В Москве открылся главный архитектурный проект года — Дом культуры «ГЭС-2». Теперь гигантское помещение бывшей главной электростанции на Болотной площади благодаря акционеру СИБУРа Леониду Михельсону станет местом притяжения творчества. Чего здесь только нет: масштабные выставочные пространства с примерами современного искусства со всего мира, собственные мастерские с лучшим профессиональным оборудованием, библиотека, кинотеатр и концертный зал, магазины, ресторан и кафе, детская площадка, аудитории для публичных мероприятий и двухуровневая парковка с зарядными станциями для электромобилей. Почти все из перечисленного бесплатно доступно для посетителей. Достаточно иметь регистрацию и QR-код. Подробности — в фотоистории «БИЗНЕС Online».
-
Пространство ГЭС-2 располагается в здании одной из старейших электростанций Москвы. Оно было построено в 1907 году, больше века питало энергией город. А в 2014-м его купил предприниматель, крупнейший акционер холдинга «СИБУР» Леонид Михельсон, чтобы превратить предмет культурного наследия в арт-резиденцию на Болотной площади. За несколько месяцев до открытия случился первый формальный выход в свет: в Москву прибыла скульптура «Большая Глина №4» Урса Фишера, ранее выставлявшаяся в Нью-Йорке и во Флоренции. Ее установили на набережной перед зданием ГЭС-2. Появление скульптуры Фишера было воспринято неоднозначно и вызвало резонансные обсуждения на самых разных уровнях.
-
По заказу фонда современного искусства V-A-C, который тоже принадлежит Михельсону, реконструкцию завода доверили маститому итальянскому архитектору Ренцо Пьяно. Именно он создавал центр Помпиду в Париже. Пьяно решил не просто сохранить максимум от оригинального облика ГЭС-2, но и натурально вживить бывший завод в культурную карту города. Так Дом культуры обрел белые стены, гигантские окна, прозрачную крышу и небесно-голубого цвета трубы. Они эстетическая доминанта и рабочая необходимость. Трубы отвечают за вентиляцию, без которой функционирование ГЭС невозможно.
-
«Я не представляла гигантского объема станции, пока не попала внутрь. Оказалось, это целый город в городе, да еще рядом с Кремлем, — вспоминает генеральный директор V-A-C Тереза Иароччи Мавика. — Индустриальное пространство исчерпало себя, один исторический цикл закончен, и теперь начинается другой. Для нового этапа требовалась бережная реставрация с уважением к прошлому и желанием сохранить его. Не восстанавливать искусственно — зачем переделывать так, чтобы выглядело точь-в-точь как было? История всегда оставляет следы, и они не менее интересны. Для Ренцо принципиально важно не сломать, не выбросить, не стереть, а оживить объект как свидетеля истории».
-
С главного входа посетители сразу попадают на «Проспект». Это своеобразная центральная улица ГЭС-2. Отсюда можно попасть в библиотеку, книжный магазин, кафе, ремесленные комнаты или сесть в мягких креслах и разглядывать прозрачный потолок — еще одно ноу-хау здания. В него вмонтированы солнечные батареи, которые позволяют вырабатывать примерно 10% необходимой зданию энергии.
-
«Кровля здания стеклянная, да еще с солнечными батареями. Естественно, невозможно было такую конструкцию возвести на прежних фундаментах. В итоге мы практически все это здание поднимали на домкратах, делали новый фундамент», — отмечал ранее в комментариях сам Михельсон, водивший пару дней назад по зданию самого Владимира Путина.
-
Противникам новаторства можно выдохнуть. Команда постаралась сохранить все возможное от прежней электростанции. В том числе металлические крыши, качавшие когда-то воду трубы, метлахскую плитку на полу, лестничные марши, каменные ступени, лепнину, чугунные трубы, которые представляют фрагменты оборудования ГЭС. Какие-то предметы специально возвращали из музея транспорта Москвы на свое законное место в ГЭС-2.
-
Через центральный «Проспект» можно попасть в специально высаженную березовую рощу из 600 деревьев. Для этого уровень земли пришлось немного приподнять. По словам кураторов фонда, каждое дерево было бережно доставлено из средней полосы России и высажено у Дома культуры. Там же располагается инсталляция Джузеппе Пеноне, которая ведет дополнительный разговор на тему связи с природой. Художник уверен, что такую связь было необходимо выстроить именно в центре города. Пока тут будут расти традиционно русские березки, а в дальнейшем появится еще и черемуха.
