В минувшие выходные в оперном театре прошли концерты 6-го сезона фестиваля татарской песни «Yзгәреш җиле – 6», на который СИНХ, как оказалось, выделил $1 миллион. О том, как список классиков пополнил Эльмир Низамов, Jukebox Trio исполнили нечто по мотивам «Ай, былбылым», а знаменитого музыканта Айдара Гайнуллина было жалко, — в материале «БИЗНЕС Online».
В минувшие выходные в оперном театре прошли концерты 6-го сезона фестиваля татарской песни «Yзгәреш җиле – 6»
Вопрос о наследии «Yзгәреш җиле» рано или поздно все равно возникнет
Вы знаете, почему «Макдоналдс» популярен по всему миру? Один из принципов: в какой точке земного шара ты ни встретишь заведение с узнаваемой буквой «М», всегда знаешь примерно, какое именно меню там ждет. В чем-то подобный тезис подходит и к будням театра им. Джалиля последних десятилетий. Стабильность и постоянство здесь наблюдаются даже в фойе, где тебе привычно предлагают бокал шампанского за демократичные 200 рублей (причем доливают почти до краев), а пожилой скрипач в компании коллег по струнному квартету вновь и вновь ублажает слух присутствующих узнаваемыми шлягерами. Вот и «Yзгәреш җиле» по большому счету тот же самый музыкальный фастфуд, причем безо всякого негативного значения, поскольку главная задача популярной музыки — это ублажать слух и дарить радость. Да и «хозяин», причем тут можно было бы обойтись и без кавычек, казанской оперы Рауфаль Мухаметзянов никогда не скрывал своего скептического отношения к излишней зауми в искусстве, к примеру, публично признаваясь, что не смог осилить до конца ни один фильм Тарковского.
Вот и началось «Yзгәреш җиле – 6» с ролика, честно позаимствованного у заставки «Вечернего Урганта», во время которого на экране появлялись все главные действующие лица, а именно: генпродюсер фестиваля Мухаметзянов, музруководитель Вадим Эйленкриг, а также педагоги по вокалу Алексей и Ксения Коробковы и Венера Ганиева. Причем условный Иван Ургант в этой компании скорее красавчик-трубач Эйленкриг, а Рауфаль Сабирович — это наш… Александр Гудков. То есть чаще за кадром, но креативит вовсю.
Тем более что 78 млн рублей, выделенных безвозмездно СИНХом на 6-й сезон «Ветра перемен», дают возможность размахнуться. Правда, открывая фестивальный буклет (вроде бы толстый), сразу понимаешь, что не всем службам «Yзгәреш җиле» досталось что-то от этого $1 миллиона. Опять сплошь биографии участников да приветствие Рустама Минниханова. Хотя с момента, когда президент Татарстана объявил о необходимости всерьез заняться татарской эстрадой и поддержал проект Мухаметзянова, прошло уже немало лет. И, кажется, ситуация давно созрела для анализа и какого-то серьезного разговора о том, куда движется и к чему должно прийти самое дорогое «предприятие» в истории татарской эстрады.
Вопрос о наследии «Yзгәреш җиле» рано или поздно все равно возникнет, даже если щедрая рука татарстанских властей продолжит спонсировать данное мероприятие. И одними словами маэстро Эйленкрига о том, что он поднял татарскую эстраду на мировой уровень, и магическим заклинанием «Карнеги-холл» не обойдешься, даже если дружественные СМИ опускают, что на концерт в знаменитом нью-йоркском зале по бесплатным пригласительным собирали татар со всей Северной Америки.
Да и, собственно, что такого в том, что публике в Штатах понравился концерт «Yзгәреш җиле», — профессиональная музыка, красивые песни. Думаете, окажись в Карнеги-холле, например, фольклорный ансамбль РТ Айдара Файзрахманова или Госансамбль песни и танца, они бы не сорвали аплодисменты? Еще как сорвали, да к тому же удивили бы забредших на концерт местных жителей экзотикой родом из соседнего полушария.
«Yзгәреш җиле – 6», пожалуй, в музыкальном плане оказался самым скучным за все годы, в частности, поставив вопрос о целесообразности в нем участия некоторых артистов
«Ай, былбылым» или «Хару мамбуру»?
В общем, наследие «Yзгәреш җиле» пока выглядит очень скромно. «Более 100 высококлассных записей татарских песен» — это, конечно, хорошо, но только где они звучат и как популяризируются? На официальном канале фестиваля в YouTube большинство номеров набрало 1–2 тыс. просмотров за несколько лет, то есть широкому татарскому зрителю это неинтересно. Да и судьба мюзикла «Алтын Казан», тоже «ребенка» «Ветра перемен», судя по всему, под вопросом, привозить дорогой оркестр Эйленкрига в Казань несколько раз в год, да еще в условиях пандемии, когда театр им. Джалиля лишился серьезных доходов от привычного чеса по Нидерландам… все-таки директор Мухаметзянов слишком хорошо умеет считать деньги.
Что же до самих концертов, которые случились в минувшие выходные, то «Yзгәреш җиле – 6», пожалуй, в музыкальном плане оказался самым скучным за все годы, в частности, поставив вопрос о целесообразности в нем участия некоторых артистов. Например, за 6 лет так и не стало понятнее: а кто такой Максуд Юлдашев, кажется, не пропустивший ни одного фестиваля, кроме того, что ученик Ганиевой? Или Юлия Гарифуллина, в выступлениях которой больше запоминаются платья, а не музыка или вокал. Правда, в буклете написано, что она теперь живет в США и, видимо, делает культурный праздник международным.
