С 2019 года команда преподавателей и студентов КГАСУ под руководством профессора Александра Дембича разрабатывает стратегию новую пространственного развития автограда С 2019 года команда преподавателей и студентов КГАСУ под руководством профессора Александра Дембича разрабатывает новую стратегию пространственного развития автограда Фото: Алексей Белкин

Генплан Челнов на низком старте: реализация может начаться через год

В завершающую стадию вступает процесс разработки генплана Набережных Челнов. Прежний генплан автограда, утвержденный в 2006 году при Ильдаре Халикове, был рассчитан до 2025-го, но устарел и с технической, и с правовой стороны. В 2019-м команда нового мэра, Наиля Магдеева, затеяла разработку нового генплана на ближайшие 15 лет, объявив соответствующий тендер. Заявку на участие подавало лишь два разработчика: научно-исследовательский центр «Интерра» при КГАСУ и петербургский Научно-исследовательский институт перспективного градостроительства. Последний разрабатывал, например, генплан городов-курортов Геленджик, Анапа, Горячий Ключ, а также Краснодара и Армавира. У команды КГАСУ в активе — концепция градостроительного развития Чебоксар, Казанской агломерации, а в Челнах она разработала проект планировки общественного центра. Все решила цена. НИИПГ из Северной столицы попросил 22 млн 37 тыс. рублей, и победу одержала «Интерра», претендовавшая на 21 млн рублей.

«Пока мы рисовали генплан Челнов, наши друзья втихаря распродали всю землю!»

Маститые архитекторы автограда ныне взволнованы тем, что по большому счету конкурса на разработку генплана не было. Прежний замруководителя исполкома Ринат Абдуллин говорил, что предложения рассылали и другим институтам, в частности «Татинвестгражданпроекту», который делал предыдущий генплан Челнов. В результате нашлось лишь двое желающих, развел Абдуллин руками в ответ на вопросы публики.

Может, цена слишком низкая? К примеру, разработка генплана Казани обошлась в 4,5 раза дороже (93,5 млн рублей), работу выполнил Институт генплана Москвы. Но Казань — город-миллионник. К примеру, для сходного по численности населения Липецка разработка нового генплана, который вот-вот вынесут на общественное обсуждение, обошлась в 21,7 млн рублей — работу выполнял московский градостроительный институт «Гипрогорпроект». Разработка генплана Тольятти – 2038 стоила 19,9 млн рублей, и на торгах институт «Ленгипрогор» уступил самарскому ГУП «ТеррНИИгражданпроект». Так что Челны на общем фоне не выделяются, условия рыночные, и есть за что спрашивать.


Команда преподавателей и студентов КГАСУ под руководством профессора, заведующего кафедрой градостроительства Александра Дембича подготовила проектные предложения, а впереди публичные слушания и экспертное рассмотрение в отраслевых министерствах и уполномоченных муниципальных службах. Утвердить документ планируется до конца года, а в силу он вступит в 2023 году.

 

Александр Алексеевич Дембич — заведующий кафедрой градостроительства и планировки сельских населенных мест КГАСУ. Родился 3 июня 1950 года. В 1973-м окончил архитектурный факультет КИСИ (ныне КГАСУ). С 1973-го — преподаватель кафедры архитектурного проектирования, завкафедрой градостроительства и планировки сельских населенных мест факультета архитектуры КГАСУ, профессор. В 1983 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата архитектуры. В 1986–1989-х — декан архитектурного факультета.

Помимо педагогической деятельности активно занимается общественной проектной и научно-методической работой в области архитектуры и градостроительства. На протяжении почти 20 лет (с 1985 по 2004 год) являлся членом правления союза архитекторов РТ.

Дембич — один из разработчиков таких важных градостроительных документов, как концепция градостроительного развития города Казани, градостроительный устав столицы РТ, стратегия развития Казани до 2015 года. Разрабатывал проект детальной планировки центральной части Казани — коллектив авторов в 2003-м удостоен большой медали РААСН. В составе авторских коллективов принимал участие в разработках генеральных планов Казани и Альметьевска.

Организовал два проектных бюро: ЗАО «Артпроект» и ЗАО «Агентство градостроительного развития». Автор ряда реализованных проектов жилых и общественных зданий в Казани, Москве, Альметьевске, Мензелинске и др. Заслуженный архитектор РТ.

Какое будущее прочат автограду? Об основных идеях «градостроительной конституции» Челнов мы поговорили и с самим Дембичем, и с его оппонентами в среде челнинских архитекторов.

