До сих пор неясно, кому было проще оказать помощь пассажирам «Булгарии» – экипажу теплохода «Арабелла» или команде Александра Егорова |
«ВСЕ ВОКРУГ РЕВЕЛИ И КРИЧАЛИ!»
Слушания по делу капитана буксира «Дунайский-66» Александра Егорова, которого обвиняют в неоказании помощи пассажирам «Булгарии», терпящим бедствие, стартовали в Московском районном суде еще вчера. Как известно, по ходатайству адвоката подсудимого Аиды Камаловой, первое заседание неожиданно для всех стало закрытым. Однако после того, как об этом сообщила газета «БИЗНЕС Online», в ситуацию с этим резонансным делом вмешался Верховный суд РТ, журналистов на сегодняшнее судебное слушание пустили. Что, кстати, говорит о том, что судейская вертикаль у нас вполне адекватная.
Итак, день второй, то есть сегодняшний. Раньше всех в суд приехал капитан «Арабеллы» Роман Лизалин – именно он является первым, кто оказался на месте ЧП и организовал спасение. Кстати, в ближайшую пятницу экипажу «Арабеллы» президент РТ Рустам Минниханов и министр транспорта РФ Игорь Левитин будут вручать госнаграды за эту операцию. Было видно, что он заметно волнуется в ожидании разбирательства. Журналистам он коротко объяснил - приехал для того, чтобы рассказать, как все было на самом деле.
Вчера на судебных слушаниях были заслушаны свидетельские показания потерпевших, которые дожидались помощи в воде и видели, как мимо них проследовало судно «Арбат», а затем «Дунайский-66». Сегодня суд заслушал еще трех потерпевших. Многие из них были эмоциональны, кто-то не скрывал затаившуюся обиду на капитана буксира «Дунайский-66». Потерпевшая Гульфира Нерзиева в своих показаниях смогла детально восстановить в своем рассказе первые минуты после кораблекрушения.
- Все вокруг ревели и кричали, - вспоминает Нерзиева. - Я вела себя спокойнее, но лишь потому, что я никого не потеряла на корабле. Была на теплоходе одна и осталась жива, долгое время боялась пошевелиться, сидя на плоту – а если бы наши шлюпки перевернулись или продырявились? Я не умею плавать, могу утонуть и в двухметровом бассейне. То, что мне удалось выжить, это просто Бог меня спас. Но все мы получили тяжелую психологическую травму – до сих пор просыпаюсь по ночам в ужасе. Мне снятся кошмары о том, что я не могу выплыть с «Булгарии», которая ушла под воду.
Другая потерпевшая Фарида Шагеева сообщила, что она приблизительно полтора часа провела в воде, держась за веревку, прикрепленную к спасательной шлюпке. Когда она оказалась в шлюпке, она принялась вычерпывать из нее воду, потому что плот начал сдуваться - в него попало много воды, и он стал проседать под тяжестью людей.
- Мы думали, что вот-вот придет помощь, а ее все не было, - говорит Фарида Фаттаховна. - Когда мимо проплыли два огромных корабля, для нас это было шоком. Люди кричали, размахивали футболками, которые привязывали к веслам. Подсудимый наверняка должен был нас увидеть – посреди Волги было огромное пятно мазута, много плотов яркого оранжевого цвета.
По словам Шагеевой, люди уже отчаялись ждать помощи. И рассказала, что спасшиеся пассажиры «Булгарии» чувствовали себя настолько обреченно, что начали беречь сигнальные файеры, полагая, что они могут понадобиться ночью.
- Я потеряла своих близких, купив эту дурацкую путевку, можно сказать, утопила своими руками родных, - еле сдерживая слезы, проговорила потерпевшая. - Как инженер я понимаю, что наверняка Егоров не мог к нам подплыть, но оказать маленькую психологическую помощь он мог - сказал бы в рупор, что помощь вышла, что нас увидели. Нам было бы гораздо легче.
«У МЕНЯ МУРАШКИ ПО ТЕЛУ ПРОБЕЖАЛИ, КОГДА УЗНАЛ, ЧТО ЗАТОНУВШИЙ КОРАБЛЬ – «БУЛГАРИЯ»!»
