«Я принимал участие в республиканском оргкомитете, который четко, по географии обозначает, что это оргкомитет в рамках конкретно взятой Республики Татарстан», — заявил в разговоре с «БИЗНЕС Online» первый зампредседателя ДУМ РФ Дамир Мухетдинов. О том, как Москва и Казань перетягивают канат важного юбилея, а председатель ЦДУМ Талгат Таджуддин превзошел библейского Моисея и почему истинный мусульманин садится за один стол с тем, кого критикует и в лицо, и за спиной, — в нашем материале из Московской соборной мечети, где так же, как и в столице Татарстана, дали старт празднованию 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией.
12 января в Казанском кремле собрался республиканский оргкомитет по проведению знаменательного юбилея
Гайнутдин наградил орденом двоюродного брата
Так когда же и кем именно был дан официальный старт празднованию 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией? Это один из тех вопросов, который породила прошедшая неделя, а точно ответить на него, видимо, смогут только летописцы нынешних событий спустя годы. Напомним, что именно об «официальном старте» шла речь, когда 12 января в Казанском кремле собрался республиканский оргкомитет по проведению знаменательного юбилея, председательствовал на нем Рустам Минниханов, в гости к которому приехали практически все главные татарские муфтии России, кроме Равиля Гайнутдина. ДУМ РФ, в свою очередь, в Москве 13–14 января организовало конференцию «Чтения им. Шигабутдина Марджани», и в муфтияте шейха Гайнутдина всячески подчеркивали, что именно он даст тот самый пресловутый «официальный старт» своим выступлением на пленарке в пятницу. В общем, первая рабочая неделя 2022-го дала понять, что «перетягивание каната» между Татарстаном и ДУМ РФ в части того, кто самый главный организатор 1100-летнего юбилея, никуда не делось, хотя федеральный оргкомитет во главе с Маратом Хуснуллиным очевидно сделал ставку на родную для федерального вице-премьера республику, где, собственно, и случилось искомое событие в 922 году.
Кстати, в Москву к Гайнутдину первые лица РТ, как светские, так и религиозные, тоже не приехали, хотя в ДУМ РФ нам сообщили, что направляли приглашения всем главам мусульманских республик России. В ДУМ РТ нам неофициально подтвердили, что звали на «Чтения им. Марджани» и Камиля Самигуллина, которого недавно Равиль хазрат обвинял в «сектантстве». Впрочем, в татарстанском муфтияте призвали не драматизировать отсутствие в российской столице главы ДУМ РТ, а делегацию из Казани возглавил его зам Рафик Мухаметшин, который к тому же еще и ректор РИИ.
Интересно, что недостаток официальных лиц из РТ вечером в отеле «Метрополь», где ДУМ РФ устроило светский прием, пригласили в том числе депутатов Госдумы и видных представителей парламентских партий, компенсировали артисты. Так, одной из ведущих вечера была Эльмира Калимуллина, а среди участников, например, Саида Мухаметзянова.
Вот и днем Татарстан в Московской соборной мечети на пленарном заседании конференции представляли деятели науки, образования и культуры. Кроме Мухаметшина здесь был и руководитель другого религиозного вуза, и. о. ректора Болгарской исламской академии Айнур Тимерханов, а также, скажем, главный режиссер Татарского ТЮЗа им. Кариева Ренат Аюпов. Последний получил высшую награду совета муфтиев России — орден «Аль-Фахр» — из рук возглавляющего СМР шейха Гайнутдина. Такая награда выглядит неожиданной только на первый взгляд, по некоторым данным, Равиль хазрат и театральный режиссер Аюпов — двоюродные братья. Кстати, «Аль-Фахр» получил и главный редактор журнала «Безнен мирас» («Наше наследие»), поэт Лябиб Лерон.
Равиль Гайнутдин: «И благодаря пониманию президента нашей страны он становится общемусульманским, общероссийским и для всего нашего общества»
«И не говорите, что Мухетдинов такой вредный, все хочет подколоть Казань»
После довольно боевого сентябрьского пленума ДУМ РФ, где Гайнутдин и его первый заместитель Дамир Мухетдинов очень жестко прошлись по целому ряду вопросов, их пятничные речи выглядели образцом миролюбия. Напомним, несколько месяцев назад спикеры, в частности, сокрушались, что приоритет в лице Татарстана может свести 1100-летие принятия ислама до «деревенского уровня», а также вспоминали о человеке, «которого определили работать на раскол нашей уммы», в котором легко угадывался муфтий ДСМР Альбир Крганов.
