«Если раньше мы могли спокойно нарисовать ценник в полмиллиона на шикарную программу со звездами татарской эстрады и люди могли себе это позволить, то сейчас они жмутся», — рассказывает «БИЗНЕС Online» ведущая и организатор корпоративных мероприятий из Казани. Экономят на танцорах, ведущих и зрелищных световых и огненных шоу. Пандемия задала тренд на уличные корпоративы и «солянки», когда несколько небольших коллективов празднуют в одном месте. О том, почему в Новый год не скидываются бюджетники, где самый «конский» депозит в Казани и за что точно нужно заплатить на корпоративы, — в материале «БИЗНЕС Online».
О герое
Наша собеседница — ведущая и организатор праздников с большим опытом, работает в Казани и других городах республики с начала 2000-х годов. Проводит юбилеи, свадьбы, новогодние корпоративы, торжественные мероприятия для искушенной публики, среди которой бывают и первые лица республики. Среди ее клиентов как бюджетные организации, так и крупнейшие частные компании Татарстана.
Первый новогодний корпоратив я проводила в начале 2000-х, на нем я была и ведущей, и Снегурочкой
О первом корпоративе и клиентах-кидалах
- Первый новогодний корпоратив я проводила в начале 2000-х, на нем я была и ведущей, и Снегурочкой. Об оплате договаривались на словах, и то ли организатор оказался нечистым на руку, то ли он не учел, что при безналичном расчете вычитаются налоги, но мне недоплатили половину суммы. Я очень обиделась, осадок остался.
- Когда пришла к руководителю этой компании с вопросом, то услышала в ответ: «Ты сама должна доплатить нам деньги за то, что мы позволили тебе у нас работать. Ты никто, и зовут тебя никак!» Тогда я подумала про себя: «Через много лет вы обратитесь ко мне за мероприятием, я вам откажу. Потому что вы будете никем». Я хлопнула дверью и ушла.
- Однажды невеста, сидя на полу в туалете в обнимку с коробкой денег, пересчитала их и сказала, что денег не хватает, но обещала через неделю вернуть. Даже написала мне расписку на 40 тыс., но обманула. Другая компания 50 тыс. мне задолжала — я ничего не добилась.
- Эти истории многому меня научили. Последние 7 лет я беру полную оплату за три дня до мероприятия. Когда ты работаешь официально по договору и получаешь полностью оплату за три дня, ты не должен ждать конца мероприятия, когда выпившие гости разбредутся и клиент дойдет до тебя с расчетом. Мне очень не нравится в конце банкета выпрашивать деньги.
О гостях, которые «идут вразнос», и о том, кому «недоливают» официанты
- Уже 7 лет на моих мероприятиях нет пьяных людей. Раньше они и напивались, и стриптиз приглашали, чего только не было. Сейчас у меня клиенты очень солидные, они все поддерживают правильное питание и халяль. Да, они выпивают, но все культурно. Эти люди держат себя в рамках. У нас даже бывают безалкогольные мероприятия, и все нормально проходит, люди веселятся, как обычно.
- На моих глазах однажды на новогоднем корпоративе одной большой солидной организации дрались пьяные девочки – менеджеры по продажам, выдирая друг другу наращенные волосы.
- Лет 15 назад один пьяный гость в «УНИКСе» насильно вытащил меня танцевать. Этот огромный бугай не удержал баланс и упал вместе со мной на пол. Я звала на помощь, но никто не помог, все сидели и смеялись над этой ситуацией. Кое-как я смогла встать, освободившись от него. Все происходило в холле «УНИКСа» на втором этаже, это был даже не ресторан, и пол был, мягко говоря, не чистый! А я была в красивом небесно-голубом платье… Мне было очень неприятно, и в испачканном платье работать было невозможно, поэтому я объявила, что праздник закончился, и ушла в гримерку, оставив на площадке только диджея. На следующий день заказчики звонили и извинялись, история дошла до руководителя, которого на корпоративе к этому моменту уже не было. В тот момент я поняла, что впредь буду оговаривать уважительное отношение к себе как к артисту.
