Спустя 18 лет после старта проект по строительству дороги Алексеевское — Альметьевск (АА) выходит на финишную прямую Спустя 18 лет после старта проект по строительству дороги Алексеевское – Альметьевск (АА) выходит на финишную прямую Фото: Алексей Савин

«Расчетливый авантюрист» и риски возвратности

Спустя 18 лет после старта проект по строительству дороги Алексеевское – Альметьевск (АА) выходит на финишную прямую. Сегодня АО «Автострада» (входит в АО «СМП „Нефтегаз“» Фоата Комарова) и правительство Татарстана подпишут концессионное соглашение о достройке данной скоростной магистрали. Об этом «БИЗНЕС Online» рассказал сам Комаров.

По его словам, пока речь идет о 83 млрд рублей: 30 млрд — от Татарстана, 30 млрд — грант федерального бюджета, который он дает республике, и не менее 23 млрд должна вложить сама «Автострада». После достройки дорогу передают государству, а оно на 99 лет отдает ее в аренду компании, построившей трассу. Такой срок согласовали в ходе переговоров с участием вице-премьера правительства РФ Марата Хуснуллина, президента Татарстана Рустама Минниханова и министра транспорта и дорожного хозяйства РТ Фарита Ханифова.

Мнение
Все риски возвратности возложены на нас, и мы согласились снять их с государства при условии, что у нас будет право эксплуатации дороги на 99 лет.
Фоат Комаров Предприниматель
Фоат Комаров предприниматель

Напомним, АА — это часть проекта по строительству дороги Шали – Бавлы (ШБ), перемычки между трассами М7 и М5 и одновременно один из этапов коридора Европа – Западный Китай (ЕЗК). Но сначала, в ранних 1990-х, первый президент РТ Минтимер Шаймиев решил построить дорогу Шали – Сорочьи Горы (ШСГ). Она виделась обходящим Казань дублером участка федеральной дороги Р239 Казань – Оренбург. Тогда же республика возобновила начавшиеся в 1989 году и остановленные в 1991-м работы по возведению там моста (вместо парома). В итоге идея трансформировалась до трассы к Бавлам, т. е. к границе с Оренбургской областью. 299 км пути разделили на четыре участка: ШСГ (40 км), мостовой переход через Каму (14 км), АА (145 км), Альметьевск – Бавлы (100 км).

Строительство ШСГ начали в 1998 году и первую очередь завершили в 2010-м, вторая ожидалась к 2012-му, но планы так и не реализовались: дорога осталась двухполосной. Первую очередь мостового перехода запустили в 2002 году, вторую завершили в 2016-м.

За АА в 2003 году на свои деньги взялся Комаров. Что заставило его пойти на столь рискованный шаг? Во-первых, впереди маячила идея инвестиционного проекта первой в России платной автомагистрали (Шали – Бавлы). «Я расчетливый авантюрист, просчитываю риски, — говорил предприниматель в одном из интервью. — Но стопроцентной гарантии нет. Я просто работаю, уверен, что здесь будет выгода». Во-вторых, вложения в дорогу Комаров считал более надежными, чем банковский вклад. «Это вложение в швейцарский банк. Даже более гарантированное, ведь швейцарские банки тоже лопаются», — говорил он. В-третьих, есть своего рода гуманитарный аспект. Как говорит предприниматель, на действующей дороге между Алексеевским и Альметьевском на каждом километре раз в пять лет — труп, а есть с десяток участков, где жертвы — ежегодно. «Катализатором начала строительства дороги была авария, где погибли 8 человек, четверо из которых — наши работники, — рассказывал Комаров. — В одну секунду 8 человеческих жизней ушли из этого мира! А все из-за того, что дорога не соответствует требованиям безопасности. И мы приступили к строительству, невзирая на то, что оно не было подготовлено экономически». Слова Комарова подтверждает свежая статистика: 7 января на Р239 в Альметьевском районе произошло сразу два смертельных ДТП.

7 января на Р-239 в Альметьевском районе произошло сразу два смертельных ДТП 7 января на Р239 в Альметьевском районе произошло сразу два смертельных ДТП Фото: прокуратура РТ

В приоритете у правительства России

Самое интересное, Комарову удалось подвести под проект геополитическое обоснование: ЕЗК или новый «Шелковый путь» — его идея. Сам он признает, что во многом это было лукавством, но иначе строительству чисто татарстанской трассы никто бы не стал помогать. Идею он закинул Шаймиеву, дескать, все перспективные дороги идут мимо республики и, если не пошевелимся, ничего не изменится. В 2005 году президент РТ обратился к президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву, губернатору Санкт-Петербурга Валентине Матвиенко и к главам российских регионов, через которые планировали проложить транспортный коридор в Китай. Они дали согласие. Так и закрутилось.