На этот раз Гайнутдин вновь напомнил, что именно он был зачинщиком нынешних юбилейных торжеств, а 4 ноября 2020 года донес эту идею до президента Владимира Путина, который «тонко подошел к празднованию юбилея на территории всей России». Отметил муфтий и то, что к праздничным мероприятиям проявляют большой интерес зарубежные братья-мусульмане. При этом сам он признал, что 922 год, когда предки волжских булгар приняли делегацию из Аббасидского халифата, — значимая, но символическая дата. Булгары к тому времени хорошо знали и глубоко понимали ислам: молились в мечетях, читали азан, совершали хутбы и прекрасно ориентировались в тонкостях разных мазхабов. «Тогда в чем же смысл памятовать о 922 годе? — поставил риторический вопрос шейх Гайнутдин и рассудил. — Мнения на этот счет могут сильно различаться: кому-то видится в юбилейном годе только пиар-кампания отдельных организаций, а кто-то полагает, что мусульмане пытаются на что-то претендовать, у кого-то что-то отобрать или кого-то опередить. Все эти досужие инсинуации мы отметаем как несостоятельные, неумные».
Но, пожалуй, одна из главных мыслей в речи Равиля хазрата заключалась в том, что праздник не надо замыкать на одном регионе, чтобы он стал общефедеральным. «И благодаря пониманию президента нашей страны он становится общемусульманским, общероссийским и для всего нашего общества», — сказал председатель ДУМ РФ, не удержавшись от укола в сторону Казани.
Дамир Мухетдинов: «Коллеги, вот книга „Коран и книгопечатание“. Настойчиво рекомендую ее нашим коллегам в Татарстане. Надо все-таки разделять научно-академические знания и мифы и легенды. Нам всем нравятся мифы и легенды…»
Также он особо поблагодарил известных меценатов, которые «после крушения атеистического режима» помогают строить мечети и медресе, проводить хадж и религиозные праздники. Причем если на недавнем пленуме Гайнутдин говорил спасибо только сенатору Сулейману Керимову, то теперь в ряду благотворителей, которые занимают «особое место», оказались и Алишер Усманов, и братья Гуцериевы с их фондом «Сафмар», и Рустам Сулейманов, и Искандер Махмутов. Отдельно Равиль хазрат выделил Араса Агаларова, который «вносит вклад в строительство Симферопольской мечети в Крыму», добавив, что «не только Евтушенков участвует в этом деле».
Дружелюбный тон старался выдерживать и Мухетдинов. Правда, Дамир хазрат все-таки добавил в свою речь немного перца, все же отыскав, за что можно попенять казанским коллегам. Он указал на то, что в Татарстане неверно трактуют первородство печатного Корана на территории Российской империи. По версии спикера, священная для мусульман книга была впервые издана не в Казани, а в Санкт-Петербурге.
«Коллеги, вот книга „Коран и книгопечатание“. Настойчиво рекомендую ее нашим коллегам в Татарстане. Надо все-таки разделять научно-академические знания и мифы и легенды. Нам всем нравятся мифы и легенды… Но если вы имамы, религиозные деятели, пусть из ваших уст исходят слова правды, — наставительно журил казанцев Дамир хазрат. — Да, нам бы всем хотелось, чтобы первый печатный Коран в России был издан в Казани. Коллеги, ну не в Казани он издан! Первый печатный Коран был издан в Санкт-Петербурге! Эта книжка приурочена к 235-летию со дня издания первого печатного издания Корана в России указом императрицы Екатерины. Все. Спекуляции завершите! И не просто первое издание. Издание Корана в Санкт-Петербурге выдержало 6 изданий. Опять казанским коллегам напоминаю, что в Казани первый Коран был издан не в 1803 году, как говорили на республиканском заседании оргкомитета, а в 1801-м. И не говорите, что Мухетдинов такой вредный, все хочет подколоть Казань. Ни в коем случае. Это Фахретдин в своей книжке сказал…»
«В Москве же мы торжественно объявили о старте целого Года 1100-летия, в рамках которого пройдут все торжественные мероприятия»
«У нас получается, что основной бюджет праздника съест Республика Татарстан на ремонт дорог!»