- Я взяла за правило, что я заранее определяю наличие таких гостей в зале. И если я вижу потенциально опасных гостей, прошу их вывести. Мы заранее обговариваем этот момент с клиентами, и сейчас достаточно моей фразы: «Этот человек нам будет мешать. Еще минут 15, и он пойдет вразнос», чтобы ему вызвали такси и незаметно проводили домой. Есть другой способ. Мы договариваемся с руководством и официантами, что, если люди будут увлекаться алкоголем, им слегка притормозят наливание спиртного, ведь, как правило, весь алкоголь стоит не на столах, а подносится гостям по мере необходимости. Все, проблема решается.
Сейчас достаточно моей фразы: «Этот человек нам будет мешать. Еще минут 15, и он пойдет вразнос», чтобы ему вызвали такси и незаметно проводили домой. Есть другой способ
О том, кто не зависит от решений президента
- У нас и в прошлом, «пандемийном», году Новый год был забит под завязку. Единственная проблема: все госучреждения и госкомпании отказались от проведения корпоративов, потому что президент Татарстана Рустам Минниханов рекомендовал воздержаться от проведения массовых мероприятий. Большие коммерческие компании с ранее внушительными бюджетами тоже, само собой, отвалились.
- Но мы оперативно переключились на маленькие компании. Еще осенью 2020-го обзвонили наших клиентов — юбиляров – владельцев небольших компаний — и предложили им проводить их корпоративы, значительно снизив бюджет. Это были небольшие мероприятия на 30–50 человек, некоторые мы проводили даже в загородных коттеджах, чтобы снизить себестоимость еды и увеличить за счет этого стоимость программ.
- Обычные ведущие из разряда «тамада» вообще не пострадали от пандемии: они как работали с мелкими клиентами, которые не зависят от решения президента, так и работали. А нам было очень сложно переключиться с шикарных залов и масштабных программ на мини-вечеринки с небольшим количеством гостей и артистов.
- В прошлом году, правда, был все же крупный корпоратив на 250 человек у одной крупной компании с хорошим бюджетом, около 1,5 млн рублей (по 750 тыс. рублей на еду и программу). Мы работали снова в большом зале, люди расслабились и праздновали, как будто пандемии и не было. Гости и мы были без масок, тогда не требовали никакие QR-коды. Для нас это была прямо отдушина в череде скромных мелких мероприятий.
- Проблема заключалась в том, что мы до последнего боялись отказов, сидели как на пороховой бочке. В этом году такого нет. Все либо сразу отказывали, либо уже не ставили под сомнение проведение вечера.
- Но вмешался другой фактор — почти все отрасли экономики пострадали от пандемии, и бюджеты наших заказчиков сильно просели. Я обзвонила порядка 100 госорганизаций и 50 коммерческих компаний. Из них отмечают Новый год один-два коллектива, и то очень скромно. У компаний нет денег оплачивать сотрудникам праздник, а у самих людей нет денег скидываться. Если раньше мы могли спокойно составить им полумиллионные сметы на шикарную программу со звездами татарской эстрады и люди могли себе это позволить, сейчас они об этом даже слышать не хотят.
- Есть еще момент: даже успешные компании, которые не сильно пострадали от пандемии, часто, прикрываясь рекомендацией президента, просто экономят свой бюджет. Ведь если можно сэкономить, почему бы и не сделать это под официальным прикрытием? А людям это даже нравится, потому что, не проводя корпоратив, компания дает им премию.
- Однако бывают и исключения. В этом году у нас была компания, которая делала опрос: как в прошлом году, выплатить премию и остаться без праздника или провести корпоратив? Работники выбрали праздник. То есть люди устали от работы и проблем, они хотят корпоратив, потому что это повысит их командный дух, сплоченность и даст выдохнуть.
- Стали поступать заявки на суперминимальные бюджеты. Люди не понимают, что мы можем сделать и за 50 тыс. программу, но качество пострадает: у них будет «плюшевый» Дед Мороз, начинающий ведущий, танцоры в дешевых костюмах. Как правило, мы не идем на поводу и отказываем таким заказчикам, чтобы не терять свой уровень.
