Власти Татарстана и Казани намерены вернуть Горьковскому шоссе статус вылетной магистрали. Построенную в 1970-е дорогу в последний раз реконструировали в 2005-м. Но застройка бывших сельхозугодий росла так, что «дорожный кафтан» оказался маловат уже через пять лет, а к концу 2021-го и вовсе перестал налезать. Дорогу решили реконструировать «на вырост», а дополнительную третью полосу сделать автобусной. О том, кто бенефициары расширения Горьковского шоссе, каково влияние на лесопарк «Лебяжье», а также эскизы реконструкции — в материале «БИЗНЕС Online».
О перспективах Горьковского шоссе в Казани внезапно заговорили в конце прошлого года. Эта трасса, ежечасно пропускающая несколько тысяч автомобилей, уже не первый год больна «дорожным тромбозом»
Будущее Горьковского шоссе: автобусная третья полоса, велодорожки и, возможно, трамвай
О перспективах Горьковского шоссе в Казани внезапно заговорили в конце прошлого года. Эта трасса, ежечасно пропускающая несколько тысяч автомобилей, уже не первый год больна «дорожным тромбозом». Автомобильные пробки закупоривают путь не только в часы пик утром и вечером, днем шоссе периодически стоит то по направлению к Казани, то обратно. «Тромбоз» постепенно нарастает. Пришло время для радикальной бульдозерной хирургии: дорогу решено расширить до 6 полос от начала до конца.
Однако одно лишь расширение проезжей части проблем не решает. Среди урбанистов пошли разговоры на тему дорогостоящего переноса пробок от Лебяжьего поближе к Горьковскому кольцу у «горелой» школы и далее. На самом же деле идея гораздо шире. «БИЗНЕС Online» выяснил детали предпроектных предложений, которые легли в основу задания для проектировщиков. Проект обновленного шоссе за 192 млн делает казанская фирма «Дорстрой Комплекс», которая, кстати, входит в наш топ-50 королей госзаказа РТ.
Предпроектные предложения включают в себя 7 новых развязок в разных уровнях, столько же надземных и подземных пешеходных переходов, а также «прокол» железнодорожных путей. В результате город получит вылетную 6-полосную магистраль без светофоров. Мэр Ильсур Метшин огласил предварительную стоимость: 22 млрд рублей, которые будут искать не в бюджете Казани. Окончательную цену вопроса как минимум до разработки проекта назвать нельзя, и она может измениться как в большую, так и в меньшую сторону. «Бессветофорное движение обеспечит непрерывность потока транспорта, — говорил в конце прошлого года казанский градоначальник. — Начнем в ближайшее время. Но все зависит от работы экономики и федеральной поддержки».
Горьковское шоссе в Казани проложили сквозь лес в 1970-е годы одновременно с железной дорогой, для которой кроме вырубки деревьев пришлось сделать массивную насыпь. Тогда же у озера Лебяжье открыли культовый ресторан «Нарат», который с того времени горел три раза.
Шоссе заменило прежнюю дорогу в Москву через Аракчино. Вплоть до строительства объездной дороги вокруг Казани оно было частью трассы М7. Сначала у шоссе появилось двухполосное твердое покрытие, но в 2005 году дорогу расширили до четырех, а местами и до 6 полос.
Итак, что и где предстоит «приземлить» проектантам на пути в строящийся «Большой Зеленодольск», микрорайон «Салават Купере», а также в Москву, Нижний Новгород, Ульяновск и другие города? Изменения затронут 11,5 км дороги, проектировщики уже готовят проект межевания и планировки территории.
Среди урбанистов пошли разговоры на тему дорогостоящего переноса пробок от Лебяжьего поближе к Горьковскому кольцу у «горелой» школы и далее. На самом же деле идея гораздо шире
Перемены начнутся на подходах к Горьковскому шоссе — на улицах Болотникова, Фрунзе и Музыкальной. Там появится:
- Подземная развязка, которая заменит Горьковское кольцо.
- Подземная разворотная петля с улицы Фрунзе на Болотникова позади въездной стелы ТАИФа. Ее саму предстоит демонтировать.
- Трамвайные пути. По генплану-2040 маршрут пройдет от Большого казанского кольца, затем повернет у Казанского училища олимпийского резерва в сторону улиц Васильченко и Химической, а оттуда по границе лесопарка «Лебяжье» выйдет на проспект Заречье микрорайона «Салават Купере». Впрочем, пока эта линия не входит в стоимость реконструкции шоссе.
