ФАС России разрешила «Татнефти» приобрести еще 6 нефтесервисных компаний холдинга «ТаграС» с общей годовой выручкой в 16 млрд рублей. Фирмы отвечают за механический и буровой сервис, а также повышение нефтеотдачи пластов. В 2020 году «Татнефть» уже купила подразделение «ТаграСа» за 1,2 млрд рублей. По мнению участников рынка, планируемые сделки призваны сохранить трудовой коллектив сервисников, пока рынок переживает не лучшие времена. Подробнее — в материале «БИЗНЕС Online».
ПАО «Татнефть» продолжает присматриваться к активам слабеющего «ТаграС-Холдинга» (все компании «ТаграС-Холдинга» принадлежат Шафагату Тахаутдинову)
Новые планы «Татнефти» по нефтесервису
ПАО «Татнефть» продолжает присматриваться к активам «ТаграС-Холдинга». Накануне федеральная антимонопольная служба России удовлетворила 6 ходатайств нефтяников о приобретении ООО «ТаграС-ХимСервис», ООО «МехСервис-НПО», ООО «НКТ-Сервис», ООО «КРС-Сервис», ООО «ТМС-Логистика» и ООО «Управляющая компания „Татбурнефть“». Все организации принадлежат холдингу «ТаграС» из орбиты татарстанского нефтяника Шафагата Тахаутдинова. 6 компаний входит в дивизионы холдинга, которые плотно завязаны на работу с «Татнефтью» и сильнее всего пострадали в пандемийном 2020 году.
Совокупный оборот этих фирм в 2020-м, по данным базы «Контур.Фокус», составил 16,17 млрд рублей. Это 18,8% выручки всей группы «ТаграС», составившей в 2020-м, по расчетам «БИЗНЕС Online», 86 млрд рублей. Кстати, это самый минимальный финансовый результат группы за последние 8 лет.
«„Татнефть“ рассматривает приобретение предприятий „ТаграС-ХимСервис“, „МехСервис-НПО“, „НКТ-Сервис“, „КРС-Сервис“, „ТМС-Логистика“ и управляющей компании „Татбурнефть“. Необходимые согласования антимонопольных органов для совершения возможной сделки получены. В настоящее время ведутся переговоры с собственниками этих предприятий», — сообщили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе «Татнефти».
«Приобретение перечисленных нефтесервисных активов позволит сократить издержки по бурению и освоению скважин, повысит эффективность геолого-технических мероприятий и других работ на месторождениях компании. „Татнефть“ получит возможность и расширить комплексную разработку собственных месторождений, и предоставлять соответствующие услуги другим добывающим предприятиям», — поясняют в нефтяной компании интерес к активам. Сроки и суммы возможных сделок «Татнефть» пока что не называет.
«БИЗНЕС Online» дозвонился и до гендиректора холдинга «ТаграС» Ленара Назипова, но тот не стал комментировать тему, сославшись на занятость.
Напомним, что в июле 2021 года «Татнефть» уже приобрела у ООО «ТНГ-Групп» (входит в нефтесервисный холдинг «ТаграС») предприятие ООО «ТНГ-АлГИС», активы которого расположены преимущественно в Альметьевске. Это один из «хедлайнеров» промысловой геофизики холдинга. Сумма сделки составила 1,2 млрд рублей. Отмечалось, что «ТНГ-АлГИС» продолжит работу как «дочка» нефтяной компании, а численность персонала сохранят. В прошлом году пресс-служба нефтяников сообщала, что планов по приобретению других активов «ТаграСа» у них не было.
Исторически холдинг «ТаграС» образован на базе выведенных из «Татнефти» активов. В частности, «ТНГ-Групп» основана в 2006 году на месте входившего в состав «Татнефти» ОАО «Татнефтегеофизика». Таким образом, нефтесервисные активы Татарстана возвращаются под крыло нефтяной компании.
В случае заключения сделки самым крупным «уловом» «Татнефти» станет УК «Татбурнефть». Она занимается полным комплексом сервисных услуг по бурению и освоению скважин для нефтегазодобывающих компаний
Что в пакете?
