Опера «Паяцы» Леонкавалло, сентябрь 2021 года Опера «Паяцы» Леонкавалло (сентябрь 2021 года) Фото: Елена Сунгатова, art16.ru

Режиссер Александров и художник Окунев продали Казани два старых спектакля за один сезон

«Паяцы» Леонкавалло — опера безудержно эмоциональная, притом очень короткая: примерно 1 час 20 минут чистой музыки и мелодраматических театральных приемов. Тут тебе и убийство во время спектакля, и последнее свидание в ночь перед разлукой. Как сказал в проникновенном вступительном слове Эдуард Трескин (певец, режиссер, писатель, народный артист Татарстана, член союза русскоязычных писателей в Чешской Республике, лауреат литературных конкурсов), партитура, написанная не чернилами, а кровью. 

В казанском оперном театре она появилась будто бы на всемирной ковидной волне спроса на короткие спектакли: зрители меньше контактируют, да и исполняются «Паяцы» обычно без перерыва. На деле спектакль на фестивале прошел с 35-минутным антрактом, чтобы театральный буфет сделал кассу на игристом и эчпочмаках. Театр еще и изрядно сэкономил, не объединив «Паяцев» ни с традиционной «Сельской честью», ни с балетом (как делали в ТАГТОиБ раньше, в XX веке).

Спектакль поставил Юрий Александров — из 8 постановок в фестивальной афише этого года ему принадлежит 6 (кстати, «БИЗНЕС Online» уже писал, что изначально «Паяцев» должен был ставить Михаил Панджавидзе, бывший фаворит театрального руководства, и даже получил за это деньги). Судя по фотографиям из «Паяцев» Александрова, идущих на сцене «Санктъ-Петербургъ Опера» уже 12 лет, как и в случае с «Тоской», он снова решил продать одно и то же несколько раз и просто перенес старую постановку на казанскую сцену (и снова никто прессе или публике в столице РТ в этом не признавался во время премьеры в сентябре 2021-го). Как оказалось, такой испытанный «приемчик» режиссера обсуждают не только между собой в оперном мире, об этом пишут и на просторах сети, причем речь идет и о других спектаклях Александрова в театре им. Джалиля.

цитата
И совершенно отдельная история о том, как штампует спектакли режиссер Александров, нигде не указывая, что это «перенос спектакля» (копродукция, франшиза, как там правильно?..). У меня как минимум есть два примера — «Любовный напиток» и «Пиковая дама», поставленные в Казани, Петрозаводске и Петербурге («Напиток» еще и в Москве), и там не только целый ряд режиссерских самоповторов, почти полностью спектакли как под копирку
dinasovkova пользователь ЖЖ
dinasovkova пользователь ЖЖ

В либретто, написанном самим Леонкавалло, центральную любовную интригу дублирует фарс. Его во втором действии разыгрывают на подмостках уличного театра персонажи-комедианты. Александров доводит эту идею до абсурда. Он делает местного крестьянина Сильвио, любовника главной героини-актрисы, актером той же труппы. В результате сюжет перестает работать: совершенно непонятно, почему Недда в дуэте прощается с Сильвио навсегда (и потому обещает, что ночью ему отдастся), будто труппа собралась оставить его на фриланс в местном сельском клубе; Канио, застигнув парочку, не узнает собственного подчиненного; любовный дуэт превращается в однообразные кривлянья на потеху случайным зрителям; да и дела у нищих комедиантов, по всему, идут неплохо — иначе как они воздвигли за полдня на городской площади огромную сцену с золочеными колоннами и статуями (сценография Вячеслава Окунева в стиле «Дзеффирелли из глубинки»)? 

Спектакль поставил Юрий Александров — из восьми постановок в фестивальной афише этого года ему принадлежит шесть Спектакль поставил Юрий Александров — из 8 постановок в фестивальной афише этого года ему принадлежит 6 Фото: © Алексей Даничев, РИА «Новости»

Опера как стриптиз

Режиссер постоянно тыкает зрителю в нос, что весь мир — театр (на всякий случай Александров еще и начинает с этого новаторского тезиса интервью для программки спектакля). По сцене в самые неподходящие моменты шастают любопытные молодожены и кричат: «Браво», — а Тонио то и дело показывает залу, что пора бы поаплодировать. Видимо, на публику в этом вопросе решили не надеяться.

