02.jpg
До сих пор неясно, кому было проще оказать помощь пассажирам «Булгарии» – экипажу теплохода «Арабелла» или команде Александра Егорова

«ВСЕ ВОКРУГ РЕВЕЛИ И КРИЧАЛИ!»

Слушания по делу капитана буксира «Дунайский-66» Александра Егорова, которого обвиняют в неоказании помощи пассажирам «Булгарии», терпящим бедствие, стартовали в Московском районном суде еще вчера. Как известно, по ходатайству адвоката подсудимого Аиды Камаловой, первое заседание неожиданно для всех стало закрытым. Однако после того, как об этом сообщила газета «БИЗНЕС Online», в ситуацию с этим резонансным делом вмешался Верховный суд РТ, журналистов на сегодняшнее судебное слушание пустили. Что, кстати, говорит о том, что судейская вертикаль у нас вполне адекватная.

Итак, день второй, то есть сегодняшний. Раньше всех в суд приехал капитан «Арабеллы» Роман Лизалин – именно он является первым, кто оказался на месте ЧП и организовал спасение. Кстати, в ближайшую пятницу экипажу «Арабеллы» президент РТ Рустам Минниханов и министр транспорта РФ Игорь Левитин будут вручать госнаграды за эту операцию. Было видно, что он заметно волнуется в ожидании разбирательства. Журналистам он коротко объяснил - приехал для того, чтобы рассказать, как все было на самом деле.

Вчера на судебных слушаниях были заслушаны свидетельские показания потерпевших, которые дожидались помощи в воде и видели, как мимо них проследовало судно «Арбат», а затем «Дунайский-66». Сегодня суд заслушал еще трех потерпевших. Многие из них были эмоциональны, кто-то не скрывал затаившуюся обиду на капитана буксира «Дунайский-66». Потерпевшая Гульфира Нерзиева в своих показаниях смогла детально восстановить в своем рассказе первые минуты после кораблекрушения.

- Все вокруг ревели и кричали, - вспоминает Нерзиева. - Я вела себя спокойнее, но лишь потому, что я никого не потеряла на корабле. Была на теплоходе одна и осталась жива, долгое время боялась пошевелиться, сидя на плоту – а если бы наши шлюпки перевернулись или продырявились? Я не умею плавать, могу утонуть и в двухметровом бассейне. То, что мне удалось выжить, это просто Бог меня спас. Но все мы получили тяжелую психологическую травму – до сих пор просыпаюсь по ночам в ужасе. Мне снятся кошмары о том, что я не могу выплыть с «Булгарии», которая ушла под воду.

Другая потерпевшая Фарида Шагеева сообщила, что она приблизительно полтора часа провела в воде, держась за веревку, прикрепленную к спасательной шлюпке. Когда она оказалась в шлюпке, она принялась вычерпывать из нее воду, потому что плот начал сдуваться - в него попало много воды, и он стал проседать под тяжестью людей.

- Мы думали, что вот-вот придет помощь, а ее все не было, - говорит Фарида Фаттаховна. - Когда мимо проплыли два огромных корабля, для нас это было шоком. Люди кричали, размахивали футболками, которые привязывали к веслам. Подсудимый наверняка должен был нас увидеть – посреди Волги было огромное пятно мазута, много плотов яркого оранжевого цвета.

По словам Шагеевой, люди уже отчаялись ждать помощи. И рассказала, что спасшиеся пассажиры «Булгарии» чувствовали себя настолько обреченно, что начали беречь сигнальные файеры, полагая, что они могут понадобиться ночью.

- Я потеряла своих близких, купив эту дурацкую путевку, можно сказать, утопила своими руками родных, - еле сдерживая слезы, проговорила потерпевшая. - Как инженер я понимаю, что наверняка Егоров не мог к нам подплыть, но оказать маленькую психологическую помощь он мог - сказал бы в рупор, что помощь вышла, что нас увидели. Нам было бы гораздо легче.

«У МЕНЯ МУРАШКИ ПО ТЕЛУ ПРОБЕЖАЛИ, КОГДА УЗНАЛ, ЧТО ЗАТОНУВШИЙ КОРАБЛЬ – «БУЛГАРИЯ»!»