Связь Челнов, Елабуги, Нижнекамска, Менделеевска, Заинска электропоездом — давняя мечта Закамья: из города в город максимум за полчаса Связь Челнов, Елабуги, Нижнекамска, Менделеевска, Заинска электропоездом — давняя мечта Закамья: из города в город максимум за полчаса Фото: «БИЗНЕС Online»

Железнодорожные связи для всего Закамья

Отталкиваясь от логики пространственного планирования, начинается все с картины развития Набережночелнинской агломерации. Ей нужны транспортные связи. Команда Дембича предлагает своего рода железнодорожное кольцо. Связь Челнов, Елабуги, Нижнекамска, Менделеевска, Заинска электропоездом — давняя мечта Закамья: из города в город максимум за полчаса, не говоря уже об электричке в Казань за час двадцать. В ходе закрытой встречи с архитекторами Челнов, состоявшейся в ноябре, заслуженный архитектор ТАССР Владимир Нестеренко поинтересовался, зачем вообще нужно вкладываться в это железнодорожное чудо. Людям уже удобнее ездить на авто. Много народу живет в Елабуге и ездит в Челны на работу, челнинцы отправляются в Менделеевск на химпредприятия, на «Аммоний», а в час пик проехать через дамбу сложно — можно нарваться на пробку и простоять в ней два часа, поясняет Дембич.

Челнинский аэроэкспресс: построит ли РЖД скоростную ветку до Бегишево?

«Дорога свяжет город с аэропортом Бегишево, для этого надо построить всего лишь 300-метровый кусочек железной дороги. В перспективе в агломерации почти 1 миллион 200 жителей. И все будут „сидеть“ на данной железной дороге, везде можно будет перемещаться очень быстро. Это нормальный европейский вариант транспортного развития», — считает Дембич.

В Набережных Челнах для этого, согласно проекту генплана, предполагается продлить существующую железнодорожную ветку, проходящую через территорию КАМАЗа. Эти планы согласовываются с минтрансом РТ. Автогигант может загружать ветку под свои нужды в ночные часы — с полуночи до шести часов утра, а остальное время можно отдать городам Камской агломерации.

«В Новом городе (район Челнов — прим. ред.) будет сформирован транспортно-пересадочный узел в дополнение к существующему на месте железнодорожного вокзала», — поясняет Дембич. Предварительные договоренности с РЖД уже есть, и реализовать их можно в период действия нового генплана. Бо́льшая часть 250-километровых железнодорожных путей уже существует. Осталось достроить небольшие отрезки и организовать движение. На январской коллегии миндортранса РТ стало известно, что в соединении аэропорта Бегишево, Альметьевска и ОЭЗ «Алабуга» заинтересован КАМАЗ. Автогигант даже намерен вложить деньги в разработку технико-экономического обоснования строительства недостающих железнодорожных линий. 

В генплан закладывается рост обеспеченности жильем: предполагается стандарт 32-33 «квадрата» на человека к 2037 году В генплан закладывается рост обеспеченности жильем: предполагается стандарт 32–33 «квадрата» на человека к 2037 году Фото: Олег Спиридонов

Три челнинских вызова: расширение города, общественный центр и выход на Каму

Какие же вызовы стояли перед разработчиками генплана?

Первый — это нехватка территорий под застройку. Плотность населения в Челнах заметно больше, чем в Казани. Однако по стандартам жилой обеспеченности автоград уступает столице РТ: 22–23 «квадрата» на человека против 27–28 в Казани. Согласно генплану Казани – 2040, к 2035 году столица РТ должна обеспечить 35 «квадратов» на человека. Для сравнения: европейский уровень — примерно 40 кв. метров.

Сегодня в автограде живут почти 534 тыс. человек. Но население не обеспечивает потребности предприятий в рабочей силе, и это еще одна проблема. Молодежь уезжает в поисках лучшей жизни. Напомним, гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин говорил, что автогигант вкладывает в развитие сотни миллионов евро, но в итоге компания не может развиваться из-за нехватки кадров.

