Накануне на заседании комитета по инфраструктурному развитию Госсовета РТ профильные министерства докладывали депутатам об итогах 2021 года в сфере экономики, транспорта, строительства и ЖКХ Накануне на заседании комитета по инфраструктурному развитию Госсовета РТ профильные министерства докладывали депутатам об итогах 2021 года в сфере экономики, транспорта, строительства и ЖКХ Фото: gossov.tatarstan.ru

Миндортранс РТ намерен остановить гибель общественного транспорта — пока в трех городах республики

Накануне на заседании комитета по инфраструктурному развитию Госсовета РТ профильные министерства докладывали депутатам об итогах 2021-го в сфере экономики, транспорта, строительства и ЖКХ. Так как достижения прошлого года затмевали события начала 2022-го, депутаты и приглашенные эксперты надавливали на новые и старые раны, часть которых уже трудно не замечать.

«В 2021-м наметился нехороший тренд: Бугульма, Альметьевск; в Зеленодольске начали сокращать внутригородские маршруты, так и с Казанью. Предполагается решение проблем внутригородского пассажирского транспортного обслуживания?» — озадачил докладчика из миндортранса зампредседателя парламента Юрий Камалтынов.

Решить проблему с общественным транспортом в Бугульме, Альметьевске и Зеленодольске ведомство намерено в течение 2022 года, отвечал замминистра транспорта Артем Чукин Решить проблему с общественным транспортом в Бугульме, Альметьевске и Зеленодольске ведомство намерено в течение 2022 года, отвечал замминистра транспорта и дорожного хозяйства Артем Чукин Фото: gossov.tatarstan.ru

Решить проблему с общественным транспортом в Бугульме, Альметьевске и Зеленодольске ведомство намерено в течение 2022 года, отвечал замминистра транспорта и дорожного хозяйства Артем Чукин. «Вопрос на рассмотрении, разрабатываем документы транспортного планирования для Альметьевска, Бугульмы и Зеленодольска по вопросу оптимизации и выработки необходимых мероприятий», — сказал Чукин. Как маршрутные схемы скрестят с денежной проблемой, пока неясно. 

Анатомия коллапса: почему в Татарстане гибнет общественный транспорт

Напомним, в конце 2021 года городские автобусы Бугульмы пустили на металлолом. В начале апреля без автобусов остался Альметьевск, где единственный перевозчик «АПОПАТ-1» объявил о прекращении перевозок жителей. С 1 апреля поэтапное закрытие маршрутов начало Зеленодольское ПАТП.

Закрытие маршрутов, прекращение перевозок предприятиями — следствие хронического недофинансирования отрасли, в том числе из-за несвоевременной выплаты перевозчикам РТ компенсации за снижение выручки во время «куардауна». QR-коды действовали с 22 ноября по 21 февраля. Компенсацию за ноябрь – декабрь в Казани начали выплачивать только в марте. А за январь – февраль денег по-прежнему нет. Надо думать, и не будет. 

Напомним, в конце 2021 года городские автобусы Бугульмы пустили на металлолом Напомним, в конце 2021 года городские автобусы Бугульмы пустили на металлолом Фото: скриншот

«Куда делись три? Разбираем на запчасти!»: как перевозчики продолжают выживать, разбирая автобусы

Новые трудности создает рост цен на запасные части в 2–2,5 раза, сказал экс-замминистра транспорта РТ, а ныне заместитель гендиректора ООО «Буревестник» Андрей Егоров. «К концу года тариф будет в разы превышать существующий. Хотим или нет, но у предприятий образуются колоссальные убытки. Как станем выходить из этой ситуации?» — спрашивал Егоров в новой для себя роли.

«Готовится пакет антикризисных мер», — отвечал Чукин, добавив, что минтранс РФ еженедельно собирает антикризисную рабочую группу, ищет механизмы поддержки покупки перевозчиками нового транспорта в условиях роста стоимости машин, ставок по кредитам и лизингу. 

Трудности перевозчиков продолжаются. Например, работники ООО «Бугульминское АТП», которое пока обслуживает городские маршруты в ущерб междугородним рейсам, сообщили в соцсетях, что уже два месяца не получают зарплату. На предприятии информацию опровергли. «По зарплате долгов нет, за март до 15 апреля выплатим, — заявил генеральный директор Олег Бебиков в разговоре с „БИЗНЕС Online“. — Но ситуация тяжелая, стараемся удержаться».