Лизалин, как и обещал, не стал делать оценочных заявлений в суде и рассказал лишь о том, как развивались события 10 июля прошлого года. По словам Лизалина, когда теплоход «Арабелла» отплывал от Болгар, он услышал по линии радиосвязи обрывки фраз. Сигнал был крайне неустойчив из-за плохой погоды и раскатов грома, но Лизалин понял, что «в воде оказались люди». Кто сделал это сообщение, Лизалин до сих пор не знает. Но узнав о том, что люди могут нуждаться в помощи рядом с участком, мимо которого вскоре окажется его теплоход, он прибавил ход.
О том, что затонула «Булгария», Лизалин узнал лишь, увидев на воде старпома «Булгарии» в спасательном кругу. Его капитан «Арабеллы» по громкой связи спросил: «Какой корабль утонул?», и он громко крикнул в ответ: «Булгария!».
- У меня просто мурашки по телу пробежали, - вспоминает Лизалин. - Когда я это услышал, понял, насколько серьезной оказалась ситуация. Мы подняли и пересчитали спасенных людей, и тогда я подумал, сколько могло быть еще пассажиров на «Булгарии» в момент крушения. И не дай Бог кому-то из вас пережить момент этого осознания.
Спасательную операцию, по словам капитана, проводить было тяжело. В разведку было отправлено несколько шлюпок. Последней на борт «Арабеллы» подняли женщину, которая уже была мертва.
- Мы не знали точно, в каком месте затонуло судно, и запросто могли на него «напороться», если бы оно ушло под воду неглубоко, - рассказал капитан «Арабеллы». – Наш корабль мог пойти ко дну вслед за «Булгарией», и действовать нужно было крайне осторожно.
Конечно, больше всего судью интересовало, как именно происходила связь и обмен информацией между «Арабеллой» и буксиром «Дунайский-66». Так, по словам Лизалина, буксир уже успел отдалиться от места крушения, когда туда подплыл его теплоход. По радиосвязи Егоров спросил Лизалина: «Ну что, помощь нужна?»
- Я сказал: «Нет, отойдите чуть дальше!». Попросил об этом, потому что увидел, что под кормой «Дунайского-66» был старпом, - заявил Лизалин. - Не было гарантии, что там не было других людей. Я подумал, если буксир начнет останавливаться, совершать маневры на воде, то он запросто может покалечить людей. Тем более, мы уже в это время начали спасать людей.
Лизалин отметил, что полноценным диалогом двух капитанов их разговор с Егоровым назвать сложно – он сообщил о том, что помощь не нужна, но окончательное решение об участии в спасательной операции Егоров все равно должен был принять самостоятельно.
«ВОДА ЖЕ НЕ АСФАЛЬТ, КОТОРЫЙ МОЖНО РУЛЕТКОЙ ИЗМЕРИТЬ!»
- Я услышал сигнал тревоги, когда спал в своей каюте после вахты, - вспомнил в своих показаниях матрос буксира «Дунайский-66» Леонид Егоров, сын подсудимого. – Схватив спасательный жилет, я побежал на шлюпочную палубу, где мы начали расчехлять спасательную шлюпку.
Леонид Егоров рассказал, что вся команда буксира была приведена в готовность, но последующих поручений от капитана не было. Супруга капитана Егорова, которая работала на буксире матросом-мотористом, сообщила в своих показаниях о том, что слышала, как «Арабелла» отказалась от помощи, поднявшись в капитанскую рубку к своему мужу.
До сих пор неясно, кому было проще оказать помощь пассажирам «Булгарии» – экипажу теплохода «Арабелла» или команде Егорова. Но, к примеру, в ходе судебного разбирательства выяснилось, что у судна Лизалина было больше шлюпок – они были легче и могли вместить куда больше людей. Сын капитана Егорова рассказал и о том, как долго занимает по времени полная остановка буксира с грузом, а опускать шлюпки на воду до тех пор, пока оно находится в движении, нельзя. Непонятно также, насколько далеко отплыл буксир «Дунайски-66» от места трагедии.
- Вода это же не асфальт, который можно рулеткой замерить, - развел руками Лизалин. Его, скорее всего, еще пригласят на следующие заседания по делу капитана Егорова.
Газета «БИЗНЕС Online» продолжает следить за этим громким делом.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 25
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.