- Три подземных пешеходных перехода, которые заменят наземные рядом с улицами Музыкальной, Кулахметова и у стелы ТАИФа. Действующий надземный пешеходник после Горьковского кольца реконструируют, сохранят и надземник рядом с олимпийским училищем.
Реконструкция данного отрезка, в отличие от других, одновременно потребует переноса водопровода, ливневки, газопровода, сетей связи и электричества. На других участках нет такой концентрации инженерных коммуникаций. Расходы на перенос и замену сетей составят 60–70% от стоимости реконструкции дороги. Лишь 30–40% потратят на дорожную «одежду», рассказал источник издания и привел в пример первый отрезок строящегося Вознесенского тракта — там соотношение такое же. В проект реконструкции заложили велодорожку от парка им. Урицкого до «Салават Купере», фрагмент которой уже сделан до лесопарка «Лебяжье». По городским правилам новые дороги строят с велодорожками, а по велогенплану Казани данный маршрут входит в число первоочередных.
Скептики отмечают, что очередное расширение дороги — это гиря на чашу весов автомобилизации. Зачем давиться в автобусе, если можно замечательно ехать в личном авто? «Нужно думать об общественном транспорте в первую очередь, — говорит один из собеседников „БИЗНЕС Online“ в транспортной сфере. — Из положительного в предложенной схеме реконструкции я вижу то, что в городе наконец вернулись к идее, заложенной генпланом по части трамвайной линии от „Салават Купере“ до БКК. Обособленная трамвайная линия — это фактически легкое метро. В данной части Казани мы видим население, превышающее 100 тысяч жителей — их надо как-то вывозить. Расширение шоссе должно сопровождаться преференциями общественному транспорту».
Третью полосу реконструированного шоссе как раз и отведут общественному транспорту, сообщил исполком Казани в ответ на запрос «БИЗНЕС Online». То есть для машин по-прежнему останется четыре полосы, зато автобус получит преимущество на всем протяжении. Останется лишь это жестко контролировать.
Расширение шоссе у путепровода железной дороги Рустам Минниханов обсуждал с начальником Горьковской железной дороги Сергеем Дорофеевским
Вдоль чащи лесопарка: разворотные петли и «прокол» ж/д насыпи
Продолжим виртуальную поездку по предпроектным идеям реконструкции шоссе. Двигаемся дальше из Казани. На отрезке от торгового центра «Факел» до железнодорожного путепровода запланировали:
- Наземную разворотную петлю неподалеку от автозаправок ТАИФа.
- Надземный пешеходный переход взамен действующего наземного у «Факела».
- «Прокол» насыпи железной дороги. Этот момент президент РТ Рустам Минниханов в ноябре обсудил с новым начальником Горьковской железной дороги Сергеем Дорофеевским. Пока здесь четырехполосное «бутылочное горлышко», разбить которое без участия железнодорожников невозможно.
Отрезок от железной дороги до трассы М7 тоже заметно изменится. По проекту там могут появиться:
- Две наземные разворотные петли. Первая — после ж/д путей, не доезжая до озера Лебяжье и «шашлычного рая». Вторая — между Лебяжьим и спорткомплексом «Олимпиец» в Залесном.
- Две подземные разворотные петли. Первая — у СК «Олимпиец», вторая — между перекрестком Залесная – Осиновская и автозаправкой ТАИФа на выезде из города.
- Три подземных пешеходных перехода: один заменит наземный у вышеупомянутой разворотной петли на выезде, второй «посадят» рядом с автозаправкой «Татнефти», третий — у СК «Олимпиец». Эти сооружения дополнят три уже действующих подземника — через шоссе в Залесном и на Лебяжьем.
Именно с участка в Залесном предлагают начать реконструкцию шоссе. «„Салават Купере“ застраивается. На въезде в город растет количество транспорта, а перекресток улиц Осиновской и Залесной со светофором ощутимее других задерживает поток, — объяснил такое предложение источник „БИЗНЕС Online“ в транспортной отрасли. — К такому варианту подталкивает и начатое в 2021 году расширение Осиновской. Это улучшит транспортную ситуацию на въезде в город, смягчит влияние на экологию, потому что стоящий в пробке транспорт наносит больший экологический ущерб».