Как отвечает на эти вызовы генплан? Документ, очевидно, базируется на фактически сложившейся динамике численности населения — такой практики оценки придерживались и разработчики липецкого генплана. Последние 7–8 лет численность населения Челнов растет в среднем на 2 тыс. человек в год, отмечает Дембич. Предполагается, что за 15 лет число жителей увеличится на 30 тыс. человек (для сравнения: Казань до 2040-го рассчитывает разрастись на 178 тыс.). И жить будущее поколение будет роскошнее, чем нынешнее, пусть и не так красиво, как в Европе. В генплан закладывается рост обеспеченности жильем: предполагается стандарт 32–33 «квадрата» на человека к 2037 году. Площадь жилья на каждого жителя увеличится за счет роста благосостояния людей, надеются разработчики. Ну а если «не умные, а умелые» рабочие Когогина будут довольствоваться «клетушками» поменьше, то заложенного роста жилых «квадратов» на них хватит с большим запасом… 

Как достичь стандарта в 33 кв. м жилья на человека?
Чтобы эту цель реализовать, нужно построить примерно 5,2 миллиона квадратных метров жилья. Для этого потребуется много земли, в существующих границах Набережных Челнов ее недостаточно.
Александр Дембич заведующий кафедрой градостроительства и планировки сельских населенных мест КГАСУ
Александр Дембич заведующий кафедрой градостроительства и планировки сельских населенных мест КГАСУ

Всего в границах города нашлось 1 017 гектаров. Первоочередное освоение начнется с реновации промзон на площадке поселка ЗЯБ и завода силикатного кирпича. Но затем потребуется расширение города за счет Тукаевского района, и оно видится по двум векторам. Первый — восточный, там 2 431 гектар. Второй вектор — на юго-западе, где сейчас санитарная зона птицефабрики «Челны-Бройлер» и садовые общества, площадью 2 570 гектаров.

Очевидно, что здесь могут появиться потенциальные точки напряженности. Если взглянуть на карты, то микрорайон Восточный образуется не на пустом месте. Это развитие города в сторону дороги 16К-1558 Набережные Челны – водозабор, у границ Большой Шильны, Малой Шильны и Азьмушкино. На данном пространстве немало коттеджных поселков (см. инфографику). Для их жителей это значит, что они легким росчерком пера из сельчан превратятся в горожан. Их земли станут муниципальными со всеми налоговыми прелестями. В то же время городские блага — школы, детсады, дороги, кольцевой трамвай и больницы — придут сюда совсем не легким движением руки, а по мере финансирования. Есть вопросы и к структуре застройки. Если взглянуть на чертежи генплана, то часть территорий сохранит свое назначение под индивидуальное жилищное строительство. На пустых землях предполагается смешанная застройка: по соседству с ИЖС «подселят» многоэтажки, город постепенно начнет завоевывать эти пространства. Плюсом станет развитие социальной инфраструктуры. Живете вы в своем уютном домике — и вдруг рядом вырастает многоэтажный микрорайон… Такая политика может понравиться не всем. Например, в Казани в ходе подготовки и обсуждения генплана жители Старых Горок сломали массу копий, дабы их частные домовладения остались в зоне ИЖС, без примеси «человейников». Возник протест казанцев и по поводу дорожных планов. Многие начали бояться, что их дома пойдут под снос, хотя на масштабах генплана найти на карте даже конкретный дом непросто. Все это подробно разбирал «БИЗНЕС Online».

Градостроительные войны: Казань во власти «синдрома NIMBY»

Еще более действенную оппозицию планы расширения Челнов могут встретить в недрах «Агросилы», которой принадлежит птицефабрика «Челны-Бройлер». Планы разработчика генплана Челнов противоречат планам компании Ильшата Фардиева, ведь при включении юго-западной территории в границы автограда «птичке» придется перелететь куда-то еще.

Планы разработчика генплана Челнов противоречат планам компании Ильшата Фардиева: ведь при включении юго-западной территории в границы автограда «птичке» придется перелететь куда-то еще Планы разработчика генплана Челнов противоречат планам компании Ильшата Фардиева, ведь при включении юго-западной территории в границы автограда «птичке» придется перелететь куда-то еще Фото: Олег Спиридонов

«На самом деле здесь и хорошее транспортное обеспечение, и сети, — поясняет Дембич логику проектировщиков. — Присоединение данной территории более реалистично с точки зрения эксплуатации и сроков реализации. Решение, конечно, можно отложить, но я сторонник того, что рано или поздно птицефабрика отсюда уйдет хотя бы потому, что она плохо пахнет. Челнинцы это знают, и, когда ветер идет отсюда, весь город страдает».

Представители «Агросилы» уже побывали у проектировщиков. По оценкам владельцев, перенос предприятия обойдется крайне дорого ­— не менее чем в 15 млрд рублей. Окончательное решение не принято. На запрос «БИЗНЕС Online» в компании к моменту публикации ответить не успели. Без обратной связи остался и наш запрос в администрацию Тукаевского района.

