ТАИФ-НК может стать первой крупной жертвой из Татарстана в санкционной войне Запада против России. Как стало известно «БИЗНЕС Online», предприятие уже приступило к остановке производства. Причина — отказ СИБУРа закупать нафту для НКНХ. Компания кивает на снижение экспорта на европейский рынок и неадекватные цены, по которым идут переговоры. О том, как последний крупный актив Альберта Шигабутдинова и других экс-акционеров ТАИФа дошел до жизни такой, — в нашем материале.
Как стало известно «БИЗНЕС Online», ТАИФ-НК в ближайшее время готовится к остановке части своих производств
«Отсутствие сбыта готовой продукции и затоваривание резервуарных парков»
«Сообщаю вам, что с 7:20 4.04.2022 приступаем к постепенному прекращению приема прямогонного бензина с последующим прекращением», — телефонограмму такого содержания от «Нижнекамскнефтехима» (НКНХ, входит в группу «СИБУР») получил в понедельник ТАИФ-НК. Двумя днями ранее, 2 апреля, гендиректор ТАИФ-НК Максим Новиков выпустил приказ (есть в распоряжении «БИЗНЕС Online»): «В связи с отсутствием сбыта готовой продукции и затовариванием резервуарных парков <…> приступить к внеплановому останову технологических установок». Судя по их списку, остановка коснется фактически всего предприятия — нефтеперерабатывающего завода (НПЗ), завода бензинов (ЗБ) и комплекса глубокой переработки тяжелых остатков (КГПТО).
По нашим данным, окончательная остановка производства может произойти уже сегодня. Объявят ли теперь на предприятии простой или капитальный ремонт установок либо корпоративный отпуск, пока неизвестно. В ТАИФ-НК на наш запрос не ответили. Источник «БИЗНЕС Online» рассказал, что пока персонал ТАИФ-НК остается на своих местах, зарплата выплачивается и увольнять никого не собираются. Наш собеседник подчеркнул: «ТАИФ-НК технически часто останавливается, это было всегда — на перегрузку, прочистку, технический осмотр. Все люди на работе, пока приостановка производства — временное явление».
Напомним, после поглощения АО «ТАИФ» СИБУР получил контроль над НКНХ, «Казаньоргсинтезом» и ТГК-16. Нефтеперерабатывающий ТАИФ-НК остался за периметром сделки у прежних акционеров — семей Шаймиевых, Шигабутдиновых и Сультеевых. Уже тогда мы обращали внимание на сложное положение предприятия. Его основа — советская установка ЭЛОУ-АВТ-7, которая создавалась в едином технологическом комплексе с нефтехимией. Поэтому у ТАИФ-НК нет даже своих мощностей по отгрузке и хранению прямогонного бензина (нафты): с НПЗ труба идет прямо на НКНХ. Именно поэтому отказ единственного покупателя принимать товар оказался столь фатальным. Всего НПЗ поставляет нефтехимикам порядка 1,3 млн т прямогонного бензина ежегодно при общем объеме переработки порядка 8 млн т нефти. Однако нафта — это результат первого передела, без которого последующие невозможны, поэтому и останавливать приходится все установки сразу.
Источник «БИЗНЕС Online» рассказал, что пока персонал ТАИФ-НК остается на своих местах, зарплата выплачивается и увольнять никого не собираются
Почему склады НКНХ переполнены?
В СИБУРе не стали прямо подтверждать или опровергать отказ от закупок сырья. «Мы не определяем планы загрузки НПЗ „ТАИФ-НК“, это прерогатива менеджмента компании, — ответили на наш запрос в пресс-службе СИБУРа. — При этом отмечаем, что НКНХ, как потребитель прямогонного бензина, готов принимать от поставщиков тот объем сырья, реализация продуктов переработки которого возможна с учетом возникших на основных рынках регуляторных ограничений».
Далее идет довольно сенсационное признание — сам НКНХ на грани частичной остановки из-за антироссийских санкций. «С конца февраля (когда началась военная спецоперация России на Украине — прим. ред.) предприятие действует в условиях беспрецедентных торговых и логистических ограничений. Это уже привело к фактическому снижению экспорта на европейский рынок, где реализовывалась существенная часть продукции НКНХ, в том числе к вынужденной приостановке исполнения контрактов с отдельными потребителями. Продолжающееся накопление остатков сырья и готовой продукции на складах создает высокий риск как минимум частичной разгрузки производств», — говорится в комментарии пресс-службы.