- Стандартный более-менее приличный вариант новогодней программы с участием артистов достойного уровня — ведущих, танцоров, певцов, Деда Мороза и Снегурочки в красивых дорогих костюмах — с координацией мероприятия начинается примерно от 130 тыс. рублей. В зависимости от наполнения программы сумма может колебаться до 250–350 тыс. и выше. Все индивидуально и зависит от даты, дня недели, загруженности артистов и их технического райдера.
- Что касается цен на самого ведущего, кто боялся совсем без работы остаться, демпинговали в этом году, спускали планку до 15–25 тыс. рублей за вечер. Те, кто был уверен в себе, наоборот, повышали цены, заявляя гонорар по 50–80 тыс. рублей. Все зависит от востребованности ведущего, кому-то клиент готов платить и больше, а кто-то и бесплатно не нужен.
О самых дорогих ресторанах Казани и о том, на чем стараются экономить
- Кроме праздников в коттеджах, пандемия принесла новые форматы. Это уличные корпоративы (с пловом и глинтвейном, например) и «солянки». Это когда небольшие компании людей собираются в одном месте, смотрят программу, знакомятся и общаются с представителями других компаний. Там цены ниже, потому что нет тотальной подготовки. Выходит 3,5 тыс. рублей с человека (2,5 тыс. за еду и 1 тыс. — за программу).
- Компаниям, которые отказались делать новогодние корпоративы, мы предложили «отгулять» их летом, на природе. Так у нас много заказов перенеслось на лето 2021-го. В этом году будем делать точно так же.
- Отказываются от многосоставных дорогих программ, танцоров. Вокал всегда востребован, и он рентабельнее: за 20–25 тыс., и певец весь вечер поет. А танцоры стоят 12–15 тыс. за номер в три минуты. Охотнее берут саксофон, скрипку: и недорого, и два-три выхода. От ведущих иногда отказываются, просят только диджея.
- Дед Мороз и Снегурочка всегда были и будут. Но мы не предлагаем дешевых. Лучше вообще без них, чем с дешевыми.
- Отказываются часто от световых и огненных шоу, они стоят от 20 тыс. и выше, не все могут себе позволить.
- Еще выбирают рестораны без депозита. Но проблема в том, что ресторанов-то и нет. Закрылась «Панорама», нет «Эрмитажа», «Каравеллы», ведь РК «Ривьера» полностью снесли, вместо Love Story — «Макдоналдс». Есть, конечно, «Бахча», La famiglia, Luciano, Kazan Palace Tasigo. Но там огромные депозиты, 300–400 тыс. рублей. Компании со стандартным бюджетом на еду в 3 тыс. рублей не потянут, да и мелким компаниям это невыгодно: ведь депозит разделят на всех и место выйдет до 10 тыс. рублей с человека.
- Средняя цена по еде — это 3,5 тыс. рублей с человека. Такая цена всех устраивает, потому большинство ресторанов придерживается этого чека, хотя в дорогих ресторанах тоже вовсю отмечают корпоративы.
- Начиная с 2017 года я заметила, что в бюджетных организациях нет дотаций, они так же скидываются на проведение корпоративов. Оплачивают праздник своим людям только коммерческие организации. Там собственник заинтересован в повышении прибыли, работоспособности людей. Госорганизации сидят на зарплате, от их работы ничего не зависит, там нет прибыли. Они скидываются сами и однозначно гуляют более скромно. Когда платит собственник, он может шикануть, а когда из своего кармана, то люди 100 раз подумают.
Фотозоны пользуются популярностью. Заказчик скорее не купит световое шоу за 25 тыс., а за 40 тыс. фотозону поставит
О модных трендах и о том, сколько задерживаются VIP-гости
- Если говорить о трендах, давно перестали пользоваться популярностью конкурсы с переодеванием. Нормальные ведущие вообще перестали использовать реквизит.