«Легионеры» тоже подкачали. Коуч по вокалу проекта, москвичка Коробкова, успевшая стать заслуженной артисткой РТ, настолько невыразительно спела «Су буйлап», что ее хотелось отправить на мастер-классы к Саиде Мухаметзяновой. Коробкова, кстати, собрала самые жидкие аплодисменты за вечер, все-таки казанская публика, пусть очень добрая и немного наивная, но не дура. А Jukebox trio, несколько лет назад устроившим настоящий фурор на «Yзгәреш җиле», достались «Ай, былбылым» и «Каз канаты» в таких мудреных аранжировках, что, казалось, это скорее самостоятельные музыкальные произведения по мотивам татарских народных песен, где вместо «Ай, былбылым» можно было легко спеть «Хару мамбуру», это бы ничего не изменило. В этот момент даже стало жалко баянистов Айдара Гайнуллина и Айнура Муратова, которые, сжатые с обеих сторон на сцене оркестром, как последние татары на земле, пытались пробиться к зрителю с узнаваемой и дорогой с детства мелодией. Кстати, для чего надо было выписывать из Германии в разгар пандемии виртуоза Гайнуллина, так и осталось загадкой, он просидел весь вечер в глубине сцены, не получив ни одного сольного номера, которые всегда являлись украшением фестиваля.
На «Yзгәреш җиле» выступали две большие татарские певицы. Их зовут Эльмира Калимуллина и Алина Шарипжанова
Женский батл
А теперь о хорошем. На «Yзгәреш җиле» выступали две большие татарские певицы. Их зовут Эльмира Калимуллина и Алина Шарипжанова. Но если Шарипжанова звезда «Ветра перемен» с момента его появления, то Калимуллина здесь дебютировала. И если поначалу думалось, что финалистка первого сезона «Голоса», которая раньше посматривала на этот фестиваль свысока, «прогнулась» под давлением руководства казанской оперы, то на выходе оказалось, что, наоборот, скорее Калимуллина и композитор Эльмир Низамов, чьи песни она исполняла, заставили «прогнуться» генпродюсера Мухаметзянова. И дело не только в гонораре, хотя, судя по госзакупкам, Калимуллиной заплатили в 2 раза больше, чем почти всем вокалистам на проекте, за исключением Jukebox trio.
Выходы Калимуллиной и Шарипжановой даже напоминали своеобразный батл, пусть даже сами певицы об этом и не догадывались. Но они настолько выделялись на фоне остальных артистов, что очередного появления каждой приходилось ждать с нетерпением.
Сначала Шарипжанова исполнила «Җидегән чишмә» Сары Садыковой и словно перенесла зрителей в золотые для татарской эстрады 70–80-е, а Калимуллина ей ответила низамовским «Зимним костром». Интересно, что номер был лишен каких-то чрезмерных музыкальных изысков, это была красивая татарская эстрадная песня в прекрасном исполнении артистки, которая сразу показала всем, кто тут звезда. И надо сказать, что музыканты из духовой секции оркестра Эйленкрига, оставшиеся в этот момент почти без работы, с большим интересом наблюдали за певицей.
Выходы Калимуллиной и Шарипжановой даже напоминали своеобразный батл, пусть даже сами певицы об этом и не догадывались
Тут и стало понятно, что брошенные где-то Калимуллиной слова о том, что они с композитором боролись за свое видение того, как это должно звучать на фестивале, не пустой звук. Другое дело, что «Yзгәреш җиле», получается, не имеет ни малейшего отношения к тому, что выступления певицы в этот вечер вызвали фурор у публики в оперном театре.
Калимуллина на правах special guest star даже «протащила» на «Ветер перемен» песню на стихи своего мужа Евгения Ксенофонтова, хоть и в татарском переводе. Композиция «Танго» пусть и не выдающаяся, зато певица исполнила ее в красивом красном платье и была в этот момент ну просто идеальной Кармен. Дело было уже во втором отделении, но Шарипжанова нанесла «ответный удар». Ее исполнение песни все того же Низамова на стихи Луизы Янсуар «Я живу на сцене» о призвании артиста, а она этот номер действительно «прожила на сцене», стало, пожалуй, самым ярким событием вечера.
Однако у Калимуллиной еще был туз в рукаве, она спела, преимущественно просто под рояль, известную вещь «Мин сине Ходайдан сорадым», еще раз показав публике, кто тут звезда, особенно тем, кто не понял это с первого, а также со второго раза. После этого уже хотелось пойти домой, но уж очень интригующе смотрелся предпоследний номер программы. Правда, до этого еще одна дебютантка «Yзгәреш җиле», Татьяна Ефремова, «зажгла», презентовав зрителям кряшенскую народную песню «Тихо гуляй, мой милай».
А вот дальше ждало разочарование — Шарипжанова и Ильнар Миранов, еще одна звезда проекта все его 6 лет, дуэтом исполнили «Туган як»
А вот дальше ждало разочарование — Шарипжанова и Ильнар Миранов, еще одна звезда проекта все его 6 лет, дуэтом исполнили «Туган як». Но в современной аранжировке и с раздражающей подтанцовкой одна из главных татарских песен последнего времени превратилась в заурядный танцевальный эстрадный номер. Тут и стало окончательно понятно, кто из двух главных героинь вечера участница «Yзгәреш җиле», а кто специально приглашенная звезда.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 121
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.