Фоат Комаров родился 26 июня 1958 года в Альметьевске. Мать трудилась дорожным рабочим, отец — слесарем. Хотел поступить в военное летное училище, но не прошел по состоянию здоровья. 1976–1978 — служба в Вооруженных силах (учебный полк летного училища). Окончил мехмат КГУ (1984). 1984–1990 — инструктор, первый секретарь Альметьевского горкома ВЛКСМ. Далее занялся бизнесом.

1990–1991 — заместитель начальника СМУ альметьевского многоотраслевого акционерного общества.

1991–1993 — заместитель директора малого строительного предприятия.

1993–1996 — директор ТОО «Строительное малое предприятие – 2000».

1996–1999 — председатель совета директоров ОАО «СМП-2000».

Хотя Комаров превратился во влиятельного на юго-востоке РТ бизнесмена, в 1999 году он вновь стал чиновником — возглавил Альметьевск (прежний глава Ильшат Фардиев занял пост гендиректора «Татэнерго»). Тем не менее наш герой в 2001-м вернулся в бизнес. Утверждают, что он сказал Шаймиеву: «Не мое это». В Альметьевске вспоминают, что Комаров исповедовал жесткие, на грани авторитаризма, методы управления.

1999–2004 — депутат Госсовета РТ II созыва.

2001–2007 — председатель совета директоров ОАО «СМП-2000».

2004–2009 — депутат Госсовета РТ III созыва.

2007–2011 — депутат Госдумы.

C 2011 года — советник генерального директора ОАО «СМП-Нефтегаз».

2014–2019 — депутат Госсовета РТ V созыва, член фракции «Единая Россия», член комитета по государственному строительству и местному самоуправлению ГС РТ.

Комаров вкладывает большие суммы в благотворительность. Построил первую в Альметьевске частную школу, реконструировал школу №4 (возвел комплекс с мастерскими, спортзалом, бассейном).

Компания «СМП-Нефтегаз», контролируемая Комаровым, в своей основе имеет нефтяной бизнес — ряд скважин на юго-востоке РТ. История «СМП-Нефтегаз» начинается в 1991 году, с момента создания кооператива по строительству щебеночных дорог к объектам нефтедобычи. В 1993 году было зарегистрировано ООО «СМП-93», которое занялось строительством дорог с асфальтовым покрытием в РТ и за ее пределами. Прибыль вкладывали в создание малых нефтяных компаний по разработке малодебитных месторождений с трудноизвлекаемыми запасами. Так сначала появилось СМП-2000, а в 1997 году — «СМП-Нефтегаз». За все время нефтедобывающей деятельности предприятием пробурено 112 скважин. В 2002 году компания приобрела Альметьевскую чулочно-носочную фабрику, а в 2003-м — откормочный животноводческий комплекс. В разное время «СМП-Нефтегаз» создал несколько десятков дочерних предприятий по строительству дорог, трубопроводов, по общестроительным, кровельным, отделочным, электромонтажным работам, торговле. С началом реализации проекта ЕЗК созданы дочерние компании «Автострада» (Татарстан), «Автострада-Северо-Запад» (Ленинградская область), «Автострада-Центр» (Марий Эл), «Дирекция строительства автострады» (Башкортостан).

По словам Комарова, условие бюджетного финансирования в его компании не ставили, «просто вели подготовительные работы», но на помощь явно надеялись. Постановлением правительства РФ от 2008 года предполагалось выделить на проект 47,3 млрд рублей в рамках федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России на 2010–2015 годы», но этого так и не произошло. Однако в том же году поступило 200 млн из бюджета РТ, в течение последующих пяти лет — еще 1,3 миллиарда. Сам «Нефтегаз» (малая нефтяная компания) ежегодно вкладывал в строительство дороги 1–2 млрд рублей, на сегодня это не менее 23 миллиардов.


В 2011 году Минниханов публично взывал к замминистра транспорта РФ Олегу Белозерову: «Наш предприниматель — господин Комаров — уже выдыхается, но живет какими-то надеждами. Я не знаю, как ему это удается». Для Комарова проект стал делом принципа. «Я хочу просто строить дорогу, — говорил он. — Даже объяснить не могу почему». И даже минтранс РФ был в ступоре. В 2010-м Игорь Левитин, занимавший тогда пост министра транспорта РФ, говорил: «Когда мне три года назад сказали, что у нас будет частный инвестор, я не поверил: не поверил, что кто-то в России захочет с государством вместе строить дороги».