В случае заключения сделки самым крупным «уловом» «Татнефти» станет УК «Татбурнефть». Она занимается полным комплексом сервисных услуг по бурению и освоению скважин для нефтегазодобывающих компаний, на 100% принадлежит «ТаграСу». УК больше всего и пострадала в 2020 году, потеряв 24% выручки до 8,4 млрд рублей. Ее прибыль также падала последние пять лет, 2020-й компания сработала с убытком в 863,4 млн рублей.
ООО «МехСервис-НПО», ООО «НКТ-Сервис» и ООО «ТМС-Логистика» входят в дивизион «ТМС-Групп», который занимается производством насосно-компрессорных труб. Согласно данным «Контур.Фокуса», их выручка в 2020-м составила 2,4 млрд (-13%), 2,1 млрд (-10%) и 670,3 млн (+25%) рублей соответственно. Как мы писали, в отличие от родственников-аутсайдеров «ТМС-групп» в 2020 году увеличила чистую прибыль на 36% до 1,5 млрд рублей.
Еще две компании — ООО «ТаграС-ХимСервис» и ООО «КРС-Сервис» — входят в ООО «Таграс-Ремсервис». Дивизион занят повышением отдачи пластов, в том числе гидроразрывами, осуществляет полный комплекс нефтесервисных услуг по геологоразведке и развитию нефтяной и газовой промышленности. Выручка «ТаграС-ХимСервиса» в 2020 году составила 1,1 млрд рублей (-24%), «КРС-Сервиса» (создан в 2020-м) — 1,5 млрд рублей.
Фоат Комаров: «Зачем бурить новые скважины, если и существующие могут дать максимально разрешенный компании объем добычи? Вместо ремонта малодебетных скважин их останавливали до лучших времен»
«Вряд ли «Татнефть» пойдет на массовые сокращения»
«На данный момент „Татнефть“ имеет отрицательный чистый долг, платит скромные дивиденды и в условиях ограничений ОПЕК+ не имеет возможности значительно инвестировать в рост добычи», — сказал «БИЗНЕС Online» аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман. «В такой ситуации логичным путем для развития является M & A (mergers and acquisitions, слияния и поглощения — прим. ред.) активность разного масштаба. Учитывая, что все эти компании зарегистрированы в Альметьевске, можно предположить, что „Татнефть“ является одним из крупнейших их клиентов. Таким образом, татарстанская нефтяная компания сможет повысить уровень своей вертикальной интеграции и усилить нефтесервисное направление», — считает он. Аналитик затруднился оценить стоимость сделок, поскольку речь идет о непубличных компаниях.
«Татнефти» нефтесервис нужен для оперативной работы при разработке и эксплуатации нефтяных месторождений — он и был изначально в составе организации, напомнил соучредитель АО «СМП-Нефтегаз» Фоат Комаров. «Но я думаю, что здесь больше социальная проблема: люди, выйдя из состава „Татнефти“, потеряли очень много льгот. Сегодня в связи с ограничениями по добыче структуры сокращали свою деятельность, стали отказываться от услуг нефтесервисных компаний — зачем бурить новые скважины, если и существующие могут дать максимально разрешенный компании объем добычи? Вместо ремонта малодебетных скважин их останавливали до лучших времен», — рассказал Комаров «БИЗНЕС Online».
Соответственно, возникают проблемы для работников — нет стабильности. А когда структура принадлежит эксплуатирующей организации, она все равно равномерно сохраняет коллектив. «Скважина — это же не бассейн с водой: открыл-закрыл краник. Сервис нужно планировать на десятилетия вперед», — сказал Комаров.
Говоря о сумме будущей сделки, он выразил сомнение в том, что у сторон есть цель на ней крупно заработать. «Акционеры и „ТаграСа“, и „Татнефти“ понимают, что это социальная задача, не экономическая, — уверен соучредитель „СМП-Нефтегаза“. — Поэтому стороны пришли к согласию в этом вопросе, исходя из социальных потребностей: для того чтобы работникам в нефтяной сфере гарантировать более прозрачное будущее. Поэтому вряд ли „Татнефть“ пойдет на массовые сокращения: люди, умеющие работать, останутся».
