Алексей Барыкин: «Российские зрители будут страдать без любимых героев, прокатчики понесут огромные убытки, кинотеатры будут закрываться, и все это приведет к страшному кризису в отрасли» Алексей Барыкин: «Российские зрители будут страдать без любимых героев, прокатчики понесут огромные убытки, кинотеатры станут закрываться, и все это приведет к страшному кризису в отрасли» Фото: «БИЗНЕС Online»

«На самом деле американские компании нанесли огромный ущерб самим себе»

Американские кинокомпании-мейджоры (рынкообразующие финансовые гиганты отрасли — прим. ред.) массово отменяют премьеры своих фильмов в России. Инициатором бойкота выступила компания Disney, включающая в себя 20 Century Fox, Marvel, Pixar, Lucas film и многое другое. За ней последовали Warner Brothers, Sony Pictures, Universal и Paramount, и в несколько подвисшем состоянии оказался Netflix. Мы уже точно не увидим в прокате нового «Бэтмена», мультфильм «Я краснею», «Морбиус» от Marvel, с большой долей вероятности — нового «Доктора Стрэнджа», «Фантастических тварей», «Историю игрушек» и т. д.

Что означает эта ситуация? К чему она приведет? Что станет с отечественным кинопрокатом и кинопроизводством?

Существует некая «публичная» точка зрения: бойкот российского кинорынка связан с санкциями и протестом американских кинокомпаний против событий на Украине. Поэтому российские зрители будут страдать без любимых героев, прокатчики понесут огромные убытки, кинотеатры станут закрываться, и все это приведет к страшному кризису в отрасли. Это красивая позиция, в которую многие верят, но она имеет очень мало общего с реальностью. На самом деле американские компании нанесли огромный ущерб самим себе и открыли для России окно возможностей, за которое многие крупнейшие продюсеры тщетно бились много лет. Американцы это прекрасно понимают и очень хотели бы этого избежать, но у них нет иного выбора.

Давайте разбираться, что к чему.

Начнем с простого. Если «Бэтмен» не выйдет в прокат в России, означает ли это, что россияне его не посмотрят? К несчастью для правообладателей, любой, кто пожелает, все равно увидит его в ближайшее время. «Крепкий орешек», «Хищник» или «Чужой» не шли в прокате в СССР, но был ли тот, кто не видел эти фильмы? Лично я допускаю, что «забаненные» американские блокбастеры довольно скоро без шума выйдут на российских платформах, а некоторые из них американцы даже попытаются с опозданием вывести в прокат. В любом случае на пиратских ресурсах эти фильмы появятся в тот же день, когда первая качественная цифровая копия попадет в сеть в любой точке мира. Вероятно, все мы негативно относимся к пиратству и не поощряем его. Однако как поступят российские зрители, когда им назло, демонстративно стремясь их унизить и нанести ущерб, запрещают посмотреть фильм легально и за деньги? Отвернутся ли они в благородном негодовании от пиратских сайтов, где эти фильмы лежат бесплатно, ради того, чтобы американская компания получила свою законную прибыль? Надо признать, что Россия за последние годы добилась больших успехов в борьбе с пиратством, практически загнав его в подполье. Но таких успехов в русскоязычном сегменте добились не американцы, а сами российские компании, зарабатывавшие на распространении легального контента. Возникает вопрос: станут ли они по-прежнему бороться с пиратством в интересах американцев, если правообладатели, интересы которых они защищали, открыто пытаются их разорить?

«Если «Бэтмен» не выйдет в прокат в России, означает ли это, что россияне его не посмотрят?  Увы, для правообладателей, любой, кто пожелает, все равно увидит его в самое ближайшее время» «Если «Бэтмен» не выйдет в прокат в России, означает ли это, что россияне его не посмотрят? К несчастью для правообладателей, любой, кто пожелает, все равно увидит его в самое ближайшее время» Фото: © Antonio Balasco via imago-im/www.imago-images.de / www.globallookpress.com

«Мы будем большими глупцами, если пустим их назад на прежних условиях»

Далее, надо понимать, что сворачивание российского проката американских фильмов — это ни в коем случае не часть санкционного давления. Американцы могут вводить санкции в области финансов, энергетики, транспорта и многого другого, но не в области проката своих фильмов. Причина простая: кино — это непрямой, но очень мощный канал пропаганды американских ценностей на недружественной территории; по сути, это один из инструментов в информационной войне. Кто станет ломать свое же оружие в самый разгар боевых действий? Заметьте: даже в самый расцвет холодной войны, в период маккартизма, США стремились показывать свои фильмы в СССР, а Советский Союз их не пускал, полагая, что это нанесет стране идеологический вред, вызвав нежелательное «очарование Западом». И даже в этих условиях американское кино пробивалось на советские экраны и собирало огромную кассу, например «Великолепная семерка». А сейчас, в похожих условиях, все наоборот: Россия пускает американские фильмы на свой рынок, предлагает за них деньги, а американцы от этого рынка и денег отказываются. Где логика?