Две разворотные петли на отрезке от «Олимпийца» до трассы М7 образуют заложенную в генплан-2040 транспортную развязку, которая позволит отказаться от левого поворота со стороны Осиновской и прямого проезда в Юдино. Но есть мнение, что при этом возникнет угроза перемещения пробки от перекрестка Осиновская – Залесная к «Факелу», а следом — на улицы Восстания, Болотникова, Краснококшайскую, Вахитова. Бессветофорное движение будет способствовать быстрому перемещению машин по широкому шоссе в сторону центра Казани — там-то все и встанет, считают урбанисты-общественники.
«Это не так. Для смягчения транспортной нагрузки на улицы Восстания, Болотникова и запланирован отказ от кольцевого движения в пользу подземной развязки. Другие перечисленные улицы уже расширены с учетом растущей транспортной нагрузки, запас прочности там не исчерпан, таких пробок, как до кольца, там нет, — объясняет собеседник „БИЗНЕС Online“. — Также реконструкцию Горьковского шоссе надо рассматривать в комплексе с закольцовкой БКК и строительством дороги-дублера от улицы Несмелова до трассы М7».
Напомним, в декабре власти Казани на год закрыли улицу Меховщиков для стройки Большого казанского кольца. Отрезок завершат в 2022 году, уже ищут трассировку заключительного участка — от улицы Девятаева до Кировской дамбы, рядом с которой по генплану появится новый мост. Часть данного коридора занимает технический парк РЖД у вокзала Казань-1 площадью 55 га, на которых город также видит новую жилую и коммерческую застройку.
«Таким образом, часть транспортного потока с Горьковского шоссе и дублера этой вылетной магистрали поедет в центр; часть возьмет на себя БКК, избавив центр города от транзитных автомобилей, которым надо на Оренбургский тракт, в речной порт, промзону», — рассказывает эксперт.
Минимум вырубки на Лебяжьем: у 70% дороги уже 6 полос, а то, что срубят, компенсируют деньгами и саженцами
Отрезок от «Факела» до автозаправки «Татнефти» в Залесном насытят не только разворотными петлями, но и расширят с 4 до 6 полос. Именно этот участок потребует вырубки леса особо охраняемой природной территории «Лебяжье».
Территория лесопарка «Лебяжье» сокращается, как шагреневая кожа. Лесной массив с деревьями-долгожителями, озера уже со всех сторон зажаты промзонами, дорогами, жильем. К трассе примыкают участки с березой, соснами, которые придется отчуждать, а значит, снижать биоразнообразие не только новой полосы отвода, но и соседней. Конечно, предстоит оценка ущерба, компенсационные мероприятия, посадка деревьев. Без этого никак.
Предстоящие компенсационные мероприятия в денежном и натуральном выражении подтверждают и в исполкоме Казани. Для сравнения: замороженный проект высокоскоростной магистрали Москва – Казань через лесопарк «Лебяжье» тоже предполагал вырубку. Поваленные деревья планировали компенсировать 170 тыс. саженцев, увеличением площади ООПТ и выплатой городу 1,3 млрд рублей — сумма в 2016 году в 2 раза превышала годовой муниципальный бюджет на благоустройство.
«В случае с реконструкцией Горьковского шоссе таких объемов выплат и компенсационных посадок не потребуется, потому что на 70 процентах дороги уже организовано трехполосное движение в обе стороны, — заявляют в казанской мэрии. — Главное — это не расширение дороги, а отказ от светофоров и появление развязок».
Озеро Лебяжье — популярное место отдыха жителей Казани, расположенное в 12 км от центра города и представляющее собой цепь четырех озер — Малого, Большого, Светлого и Сухого. В начале XX века здесь начали строить дачи купцы, а в 1930-х — базы отдыха и пионерские лагеря, которые удалось сохранить в 1990-е годы.
В начале ХХ века в озера стекали ручьи с территории 8 тыс. га, в 1970-х со строительством железной дороги и Горьковского шоссе площадь водосбора уменьшилась до 3,7 тыс., а в 1990-х — до 1,2 тыс. гектаров.
О спасении озер начали говорить в 1985 году, а первую попытку предприняли в 1993-м. Тогда к озерам проложили 1 км водопровода от возникшего неподалеку «донора» — озера Изумрудное. Последнее образовалось в 1983–1987-х на месте Юдинского песчаного карьера, затопленного под давлением Куйбышевского водохранилища. Каждую весну с 1993 по 2000 год вода из Изумрудного разливалась по котловинам четырех соседних озер. Пополнения хватало только на сезон, поэтому в 1998–1999-х на дне водоема решили создать глиняный замок, но работники «Горводзеленхоза» неправильно поняли московских проектантов и углубились на 5 м, что нарушило гидроизоляцию, и даже при наличии глиняного замка вода продолжала уходить.
