В марте 2021 года был создан первый для России «Центр электронной торговли «Маркетплейс.Легко». ПО сути, уникальный для отечественных предпринимателей инструмент, который не только проводит бесплатное обучение и регистрацию на маркетплейсах, но и помогает бизнесу в продвижении своих товаров В марте 2021 года был создан первый в России «Центр электронной торговли «Маркетплейс.Легко». По сути, это уникальный для отечественных предпринимателей инструмент, который не только проводит бесплатное обучение и регистрацию на маркетплейсах, но и помогает бизнесу в продвижении товаров Фото: «БИЗНЕС Online»

Минниханов поставил задачу — обеспечить массовый выход предпринимателей из РТ на рынок eCom

Несколько лет назад в Татарстане началась системная работа по развитию цифровой экономики, в том числе за счет стимулирования рынка электронной коммерции. Еще до начала пандемии коронавирусной инфекции республикой были заключены договоры о сотрудничестве с некоторыми ведущими участниками рынка и началось строительство распределительных центров. Точкой отсчета в новом этапе развития eCom в Татарстане можно назвать ноябрь 2020 года: ряд предпринимателей пожаловались президенту РТ Рустаму Минниханову на трудности, которые они испытывают при выходе на маркетплейсы. Минниханов поставил задачу обеспечить массовый выход татарстанских предпринимателей на рынок eCom.

В частности, по его поручению была создана рабочая группа по вопросам содействия продвижению продукции, производимой в республике, по каналам электронной торговли, в которую вошли руководители министерств и финансовых структур. Возглавить эту рабочую группу было поручено помощнику президента РТ, бизнес-омбудсмену РТ Фариду Абдулганиеву. В результате рабочей группой разработана концепция развития электронной торговли в Татарстане. В рамках ее реализации в марте 2021 года был создан первый в России «Центр электронной торговли „Маркетплейс.Легко“». По сути, это уникальный для отечественных предпринимателей инструмент, который не только проводит бесплатное обучение и регистрацию на маркетплейсах, но и помогает бизнесу в продвижении товаров, создает условия для роста оборота через интернет-площадки.

По поручению Минниханова была создана рабочая группа по вопросам содействия продвижению продукции, производимой в Татарстане, по каналам электронной торговли, в которую вошли руководители министерств и финансовых структур. Возглавить эту рабочую группу было поручено помощнику президента РТ, бизнес-омбудсмену РТ Фариду Абдулганиеву По поручению Минниханова была создана рабочая группа по вопросам содействия продвижению продукции, производимой в Татарстане, по каналам электронной торговли, в которую вошли руководители министерств и финансовых структур. Возглавил эту рабочую группу помощник президента РТ, бизнес-омбудсмен РТ Фарид Абдулганиев Фото предоставлено «Маркетплейс.Легко»

«Изначально перед организацией стоял план — вывести 700 татарстанских предпринимателей на маркетплейсы за 2021 год, — вспоминает исполнительный директор ЦЭТ Инесса Яруллина. — Однако нам удалось многократно его превысить».

В 2021-м ЦЭТ провел выездные обучающие мероприятия в 14 муниципальных районах республики, в которых приняли участие более 4 тыс. местных предпринимателей. За 2021 год сотрудниками ЦЭТ было осуществлено свыше 19 тыс. консультаций по выходу на маркетплейсы. В центре электронной торговли организована продакшен-студия, где маркетологи и фотографы создают «продающий» внешний вид товара, начиная от красивой профессиональной фотографии и заканчивая видеороликами и грамотным описанием продукта.

Совместно с компанией Ozon в прошлом году ЦЭТ провел два бесплатных обучающих месячных марафона, после которых более тысячи татарстанских предпринимателей приступили к реализации своих товаров на маркетплейсе, а некоторые даже сумели вывести продукцию в бестселлеры. Всего при непосредственной помощи ЦЭТ «Маркетплейс.Легко» в 2021 году более 3,5 тыс. татарстанских бизнесменов уже начали успешные продажи.

В декабре 2021 году было организовано обучение глав районных администраций и городских округов РТ по теме интернет-торговли, как драйвера развития экономики района В декабре 2021 году было организовано обучение глав районных администраций и городских округов РТ по теме интернет-торговли как драйвера развития экономики района Фото предоставлено «Маркетплейс.Легко»

Зачем чиновники Татарстана обучаются основам рынка eCom?

Безусловно, для выполнения поставленной президентом РТ задачи по обеспечению массового выхода татарстанских предпринимателей на рынок электронной торговли требуется грамотная поддержка на местах. Поэтому в декабре 2021-го было организовано обучение глав районных администраций и городских округов РТ по теме интернет-торговли как драйвера развития экономики района.

Опыт оказался очень успешным, поэтому в феврале этого года подобное обучение провели для заместителей министров профильных министерств и чиновников районных администраций, которые непосредственно отвечают за развитие местного предпринимательства.

Также при ЦЭТ создали экспертный совет, в который вошли представители ведущих компаний интернет-торговли, транспортных услуг и логистики — «Почты России», Wildberries, «Яндекс.Маркета», «AliExpress Россия», eBay, Boxberry, Ozon, Avito, Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ), СДЭК, «Деловых линий» и других.

