В ПАО «КАМАЗ» в случае самого плохого сценария готов ввести режим неполной рабочей недели. Приказ-постановление был подготовлен 15 марта и уже подписан гендиректором компании Сергеем Когогиным В ПАО «КАМАЗ» в случае самого плохого сценария готовы ввести режим неполной рабочей недели. Приказ-постановление был подготовлен 15 марта и уже подписан гендиректором компании Сергеем Когогиным

КАМАЗ готов ввести трехдневную рабочую неделю

В ПАО «КАМАЗ» в случае самого плохого сценария — обвала отечественного рынка грузовиков — готовы ввести режим неполной рабочей недели. Приказ-постановление, как выяснил наш корреспондент, подготовлен 15 марта и уже подписан гендиректором компании Сергеем Когогиным. Документ оказался в распоряжении «БИЗНЕС Online». Опасения подтвердил и президент РТ Рустам Минниханов, который, выступая накануне на совещании с участием президента России Владимира Путина, озвучил, что КАМАЗу грозит сокращение производства на 40% — 15 тыс. сотрудников могут оказаться в простое из-за дефицита компонентов. 

«В целях недопущения массового увольнения работников из-за ограничений поставок комплектующих изделий на автомобили по причине введения ограничительных мер в отношении группы организаций ПАО „КАМАЗ“, а также принимая во внимание снижение заказов на автомобили, генеральный директор и профсоюзный комитет постановляют ввести с 23 мая по 22 ноября 2022 года режим неполной трехдневной 24-часовой рабочей недели с рабочими днями понедельник, вторник, среда в отношении персонала подразделений ПАО „КАМАЗ“», – сказано в новом приказе. В этот период компания планирует выпускать автомобили «попроще» — модель К3, совсем отказаться от модели К4 и локализовать производство К5. Напомним, в конце февраля КАМАЗ попал в санкционный список Евросоюза. Компания уже столкнулась с дефицитом импортных запчастей и снижением заказов на автомобили. 

«Прежде всего расчет на Китай и Турцию…»: как КАМАЗ спасается от санкций

Попасть под новый режим работы по приказу могут не все. Исключением станут те сотрудники, которые занимаются расчетом, начислением и перечислением заработной платы, бухгалтерской, налоговой, статистической, управленческой отчетностью, формированием и движением денежных потоков, финансированием неотложных платежей. Также те, кто занят приемом и увольнением сотрудников, согласованием договоров, участвующие в защите интересов КАМАЗа в судебных и контролирующих органах, сопровождением информационных систем, жизнеобеспечением зданий и сооружений, занятые на работах, приостановка которых невозможна по производственно-техническим условиям, на неотложных ремонтных, погрузочно-разгрузочных работах, на реализации и отгрузке товарной продукции, организацией сервиса и гарантийного обслуживания.

Иной график возможен и для департамента закупок для ПАО «НЕФАЗ» — его завод расположен в городе Нефтекамске Башкортостана. Кроме того, для отдела по материально-техническому обеспечению для ПАО «ТЗА» в Туймазы и центра закупок блока режим работы устанавливается в соответствии с режимом работы в НЕФАЗе и ТЗА. 

Уведомить работников руководители должны до 17 марта. Но есть и лазейка для оптимизма: в случае производственной необходимости, сообщается в документе, приказ могут частично или полностью отменить заместители гендиректора, руководитель аппарата гендиректора, главбух и руководители подразделений, которые напрямую подчиняются Когогину по согласованию с замгендиректора по управлению персоналом Жанной Халиуллиной и финансовым директором Андреем Максимовым для увеличения нормативного фонда зарплаты. Приказ-постановление может быть также отменен в случае увеличения объема поставок комплектующих изделий, сырья и т. п. «в целях безусловного выполнения плана месяца».

«Пока заказы есть, возможность доставки комплектующих тоже, будем держаться» «Пока заказы есть, возможность доставки комплектующих — тоже, будем держаться»

Приказ подготовлен для подстраховки?

Нелегко предсказать будущее машиностроительных компаний, но многие сейчас вынуждены быстро подстраиваться под новые реалии. Так, еще вчера АвтоВАЗ объявил о том, что отправит своих сотрудников в отпуск на 20 дней из-за кризиса поставок. Как передает РБК, они уйдут в плановый корпоративный отпуск с 4 по 24 апреля из-за «продолжающегося кризиса в поставках электронных компонентов». На КАМАЗе же, по нашим данным, пока только рассматривают вариант корпоративного отпуска в этом году. И не исключают, что продлят майские выходные — в таком случае сотрудники автогиганта смогут отдохнуть с 1 по 10 мая. 

Впрочем, приказ, который выпустили в КАМАЗе, только подстраховочный. «Пока заказы есть, возможность доставки комплектующих — тоже, будем держаться. Трудности, конечно, появятся, но компания умеет их преодолевать», — передают слова Когогина в компании. То есть реальное исполнение документа рассматривается руководством компании только в случае значительного сокращения рынка грузовиков из-за санкций. В любом случае, отмечают в компании, КАМАЗ должен быть готов к любому развитию событий. 

Как отмечает руководитель пресс-службы автогиганта Олег Афанасьев, актуальность этого приказа обусловлена требованиями трудового законодательства. «О сокращении рабочего времени компания обязана предупреждать персонал за два месяца. КАМАЗ традиционно выпускает приказы о возможном объявлении простоя в сложные для компании моменты и, как правило, аннулирует их до наступления срока исполнения. В последний раз такой приказ компания выпускала в начале пандемии в 2020 году, но на неполную неделю не перешла», — пояснил Афанасьев.