На самом деле решение американских мейджоров связано не с санкциями, а с печально известной «культурой отмены». Представьте: в США свирепствует русофобия, крупные компании наперегонки с шумным пиаром приостанавливают отношения с Россией, пресса требует крови. И вдруг в каком-нибудь Washington Post выходит статья, что в Москве с помпой прошла премьера фильма «Бэтмен» компании Warner Brothers и фильм уже имеет успех в прокате. На следующий же день у офиса Warner собирается толпа негодующих праведных граждан, которые забрасывают помидорами ни в чем неповинного исполнителя главной роли Роберта Паттинсона, а американские кинотеатры один за другим отказываются показывать «Бэтмена» на своих площадках. Почти наверняка кинотеатры все понимают и хотели бы сохранить этот фильм в прокате, но, если они так сделают, им устроят бойкот их собственные зрители, которые нарочно пойдут в кинотеатр напротив. В конце концов, Джоан Роулинг «культурно отменяли» и за меньшее — за то, что она просто желала называться женщиной.

В итоге перед руководством американских компаний стоит очевидный выбор: отменить прокат в России и потерять примерно $30 млн или сохранить прокат и рискнуть потерять более $500 млн на внутреннем рынке. Как видите, выбор очевидный, и этот выбор вынужденный: американские компании уходят из России, потому что у них просто нет других вариантов, так как они являются заложниками внутренней повестки. Хотят ли они вернуться? О да! И американские спецслужбы тоже очень хотят, чтобы русские дети воспитывались не на Илье Муромце, а на Капитане Америке. Но мы будем большими глупцами, если пустим их назад на прежних условиях.

Дело в том, что еще две недели назад российский кинорынок не просто принадлежал американцам, он был ими буквально порабощен, в самом унизительном смысле слова: американские мейджоры стояли над нашим кинопрокатом, как плантаторы с кнутом над рабами в Луизиане. Обычные зрители этого не понимают, им кажется, что они просто ходят в кинотеатры на те фильмы, которые им нравятся, но это совсем не так. Российский фонд кино был создан именно потому, что отечественные фильмы не могут выжить без государственной поддержки на внутреннем рынке, который безраздельно контролируется внешними «хозяевами».

Объясню, как все это работало.

«Еще две недели назад российский кинорынок не просто принадлежал американцам, он был ими буквально порабощен, в самом унизительном смысле слова» «Еще две недели назад российский кинорынок не просто принадлежал американцам, он был ими буквально порабощен, в самом унизительном смысле слова» Фото: «БИЗНЕС Online»

Конкуренция в кинопрокате полностью заменена американской картельной монополией

Как известно, фильмы выходят в прокат «уик-эндами» — то есть неделями, стартуя с четверга. Так вот, между американскими мейджорами, каковых, как известно, пять — Disney, Warner, Paramount, Universal, Sony, — существует картельный сговор: не конкурировать друг с другом на туземных рынках вроде российского, но нещадно выдавливать оттуда всех остальных производителей, включая, кстати, европейских. Это реализуется следующим образом: абсолютно все уик-энды в России, каждый четверг в календаре, на годы вперед поделены между американскими компаниями так, чтобы они не конкурировали друг с другом и выходили монопольно. Заметьте: вы никогда не увидите, чтобы в одно и то же время в прокат выходили два американских блокбастера класса «А», скажем, «Бэтмен» и «Железный человек». Это, помимо всего прочего, лишает кинотеатры выбора: в любой момент времени практически всегда есть один и только один лидер, который собирает 80% кассы. Этот монополизм позволяет делать кинотеатрам диктаторские предложения, от которых они не могут отказаться.

Представьте, что в сеть кинотеатров приходит американский дистрибьютор и говорит: на этой неделе в прокат выходит условный «Бэтмен», это франшиза, звезды, огромный рекламный бюджет, и потому этот фильм соберет всю кассу в ближайшие две недели. Соответственно, мы даем «Бэтмена» с определенными условиями: этим фильмом должен быть занять весь прайм-тайм, наибольшее количество сеансов, грубо говоря, 4 из 6 залов обязано быть занято именно «Бэтменом», да еще вы возьмете пару фильмов от нашей компании в довесок, да еще проведете специальные рекламные мероприятия. Не нравятся наши условия — отказывайтесь, воля ваша. Но в ближайшие недели вы будете вне бизнеса, потому что зрители разбегутся от вас в другие кинотеатры. С небольшими кинотеатрами-однозальниками разговор еще жестче: хотите «Бэтмена» — внесите большой авансовый платеж, который наперед гарантирует нам нашу прибыль. А не нравится — проваливайте, мы тут хозяева рынка.