Нажмите, чтобы увеличить Нажмите, чтобы увеличить Схему предоставил Александр Дембич

Второй вызов — это формирование полноценного общественного центра города. Автор первого генплана, доктор архитектуры Борис Рубаненко в 1969–1970 годах закладывал его в 19-м комплексе и планировал эспланаду километровой длины вплоть до площади Азатлык, где было бы пространство для проведения гигантских демонстраций и митингов. Город-то рабочий, элита советского общества! Под площадью — всевозможные инженерные службы, гаражи и прочая инфраструктура. Но общественный центр здесь так и не возник — денег никогда не хватало, появились лишь гаражи. «Ничего этого не случилось, и осталось две части платформы — переходящий кусочек от мэрии и такой же через магистраль. Два кусочка платформы было построено, так они и остались», — поясняет Дембич. Поэтому городу нужен некий центр.

Застройка «Талана», которая подбирается к реке неподалеку от поселка «Чаллы Яр», оставляет променад шириной 70-80 метров Застройка «Талана», которая подбирается к реке неподалеку от поселка «Чаллы Яр», оставляет променад шириной 70–80 метров Фото: «БИЗНЕС Online»

Третий вызов: есть Кама, но город полноценно на реку не вышел. Будущее набережной весьма беспокоит челнинцев, и генплан широкими мазками тоже должен дать ответ на соответствующий вопрос. Застройка «Талана», которая подбирается к реке неподалеку от поселка «Чаллы Яр», оставляет променад шириной 70–80 метров. При этом разработчики генплана рекомендуют застройщику планировать первые этажи под общественные функции, чтобы они были доступны широкому кругу жителей.

«Если на набережной нет общественного обслуживания, как ее ни благоустраивай, там никогда не будут ходить люди. То, что появляется жилье, — это хорошо, потому что, если у набережной нет жилья, там тоже никогда не будет людей. Обязательно нужно, чтобы жилье выходило на набережную — тогда она живет», — поясняет архитектор.

Общественный центр должен выйти на Каму, необходимо полностью сформировать Табеевскую набережную, считает Дембич.

К сожалению, часть территорий, которые можно было бы использовать под транспортные связи, уже застроены. Например, параллельный проспекту Мира Московский проспект — фактически связь между Новым и Старым городом — упирается в Орловское поле К сожалению, часть территорий, которые можно было бы использовать под транспортные связи, уже застроены. Например, параллельный проспекту Мира Московский проспект — фактически связь между Новым и Старым городом — упирается в Орловское поле Фото: Олег Спиридонов

Новые проспекты, развязки, окружная дорога и трамвайные линии

Сегодня в Челнах наиболее загруженная магистраль — это проспект Мира. Магистральных трасс в растущем городе должно быть несколько, и они появятся. К сожалению, часть территорий, которые можно было бы использовать под транспортные связи, уже застроена. Например, параллельный проспекту Мира Московский проспект — фактически связь между Новым и Старым городом — упирается в Орловское поле.

Дорога за 2 миллиарда: под снос пойдет родительский дом бизнесмена Сергея Рачкова

«К сожалению, в свое время на Московском проспекте, который шел через Орловское поле, было место, где снесли несколько домов. Мы предлагали зарезервировать земли. Но, пока администрация чесала затылок, там построили дома. И теперь пройти легко не удастся. Дома построили в Орловском поле очень хорошие — 2–3-этажные, площадью по 300–400 „квадратов“», — сетовал Дембич. Тем не менее продолжение Московского проспекта будет, дома выкупают под нужды муниципалитета. По словам мэра Челнов Магдеева, все это обойдется в 1,4 млрд рублей. Работы могут начаться в текущем году. Связь Нового города с поселком ЗЯБ необходима, ведь там планируется масштабное жилищное строительство.

Еще одна идея генплана — появление окружной автомобильной дороги. Ранее в Челнах ее не было. Трасса, по планам разработчиков, пройдет рядом с нынешней территорией «Челны-Бройлер», вдоль промышленных зон и выйдет на Альметьевское шоссе, где вновь соединится с М7. Улично-дорожная сеть проектируется и для присоединенных территорий — с новыми улицами и проспектами. Сетка дорог внутри города становится более плотной — это необходимо для повышения связности территории, устранения тупиковых маршрутов. На перекрестках уже существующих и новых дорог «садятся» новые развязки.