Фоат Комаров не раз говорил, что построит АА вне зависимости от того, будет «Шелковый путь» или нет Фоат Комаров не раз говорил, что построит АА вне зависимости от того, будет «Шелковый путь» или нет Фото: «БИЗНЕС Online»

Комаров не раз говорил, что построит АА вне зависимости от того, будет «Шелковый путь» или нет. Бизнесмен признает, что КНР дорога в оперативном смысле безразлична: «Китайцы понимают, что этот путь они контролировать не будут, потому у них нет глубокого интереса. Они все силы направили на свой „Шелковый путь“ — через Азербайджан, Грузию, Турцию. Но им интересны любые пути продвижения своих товаров, и по межправительственному соглашению с Китаем и Казахстаном маршрут должен быть реализован. Казахстан постоянно поднимал соответствующий вопрос на высшем уровне. И Росавтодору эта дорога важна прежде всего как часть коридора ЕЗК». О том же в беседе с «БИЗНЕС Online» сказал начальник ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» Илдар Мингазов.

Мнение
Сегодня дорога Шали – Бавлы в приоритете у правительства России, поскольку она увязывается с коридором Европа – Западный Китай. Очень важный отрезок.
Илдар Мингазов начальник ФКУ «Волго-Вятскуправтодор»
Илдар Мингазов начальник ФКУ «Волго-Вятскуправтодор»

Уточним, что теперь ШБ рассматривается как часть одного из двух путей между КНР и Старым Светом. Второй — М12: в районе Канаша на автобане появится развязка по направлению Тольятти – Самара – Оренбург – Сагарчин. «Да, сейчас появился широтный ход — М12, и в него встраивается наш — меридианный, — объясняет Комаров. — Это дорожная сеть, как и должно быть. Один из элементов развитой дорожной системы».

Тезис о приоритетном внимании правительства России подтверждается и тем, что Росавтодор решил достроить первый участок ШБ до Сорочьих Гор через 11 лет после сдачи первой очереди. В ближайшее время 40-километровую республиканскую трассу передадут в оперативное управление федеральному дорожному агентству, а затем — в федеральную собственность, включат в состав М7 и расширят до четырех полос. Ранее, в 2019 году, федералам передали мостовой переход через Каму.

В 2020 году на посвященном Марат Хуснуллин (справа) призвал обратить пристальное внимание на дорогу Комарова В 2020 году на посвященном М12 совещании в Елабуге вице-премьер РФ Марат Хуснуллин (справа) призвал обратить пристальное внимание на дорогу Комарова Фото: © Дмитрий Астахов, РИА «Новости»

Достроить за 36 месяцев

«Проблема в том, что круг заинтересованных лиц очень мал. Все относятся к этой дороге так, будто это мое личное, — сетовал некогда Комаров. — Все считают, что я на этом наживаюсь». Рискнем предположить, что сегодня влиятельное заинтересованное лицо появилось. Имеем в виду приход в правительство РФ Хуснуллина. В 2020 году на посвященном М12 совещании в Елабуге он призвал обратить пристальное внимание на дорогу Комарова: «Если мы здесь найдем возможности по финансированию и составлению схемы по государственно-частному партнерству, то фактически получим еще одну мощную связку между двумя федеральными трассами, что, безусловно, даст дополнительный поток на М12». В ответ премьер-министр РФ Михаил Мишустин дал поручение минтрансу РФ и властям РТ проработать вопрос достройки дороги Шали – Бавлы, а минфину РФ — помочь с решением вопроса по организации государственно-частного партнерства.

«Ну как пролоббировал… — ответил на наш вопрос Комаров. — Он (Хуснуллин прим. ред.) же был министром строительства (Татарстана прим. ред.), прекрасно знает потенциал, понимает, какой объем работ сделан, и осознает, что выполнить социальную задачу — построить дорогу — можно с минимальными ресурсами федерального бюджета, а еще предъявить ее как образец государственно-частного партнерства».