Согласно отчету НКНХ за 2020 год, на Европу приходилось 35,4% продаж синтетических каучуков. Сейчас транспортный коридор закрыт, логистические цепочки нарушены, уже нет возможности отгружать нефтехимические продукты в прежнем объеме. Среди покупателей каучуков НКНХ были Michelin, Goodyear, Pirelli, Continental, Bridgestone. Они приостановили сотрудничество с Россией. Агентство Reuters 5 апреля со ссылкой на источники заявляло, что ЕС в новом пакете санкций полностью запретит ввоз из РФ каучука. Этого пока не произошло, но вектор очевиден.
«Компания ведет активную работу по перераспределению рынков сбыта и развитию новых логистических каналов для реализации продукции предприятия», — не оставляют надежду на лучшее в СИБУРе.
Переизбыток на складах «Нижнекамскнефтехима» — это в первую очередь результат санкций со стороны Евросоюза. Немалая доля продукции уходила на экспорт
Все дело в ценах?
Тем не менее дело не только в затоваривании складов, но и в том, что стороны не могут договориться о ценах. 29 марта ФАС потребовала от производителей «ответственного ценообразования на нефтегазохимическую продукцию» с целью «защитить российских потребителей от значительного повышения стоимости». «Компаниям рекомендовано принять меры по недопущению необоснованного роста цен на товары на внутреннем рынке, в том числе путем неприменения в ценообразовании зарубежных ценовых индикаторов, привязки цен к курсам иностранных валют», — говорится в заявлении. Рынок воспринял это по аналогии с требованием к металлургам — заморозить цены на полимеры.
При этом ФАС уточняла, что «рекомендации относятся ко всей товаропроводящей цепочке — от продаж исходного сырья до готовой продукции». Однако с фиксацией цен на сырье, судя по всему, возникли сложности. 5 апреля «Коммерсантъ» узнал о том, что СИБУР в письме к премьеру РФ Михаилу Мишустину попросил заморозить рублевые цены на сырье для нефтехимии. По мнению компании, расчеты по сырьевым контрактам должны производиться по «среднефактическим» рублевым ценам, которые сложились в течение трех месяцев до 22 февраля этого года, а затем индексироваться на уровне потребительской инфляции в РФ. Сейчас цена внутренних закупочных контрактов зависит от европейских котировок и валютного курса. А она скачет: на данный момент нафта котируется на уровне $910 за т, что на 25% выше уровня начала года. В конце первой декады марта стоимость этого вида сырья и вовсе поднималась до $1 120 за т, отмечает издание.
Комментируя ситуацию «БИЗНЕС Online», в СИБУРе подчеркнули, что стабилизация цен на сырье — в интересах потребителей
Комментируя ситуацию «БИЗНЕС Online», в СИБУРе подчеркнули, что стабилизация цен на сырье — в интересах потребителей: «В условиях ослабления национальной валюты с одновременным ростом международных котировок на нефть и привязкой цен на сырье для нефтегазохимии к этим котировкам себестоимость переработки может привести к росту цен на продукцию НКНХ более чем в 1,5 раза. Такой рост не может быть поддержан платежеспособным спросом со стороны клиентов предприятия ни в Республике Татарстан, ни в других регионах страны».
Однако переговоры о цене с ТАИФ-НК пока успехом не увенчались: «Для определения справедливого баланса интересов и в соответствии с рекомендациями ФАС НКНХ ведет переговоры с поставщиками о сохранении цен на сырье на уровне, предшествующем февралю этого года, и дополнительной гибкости в объемах поставки. Большинство поставщиков поддержали данные предложения, что позволяет предприятию соответствующим образом приоритизировать источники поставок сырья. Рассчитываем, что с ТАИФ-НК также будут достигнуты взаимоприемлемые условия сотрудничества».
Получается, в ходе переговорного процесса с акционерами ТАИФ-НК СИБУРу пришлось тревожить самого Мишустина и перекрывать входной вентиль. А где же прежняя дружба в рамках объединенной компании? Лодка семейного счастья натолкнулась на быт?