Транспортная схема предусматривает также развитие трамвая. Кольцевая линия соберет вместе присоединенные земли микрорайона Восточный. Еще одна ветка просматривается в Замелекесье: отходя от улицы Низаметдинова, она пройдет вдоль Хади Такташа, по продлеваемому проспекту Фоменко пересечется с Казанским проспектом и соединится с существующей линией на перекрестке с проспектом Мусы Джалиля.

Постепенно будет меняться и архитектура. Типовая однообразная застройка, которая закладывалась на этапе строительства города в 1970-е, конечно, останется. Но ее постепенно разбавляют новые проекты, которые начали появляться в последние 20 лет Постепенно будет меняться и архитектура. Типовая однообразная застройка, закладывавшаяся на этапе строительства города в 1970-е, конечно, остается, но ее постепенно разбавляют новые проекты, которые начали появляться в последние 20 лет Фото: Олег Спиридонов

Зеленый город «без комплексов» с новой архитектурой, стремящийся вверх

Первоначально город застраивался крупными микрорайонами-комплексами, включающими в себя все необходимое — от жилья до социальной инфраструктуры.

«Почему они называются „комплексы“? Строители говорили, допустим: вот 15-й комплекс, на него выходили строительно-монтажные организации, осваивали территорию. Так и закрепилось слово „комплекс“. Хотя мы называем это все новыми микрорайонами. Ведь смысл микрорайона был в том, что через него не прокладывали транзитный проезд», — рассказывает Дембич. Будущее Челнов, скорее всего, видится без таких комплексов, полагает он.

Постепенно станет меняться и архитектура. Типовая однообразная застройка, закладывавшаяся на этапе строительства города в 1970-е, конечно, остается, но ее постепенно разбавляют новые проекты, которые начали появляться в последние 20 лет.

«Это бедлам какой-то!»: почему челнинские строители зажимают квартиры?

Сохранится в будущем и сформировавшийся в Челнах подход к высотности. Сейчас автоград можно назвать столицей высотного строительства в РТ — здесь возводится больше небоскребов в 25 этажей, чем в Казани.

Кроме того, проектировщики предусматривают сохранение существующих и формирование новых зеленых территорий. Сейчас в Набережных Челнах 3,49 тыс. га зеленых пространств, в том числе леса, крупнейшие парки вроде «Гренады», Комсомольского, Прибрежного, им. Бибишева, Мусы Джалиля и др. Есть три набережные: им. Табеева, Тукая, территория пляжа. Генплан предполагает расширение площади озеленения на 1,86 тыс. га, т. е. в 1,5 раза.

Особую обеспокоенность местных активистов в новом генплане вызвал поиск резервных территорий для расширения города. К слову, и сам Дембич в ходе своего выступления неоднократно подчеркивал, что этот вопрос для Челнов серьезный Особую обеспокоенность местных активистов в новом генплане вызвал поиск резервных территорий для расширения города. К слову, и сам Дембич в ходе своего выступления неоднократно подчеркивал, что этот вопрос для Челнов серьезный Фото: Олег Спиридонов

Спасти генплан можно только двумя путями. Первый — попрощаться со студентами Дембича… 

Челнинские архитекторы в ходе закрытой встречи в ноябре 2021 года подвергли генплан нещадной критике. Как рассказал «БИЗНЕС Online» один из участников встречи, экс-депутат горсовета Ильдус Камалов, предпоказ генплана Набережных Челнов проходил в режиме секретности. В тот день, узнав о предстоящем выступлении коллег, Камалов поинтересовался, приглашены ли члены союза архитекторов города. Получив отрицательный ответ, он оперативно обзвонил их и собрал какую-то часть в МЦ «Нур».

На презентации нового генплана, по словам Камалова, Дембич доложил о проделанной работе, но показал собравшимся всего 3–4 чертежа, которые к тому же оказались не лучшего качества. У собравшихся в «Нуре» архитекторов сложилось ощущение, что это всего лишь какие-то наброски студентов, с которыми профессор сам еще до конца не ознакомился.

Мнение
Дембич транслировал план на экран, а сам чуть ли не пять минут искал в своих чертежах вокзал Челнов. Из зала ему подсказывали: «Правее, левее, ниже». Одним словом, чертежи были халтурными.
Ильдус Камалов бывший депутат горсовета Набережных Челнов
Ильдус Камалов бывший депутат горсовета Набережных Челнов

Помимо качества картинок, большие вопросы у челнинских архитекторов вызвало непосредственно содержание проекта генплана. Активнее всех возмущался все тот же Камалов, который первым попросился выступить по итогам презентации. В то же время, как утверждают наши источники, пассивную позицию занимали представители исполкома Челнов. 

