На смену «креативному» туризму пришел «карточный», констатирует известный казанский востоковед Азат Ахунов, комментируя активизировавшиеся визиты россиян в бывшие советские республики. Вслед за эмигрантами из креативного класса сюда потянулись клиенты специальных туров за картами Visa и Masterсard, часть функций которых в России заблокирована. И, судя по всему, лидером на этом направлении готов стать Узбекистан. Подробности — в материале постоянного автора «БИЗНЕС Online».
«Окно на Восток распахивается все шире и шире. Особенно для стран Средней Азии, которые даже мечтать не могли, что ни с того ни с сего вновь возродится проект переброски русских рек, но уже финансовых»
Узбекистан стал самым популярным авиамаршрутом у россиян
Окно в Европу с шумом захлопнулось. Со скрежетом опустились ставни. Но темно не стало. Согласно древнему евангельскому выражению, ex oriente lux, свет забил с Востока. Причем окно на Восток распахивается все шире и шире. Ведь, помимо всего прочего, это окно возможностей. Особенно для стран Средней Азии, которые даже мечтать не могли, что ни с того ни с сего вновь возродится проект переброски русских рек, но уже финансовых.
В марте Узбекистан стал самым популярным авиамаршрутом у россиян. Специалисты онлайн-сервиса «Туту.ру» проанализировали данные бронирования билетов пользователями в период с 1 по 22 марта и выяснили, что пятая часть (20,6%) из них была куплена в Узбекистан. За билет в один конец туристы платили в среднем 17,3 тыс. рублей.
Перелет в Армению интересовал 15% путешественников, которые платили в среднем 28 тыс. за билет. Киргизию выбрали 13,2% визитеров, тративших 14,9 тыс. рублей.
Чуть меньше — 12,7% пользователей — отправились в Турцию, а Азербайджан заинтересовал 6% клиентов сервиса. В десятку самых популярных авианаправлений также вошли Казахстан и Беларусь — их выбрали по 4% туристов. Доля ОАЭ, Израиля и Грузии не достигла и 2%.
Кто и зачем едет в Узбекистан? Ведь так называемый креативный класс выехал еще в конце февраля – начале марта? За счет чего идет рост трафика в несезон?
В первую очередь за счет самих граждан среднеазиатских стран, возвращающихся на историческую родину. За последние три месяца из России вернулись более 60 тыс. таджикских мигрантов. Об этом свидетельствуют данные министерства труда, миграции и занятости населения Таджикистана (это в 2,6 раза больше, чем за аналогичный период в 2021-м). А в Узбекистан за этот же период вернулись 133 тыс. мигрантов. Согласно опросу, проведенному агентством внешней трудовой миграции, 40% граждан заявили о желании вернуться в Узбекистан из-за безработицы и нестабильности обменного курса. По Казахстану и Киргизии данных пока нет.
Отток мигрантов из РФ происходит на фоне военной операции России на Украине, которая продолжается с 24 февраля. Из-за западных санкций многие зарубежные компании ушли с российского рынка, в связи с чем люди потеряли работу.
Судя по всему, повторяется история периода начала пандемии коронавируса. Мигранты вынужденно возвращаются домой. На родине их ждет безработица, но в России оставаться смысла нет. Согласно данным агентства внешней трудовой миграции Узбекистана, в январе – марте 2022 года был застрахован всего лишь 7 661 человек, проявивший желание работать за границей. Для страны — это капля в море воды. Возобновилась отправка в Южную Корею, но речь идет даже не о сотнях, а о десятках трудовых мигрантов.
«В Узбекистане появились специальные туры за заблокированными в России картами Visa и Masterсard»
Узбекистан становится продвинутой страной
На смену «креативному» туризму пришел «карточный». Появились специальные туры за заблокированными в России картами Visa и Masterсard.
Казалось бы, подумаешь — можно прожить и без излишеств! Но к хорошему быстро привыкаешь. А для некоторых возможность осуществления международных переводов — это не прихоть, а суровая необходимость, связанная, например, с бизнесом или лечением за рубежом.
Если на внутренних операциях блокировка практически никак не сказалось (нельзя больше использовать Apple/Google Pay), то вне РФ наши карты теперь не действуют. Кроме невозможности оплаты покупок и снятия наличных в других странах, мы теперь не можем оплатить большинство зарубежных онлайн-сервисов вроде Netflix, забронировать квартиру на Airbnb или купить авиабилеты напрямую на сайте зарубежной авиакомпании. А также это сделало невозможным оплату различного специализированного ПО, которое использует подписную модель, для некоторых это напрямую повлияет на возможность выполнять свою работу.