В начале 2000 года украли часть трубопровода от Изумрудного озера. Восстанавливать трубу не стали, а подали воду из ближайших артезианских скважин, высокая минерализация которой погубила остатки озерной флоры и фауны.
К 2014-му каскад Лебяжьих озер превратился в лужу, а в 2016 году к экореабилитации водоема подключили ТАИФ. По согласованному с экологами проекту компания вложила 250 млн рублей в углубление и гидроизоляцию озер, ремонт трубопровода и насосной станции для перекачки воды из Изумрудного озера.
В техзадании на проект реконструкции Горьковского шоссе нет экодука или экомоста для перехода диких животных. «Да, это удорожает строительство. Но это то, что стоит делать, и то, что подчеркнет экологичность проекта, — говорит Мингазова. — В лесопарке нередки встречи с лосями, там проходят миграционные пути животных. На моих глазах 15 лет назад на Горьковском шоссе машина сбила лосенка, который, несмотря на удар, встал и побежал в одну сторону, а сопровождавшая его лосиха со страха рванула в другую. Шоссе их разделило».
В 2014 году Госжилфонд РТ вышел с планами построить целый микрорайон «Салават Купере» для 100 тыс. человек — это 1,5 млн кв. м жилья, из которых уже сдали половину
Кто, кроме сотни тысяч жителей, станет бенефициаром реконструкции: Госжилфонд, семья вице-премьера РФ и «французский затворник»
Удобства от расширения дороги получат в первую очередь жители этой части Кировского района, села Осиново, «маятниковые мигранты» Зеленодольска, Верхнеуслонского района — в общем, все те, кто регулярно пользуется Горьковским шоссе. Но выгоден проект и застройщикам. На западе Татарстана и его столицы находится одна из точек роста Казанской агломерации. К примеру, еще в 2005 году появилась концепция города-спутника «Зеленый Дол», которую разрабатывали под патронажем ныне федерального вице-премьера Марата Хуснуллина. Последний в 2020 году поддержал перезапуск проекта под новой вывеской «Большой Зеленодольск».
Строительная компания «ТСИ», которую связывают с семьей Хуснуллина, с 2011 года сдает корпуса ЖК «Радужный» в Осиново. В 2014-м в соседнее поле вышел Госжилфонд РТ с планами построить целый микрорайон «Салават Купере» для 100 тыс. человек — это 1,5 млн кв. м жилья, из которых уже сдали половину. В Залесном многоквартирные дома с 2016 года поднимает #Суварстроит. В перспективе — освоение 759 га земли экорайона «Серебряный бор» на месте бывших артиллерийских складов. Кстати, улично-дорожная сеть микрорайона свяжет Горьковское шоссе со строящимся дублером от улицы Несмелова до трассы М7. Утвержденная концепция экорайона предполагает там малоэтажное строительство — обещали город под пологом леса, т. е. домики в окружении 30-метровых сосен и никаких башен. Но кто знает, как оно будет? В свое время, например, мэр Казани Метшин предлагал ГЖФ строить микрорайон типа «Салават Купере» куда ближе к центру Кировского района.
Я настаивал на строительстве этого нового микрорайона на территории так называемой грязнушки в Кировском районе, там 760 гектаров. Аргументы против — большая стоимость сетей и снос по большей части старых частных домов. И мы спорили с ГЖФ. Талгат Мидхатович Абдуллин с его авторитетом взял верх, я тогда еще был начинающим мэром. Но, как показала практика, дополнительные расходы, которые правительство республики и город должны нести по созданию транспортных коридоров, социальной инфраструктуры, не то что сопоставимы — они даже больше, чем если бы мы построили «Салават Купере» внутри города.
Параллельно жильем застраивали территорию Зеленодольска и Зеленодольского района. Там компания сподвижника Хуснуллина Андрея Симакова возвела «Загородный клуб», «Унистрой» возвел коттеджный поселок «Ореховка». Процесс набирает темпы. В планах возвести в «Большом Зеленодольске» 4 млн кв. м жилья, для 150 тыс. человек — как 1,5 Зеленодольска. Например, только у группы компаний ASG миллиардера Алексея Семина там 700 га земель, потенциально это 2 млн кв. м жилья и 500 тыс. кв. м общественно-деловых и производственно-складских объектов. В 2020 году на строительство ЖК с многоквартирными домами «ТураНова» вышла группа компаний «Новастрой», в числе партнеров которой участники рынка называют семьи Миннахметовых и Зяббаровых.