Впрочем, серьезный разговор с Мухетдиновым был еще впереди, хотя поначалу и показалось, что в ДУМ РФ нынче хотят избежать острых дискуссий. Например, корреспонденту «БИЗНЕС Online» сообщили о пресс-подходе к шейху Гайнутдину, только когда он завершился. Однако после окончания конференции и пятничного намаза нас принял в своем кабинете в Соборной мечети сам Дамир хазрат и обстоятельно ответил на все вопросы. Возможно, впервые правая рука Гайнутдина и главный златоуст российской уммы в разговоре с прессой четко сформулировал позицию и те вопросы, которые есть у ДУМ РФ, в том числе и к Татарстану, в отношении проведения 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией.
Во-первых, Мухетдинов не согласен с тем, что Татарстан и ДУМ РФ фактически проводят два праздника параллельно друг другу, но он уверен, что приоритет здесь за его организацией. «Я принимал участие в республиканском оргкомитете, который четко, по географии обозначает, что это оргкомитет в рамках конкретно взятой Республики Татарстан, — сказал „БИЗНЕС Online“ Дамир хазрат, который был в середине недели в Казни. — В Москве же мы торжественно объявили о старте целого Года 1100-летия, в рамках которого пройдут все торжественные мероприятия. Мы не ограничивались только религиозными деятелями, имамами. У нас присутствуют деятели культуры, науки, образования, искусства. Мы постарались охватить максимально всю палитру, которую можно выразить одним татарским словом „зыялылар“, то есть интеллигенция».
Во-вторых, в ДУМ РФ еще раз напомнили, что именно руководитель их муфтията стал инициатором праздника, более того, без него бы ничего просто не было. «Я ничего оспаривать не собираюсь. Достаточно взглянуть на хронологию начала подготовки к этим мероприятиям. Умный человек все поймет. Шейх Гайнутдин инициировал проведение 1100-столетия не у себя в Московской соборной мечети, а в Казани во время открытия выставки „Волжский путь от Багдада до Булгара“ 19 февраля 2016 года с участием первого президента республики Татарстан, с участием генерального директора государственного музея „Эрмитаж“ и высокопоставленных чиновников республики, — говорит Мухетдинов. — И потом в течение последующих пяти лет на всех важных стратегических площадках напоминал властям, что грядет огромный юбилей: „Поспешите, поторопитесь, лоб немножко почешите, затылок свой напрягите, надо готовить мероприятия“. Но с учетом того, что никаких не появлялось ни инициатив, ни движений, муфтий вынужден был обратиться напрямую во время онлайн-встречи к президенту Путину 4 ноября 2020 года в надежде на то, что это даст наконец-то импульс проведению мероприятий в федеральном масштабе».
В-третьих, считает собеседник «БИЗНЕС Online», после выраженной президентом России в прямом эфире поддержки начались спекуляции о том, кто будет считать и делить деньги. «И эта вся региональная местечковость „Монтекки – Капулетти“ продолжала разыгрываться в течение целого года, — считает Мухетдинов. — Но муфтий Гайнутдин сделал свое дело на федеральном уровне. И сегодня все банкуют за счет его обращения к президенту! Делят бюджеты, готовят планы, под это дело будут реконструировать свои дороги, мосты, здания, объекты».
И эта вся региональная местечковость «Монтекки – Капулетти» продолжала разыгрываться в течение целого года. Но муфтий Гайнутдин сделал свое дело на федеральном уровне. И сегодня все банкуют за счет его обращения к президенту! Делят бюджеты, готовят планы, под это дело будут реконструировать свои дороги, мосты, здания, объекты.