В августе 2021-го на экспертизу совета был вынесен проект программы развития интернет-торговли в РТ на 2021–2022 годы. В ходе обсуждения члены экспертного совета дали свои предложения и рекомендации, которые были включены в окончательную версию документа, принятую правительством РТ в октябре 2021-го. Программа включает в себя несколько мер: финансовая и нефинансовая поддержка предпринимателей по продвижению на электронных торговых площадках (включая международные), предоставление льгот и субсидирования логистических компаний (в том числе при строительстве распределительных центров), расширение географии пунктов приема продукции для субъектов МСП, реализующих ее через маркетплейсы, обучение.

«В условиях пандемии и связанными с ней ограничениями интернет-торговля стала для многих предпринимателей фактически единственным шансом не только на сохранение своего бизнеса, но и его развитие и расширение» «В условиях пандемии и связанных с ней ограничениями интернет-торговля стала для многих предпринимателей фактически единственным шансом не только на сохранения своего бизнеса, но и на его развитие и расширение» Фото: «БИЗНЕС Online»

Количество татарстанских продавцов на маркетплейсах увеличилось в 7 раз

На днях в Буинске состоялся очередной обучающий модуль «Интернет-торговля как будущее предпринимателей», в котором приняли участие свыше сотни бизнесменов из Буинского, Апастовского, Дрожжановского, Кайбицкого, Тетюшского, Муслюмовского и Камско-Устьинского муниципальных районов. Организатором мероприятия выступили АНО «Центр электронной торговли „Маркетплейс.Легко“» и бизнес-школа iWengo, которую возглавляет один из самых известных российских экспертов в области электронной коммерции Юлиана Гордон. Стоит отметить, что обучающий модуль провели по просьбе одной из местных предпринимательниц — с таким пожеланием она обратилась к президенту РТ в ходе предновогодней пресс-конференции.

«Мы задавали вопрос: что вам мешает оказаться в канале онлайн-торговли? И получали один и тот же ответ: отсутствие компетенций, знаний и практических навыков в части того, как работает интернет-торговля, — подчеркнула руководитель бизнес-школы iWengo. — Обучение отвечает на этот вопрос, так как носит исключительно практический характер».

Выступая на обучающем модуле с приветственным словом, уполномоченный при президенте РТ по защите прав предпринимателей, помощник президента РТ Абдулганиев отметил, что интерес бизнесменов к торговле через маркетплейсы растет с каждым днем. Причина понятна — ни один другой канал продаж и близко не может сравниться по масштабам с интернет-торговлей.

«В условиях пандемии и связанных с ней ограничениями интернет-торговля стала для многих предпринимателей фактически единственным шансом не только на сохранение своего бизнеса, но и на его развитие и расширение», — подчеркнул Абдулганиев.

По его словам, развитие рынка eCom требует системного подхода — нужно одновременно заниматься развитием инфраструктуры; обучением предпринимателей; привлечением в республику всех ведущих игроков рынка электронной торговли, транспортных и логистических услуг; созданием условий для снижения стоимости доставки; кадровой проблемой; решением задачи регулирования рынка и т. д.

В новых геополитических условиях эта работа стала еще более актуальной. По словам Абдулганиева, для обеспечения роста продаж татарстанских товаров необходимо обеспечить их быструю, удобную и надежную доставку в любую страну мира на конкурентных условиях с использованием кросс-бордовых перевозок (автотранспортных, контейнерных и авиаперевозок). Создание такой инфраструктуры привлечет новые инвестиции и даст импульс развитию ряда отраслей. Вокруг них будут образовываться транспортно-сервисные компании, создаваться новые рабочие места, подчеркнул помощник президента РТ.

«Чтобы ваш товар увидели, и вы смогли стать частью прогрессивного рынка  eCom, заходить на него нужно как можно скорее» «Чтобы ваш товар увидели и вы смогли стать частью прогрессивного рынка eCom, заходить на него нужно как можно скорее» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Всеми этими вопросами мы занимаемся последнее время. В результате предпринятых усилий в 2021 году количество татарстанских продавцов на маркетплейсах увеличилось в 7 раз — с 3 291 в конце 2020-го до 23 098, — подчеркнул бизнес-омбудсмен РТ. — Их выручка превысила 25 миллиардов рублей. Это далеко не предел. По прогнозам аналитиков Data Insight, к 2025 году российский рынок eCom вырастет еще в 4 раза. У татарстанских предпринимателей еще есть возможность занять на этом быстрорастущем рынке достойную нишу».

«РТ уже лидирует в ПФО по количеству селлеров и отгруженному товару, — отмечает Яруллина. — Есть немало примеров, когда продукт татарстанских производителей раскупают в 81 регионе России, а прежде о них знали только в республике. Сейчас, когда обстановка напряженная, покупатели максимально активизируются, приобретая различные товары, в том числе впрок. Поэтому на маркетплейсах — аншлаг, у селлеров — ажиотаж. Но есть и обратная сторона медали — у тех бизнесменов, кто задумывался о выходе на маркетплейс, по сути, есть еще год-два, чтобы запрыгнуть в уходящий поезд, поскольку селлеров на каждую позицию становится все больше, а покупатель редко совершает покупки за пределами первых двух страниц. Чтобы ваш товар увидели и вы смогли стать частью прогрессивного рынка eCom, заходить на него нужно как можно скорее. ЦЭТ не только готов помочь с выходом на маркетплейс, но и подскажет секреты заведения карточки и продвижения товара на самых популярных площадках».