На март и апрель портфель заказов сформирован и ориентирован на производство 180 грузовиков в сутки На март и апрель портфель заказов сформирован и ориентирован на производство 180 грузовиков в сутки

По словам первого заместителя гендиректора автогиганта Юрия Герасимова, на март и апрель портфель заказов сформирован и ориентирован на производство 180 грузовиков в сутки. Это обеспечивает пятидневную загрузку производства. Когогин накануне встретился с линейными руководителями автомобильного завода КАМАЗа и оценил готовность производства работать в новых условиях. По его словам, есть четкое понимание, как работать дальше. Корпоративные клиенты продолжают размещать заказы. Работа с партнерами из стран СНГ — Казахстана, Узбекистана, Туркменистана — также продолжается. «Самые большие риски были по обеспечению. Предварительно, ясность по этому вопросу есть. Будем работать, переходить на машины простые. Там комплектация другая, будет проще», — передают слова гендиректора компании «Вести КАМАЗа». Директор автомобильного завода Антон Сарайкин доложил Когогину, что линия сейчас загружена в рекордном за последние годы темпе. За последнюю дневную смену было собрано, например, 200 кабин. 

В середине II квартала в компании прогнозируют возможное сокращение продаж и темпа сборки автомобилей. Сейчас в КАМАЗе определяются с загрузкой конвейера на конец мая и начало лета. В настоящее время КАМАЗ ставит перед собой задачу с января 2023 года приступить к сборке автомобилей К5 без участия иностранных партнеров. Как отмечают в компании, начальный объем выпускаемых грузовиков будет небольшим, но отказываться от перспективной линейки автомобилей, в разработку которой вложено много средств и времени, там не планируют.

«Спрос на КАМАЗы не сильно-то и упал. Он и был не очень большим, но стабильным» «Спрос на КАМАЗы не сильно-то и упал. Он и был не очень большим, но стабильным»

«Наладить выпуск грузовиков без импортных комплектующих — все равно что построить новую модель»

Мы поговорили с экспертами рынка автомобильной отрасли, которые по просьбе «БИЗНЕС Online» рассуждали о решениях КАМАЗа.

Игорь Моржаретто — заместитель главного редактора журнала «За рулем»:

— Спрос на продукцию КАМАЗа пока не упал, это только прогноз. Пока спрос не понизился, но непременно уменьшится в силу того, что цены выросли на любую продукцию. И КАМАЗа в том числе, а покупательская способность предприятий сильно под вопросом. Плюс под вопросом перечисление денег, курса доллара к рублю и так далее. То есть тут просто вынужденное решение, и другого, к сожалению, видимо, не нашли.

Спрос на грузовики КАМАЗа прошлых поколений какое-то время, похоже, будет, потому что, во-первых, это дешевле, а во-вторых, выбора нет. Насколько возможен выпуск грузовиков К5 без иностранных партнеров — мне сложно сказать. Желание есть — и это уже хорошо.


Вячеслав Субботин — автомобильный эксперт:

— Спрос на КАМАЗы не сильно-то и упал. Он и был не очень большим, но стабильным. Они там производили примерно 20–30 тысяч грузовиков в год в лучшие времена. Ну плюс-минус. Но и это много. А так у них падало и до 15 тысяч грузовиков в год. Ну вот в этих пределах они и держатся. Россия — моторизованная страна, и автомобильная продукция тоже моторизованная. Она вполне себе европейского уровня. И, как и любая мировая промышленность высокого качества и высокого уровня, она интегрирована в мировой автопром. И КАМАЗ не исключение. Сегодня нельзя выгодно производить автомобили хорошего качества, если ты не пользуешься комплектующими лучших мировых брендов.

Удастся ли КАМАЗу наладить без импортных комплектующих выпуск грузовиков прошлых поколений и будет ли на них спрос? Ну если ничего нет, то на безрыбье, как известно, и рак рыба. Поэтому, когда нечего брать, будешь брать то, что есть. Ездить-то нужно. И без импортных комплектующих наладить выпуск грузовиков удастся. Только понимаете, это все равно что построить новую модель. Потому что штампы утеряны, станков, которые могут производить прежние детали, нет, оборудования нет, литья нет, ничего нет. Это все равно что строить новый завод.

Возможно ли, согласно предложению Когогина, выпускать модели К5 без участия иностранных партнеров? Возможно. Все возможно, на самом деле. Другое дело, каков будет уровень этого «КАМАЗа» К5. Это будет прежний «КАМАЗ» 1980 года выпуска. Потому что технологий нет, деталей нет. Мы не сможем делать ни моторы, ни коробки передач. У нас нет этого производства. Вы можете назвать этот автомобиль, как хотите, — К5, К6, К7. Но делать вы его будете по образцу 1980 года выпуска.


Роман Гуляев — автомобильный эксперт:

— О спросе пока что говорить сложно, потому что непонятно, какие инфраструктурные проекты будут продолжаться в первый момент. Но, наверное, это маркетинговая служба прогнозирует падение спроса в будущем. И это очень тревожный знак. Удастся ли наладить выпуск грузовиков моделей прошлых поколений, опять же зависит от ряда факторов. Но, скорее всего, да. Хотя не стоит забывать, что КАМАЗ попал под санкции и некоторые поставщики просто не будут отгружать ему комплектующие.

Возможен ли выпуск грузовиков моделей К5 без участия иностранных партнеров? Это зависит от того, как КАМАЗ будет работать со своими поставщиками комплектующих, с компонентными заводами. Теоретически, наверное, да, поскольку там сейчас все чертежи есть. Просто на выпуск этих компонентов и на их сертификацию период будет достаточно коротким, и на то, чтобы их испытать, уйдет как раз минимум полгода.