Концессия с частником в области дорожного строительства в России заключается впервые Концессия с частником в области дорожного строительства в России заключается впервые Фото: Алексей Савин

Концессия с частником в области дорожного строительства в России заключается впервые. Вопрос о том, будет ли АА платной, витал в воздухе всегда. Комаров неизменно отвечал в том духе, что его решит государство, но, конечно, «шлагбаум» на въезде неизбежен. При этом предприниматель подчеркивал, что это не его дорога, даже если он станет эксплуатировать ее какой-то промежуток времени, чтобы вернуть деньги. Дескать, после этого ее непременно передадут государству (будет содержать трассу и сразу после постройки) и уже оно решит, какой она станет дальше — бесплатной или платной. Стоимость проезда пока не просчитана. Когда-то Комаров говорил, что она составит 1,5 рубля за 1 км для легковых авто и 3,5–4 рубля — для грузовых. Сейчас он уверен, что придется платить больше.

Любопытно, что и дорога ШСГ тоже изначально предполагалась платной, более того, она должна была стать первой такой трассой в России. Считается, что это идея экс-вице-премьера и главы миндортранса республики Владимира Швецова. Половину трассы построил подконтрольный ему «Камдорстрой», но в 2007-м, после отставки Швецова, подрядчика сменили и идея умерла. Сейчас же о платности ШСГ и вовсе речи не идет, ведь она станет частью М7…

Сегодня на дороге Алексеевское — Альметьевск проведены почти все земляные работы (обработано 37,5 из 39 млн кубометров грунта), построена часть искусственных сооружений Сегодня на дороге Алексеевское – Альметьевск проведены почти все земляные работы (обработано 37,5 млн из 39 млн кубометров грунта), построена часть искусственных сооружений Фото: Алексей Савин

Сегодня на дороге Алексеевское – Альметьевск проведены почти все земляные работы (обработано 37,5 млн из 39 млн кубометров грунта), построена часть искусственных сооружений. Это примерно 22% от объема всех строительно-монтажных работ. «Автострада» будет стараться уложить асфальт собственными силами, но, поскольку стоит задача достройки в кратчайший срок, прорабатывается вариант привлечения субподрядчиков. При достаточном финансировании трассу удастся завершить за 36 месяцев. Это будет дорога категории 1А: четыре полосы по 3,75 м, 6-метровая разделительная полоса, барьерное ограждение вдоль обочин и разделительной полосы, освещение. Предусмотрено три развязки (на пересечении с региональными дорогами Новошешминск – Черемшан, Чистополь – Нурлат, Кузайкино – Нурлат), 11 поверхностных и 20 тоннельных путепроводов, два скотопрогона и 8 мостов.

Как отметил в беседе с «БИЗНЕС Online» бывший замгендиректора «Каздорстроя» Ренат Шафиков, в данном случае долгострой — это даже хорошо: «За это время произошла так называемая консолидация грунтов. Когда-то после земляных работ вообще давали 3–4 года на самоуплотнение». Он уверен: нет проблем в том, чтобы достроить трассу за три года. Комарова Шафиков называет настоящим героем, дескать, «закопал в землю» два десятка миллиардов, а ведь мог вложить во что-нибудь с быстрой прибылью. Попутно он отметил, что в последние годы начали серьезно приводить в порядок и параллельный участок Р239, т. е. бесплатную альтернативу комаровской трассе.

«Автострада» будет стараться уложить асфальт собственными силами, но поскольку стоит задача достройки в кратчайший срок, прорабатывается вариант привлечения субподрядчиков «Автострада» будет стараться уложить асфальт собственными силами, но, поскольку стоит задача достройки в кратчайший срок, прорабатывается вариант привлечения субподрядчиков Фото: Алексей Савин

Отметим, что «СМП-Нефтегаз» в инициативном порядке замахнулся и на строительство следующего отрезка — Альметьевск – Бавлы. «Им занимались на птичьих правах: лоббировали, сделали трассировку, сняли плодородный слой, — говорит Комаров. — Мы готовы строить, но юридических прав на участок у нас нет». Можно предположить, что если строительство АА будет вестись как надо, то и продолжение дороги на условиях той же концессии отдадут «Автостраде». Тогда, вероятно, и этот отрезок окажется платным.

Как полагает руководитель татарстанского отделения федерации автолюбителей России Рамиль Хайруллин, платные дороги в России скорее нужны, чем нет, и, если стоимость проезда не окажется запредельной, АА будет востребованной. «Думаю, необходима альтернатива, а то те, кому надо побыстрее, сейчас выезжают на встречку, бьются насмерть, — отметил наш собеседник. — Но хотелось бы, чтобы и о бесплатной альтернативе не забывали, чтобы не получилось так, что „платники“ будут вылизанными, а все другие дороги — в ямах».