Особую обеспокоенность местных активистов в новом генплане вызвал поиск резервных территорий для расширения города. К слову, и сам Дембич в ходе своего выступления неоднократно подчеркивал, что этот вопрос для Челнов серьезный. С одной стороны города расположена река Кама. С другой — заводы КАМАЗ и Haier, на юге — защитная зона аэропорта Бегишево, восточнее — санитарная зона птицефабрики «Челны-Бройлер». Один из векторов развития нацелен на юг — правда, для этого птичкам Фардиева придется перемещаться куда-то еще. Другой — на восток. В будущем, судя по новому генплану, высотками застроят территории вокруг заводов Haier и КАМАЗ. Дембич парирует эти возражения тем, что застройка тех же восточных территорий и так уже идет, к тому же они имеют достаточную удаленность от вредных производств. Тем более из вредных остаются разве что литейные цеха КАМАЗа.

В общем, предложения казанских коллег, мягко говоря, шокировали челнинских архитекторов. В своем выступлении в автограде Дембич, по словам Камалова, не предоставил и пояснительную записку к генплану. «Все должно подтверждаться расчетами. Обеспеченность должна быть не только жильем, но и социальной, инженерной инфраструктурой, — сказал Камалов корреспонденту „БИЗНЕС Online“. — К сожалению, в выступлении Дембича об этом не произнесено ни слова». По словам нашего собеседника, после завершения презентации архитекторы «не поняли, что это было».

Спасти ситуацию можно только двумя путями, уверен Камалов. Первый — попрощаться со студентами Дембича, заплатив гонорар за выполненную работу. Второй — усилить команду разработчиков творческой группой из представителей Челнов. «Даже во время презентации было озвучено: „Говорят, что рядом с рекой Шильной уже дома строят“. Что значит „говорят“?! Получается, они даже по территории планирования не прошлись с фотоаппаратом. Они просто не знают город, — негодует Камалов. — Только местным жителям известно, какие проблемы есть на территории, в какое время года что больше беспокоит и как это можно решить». 

Над генпланом работает коллектив Казанского архитектурно-строительного университета — преподаватели и студенты старших курсов кафедры градостроительства. Фактически они являются почти готовыми специалистами, которых после получения диплома можно привлекать для работы в архитектурных подразделениях исполкомов городов и районов Над генпланом работает коллектив Казанского архитектурно-строительного университета — преподаватели и студенты старших курсов кафедры градостроительства. Фактически они являются почти готовыми специалистами, которых после получения диплома можно привлекать для работы в архитектурных подразделениях исполкомов городов и районов Фото: «БИЗНЕС Online»

«У челнинских специалистов нет никаких предложений»

В ответ на обвинения Камалова Дембич заявил, что у челнинских специалистов по существу нет никаких предложений.

«Конструктивных замечаний вообще не было. Имелись разные точки зрения. Мы их послушали, для себя, конечно, делаем выводы, на что можно обратить внимание», — отметил профессор КГАСУ.

Над генпланом работает коллектив Казанского архитектурно-строительного университета — преподаватели и студенты старших курсов кафедры градостроительства. Студенты фактически являются почти готовыми специалистами, которых после получения диплома можно привлекать для работы в архитектурных подразделениях исполкомов городов и районов. Но, конечно, серьезные вопросы доверяют только преподавательскому составу, а студенты выполняют в основном технические работы, в том числе оформление графики, объясняет Дембич.

Представители мэрии Челнов, говорит руководитель авторской группы, на встрече в основном молчали: «Они сказали: видно, что работа продвинулась уже далеко, но надо какие-то детали еще уточнить». В самой мэрии на вопросы «БИЗНЕС Online» о впечатлениях от проекта генплана предпочли не отвечать по существу, отметив: «Это были рабочие встречи. Публичные слушания состоятся в III квартале текущего года».

Еще один важный вопрос — экспертиза полученной документации, которая, как мы видим, уже на стадии разработки вызывает возражения челнинского архитектурного сообщества. Согласно градостроительному кодексу, проверку генплана осуществляет муниципалитет по своему усмотрению. Но такой анализ «на стороне» тоже будет стоить денег. В мэрии автограда нашему корреспонденту ответили кратко: «Экспертиза генплана не делается».