«Нижнекамскнефтехим» после проигрыша в судах таки выплатил штраф в 1,3 млрд рублей, назначенный федеральной антимонопольной службой еще в 2019 году. Поводом послужила ценовая дискриминация на рынке синтетических каучуков — НКНХ еще при ТАИФе поднял цены на сырье для «Татнефти» так высоко, что той пришлось приобрести у СИБУРа завод в Тольятти. О том, чем это обернулось, — в материале «БИЗНЕС Online».
6 апреля НКНХ отчитался, что выплатил штраф в размере 1,3 млрд рублей. Деньги уже поступили в бюджет Российской Федерации, сообщила накануне пресс-служба ФАС
«Компания навязывала невыгодные условия»
Закончилась пятилетняя «война» ПАО «Нижнекамскнефтехим» (входит в СИБУР) с федеральной антимонопольной службой из-за ценовой дискриминации на рынке каучуков. Противостояние закончилось полным поражением нефтехимиков. 6 апреля НКНХ отчитался, что выплатил штраф в размере 1,3 млрд рублей. Деньги уже поступили в бюджет Российской Федерации, сообщила накануне пресс-служба ФАС.
«Компания (НКНХ — прим. ред.) навязывала невыгодные условия, устанавливала различные цены на один и тот же товар и создавала дискриминационные условия при заключении договоров на поставку синтетических каучуков», — констатировали в ведомстве.
«Судебные инстанции также рассматривали дело антимонопольного органа в отношении общества и подтверждали законность [постановления о штрафе]», — подчеркнула служба.
Напомним, в 2018 году на действия нефтехимиков жаловался шинный комплекс «Татнефти». В июле 2020-го ФАС наложила за это нарушение административный штраф на НКНХ в размере 1,5 млрд рублей по ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ («Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке»). Предприятие оспаривало решение в суде, но добилось лишь снижения суммы штрафа до 1,29 млрд — из нее убрали НДС.
Судебный процесс шел в закрытом режиме. Известно, что сложность дела заключалась в расчете точного размера штрафа исходя из выручки НКНХ от продажи синтетических каучуков определенных марок. В ответ на неоднократные запросы антимонопольщиков предприятие не предоставляло данные о размере выручки. Тогда ФАС пришлось сделать запросы потребителям, которые и доложили регулятору о сумме перечисленных средств за приобретенные у НКНХ каучуки.
За «грехи» команды Альберта Шигабутдинова СИБУР пострадал дважды — лишился потенциального рынка сбыта в сегодняшнее непростое время, а теперь еще и 1,3 млрд рублей выплатил
Как НКНХ лишился крупного клиента
«Нижнекамскнефтехим» долгое время был основным поставщиком каучука для шинной группы «Татнефти» (это «Нижнекамскшина», завод грузовых шин и завод шин ЦМК). Что разладило отношения давних партнеров?
В 2018 году НКНХ поднял «Татнефти» цены на 10–27% в зависимости от вида каучука. Для шинников, которые все каучуковое сырье закупали у нижнекамских соседей, это обернулось неожиданными дополнительными расходами, которые за год превысили 500 млн рублей. Кроме того, если раньше работал принцип равенства цен с экспортной альтернативой, то есть «Татнефть» получала сырье ровно на тех же условиях, что и иностранцы, то с 2019-го ТАИФ, куда входил в то время НКНХ, предложил привязать цены на синтетический каучук к биржевым котировкам на каучук натуральный, а также на нефтяное сырье. Новые условия оказались для «Татнефти» непосильными.
Ирония в том, что, устав от сырьевой зависимости от ТАИФа, в сентябре 2019 года «Татнефть» купила заводы синтетического каучука СИБУРа в Тольятти. За 12,8 млрд рублей нефтяники стали обладателями «Тольяттикаучука». НКНХ лишился рынка сбыта на 50–70 тыс. т каучука в год. Тогда это считалось некритичным — все равно больший объем продукции предприятие поставляло за рубеж. Но теперь, в условиях санкций, когда Европа оказалась перекрытой, потеря ощущается сильнее. Сейчас, как мы писали, склады НКНХ переполнены, компания ищет новые каналы для продажи продукции.
«Нижнекамскнефтехим» фактически оказался на грани остановки из-за антироссийских санкций. «С конца февраля (когда началась военная спецоперация России на Украине — прим. ред.) предприятие действует в условиях беспрецедентных торговых и логистических ограничений. Это уже привело к фактическому снижению экспорта на европейский рынок, где реализовывалась существенная часть продукции НКНХ, в том числе к вынужденной приостановке исполнения контрактов с отдельными потребителями. Продолжающееся накопление остатков сырья и готовой продукции на складах создает высокий риск как минимум частичной разгрузки производств», — сообщала нам пресс-служба СИБУРа в своем комментарии.
Получается, что за «грехи» команды Альберта Шигабутдинова СИБУР пострадал дважды — лишился потенциального рынка сбыта в сегодняшнее непростое время, а теперь еще и 1,3 млрд рублей выплатил. Ни СИБУР, ни сам НКНХ на момент выхода материала не стал комментировать ситуацию в ответ на запрос «БИЗНЕС Online».
Шинный комплекс нефтяников как будто не испытывает проблем из-за санкций, по крайней мере, об этом официально заявляют в компании
Как дела у шинников?
Возможно ли, что при новом собственнике в лице СИБУРа «Татнефть» и НКНХ договорятся о более привлекательных условиях сотрудничества? Тем более что склады нефтехимиков, которые сегодня ломятся от продукции, расположены буквально через забор от шинного предприятия «Татнефти». К тому же санкции санкциями, но никто не отменял обязанностей расплачиваться по старым долгам: по итогам 2020 года сумма долгосрочных и краткосрочных займов НКНХ составляла 103 млрд рублей, причем 85% долгов было номинировано в евро.
К сожалению, в пресс-службе нефтяной компании оперативно не смогли ответить на запрос «БИЗНЕС Online». В нем, в частности, содержался вопрос о том, не планируют ли шинники впредь закупать сырье у нижнекамских соседей. В условиях санкций с российского рынка уходят или приостанавливают инвестиции такие конкуренты Kama Tyres, как Continental, Michelin, Bridgestone, Yokohama, Pirelli. Возможно, в условиях роста производства «Татнефти» со временем станет не хватать тольяттинских мощностей?..
Шинный комплекс нефтяников как будто не испытывает проблем из-за санкций, по крайней мере, об этом официально заявляют в компании. Более того, группа перевыполнила производственный план на февраль 2022 года и прогнозирует стабильную работу в дальнейшем, сообщал «Интерфакс». Продолжается и проект по строительству шинного завода в Казахстане.
«На сегодняшний день мы не видим проблем для дальнейшей эффективной работы нашего шинного комплекса. Производственные планы за февраль выполнены и даже перевыполнены. Поиск вариантов альтернативной логистики поставок сырья дал свои результаты, и мы можем с оптимизмом прогнозировать стабильную работу шинного бизнеса», — сказал представитель нефтяной компании.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 26
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.