Обратите внимание: такой ультиматум возможен благодаря тому, что картельный сговор обеспечивает монопольное положение американского блокбастера в конкретный момент времени. Представьте, что Warner и Disney по-честному конкурируют, и в одно время с «Бэтменом» выходит равнозначный по бюджету и маркетингу «Человек-паук». Тогда у кинотеатров появляется выбор: я не буду принимать кабальные условия по «Бэтмену», сделайте мне более выгодное предложение, или я возьму «Паука». Так работает конкуренция, двигатель рынка, но в кинопрокате она полностью заменена американской картельной монополией.

Кстати, казусы случались: например, в 2018 году министерство культуры РФ принудительно сдвинуло релизы американских фильмов, и «Аквамен», «Бамблби» и «Человек-паук» вышли в одну дату, 13 декабря. Ох, какие вопли были от дистрибьюторов, какие проклятия в адрес тогдашнего министра культуры Владимира Мединского, какие истерики в киносообществе! Слыханное ли дело: американцев заставили конкурировать друг с другом на иностранном рынке, отбирая прибыль друг у друга!

«Куда ты денешься, когда 80% сеансов во всех кинотеатрах — «Бэтмен», все твои друзья ходят на «Бэтмена» и обсуждают «Бэтмена», на федеральных каналах рекламируют «Бэтмена»,  все блогеры и обозреватели пишут про «Бэтмена» «Куда ты денешься, когда 80% сеансов во всех кинотеатрах — «Бэтмен», все твои друзья ходят на «Бэтмена» и обсуждают «Бэтмена», на федеральных каналах рекламируют «Бэтмена»,  все блогеры и обозреватели пишут о «Бэтмене» Фото: © Antonio Balasco via www.imago-im/www.imago-images.de / www.globallookpress.com

«Должны ли мы теперь отказаться от американского кино?»

Зритель же по-прежнему полагает, что кинорынок свободен, а он просто ходит на те фильмы, которые выбирает сам, просто американские блокбастеры ему нравятся больше. Наивный дурачок! Куда ты денешься, когда 80% сеансов во всех кинотеатрах — «Бэтмен», все твои друзья ходят на «Бэтмена» и обсуждают «Бэтмена», на федеральных каналах рекламируют «Бэтмена», все блогеры и обозреватели пишут о «Бэтмене», и все это было спланировано и оплачено еще два года назад! И каков шанс у российского кино, пусть даже самого зрелищного и увлекательного, хоть что-то заработать в этот период времени? Недаром все крупнейшие российские продюсеры в один голос говорят: отечественное кино — это не бизнес, это дотационная культурная деятельность. Продавать в России российское кино — такое же отчаянное дело, как продавать в Южной Корее российские смартфоны.

Много лет отечественные продюсеры пытались получать прибыль на российском рынке, но американские колонисты жестко удерживали его в своих руках, не давая пошевелиться, контролируя всю прибыль и вытягивая ее в США. И вдруг на прокатном рынке произошли невероятные события: следуя внутриамериканской повестке, голливудские мейджоры в одночасье исчезли, оставив всю свою инфраструктуру, инструменты, всю хитроумную сеть коллаборационистов и пиарщиков на милость гражданам России. Наш кинорынок, 30 лет принадлежавший американцам, вдруг в один день стал отечественным. Это, разумеется, влечет за собой временные трудности, но это и уникальное окно возможностей, которое нельзя упустить.

Должны ли мы теперь отказаться от американского кино? Ни в коем случае: оно крутое, объективно — лучшее в мире, и мы действительно его любим. Просто нельзя позволить ему вернуться на тех условиях, как раньше, на правах хозяина и диктатора. Должна быть разработана новая схема сотрудничества, которая позволит российскому кино быть российским, подобно тому, как в Индии приоритет имеет индийское кино, а в Китае — китайское.

К сожалению, в одной статье не опишешь все нюансы, которые происходят вокруг кинорынка. Вот вопросы, которые я еще хотел бы обсудить:

  • Как Голливуд воюет с конкурентами из России и Европы? Почему самые высокобюджетные российские проекты неизбежно проваливаются в прокате, хотя они объективно неплохи?
  • Как выстроена пропаганда американского кино и откуда берется агрессивный негатив в отношении отечественных фильмов в соцсетях?
  • Можно ли верить интернет-кинокритикам и обозревателям? На чем они зарабатывают?
  • Принадлежат ли российские кинокомпании России? Какие из них на самом деле прямо или косвенно контролируются американцами?
  • Действительно ли российский кинорынок «загнется» без американского кино? Правда ли, что российские фильмы настолько хуже, что зритель не станет на них ходить?
  • Как российские продюсеры вместе с минкультом РФ боролись за отечественный рынок и каких успехов достигли?

Разговор об этом — в следующей статье.

Продолжение следует

Алексей Барыкин