И Узбекистан в качестве страны для «карточного туризма» был выбран неслучайно. Если сложить все плюсы и минусы, то эта страна оказалась наиболее продвинутой в плане развития банковских услуг.
Все это результат реформ последних лет, проводимых президентом страны Шафкатом Мирзиёевым. Страна меняется на глазах, что можно проследить по столице Узбекистана — Ташкенту, который за последние пять лет превратился в современный, динамично развивающий город.
Еще года три назад не во всяком крупном супермаркете можно было расплатиться пластиковой картой, не говоря уже о бесконтактных вариантах оплаты типа Apple Pay. В стране балом правила ее величество наличка, которая и сейчас в ходу. Но молодежь постепенно переходит на карты, смартфон из средства развлечения превратился в многофункциональный инструмент, используемый в том числе и для работы с банковскими приложениями.
Все больше и больше людей в Узбекистане начали привыкать к тому, что безналичный способ оплаты гораздо удобнее, чем носить с собой перетянутые резинкой толстые пачки девальвированных узбекских сумов.
«За последние три месяца из России вернулись в Узбекистан 133 тысячи мигрантов. Согласно опросу, 40 процентов граждан заявили о желании вернуться в Узбекистан из-за безработицы и нестабильности обменного курса»
За картами Visa и Masterсard в Узбекистан
Но все же зачем едут «карточные туристы» в Узбекистан? Насколько легко или трудно открыть международную карту в узбекских банках и что для этого требуется?
В Узбекистане есть свой рейтинг банков. Судя по отзывам российских «карточных» туристов, данный список соответствует реальному положению дел. На первых местах — самые крупные и надежные банки, с которых и стоит начинать процесс оформления международной платежной карты.
Само первое — как добраться? Из крупных городов, в том числе из Казани, совершает регулярные рейсы узбекский национальный перевозчик Uzbekistan airways. По прибытии надо будет получить временную регистрацию. Каждый турист должен быть зарегистрирован в Узбекистане по месту его проживания, все отели это делают самостоятельно в течение 12 часов с вашего приезда. Обычно регистрацию выдают в конце проживания, но тут вам надо попросить выдать ее во время проживания — выглядит как маленькая бумажка с QR-кодом, которую вкладывают в паспорт.
Временная регистрация также понадобится для покупки местной симки, которая делается в офисе любого крупного местного сотового оператора или в салоне сотовой связи. Есть туристические симки, но они не подойдут, т. к. действуют только два месяца.
Что касается непосредственно процесса открытия карты (где и как), то любой желающий без проблем может самостоятельно найти эту информацию. Единственное, хотелось бы напомнить, что, по законам РФ, всем гражданам в течение 30 дней со дня открытия счета за рубежом необходимо известить об этом налоговую, иначе вас могут оштрафовать.
«Загрузка гостиниц и отелей в Ташкенте в последние дни марта составила 83,6 процента, по республике — 70,8 процента. Эти обнадеживающие данные говорят о восстановлении индустрии туризма»
Также необходимо отметить, что ряд экспертов указывают на риски как для потребителей, так и для банка в условиях санкций. По сути, эта процедура представляет собой нарушение санкционного режима, хотя и таким непрямым, обходным путем.
И ряд других стран стал вводить свои ограничения. Например, в Грузии с 1 по 31 марта ввели временный запрет на открытие счетов для нерезидентов. В Армении банки начали требовать договоры аренды жилья от 6 месяцев. Часть банков Турции ввела обязательный месячный депозит в размере $5 тыс. при открытии счета. Чаще всего это неофициальные условия банков, и конкретные варианты могут отличаться даже в рамках разных отделений одного банка.
Но в Узбекистане пока нет каких-либо ограничений. Загрузка гостиниц и отелей в Ташкенте в последние дни марта составила 83,6%, по республике — 70,8%. Эти обнадеживающие данные говорят о восстановлении индустрии туризма, считают в министерстве туризма и культурного наследия. До 4,5 млн туристов ожидают встретить в Узбекистане до конца года, в том числе и «карточных».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 7
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.