-
Таким образом, ГЭС-2 должна стать просто тусовочным местом в центре Москвы. Как говорят создатели, здесь можно проводить рабочие встречи, ходить на свидания, привести ребенка на детскую площадку или просто прогулять пару в институте. Вход на территорию Дома культуры будет свободным. За исключением мероприятий с ограниченной вместимостью.
-
Но тем, кто хочет пропитаться современным искусством или внести собственную лепту, здесь можно даже жить. Для этого в ГЭС-2 предусмотрены «Своды». Это такой центр художественного производства, который разместился в здании бывших складов XIX века. Его случайно обнаружили во время демонтажа соседнего здания. Теперь на 2 тыс. кв. м стоят мастерские с лучшим оборудованием. И всем этим можно пользоваться бесплатно. Достаточно подать грантовую заявку и получить одобрение фонда. Кроме того, ГЭС-2 может даже предоставить общежитие — на территории находится 6 комфортабельных квартир — на время творческого процесса.
-
Выставочная программа заслуживает отдельного внимания. Во-первых, она уже расписана на три года. «Святые варвары, или Оба хуже» — это первая история ГЭС-2, состоит из пяти сезонов, по два в год. А между ними — перерыв на перемонтаж. Но общие зоны ГЭС-2 будут оставаться открытыми все время.
-
В центре программы — российская культура последних десятилетий и все, что на нее повлияло. Тут и всякого рода стереотипы о России: высокодуховная, избранная и самобытная, но и варварская, не вполне цивилизованная, отсталая. В центре первого сезона — съемки настоящей «Санта-Барбары» исландского художника Рагнара Кьяртанссона. Он размышляет о том, что именно в 90-е, когда сериал показали в России, в страну хлынуло искусство. Автор проекта намерен переснять все серии знаменитой саги прямо на глазах у посетителей.
-
Каждый день съемочная группа будет снимать ровно одну серию. Тут же ее смонтируют и покажут зрителям на специальной площадке. За процессом можно наблюдать абсолютно спокойно. Площадка включает четыре специально созданные локации, монтажную комнату, гримерный и костюмерный цеха.
-
Кроме того, Кьяртанссон вместе с Ингибьорг Сигурьонсдоттир курирует выставку «В Москву! В Москву! В Москву!», которая собрана из работ их друзей – художников и музыкантов. Название отсылает к знаменитой реплике чеховских трех сестер в одноименной пьесе. По легенде художник в детстве зачитывался классиком, а когда приехал в московский «Макдоналдс», то на кассе увидел Машу, Олю и Ирину. Тогда же он подумал: «А они все-таки добрались до Москвы!» По мотивам этой истории была создана фотография, которая стала отправной точной цикла работ разных художников данной выставки.
-
Еще одно выставочное пространство состоит почти полностью из русских художников. Оно называется «Я моторы-гондолы разбираю на части. Карнавал в четырех действиях». Это строчка из знаменитой песни «Мумий Тролля». Здесь располагается масса отдельных выставок, объединенных одной темой карнавала.
-
Кураторы распланировали полугодовую программу перформансов. Например, VR-выставку в специально созданном игровом мире, рейв на подземной парковке, стендап выступления на Ярмарочной площади.
-
Художники массово стараются переосмыслить влияние культуры 90-х на современный мир. И если на первом этаже вовсю снимается «Санта-Барбара», то этажом ниже Алена Апина и Ирина Салтыкова читают на видео переведенные на английский язык стихи своих культовых песен. По мнению кураторов и художников, именно так строчка «Ясный мой свет, ты напиши мне» приобретает почти шекспировское звучание.
-
Помимо прочего, на территории пройдут кинопоказы и обширная просветительская программа. Для того чтобы попасть на сеанс, достаточно регистрации и наличия QR-кода.
-
Конечно, точная сумма вложений в ГЭС-2 неизвестна. За выкуп здания компания «Новатэк» заплатила 1,7 млрд рублей. Реконструкция здания, по оценке британского издания The Art Newspaper, обошлась в 150 млн евро. Работы по перекладке коммуникаций, благоустройству моста и территорий вокруг Дома культуры взял на себя город — имущественный комплекс Москвы, по словам его руководителя Владимира Ефимова, выделил на эти цели 10 млрд рублей.
-
За тем, станет ли ГЭС-2 одной из главных культурных точек притяжения в Москве, будет следить и «БИЗНЕС Online».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 33
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.