На занавес ТАГТОиБ во время пролога проецируется картинка с еще одним занавесом. Из-за этого пролог лишился титров; впрочем, качество перевода местами таково, что это, может быть, и к лучшему. Клоунская маска после ариозо Канио испускает струйки слез: это все не всерьез, почтеннейшая публика.

Сомнений в этом и так не может быть. Хор раскачивается в такт, осыпает сцену конфетти и чинно стоит грядками, пока поет о том, что неплохо бы в давке занять лучшие места, а потом кидается помидорами в мишень, нарисованную на заду у Тонио. Впрочем, надо отдать должное казанской публике. В редкостно пошлой и несмешной даже для ТАГТОиБ сцене представления (главным гэгом в ней было появление Сильвио в золотом обтягивающем трико, с ощипанным хвостом и в шлеме в виде петушиной головы) смеялись исключительно на сцене.

Больше всего досталось главной героине: на протяжении спектакля она раздевается 4 раза — буквально в каждой конфликтной ситуации. Видимо, для режиссера Александрова женщина в споре не может иметь иных аргументов.

Бесстыжее золото, стразы и архитектурные излишества на сцене оттеняло весьма скромное музыкальное звучание Бесстыжее золото, стразы и архитектурные излишества на сцене оттеняло весьма скромное музыкальное звучание (сентябрь 2021 года) Фото: Елена Сунгатова, art16.ru

В режиме экономии

Бесстыжее золото, стразы и архитектурные излишества на сцене оттеняло весьма скромное музыкальное звучание. Спектаклем дирижировал еще один фаворит дирекции театра — итальянец Марко Боэми. Безусловно, Боэми — профессионал высокого класса, к тому же «Паяцы» имеют статус премьеры текущего сезона и выучены недавно, так что оркестр и хор звучали чисто и слаженно, но очень сдержанно.

Видимо, Боэми решил перестраховаться и выдал веристских страстей, что называется, по талонам. Блеск, ритмическую свободу и динамические контрасты маэстро приберег только для инструментальных эпизодов партитуры; заботливо ловил солистов и старался не заглушить их. Во втором акте и это не помогло: в пылу распила постановщикам было не до причуд театральной акустики, так что вычурные золотые подмостки они построили в «мертвой зоне» сцены.

Ахмеда Агади (Канио) Ахмеда Агади (Канио) (сентябрь 2021 года) Фото: Елена Сунгатова, art16.ru

Свадьба с генералом 

«Пробить» ее смогла только Недда в исполнении Валентины Феденевой («Санктъ-Петербургъ Опера»), певицы с ровным, стабильным звучанием. Станислав Трифонов (Большой театр Республики Беларусь) пел Тонио ритмически и интонационно размазанно, Артур Исламов казенным тоном отбубнил партию Сильвио (возможно, стоило бы использовать профессиональные навыки маэстро Боэми для уроков с солистами, но театру не до таких мелочей, как осмысленное пение), Арлекина-Беппе (Дамир Закиров из Михайловского театра) режиссер загнал в серенаде на балкон в самой глубине сцены, так что ему пришлось изо всех сил форсировать голос.

Арлекина-Беппе (Дамир Закиров из Михайловского театра) Арлекин-Беппе (Дамир Закиров из Михайловского театра) (сентябрь 2021 года) Фото: Елена Сунгатова, art16.ru

Некогда безотказного Ахмеда Агади (Канио) почти не было слышно в нижнем регистре, что он старался искупить эмоциональностью исполнения. Правда, режиссеру удалось превратить в посмешище всех: и опереточного злодея Канио, заламывающего руки, и Сильвио, неловко бодающего в живот партнершу по эротической сцене, и Недду, вяло шлепающую Тонио кнутом, как кота полотенцем. В этом водевиле и комическое не смешно, и трагическое опошлено.

Стремление казанского оперного из любого фестивального спектакля сделать свадьбу с генералом вполне понятно: ни над чем не работать, а сразу купить готовый продукт вторичной переработки проще, чем строить репертуар и поддерживать труппу. Все, что происходит на сцене, только выглядит так, будто режиссер стыдится и веристских страстей, и самой музыки, от чего в итоге стыдно зрителю. На деле ни стыда, ни совести нет ни у авторов, ни у заказчиков.