Третий номер в российском списке Forbes, владелец НЛМК Владимир Лисин назвал ситуацию, сложившуюся в стране после начала спецоперации на Украине, очень тяжелой. Ключевым вопросом повестки становится не развитие, а выживание бизнеса, заявил миллиардер «Коммерсанту».
Владимир Лисин
«Разрушаются формировавшиеся годами цепочки поставок, сбоят логистика, платежная и финансовая инфраструктура. И на этом фоне ежедневно меняются правила игры, появляются новые ограничения», — отметил бизнесмен.
Лисин призвал правительство не ухудшать ситуацию непродуманным регулированием. По его мнению, некоторые инициативы вызывают обеспокоенность, например расширение списка экспортных товаров, которые предполагается продавать за рубли.
«Идея в том, что за рубли можно начать продавать удобрения, зерно, нефть, металлы, лес, что-то еще. Не знаю, может, с газом что-то получится, но остальное? Мы на протяжении десятилетий боремся за экспортные рынки, где нас никто не ждет. Выстраивали отношения с тысячами клиентов в 70 странах. Сложно представить, что может убедить наших покупателей переключиться на расчеты в рублях и нести валютные риски. Логистические проблемы уже усложнили доставку продукции до потребителя. Переход на платежи в рублях просто выбросит нас с международных рынков», — считает владелец НЛМК.
Лисин заявил, что главный рецепт в нынешней ситуации — дать возможность бизнесу и самим людям приспособиться к новым условиям: «Не надо пытаться все администрировать до дыр, это только вредит бизнесу. Сегодняшняя ситуация — это больше, чем очередной экономический кризис, с которыми мы сталкивались ранее».
Так, отмечает предприниматель, фиксация цен на металлопродукцию на внутреннем рынке и отказ от формульного ценообразования на основе рыночных индексов отнюдь не упрощают жизнь бизнесу: «Мы видим, например, что за последние недели поставщики материалов, оборудования, комплектующих подняли цены в разы. В таких условиях заморозка цен на конечную продукцию приведет к тому, что ее выпуск просто прекратится из-за убытков».
Также бизнесмен обратил внимание на рост стоимости перевозок. «Идея индексировать транспортные тарифы при фиксации цен на все остальное приведет к тому, что возить по железной дороге можно будет только металл и удобрения, остальное — только грузовиками. Для сельского хозяйства это вообще будет полный коллапс», — предупреждает он.
Российский бизнес оказался между двух огней: регуляторных идей властей с одной стороны и постоянной угрозы западных санкций, в том числе персональных, — с другой, подчеркнул Лисин.
«Мое отношение к теме персональных санкций сложно свести к какой-то одной простой эмоции или мысли», — сказал бизнесмен. С одной стороны, говорит Лисин, они прямо или опосредованно затрагивают очень многих, кому теперь надо пытаться работать и жить в новой реальности. Речь, по его словам, идет не столько о личном благополучии, сколько о «каскаде негативных последствий для десятков тысяч работников и еще десятков, а может, и сотен тысяч сотрудников различных компаний-партнеров и клиентов».
«С другой стороны, — и это важная часть моего отношения — стыдно жаловаться на личные проблемы в ситуации гуманитарной катастрофы», — добавил Лисин.
По его мнению, в текущих условиях к экономическим мерам можно относиться как к «альтернативе силовым действиям, которая дает ситуации шанс не скатиться к глобальному конфликту, способному обернуться катастрофой уже для всех».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 36
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.