При этом, по словам Дамира хазрата, Татарстан далеко не сразу откликнулся на идею о большом юбилее. «На самом начальном этапе в штыки это воспринимали, пытались высмеять, сравнивали календари по хиджре и милади, — вспоминает первый заместитель председателя ДУМ РФ. — Товарищи, вы же светская республика, одна из передовых, которая славится своими новаторскими и технологическими решениями. Недавно отмечали 100-летие Республики Татарстан по григорианскому календарю, не по хиджре!» Напомним, речь идет о том, что 1100-летие принятия ислама Волжской Булгарией уже отмечалось в 1989 году, но по мусульманскому календарю (хиджре). Мухетдинов объясняет, что тогда мероприятия проходили не на государственном уровне, совет по делам религий не поддержал ту инициативу Талгата Таджуддина после проведения 1000-летия крещения Руси в 1988 году. «А тут на уровне президента России оргкомитет во главе с Маратом Шакирзяновичем Хуснуллиным. Совершенно другой масштаб! Другой подход!» — констатирует Дамир хазрат.
В-четвертых, Мухетдинов подчеркивает, что в ДУМ РФ все же не ставят под сомнение ключевую роль Татарстана в праздновании. «Мы целенаправленно, громко объявляем всем, что основные мероприятия пройдут в Татарстане, в городе Болгаре. Особый вклад, это логично, за Татарстаном, — говорит он. — А все недоброжелатели, которые хотят на этом посеять вражду, рознь, сказать, что мы у кого-то что-то оспариваем, это все спекуляции и дилетантство. Потому что есть федеральный бюджет, в котором четко прописано 71 мероприятие». Но ДУМ РФ интересуют и возрождение Ярмарочной мечети в Нижнем Новгороде, и реконструкция Московской исторической татарской мечети и Московского исламского института. «Список федеральных предложений очень ограниченный. Мы могли бы включить в него сотни наименований, которые мы собрали и получили от регионов в наш оргкомитет духовного управления мусульман Российской Федерации. Но мы самостоятельно изыскиваем средства на эти мероприятия и не покушаемся ни на чьи бюджеты», — указывает Мухетдинов.
Но, в-пятых, к распределению бюджетных средств на проведение юбилея у ДУМ РФ все равно есть вопросы. Напомним, ранее мы сообщали, что примерно 80% средств, а это более 2 млрд рублей, планируется потратить на строительство инфраструктуры, прежде всего связанной с Болгаром. «У нас получается, что основной бюджет съест Республика Татарстан на ремонт дорог! Вместо того чтобы породить и оставить какие-то смыслы — на ремонт дорог! — сокрушается Мухетдинов. — Но дороги вы должны сами ремонтировать и содержать в надлежащем состоянии. Их можно ремонтировать за счет региональных денег в текущей повестке вместо того, чтобы взять огромные федеральные средства и сунуть в дорогу».
Прокомментировал собеседник «БИЗНЕС Online» и тот факт, что в перечень мероприятий 1100-летия принятия ислама, утвержденный федеральным оргкомитетом, не попали прием гостей в Александровском зале Большого кремлевского дворца и торжественный концерт в Государственном кремлевском дворце, проведение которых предлагало ДУМ РФ. «Само проведение международного мусульманского форума как заключительного мероприятия в декабре в календарь попало, — отвечает Мухетдинов. — По поводу Александровского зала еще на начальном этапе мы сказали, что выделение этого помещения очень трудно согласовать с ФСО, с администрацией президента и прочими органами. А что касается заключительного концерта, то до сих пор нет четкого понимания, кто его будет проводить. Но то, что этот концерт состоится, однозначно. Мы готовим сценарий, программу».
Собеседник также добавляет, что организация таких масштабных форумов («с участием представителей на уровне министров нескольких десятков стран») требует значительных средств: «Но мы уже не первый год проводим такие мероприятия и понимаем, что даже запрашиваемый бюджет будет дополнением к тем финансам, которые мы сами изыскиваем за счет наших благотворителей. Всех тех, кто мечети наши строил, основные программы наши содержит, северокавказская наша бизнес-элита, Алишер Бурханович Усманов помогает нам сейчас. Вот сейчас муфтий озвучивал, что заканчивается строительство огромного культурного исламского центра Костромы. Его Алишер Бурханович Усманов финансирует. Не наши татарские меценаты-бизнесмены, не Татарстан!»
Мы сами изыскиваем [средства] за счет наших благотворителей. Всех тех, кто мечети наши строил, основные программы наши содержит, северокавказская наша бизнес-элита, Алишер Бурханович Усманов помогает нам сейчас. Вот сейчас муфтий озвучивал, что заканчивается строительство огромного культурного исламского центра Костромы. Его Алишер Бурханович Усманов финансирует. Не наши татарские меценаты-бизнесмены, не Татарстан!»
