Обвинения в налоговой недобросовестности — главная претензия налоговых органов последних лет. Проверки становятся все строже. Почему построение эффективной налоговой стратегии является одной из первоочередных задач бизнеса и каковы основные тенденции в налоговом администрировании и контроле? Об этом в интервью рассказала к. э. н., управляющий партнер аудиторской фирмы «Палладиум», лектор МВА, эксперт по вопросам налогообложения и структурирования бизнеса Альбина Губайдуллина.
Альбина Губайдуллина: «Мероприятия налогового контроля — трудоемкий процесс и неизбежный стресс для налогоплательщика. При этом фокус смещается в сторону предпроверочного анализа»
Налоговый орган пробует новые подходы — доля «самостоятельных уточнений» растет
— Альбина Рамилевна, как сейчас чаще поступают с бизнесом, заподозренном в уклонении от уплаты налогов? Вызывают руководителя на доверительную беседу или сразу назначают выездные налоговые проверки?
— Цивилизованное разрешение спора в суде, в котором стороны приводят аргументы по толкованию норм Налогового кодекса, стало почти экзотикой. «Выяснение отношений» сместилось на досудебную стадию. Мы наблюдаем активное проявление «суррогатов» в налоговом контроле — множественность различного характера комиссий и требований на стадии до назначения выездной налоговой проверки, сокращение количества выездных налоговых проверок, но при этом кратное увеличение поступлений в бюджет.
Продолжает набирать популярность упор на работу комиссий по легализации и, как итог, добровольное уточнение налогоплательщиками налоговых обязательств. Так, в своем выступлении «Новшества налогового администрирования и проверок в 2022 году» заместитель начальника контрольного управления ФНС России Константин Новоселов отметил, что по итогам 2019 года доля самостоятельных уточнений составила 38 процентов от общей суммы поступлений в рамках налогового контроля. В 2020-м это было 54 процента, по итогам 9 месяцев 2021-го — 52 процента.
— Самостоятельно и добровольно — звучит, конечно, оптимистично, но что на самом деле стоит за этими цифрами?
— Мероприятия налогового контроля — трудоемкий процесс и неизбежный стресс для налогоплательщика. При этом фокус смещается в сторону предпроверочного анализа. Налоговый орган пробует новые подходы, а контроль становится все строже. Константин Новоселов на конференции «Налоговая среда 2021–2022» обозначил такие основные тренды налогового контроля – 2022, как пресечение схем уклонения от налогообложения, акцент на добровольном уточнении налоговых обязательств, цифровизация налогового контроля и «обеление» проблемных отраслей, таких как строительство, общепит, клининг и аутстафинг.
— На что в первую очередь падает «государственное око»?
— Отвечая на этот вопрос, я опираюсь на практику успешной реализации сопровождения и оспаривания результатов налоговой проверки специалистами нашей компании: от серьезного пересчета недоимки и кратных уменьшений штрафов до полного отказа от налоговых претензий под давлением массива доказательств, собранных нашими экспертами. Так, нами сформированы основные схемы уклонения от уплаты налогов, привлекающие внимание ФНС:
1. уменьшение НДС / налога на прибыль путем фиктивного приобретения товаров/услуг у «технических» компаний;
2. искусственное дробление бизнеса в целях неправомерного применения специальных режимов налогообложения;
3. подмена трудовых отношений гражданско-правовыми с целью извлечения налоговой выгоды (например, оформление трудовых отношений с наемными сотрудниками как с самозанятыми);
4. совершение действий, направленных на искусственное создание условий для использования пониженных налоговых ставок, налоговых льгот, освобождения от налогообложения.
«Несмотря на то, что налоговая обладает значительным объемом информации и настаивает на «добровольном» уточнении деклараций, задачей предпринимателей остается доказать реальность совершения операций и непричастность к разрывам второго-третьего и последующих звеньев»
На комиссии налогоплательщику предъявляется гора фактов
— То есть «Большой Брат следит за нами»?
— Тотальная цифровизация позволяет налоговой отслеживать всю цепочку поставщиков и сделок, IP*, MAC-адреса отправки и согласования банковских платежей, анализировать операции с аффилированными и подконтрольными лицами, анализировать перемещение товаров и недвижимого имущества. Так, ФНС можно представить как наиболее мощную IT**-компанию на сегодняшний день, в арсенале которой есть такие сервисы, как:
- развивающаяся система АСК «НДС-2» с учетом внедрения функционала «Операции особого контроля»;
- цифровая платформа ФНС по взаимодействию с кредитными организациями и получению всей имеющейся у них информации в целях налогового контроля;
- автоматизированная скрининговая система распознавания фирм, подменяющих трудовые отношения операциями с самозанятыми;
- внедрение системы прослеживаемости импортных товаров;
- аналитическая система риск-ориентированного подхода при контроле внешнеторговых операций.
