групп — и с муниципалитетами, и с министерствами. И там мы обращаемся к руководству районов по вопросу наполнения каталога предложений. И делаем это по всей стране, для чего отправили письма главам регионов с просьбой сообщить, что у них производится. Для бизнеса однозначно окно возможностей открыто. Знаете, у тех, кто в 1990-е годы подсуетился, сейчас яхты арестовывают. А у тех, кто тогда спал, яхт не было и нет.
Телефон горячей линии: 8-800-700-98-73
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 2
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.