В понедельник на Исторической сцене Большого театра прошла официальная церемония открытия II международного музыкального фестиваля Валерия Халилова. К 70-летию большого дирижера и композитора в память о трагедии 2016 года, унесшей жизни 64 артистов ансамбля им. Александрова и их худрука, ГАСО РТ исполнил Третью симфонию Сергея Рахманинова. После антракта на сцену вышел коллектив, который возглавлял Халилов в последние месяцы жизни, а также 92-летняя Александра Пахмутова.
В понедельник на Исторической сцене Большого театра прошла официальная церемония открытия II международного музыкального фестиваля Валерия Халилова
«Он был бы рад этому выбору и счастлив»
При активном участии главного оркестра Татарстана вчера в Большом театре стартовал II международный музыкальный фестиваль Валерия Халилова, который пройдет в течение ближайших двух недель и участие в котором примет свыше 40 городов России, Беларуси и Японии. Специально для этого на Исторической сцене Большого собрались друзья, коллеги и ученики прославленного военного дирижера и художественного руководителя Академического ансамбля песни и пляски Российской армии им. Александрова, чью жизнь — и еще 91 человека — унесла страшная авиакатастрофа над Черным морем в конце 2016 года.
«Валерий Михайлович был очень ярким, очень симпатичным и светлым человеком. Все, кто его знал, это подтвердят. Мы помним его энергию, его улыбку, его замечательные глаза. Мы помним его как человека, который, как нам казалось, никогда не уставал. И в память о Валерии Михайловиче будет звучать музыка на этом фестивале», — отметил во время открытия митрополит Волоколамский Иларион, который некогда сам участвовал в торжественных парадах на Красной площади.
Первое отделение концерта полностью отдали Республике Татарстан, ее симфоническому оркестру под руководством Александра Сладковского. Худрук ГАСО РТ был не просто другом Халилова, но и его учеником по Московской консерватории. В память о педагоге Сладковский выбрал сочинение Сергея Рахманинова «Симфония №3 ля минор». «Я уверен, что Рахманинов был одним из любимейших композиторов Валерия Михайловича. Он был бы рад этому выбору и счастлив, что мы сыграем эту симфонию в его честь», — объяснил свой выбор маэстро.
Первое отделение концерта полностью отдали Республике Татарстан, ее симфоническому оркестру под руководством Александра Сладковского
Трудно представить более подходящей музыки, чтобы почтить память дирижера
Символично, что эта симфония — произведение удивительной силы и глубины, одна из вершин творчества композитора, один из его итогов. Композиция была навеяна воспоминаниями Рахманинова о России, пронизана страстной любовью к родной земле. От этого ее исполнение в память о Халилове звучало особенно символично. Ведь он долгое время был главным военным дирижером России и руководил сводными военными оркестрами на всех торжественных парадах.
Первая часть симфонии начинается с сосредоточенной мелодии, своего рода эпиграфа, в котором тихое звучание кларнетов, виолончелей и закрытой валторны прерывается резкими аккордами всего оркестра. За вихревым порывом — задушевная протяжная песня, обволакиваемая множеством подголосков — как будто взлетел занавес, и открылась до боли знакомая и близкая сердцу картина раздольной русской природы. Начинаясь скромным камерным звучанием, она разрастается и приобретает черты быстрого марша. Резко меняется характер музыки, мрачнеет общий колорит. Динамическое нарастание с прерывистым дыханием оркестра, стонущими интонациями скрипок приводит к появлению зловещего вступительного мотива, своего рода голоса рока, в повелительном звучании тромбонов и тубы. А после — восстановленное равновесие, успокоение, переходящее во вторую часть симфонии.
Худрук ГАСО РТ был не просто другом Халилова, но и его учеником по Московской консерватории. В память о педагоге Сладковский выбрал сочинение Сергея Рахманинова «Симфония №3 ля минор»
Зритель слышит сначала солирующую валторну на фоне красочных аккордов арфы, затем — скрипку, исполняющую прекрасную, выразительную мелодию. Прихотливая, насыщенная изысканностью, она переходит к флейте, бас-кларнету, виолончели, фаготу, английскому рожку и постепенно разрастается в звучании всего оркестра грохочущей экспрессией. Финал весь выдержан в быстром движении, полон энергии. Сначала стремительный танец, затем лиричное и пленяющее признание. Вздымаются и опадают волны музыкального развития, достигая колоссальных кульминаций, отступая и вновь вздымаясь. Пока, наконец, вихрь главной партии не сменится тихим побочным отзвуком.
На бис ГАСО РТ сыграл еще одно произведение Рахманинова — гениальный «Вокализ». Это произведение, несущее щемящую светлую грусть, чувство пройденных испытаний, пережитых невзгод, связанное с любовью, страстью, жизненно важными решениями, передает не столько сами переживания, сколько исход — недосказанное, щемящее, нереализованное желание и смирение. Трудно представить более подходящей музыки, чтобы почтить память дирижера и открыть фестиваль в его честь.
На бис ГАСО РТ сыграл еще одно произведение Рахманинова — гениальный «Вокализ»
Пахмутова и ансамбль им. Александрова
Во втором отделении на сцену вышел коллектив, который возглавлял Халилов в последние месяцы жизни, — ансамбль им. Александрова. Под руководством полковника Геннадия Саченюка артисты исполнили свой знаменитый репертуар: песни «Смуглянка», «Калинка», «Прощание славянки», «Несокрушимая и легендарная», а также танцевальные номера «Казачья кавалерийская», «Сорочинская ярмарка» и «Зимушка-зима».
Особым подарком собравшимся стало появление на сцене легендарного композитора, народной артистки СССР Александры Пахмутовой, которая в свои 92 года лично аккомпанировала оркестру и солистам Дмитрию Беседину, Алексею Скачкову и Роману Валутову. Зал стоя приветствовал композитора аплодисментами и так же благодарил за выступление. Завершился концерт песней самого Халилова «Навсегда великая страна» в исполнении ансамбля и всех солистов концерта.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 2
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.