- Сейчас тенденция в том, чтобы удивить публику не артистами, а тем, что гости сами вовлечены в процесс. Мы создаем с ними творческие номера, пишем гимны для компании, наши заказчики сами исполняют подготовленные номера. Мы снимаем для них корпоративные ролики, основанные на каких-то внутренних приколах компании.
- Фотозоны пользуются популярностью. Заказчик скорее не купит световое шоу за 25 тыс., а за 40 тыс. фотозону поставит.
- Люди стали понимать, что такое техрайдер, они не экономят на свете, понимают, что картинка должна быть «вкусной», если есть фотограф.
- Наконец-то стали приглашать видеографа на корпоративные мероприятия, потому что люди перестали напиваться и безобразничать. Теперь можно снять красивое новогоднее мероприятие с красивыми людьми, выложить на сайте.
- Еще тенденция последних двух лет — заказчики перестали проводить корпоративы в выходные дни. Если раньше последняя суббота года была самым популярным днем, то в этом году — пятница. Люди поняли, что в выходные надо быть дома. Раньше у нас были скидки на понедельник, вторник и среду, сейчас — наоборот. Люди хотят отработать, отметить и утром на работу опять, а отдохнуть в выходные с семьей.
- Мой самый дорогой новогодний корпоратив стоил 2,5 млн рублей, плюс 800 тыс. отдали за еду. Это был филиал крупной федеральной компании, к Новому году они приурочили и юбилей фирмы. Около 600 человек собрались тогда в «Эрмитаже». А так программы крупных корпоративов у нас обычно 800–850 тыс. рублей. В этом году таких нет, ситуация не позволяет.
- Я проводила корпоративы у крупных компаний с участием президента РТ, мэра, министров. То есть они были почетными гостями. Это протокольные мероприятия, все очень серьезно. Мы четко знаем, кто придет, куда сядет, во сколько будет говорить. Работа идет по сценарию, текст ведущего заранее пишется и согласовывается. Шаг влево, шаг вправо нежелателен. Согласовывается первое отделение — это первая часть застолья. На большее время никто из VIP-персон не остается. Они пришли, посидели, два – два с половиной часа посмотрели программу. Поэтому туда мы стараемся включить все самое лучшее.
О гонорарах и параметрах «идеального» ведущего
- Я обожаю все праздники, но новогодние корпоративы — это проверка на профессионализм, стрессоустойчивость и стойкость духа. По сложности как юбилей и свадьба, только у тебя гораздо меньше времени. Просто физически мало времени на подготовку и согласование, приходится выезжать на быстром ориентировании, импровизации, чуйке, опыте. Поэтому Новый год — самое сложное мероприятие в плане подготовки и согласования.
- А сейчас еще возможны и отмены, и поздние заявки. Например, в этом году за неделю до мероприятия приходили заказы. Зато атмосфера крутая. И мне нравится, что это единственное мероприятие, когда я могу надевать красивые платья с декольте, по фигуре, когда я могу блистать и не бояться слишком выделяться на фоне гостей. На свадьбах сегодня тренд: девушки-ведущие должны быть в закрытых платьях со строгими прическами, ведь мы не имеем права блистать, когда рядом невеста, она должна быть звездой вечера. Некорректно надевать слишком яркие и эффектные платья на юбилей женщины, например. Мы должны быть более скромными. А на новогодних корпоративах мы звезды и часть программы. «Покупают» в том числе и внешние данные. На юбилей или свадьбу заказывают ведущего, потому что он нравится как человек, как профессионал, а в данном случае однозначно ты и как человек должен нравиться, и быть профессионалом, и внешне быть украшением программы.
- Недавно с одного мероприятия у меня был гонорар 50 тыс. рублей, из них 20 тыс. я отдала за новое платье. Многие клиенты не понимают, сколько денег у ведущих уходит на поддержание красоты, косметологов, визажистов, стилистов, швею, обучение. Средняя стоимость достойного платья в салонах — 37–40 тыс. рублей, у частной швеи — от 15 тыс. до 25 тысяч. Все это учитывается в себестоимости артиста.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 40
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.