«Нефтесервис функционирует органически с добычей и эксплуатацией, как единый часовой механизм, где есть большие и маленькие шестеренки, но для работы часов и те и другие одинаково важны», — подытожил Комаров.
Снижение добычи нефти привело к остановке порядка 30–40% добывающих скважин в стране и приостановке новых проектов
Кризис в нефтесервисе
Напомним, что нефтесервис с 2020 года оказался в кризисном положении. Главная причина этого — соглашение ОПЕК+ о беспрецедентном сокращении добычи нефти. Снижение добычи нефти в 2020-м привело к остановке порядка 30–40% добывающих скважин в стране и приостановке новых проектов. Пандемия коронавируса и локдаун также вызвали уменьшение объемов нефтесервисных услуг. Ситуация привела к кризису в холдинге «ТаграС». Компания заявила о снижении в 2020 году объемов работ на 20–30% даже при поддержке «Татнефти». Как рассказывал Назипов, изначально даже планировалось высвобождение 7 тыс. сотрудников, но, к счастью, этого удалось избежать, 30 тыс. рабочих мест было сохранено (сколько в итоге уволено или сокращено, он не сказал).
Кроме того, в 2021 году на Avito за 3,5 млрд рублей оказалось нефтесервисное ООО «РословНефтеКомплект Плюс» и его дочерняя организация ООО «Рословхиммаш» в Лениногорске, принадлежащие местной семье Рословых. Правда, на текущий момент, судя по «Контур.Фокусу», активы не проданы. Еще раньше, в 2020-м банкротом признали лениногорское ООО «Ортэкс», занимающееся строительством объектов нефтедобывающей отрасли и принадлежащее Ильшату Тукаеву.
В 2021 году ситуация немного полегчала. Согласно исследованию московской консалтинговой компании VYGON Consulting, в 2021-м в сегменте нефтесервиса наблюдался позитивный тренд относительно 2020-го. Однако прирост связан главным образом с развитием новых крупных проектов, темпы освоения действующих месторождений не восстановлены. Объем рынка 2019 года и в мире, и в России достигнут не будет, говорили аналитики в декабре. По расчетам VYGON Consulting, в 2021-м в РФ он составит $24 млрд, или всего лишь плюс 10% к уровню 2020-го.
Так что ситуация в корне развернула положение нефтесервисных компаний. В конце прошлого века и начале нынешнего у нефтяных компаний была тенденция освобождаться от так называемых непрофильных активов, под которыми они понимали буровые компании и нефтесервис, напомнил «БИЗНЕС Online» президент союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль. «Мы считали, что эта линия неправильная. Старые и опытные нефтяники всегда говорили, что нефть на кончике волоса, поэтому сервисные компании должны с ними работать в единстве. „Сургутнефтегаз“ свой нефтесервис никому не отдавал, и сегодня это очень эффективная компания, — рассказал он. — Когда нефтесервисные организации работают в составе добывающих, то имеют определенное преимущество. Они могут планировать свою работу на несколько лет вперед, а как с подрядчиками договоры с ними заключаются обычно на год. Этого мало, чтобы обновлять оборудование и гарантировать себе устойчивую загрузку».
Года два назад в стране появилась обратная тенденция. «Ростех», «Газпром» и целый ряд других организаций стали скупать нефтесервисные активы. И «Татнефть» абсолютно права, что приняла такое решение, считает эксперт. «Это одна из наиболее эффективных компаний, хотя работает на старых месторождениях с большой выработкой. До ОПЕК+ она все время росла по добыче на несколько тысяч тонн в год. Когда эта ситуация с ограничениями по добыче изменится, я думаю, они выйдут на прежние темпы. И нефтесервис тут им понадобится», — резюмирует Шмаль.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 140
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.