При этом недостаток рабочих мест в данных местах в 2010-х подстегнул маятниковую миграцию настолько, что открытые логоцентры ТОСЭР «Зеленодольск» взяли на себя только часть этого потока. Вклад в пробки внесла и расширенная в 2013 году до четырех полос трасса Йошкар-Ола – М7, которая ускорила маятниковую миграцию из Зеленодольского района в Казань и теперь достигает 20 тыс. человек ежедневно. Все эти потоки людей упираются в одну дорогу — Горьковское шоссе.
С 2020 года строят дорогу – дублер Горьковского шоссе от улицы Несмелова до трассы М7 «Волга»
«На этот раз считаем все по-серьезному»: как еще хотят облегчить транспортную доступность западной окраины Казани?
Однако после расширения шоссе в 2005 году эффект продержался недолго. С ветерком по Горьковскому ездили только до начала 2010-х. С начала заселения территорий массовой застройки на границе Казани с Зеленодольским районом власти столицы РТ и Татарстана предпринимают попытки улучшить транспортную обстановку и поездки пассажиров в том направлении. Перечислим эти проекты:
- С 2020 года строят дорогу – дублер Горьковского шоссе от улицы Несмелова до трассы М7 «Волга». Участок четырехполосной дороги от улицы Несмелова до Адмиралтейского пруда готов, отрезок до Храма всех религий сдадут в 2022-м и уже проектируют следующий — до трассы М7.
- С 2021 года до четырех полос расширяют улицу Осиновскую за 1,2 млрд рублей. Таким образом, жители «Салават Купере», «Радужного» и Осиново смогут быстрее добираться до Казани, насколько позволит пропускная способность Горьковского шоссе до реконструкции.
- В 2020 году запустили автобус до станции Юдино, согласованный с расписанием 6 пригородных поездов и по одному билету, но мультимодальная перевозка не сработала — маршрут закрыли.
- Рассматривают пуск до «Салават Купере» скоростных автобусов (метробусов), упомянутого выше трамвая или электрички. Точка в вопросе пока не поставлена. На соответствующие связи тоже требуются деньги. Стоимость одной линии метробуса в Казани оценивают в 17 млрд рублей.
В зоне тяготения Горьковского шоссе, кроме ВСМ, проходит и другой железнодорожный проект — первый этап кольцевой железной дороги Казани от Нового Аракчино до ж/д вокзала Казань-2 стоимостью 3 млрд рублей. Проект предполагает увеличение числа ж/д путей над шоссе, что удачно укладывается в планы расширения железнодорожной насыпи с двух сторон для дополнительных автомобильных полос. Строить можно одновременно.
«Рассматривается вариант строительства рядом нового путепровода с последующим демонтажем старого. Это, конечно, ведет к удорожанию, поэтому единого мнения на данный счет нет», — рассказывает наш источник в транспортной отрасли. Аналог Московского центрального кольца в Казани планировали начать строить в этом году, а стоимость трех этапов оценивали в 23 млрд рублей. Тем не менее в России пока нет денег на развитие городских железных дорог за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. Такого пункта не оказалось в инвестиционной программе РЖД.
На этот раз считаем все по-серьезному. Не просто кто где живет и кто где ездит, а сколько прибавится жителей, машин. С запасом. Частями, кусками строить нельзя.
Математическую модель транспортных потоков для реконструкции Горьковского шоссе уже готовят с экспертами Института генплана Москвы, которые разработали для столицы РТ генеральный план до 2040 года. «Модель учтет планы по застройке окраин Казани, „Большого Зеленодольска“, Верхнеуслонского района», — говорит источник нашего издания.
Горьковское шоссе только одно направление Казанской агломерации. Транспортная инфраструктура пока не успевает за массовым строительством жилья и требует миллиардных инвестиций. Но ситуация, кажется, меняется. С 2021-го строится Вознесенский тракт. В прошлом году обстановку на Оренбургском тракте смягчила построенная разворотная петля с тоннелем, в 2023-м участок тракта за 800 млн рублей тоже планируют расширить с 4 до 6 полос, проектируют дублер со стороны Технической. Есть планы расширения и дороги на Боровое Матюшино. С перспективой массовой застройки прорабатывают дублер Сибирского и Мамадышского трактов через Царицыно. Таким образом, реконструкция Горьковского шоссе — стройка дороги-дублера у западных границ Казани — поддерживает курс на разрыв «адова кольца» вокруг столицы РТ.
Инфографика: «БИЗНЕС Online»
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 517
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.