В Зеленодольске после закрытия первого маршрута на других сократили выход подвижного состава. Например, там, где прежде работало пять автобусов, осталось только два. «Куда делись три? Разбираем на запчасти! — рассказал „БИЗНЕС Online“ владелец „Зеленодольского ПАТП Дмитрий Грузков по итогам заседания в Госсовете. — Новые запчасти купить невозможно».

Новые машины тоже ощутимо подорожали. Автобус на 44 места теперь стоит 11,2 млн рублей. Для сравнения: в сентябре 2021 года такой автобус стоил 8,1 млн рублей, в феврале 2022-го — 8,8 миллиона. Конечная цена с учетом подорожавшего лизинга выросла вдвое — до 20 млн рублей. «Как покупать-то? Без программ это невозможно», — сказал Грузков.

Работники ООО «Бугульминское АТП», которое пока обслуживает городские маршруты в ущерб междугородним рейсам, сообщили в соцсетях, что уже два месяца не получают зарплату Работники ООО «Бугульминское АТП», которое пока обслуживает городские маршруты в ущерб междугородним рейсам, сообщили в соцсетях, что уже два месяца не получают зарплату Фото: «БИЗНЕС Online»

«Там аромат сам себя выдает»: как стоки из «Салават Купере» всплыли в Васильево

Другой острый вопрос касался застройки Казанской агломерации. Напомним, массовое строительство жилья в РТ концентрируют у Казани на территории «Лаишевского узла» и «Большого Зеленодольска». К 2030 году в Татарстане намерены построить 28,4 млн «квадратов» жилья, из которых свыше трети будут в этих точках роста.

Ставка на развитие «Большого Зеленодольска» уже обернулась для Зеленодольского района неконтролируемым сбросом канализации в Волгу с очистных сооружений поселка городского типа Васильево. На эти очистные по 16-километровой трубе поступает канализация из осиновского ЖК «Радужный» и казанского микрорайона «Салават Купере», в котором уже живут 30 тыс. человек. О проблеме заявил Грузков, а после совещания еще и продемонстрировал корреспонденту «БИЗНЕС Online» видео, на котором в сторону Казани тянется коричневая полоса необработанных стоков.

К 2030 году в Татарстане намерены построить 28,4 млн «квадратов» жилья, из которых свыше трети будут в этих точках роста К 2030 году в Татарстане намерены построить 28,4 млн «квадратов» жилья, из которых свыше трети будут в этих точках роста Фото: «БИЗНЕС Online»

«Предусмотрено ли увеличение мощности васильевского „Водоканала?“ — задал Грузков вопрос замминистра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Алексею Фролову. — Выходил на лед — там коричневая полоса…»


Минстрой РТ отчасти признал проблему со сбросом стоков. «Нужно обследовать, возможно, есть повреждения», — заявил Фролов. Очистные сооружения Васильево реконструируют с 2019 года. Разработан проект увеличения мощности обработки стоков в 4 раза с 8 тыс. до 32 тыс. куб. метров. «Рядом с уже существующими очистными сооружениями будет строиться еще одна линия по очистке сточных вод», — заявил Фролов.

«Вопрос болезненный: нас тюкают, там аромат сам себя выдает», — поддержал Грузкова и председатель комитета по инфраструктурному развитию Госсовета Александр Тыгин, попросив замминистра взять вопрос в работу.

Спасибо Хуснуллину и Семину: кто построит «Большой Зеленодольск» на 150 тысяч человек?

Напомним, проект города – спутника Казани «Большой Зеленодольск» в 2007 году инициировал ныне вице-премьер РФ Марат Хуснуллин, но в 2010-м идею заморозили. В 2020-м власти объявили о перезапуске проекта застройки жилья для 150 тыс. человек.

Упорядочить жилищную, социальную застройку, инженерные сети в «Лаишевском узле» и «Большом Зеленодольске» позволит созданный в Татарстане Институт пространственного развития, работники которого увяжут агломерационные связи. По словам Фролова, для института уже отобрали 70 человек, нашли помещение, которое приводят в порядок. «Задача — запустить в ближайшие месяцы, чтобы начал работать», — сказал замминистра в завершение обсуждения.