Объемы нефти, поставляемой в ТАИФ-НК, значительны, но у «Татнефти» есть собственное производство прямогонного бензина в ТАНЕКО
А что «Татнефть»?
Затоваривание на НКНХ случалось и раньше — в пандемию, когда шинные заводы по всей Европе остановились. Президент РТ Рустам Минниханов во время рабочей поездки в апреле 2020 года на НКНХ увидел: каучука было так много, что его приходилось складировать на улице. «Полная неопределенность привела к затовариванию складов каучуком, чего не случалось даже в 1990-е», — рассказывал гендиректор НКНХ Айрат Сафин. В феврале 2021 года на отчетной сессии Нижнекамского района Минниханов вспомнил, как ТАИФ когда-то сам отрезал себе рынок сбыта, отказавшись договариваться по цене с «Татнефтью». В итоге та была вынуждена приобрести целый завод в Тольятти у СИБУРа, каучук на «Нижнекамскшину» стали возить оттуда. Смешно, ведь с НКНХ в Нижнекамске их фактически разделяет только забор. Еще тогда президент РТ говорил, что если бы не разрыв отношений, то проблем со сбытом каучука у ТАИФа было бы на порядок меньше. Аналогичная ситуация возникла снова, только теперь затронула и сам СИБУР.
Сложности, впрочем, могут появиться и у «Татнефти». Объемы нефти, поставляемой ею ТАИФ-НК, значительны, но у главной нефтекомпании Татарстана есть собственное производство прямогонного бензина на комплексе «ТАНЕКО». В прошлом году там запустили вторую установку замедленного коксования (УЗК), а в 2022-м планируют достичь рекордной переработки нефти — 16 млн тонн. Преимущество ТАНЕКО в том, что завод разделен на две части — если раньше он закрывался на месяц на капремонт, то теперь обе части закрываются в разное время. Фактически это два НПЗ.
Если нефтепереработка ТАИФ-НК совсем остановится, выпадающие объемы нефти сможет взять на себя ТАНЕКО. Более того, «Татнефть», имея собственное сырье, теоретически может поставлять нафту СИБУРу, создавая альтернативу недоговороспособному ТАИФ-НК, который, таким образом, останется в полной блокаде. «Дело в том, что ТАНЕКО может себе позволить отгружать бензин куда-то, а ТАИФ-НК — нет. Если СИБУР поставит задачу брать сырье не у ТАИФ-НК, а у ТАНЕКО, то ТАИФ-НК остановится. Бензина — 15–16 процентов в балансе, он течет очень большой рекой, и резервуар быстро наполняется. Он наполнится — и производство встанет», — говорит наш источник. Комментарии от «Татнефти» «БИЗНЕС Online» получить не удалось.
За 2020 год убытки компании составили 25 млрд, за прошлый год данные не опубликованы
В этом контексте судьба ТАИФ-НК вызывает вопросы. За 2020 год убытки компании составили 25 млрд, за прошлый год данные не опубликованы. Но понятно, что хозяйству Альберта Шигабутдинова приходится непросто. На ТАИФ-НК висит огромный валютный кредит за многострадальный КГПТО, который не могли запустить на протяжении 9 лет. Курс валют нестабилен, а значит, растет и нагрузка. По итогам 2020 года ее объем составил почти 97 млрд рублей при выручке 147 млрд рублей. Цены на нефть держатся на рекордном уровне, а теперь на компанию жестко давят и с другого конца — со стороны монопольного потребителя. Все больше разговоров о том, что ТАИФ-НК выжить в такое время будет трудно.
«Скорее всего, это операция по принуждению ТАИФ-НК к выгодному для СИБУРа сотрудничеству. Я вообще подозревал, что в итоге ТАИФ-НК подтолкнут в сторону „Татнефти“. Сунут в „Татнефть“ и под это дело определят формулу цены баксов на 100 дешевле, сколько жадности хватит. А мы понимаем, сколько это будет: 1,5 миллиона тонн сырья умножить на 100 баксов. 150 миллионов долларов — плохо, что ли? Это операция беспардонного принуждения, — считает наш источник в отрасли. — И так были убытки гигантские на ТАИФ-НК. Без 150 миллионов долларов уже в принципе ТАИФ-НК существовать не может».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 39
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.