— Неудивительно, что на комиссии налогоплательщику предъявляется гора фактов, подтверждающих нереальность сделки и недобросовестность контрагента, что ничего не остается, как согласиться на подачу уточненной налоговой декларации и доплату налогов?
— Я не соглашусь с этим утверждением. Несмотря на то, что налоговая обладает значительным объемом информации и настаивает на «добровольном» уточнении деклараций, задачей предпринимателей остается доказать реальность совершения операций и непричастность к разрывам второго-третьего и последующих звеньев, тем самым избежав возможных доначислений по налогам.
— Но ведь обычно налоговая не сообщает, что в отношении фирмы начат анализ по включению в план проверок? Есть какие-то косвенные признаки, указывающие на это?
— Помимо классических требований «вне рамок налоговых проверок» по представлению документов в отношении конкретной сделки, налоговый орган начнет запрашивать и анализировать информацию относительно имущества общества и контролирующих его лиц, структуры кредиторской и дебиторской задолженности, ну и, конечно, направит уведомление о вызове налогоплательщика для представления пояснений по осуществленным сделкам.
Именно на этом этапе я советую детально проанализировать всю имеющуюся информацию и оценить возможные налоговые риски, чтобы своевременно принять действия, направленные на их минимизацию.
Рассматриваются дела по налоговым проверкам десятилетней давности
— Наверное, в такой ситуации возникает большое искушение спрятаться в серой зоне «гаражной экономики»?
— Не думаю, что это верный путь. Уже сейчас ФНС планирует администрировать площадки объявлений, такие как Avito, «Юла» и прочие. Мы уже были свидетелями доначисления налогов кондитеру, продавшему тортик налоговому инспектору через соцсети, и налоговая будет продолжать проверять тех, кто до этого не вышел из тени. Сказать, что «сделал это в первый раз», не получится. Налоговой достаточно проанализировать содержание выписки по расчетному счету, привязанному к карте, провести опрос плательщиков-покупателей и проанализировать данные объявлений в сети Интернет.
— Альбина Рамилевна, какие направления в налоговой политике можно сейчас выделить?
— В начале осени минфин России опубликовал основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022–2024 годы. В качестве основного направления налоговой политики руководитель ФНС Даниил Егоров назвал необходимость создания новой онлайн-модели налогового администрирования. То есть функции по исчислению налогов должны полностью перейти на сторону налоговой, а задача предпринимателей будет сводиться к проверке начислений1.
Кроме того, в соответствии с налоговой политикой на 2022–2024 годы налоговым органам могут разрешить взыскивать налоги с дебиторов налогоплательщика. Может быть усовершенствован институт налоговой тайны ― если налогоплательщик даст свое согласие, то налоговые органы смогут передавать соответствующие сведения иным лицам. Предлагается внедрить институт электронной банковской гарантии. Планируется предоставить возможность компаниям уплачивать налоги на основании «единого налогового платежа».
— Подводя итоги уходящего года, что можно сказать о самых обсуждаемых темах?
— Безусловным трендом 2021 года стал повышенный ажиотаж вокруг статьи 54.1, прежде всего по вопросам о «технических контрагентах». 10 марта 2021 года ФНС России было выпущено Письмо «О практике применения статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации». Напомню его основные положения. Достаточно прогрессивным является возврат принципа проявления должной осмотрительности, которая вернулась в налоговые споры после нескольких лет небытия в определении Верховного суда по делу «Звездочки» об осмотрительности при выборе контрагента.
Хотелось бы отметить, что ФНС России в уходящем году заметно усилила свои позиции во взыскании доначисленных налогов из карманов бизнесменов. Налоговики смогли убедить судей Верховного суда в том, что к субсидиарной ответственности можно привлекать компании холдинга и выгодоприобретателей, на которых выводились активы. И это на фоне общего роста количества побед налоговых органов по данной категории дел. Сейчас в арбитражных судах по налоговой субсидиарке все еще рассматриваются дела по налоговым проверкам десятилетней давности.
Это лишний раз подчеркивает важность своевременного реагирования: защита директоров, бенефициаров и членов их семей от субсидиарной ответственности начинается задолго до процедуры банкротства, а именно на этапе проведения предпроверочного анализа.
Сайт: afpalladium.com
Тел: 8(800)500-78-11
* IP (internet protocol) — идентификатор устройства в компьютерной сети
** IT (information technology) — информационные технологии
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 22
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.