«Уже 42 года Талгат хазрат, больше, чем Моисей, водит татарский народ по бескрайним просторам Евразии. И ему хоть бы хны»
Спросили мы Мухетдинова и о нынешних отношениях внутри российской уммы, в том числе и с теми муфтиями, кого публично критиковал шейх Гайнутдин. «Наши отношения не меняются на протяжении всех 35 лет деятельности муфтия Равиля хазрата, — считает его первый заместитель. — Мы пригласили на наше мероприятие и муфтия Камиля Самигуллина, и муфтия Талгата Таджуддина, мы пригласили максимально всех людей, кто причастен к процессу возрождения ислама в нашей стране. Если Равиль хазрат не стал повторять тезисы, которые он недавно озвучивал, это не говорит о том, что он поменял свою позицию. Но для каждого слова есть свой определенный формат. Когда Равиль хазрат выступал на пленуме, куда наши имамы прибыли для того, чтобы решать повседневные задачи и вопросы, там было четко дано руководство к действию. Как они должны выстраивать отношения с федеральной и региональной властью, другими духовными управлениями, которые ведут порой нечестную борьбу, а иногда переходят рамки приличия. Поэтому он назвал вещи свои именами». Пятничная же речь на пленарке конференции была задумана именно для торжественного объявления о грядущих юбилейных мероприятиях, потому и оказалась преисполнена нужного пафоса.
«Наши отношения не меняются на протяжении всех 35 лет деятельности муфтия Равиля хазрата. Мы пригласили на наше мероприятие и муфтия Камиля Самигуллина, и муфтия Талгата Таджуддина»
Некоторые наблюдатели заметили, что Мухетдинов в Казани довольно мило общался с муфтием Кргановым, которого ранее прямо обвинял в расколе уммы. «Я отношусь к людям как мусульманин. Даже если их публично критикую. И при них, и за их спиной, — говорит Дамир хазрат. — Но я критикую не их самих, а их поступки, которые они совершают против ислама и против мусульман. Однако это не мешает мне с этими людьми сесть и выпить чашку чая, протянуть им руку, сказать „Салям“, поинтересоваться здоровьем их, их детей и семей. Это хороший тон. Это не вопрос дипломатии, это вопрос воспитания нашей религии. Потому что Аллах даже с Иблисом проклятым ведет диалог в Коране. А уж наши братья могут ошибаться».
Мухетдинов подчеркивает, что братья по умме критикуют и ДУМ РФ: «И они тоже могут быть правы, мы не исключаем этого. Но вместе с тем сколько уже десятилетий Талгат Таджуддин, Равиль Гайнутдин, Нафигулла Аширов, другие имамы друг друга критикуют, иногда жестко, были случаи, когда даже предавали анафеме, такфир выносили, не молились друг за друга… Но уже 42 года Талгат хазрат, больше, чем Моисей, водит татарский народ по бескрайним просторам Евразии. И ему хоть бы хны, как говорится. А Равиль хазрат 35-й год…»
Сколько уже десятилетий Талгат Таджуддин, Равиль Гайнутдин, Нафигулла Аширов, другие имамы друг друга критикуют, иногда жестко, были случаи, когда даже предавали анафеме, такфир выносили, не молились друг за друга… Но уже 42 года Талгат хазрат, больше, чем Моисей, водит татарский народ по бескрайним просторам Евразии. И ему хоть бы хны, как говорится. А Равиль хазрат 35-й год…»
Мухетдинов указывает: «[Даже если] мы их критикуем, мы это делаем из любви к Аллаху, желая блага для них самих и для ислама». «Утром я принимал двух ректоров из Татарстана, Рафика Мухаметшина и господина ректора БИА Тимерханова, у себя в кабинете, — рассказывает собеседник „БИЗНЕС Online“. — Потом посадил их в президиум. А во время республиканского мероприятия в Казани их даже не пустили в зал со всеми участниками конференции на обед. А мы посадили в президиум, я сам лично за ними ухаживал. Просто есть элемент ислама. Он либо есть в человеке, либо его нет».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 379
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.