Лизалин, как и обещал, не стал делать оценочных заявлений в суде и рассказал лишь о том, как развивались события 10 июля прошлого года. По словам Лизалина, когда теплоход «Арабелла» отплывал от Болгар, он услышал по линии радиосвязи обрывки фраз. Сигнал был крайне неустойчив из-за плохой погоды и раскатов грома, но Лизалин понял, что «в воде оказались люди». Кто сделал это сообщение, Лизалин до сих пор не знает. Но узнав о том, что люди могут нуждаться в помощи рядом с участком, мимо которого вскоре окажется его теплоход, он прибавил ход.

О том, что затонула «Булгария», Лизалин узнал лишь, увидев на воде старпома «Булгарии» в спасательном кругу. Его капитан «Арабеллы» по громкой связи спросил: «Какой корабль утонул?», и он громко крикнул в ответ: «Булгария!».

- У меня просто мурашки по телу пробежали, - вспоминает Лизалин. - Когда я это услышал, понял, насколько серьезной оказалась ситуация. Мы подняли и пересчитали спасенных людей, и тогда я подумал, сколько могло быть еще пассажиров на «Булгарии» в момент крушения. И не дай Бог кому-то из вас пережить момент этого осознания.

Спасательную операцию, по словам капитана, проводить было тяжело. В разведку было отправлено несколько шлюпок. Последней на борт «Арабеллы» подняли женщину, которая уже была мертва.

- Мы не знали точно, в каком месте затонуло судно, и запросто могли на него «напороться», если бы оно ушло под воду неглубоко, - рассказал капитан «Арабеллы». – Наш корабль мог пойти ко дну вслед за «Булгарией», и действовать нужно было крайне осторожно.

Конечно, больше всего судью интересовало, как именно происходила связь и обмен информацией между «Арабеллой» и буксиром «Дунайский-66». Так, по словам Лизалина, буксир уже успел отдалиться от места крушения, когда туда подплыл его теплоход. По радиосвязи Егоров спросил Лизалина: «Ну что, помощь нужна?»

- Я сказал: «Нет, отойдите чуть дальше!». Попросил об этом, потому что увидел, что под кормой «Дунайского-66» был старпом, - заявил Лизалин. - Не было гарантии, что там не было других людей. Я подумал, если буксир начнет останавливаться, совершать маневры на воде, то он запросто может покалечить людей. Тем более, мы уже в это время начали спасать людей.

Лизалин отметил, что полноценным диалогом двух капитанов их разговор с Егоровым назвать сложно – он сообщил о том, что помощь не нужна, но окончательное решение об участии в спасательной операции Егоров все равно должен был принять самостоятельно.

«ВОДА ЖЕ НЕ АСФАЛЬТ, КОТОРЫЙ МОЖНО РУЛЕТКОЙ ИЗМЕРИТЬ!»

- Я услышал сигнал тревоги, когда спал в своей каюте после вахты, - вспомнил в своих показаниях матрос буксира «Дунайский-66» Леонид Егоров, сын подсудимого. – Схватив спасательный жилет, я побежал на шлюпочную палубу, где мы начали расчехлять спасательную шлюпку.

Леонид Егоров рассказал, что вся команда буксира была приведена в готовность, но последующих поручений от капитана не было. Супруга капитана Егорова, которая работала на буксире матросом-мотористом, сообщила в своих показаниях о том, что слышала, как «Арабелла» отказалась от помощи, поднявшись в капитанскую рубку к своему мужу.

До сих пор неясно, кому было проще оказать помощь пассажирам «Булгарии» – экипажу теплохода «Арабелла» или команде Егорова. Но, к примеру, в ходе судебного разбирательства выяснилось, что у судна Лизалина было больше шлюпок – они были легче и могли вместить куда больше людей. Сын капитана Егорова рассказал и о том, как долго занимает по времени полная остановка буксира с грузом, а опускать шлюпки на воду до тех пор, пока оно находится в движении, нельзя. Непонятно также, насколько далеко отплыл буксир «Дунайски-66» от места трагедии.

- Вода это же не асфальт, который можно рулеткой замерить, - развел руками Лизалин. Его, скорее всего, еще пригласят на следующие заседания по делу капитана Егорова.

Газета «БИЗНЕС Online» продолжает следить за этим громким делом.