Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан провел второй концерт XI международного фестиваля современной музыки им. Софии Губайдулиной Concordia. О том, как Юрий Башмет поражал публику виртуозной игрой, а Михаил Дзюдзе открывал возможности балалайки-контрабаса, — в материале «БИЗНЕС Online».
В ГБКЗ им. Сайдашева состоялся второй концерт XI международного фестиваля современной музыки им. Софии Губайдулиной Concordiа под управлением Александра Сладковского
«Лучшего подарка придумать невозможно!»
В ГБКЗ им. Сайдашева состоялся второй концерт XI международного фестиваля современной музыки им. Софии Губайдулиной Concordia, который провел Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского. В программе концерта были заявлены «Поэма-сказка» Губайдулиной, симфония Гектора Берлиоза для оркестра с солирующим альтом «Гарольд в Италии», первое исполнение в Казани симфонической фантазии «Суворов» Антона Танонова, фильма-концерта Евгения Петрова, «Полифонического танго» Альфреда Шнитке и мировая премьера симфонии №5 Александра Чайковского, посвященной лично худруку ГСО РТ.
Солисты были подобраны под стать сложнейшему репертуару — не нуждающийся в дополнительных представлениях Юрий Башмет и заслуженный артист России Михаил Дзюдзе, выдающийся исполнитель на балалайке-контрабасе, который первым перевел этот инструмент из ансамблевого в ранг солирующего. Отметим, что Дзюдзе успел не только выступить на концерте, но и провести мастер-класс в Казанской консерватории, напомним, что здесь с нового учебного года профессорствует Сладковский. Продюсер Дзюдзе Инга Кутянская поделилась в своем «Фейсбуке», что концерт они ждали более двух лет. «Оркестр высочайшего уровня, музыкальной дисциплины, культуры звука, отзывчивости солисту! Лучшего подарка придумать невозможно!» — написала Кутянская.
Юрий Башмет слева от Александра Сладковского
Синергия больших музыкантов в симфонии Берлиоза
Первой прозвучала «Поэма-сказка» Губайдулиной. ГСО РТ уже отшлифовал исполнение этого произведения, но все равно каждый раз открывает в нем новые грани, которые работают здесь и сейчас. Всем нам хочется почувствовать немного волшебства в это непростое время, и главный оркестр Татарстана в полной мере утолил это желание, погрузив слушателей в тонкую поэзию, раскрывая невесомую красоту музыки Губайдулиной.
Поистине кульминацией первого отделения стало исполнение симфонии Берлиоза «Гарольд в Италии», солировал в которой Башмет. Последний раз выдающийся альтист был в Казани в 2017 году, также на Concordia, публика успела соскучиться по известному музыканту и встретила его бурными овациями. Изначально идея создания симфонии принадлежала Паганини — он просил Берлиоза написать для него новую композицию в стиле Фантастической симфонии, чтобы самому исполнить альтовую партию. Но Берлиоз отрицательно относился к жанру сольного виртуозного концерта и решил создать симфонию в новом стиле, а вовсе не сочинение, написанное с целью показать блеск индивидуального таланта Паганини.
Композитор посвятил симфонию своему близкому другу Эмберу Феррану, который, по некоторым данным, предложил ему выбрать в качестве программы поэму Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда». Песнь о странствиях героя по Италии сплелась с впечатлениями композитора о своем путешествии в эту страну. Берлиоз писал, что «хотел уподобить альт меланхолическому мечтателю в духе Чайльд-Гарольда, помещая его среди поэтических воспоминаний, оставшихся от скитаний в Абруццах». И действительно, симфония раскрывает перед нами романтический, меланхолический образ байронического героя, который виртуозно воплощает альт Башмета. Чайльд-Гарольд поэтичен и напряжен, пытается обрести свое место в мире, размышляет и страдает. Богатую фактурную палитру итальянской провинции раскрывает Госоркестр РТ. Богатство колорита и чувственные народные напевы были ярко переданы, а взаимодействие оркестра с Башметом рождало подлинную синергию больших музыкантов.
Михаил Дзюдзе, выдающийся исполнитель на балалайке-контрабасе слева от Александра Сладковского
«Если бы исполнение было на 2-3 градуса ниже, публика бы это не восприняла»
Во втором отделении прозвучали премьерные для Казани симфоническая фантазия «Суворов» Танонова, фильм-концерт Петрова для балалайки-контрабаса и фортепиано с оркестром и «Полифоническое танго» Шнитке. «Прозвучать в исполнении одного из лучших оркестров мира — это большая честь и большая ответственность, — поделился композитор Танонов. — Когда я посылал партитуру, я очень переживал — важно, чтобы у таких мастеров в руках были произведения, достойные их. И сегодня великолепный ансамбль солиста Михаила Дзюдзе, уникального исполнителя на контрабасе-балалайке, очень харизматичного и яркого артиста, который дарит миру новый инструмент, вместе с оркестром под управлением Александра Витальевича Сладковского подарил мне море эмоций и восторга. Моя музыка как будто заново сочиняется в этом исполнении. Счастлив сегодня быть в Казани».
Наконец, где, как не в Казани, должна была состояться мировая премьера симфонии №5 Александра Чайковского, посвященной Сладковскому? Многолетнее сотрудничество и дружба композитора и дирижера приносит неожиданные плоды для публики. А присутствие Чайковского на концертах в Казани дарит слушателям уникальную возможность пообщаться с ныне живущим классиком и ощутить от этого невероятное энергетическое насыщение, как отмечал сам Сладковский. Создавалось ощущение, что все слушатели в ГБКЗ в этот вечер присутствуют при историческом событии — возможно, публике повезет, и мы когда-нибудь услышим запись этой симфонии в исполнении ГСО РТ.
Присутствие Чайковского на концертах в Казани дарит слушателям уникальную возможность пообщаться с ныне живущим классиком и ощутить от этого невероятное энергетическое насыщение, как отмечал сам Сладковский
«У меня совершенно потрясающее настроение и просто фантастические впечатления. Я очень доволен, совершенно восхищен оркестром, маэстро Сладковским и публикой Казани. Это совсем не легкое сочинение и даже страшноватое в некоторых моментах, — сказал Чайковский после концерта. — Если бы исполнение было на 2–3 градуса ниже, публика бы это не восприняла. Но придает оптимизма, что современная музыка хорошо воспринимается современной публикой в таком исполнении. Мой педагог Тихон Николаевич Хренников всегда учил — старайтесь все время свою музыку давать хорошим исполнителям, потому что плохие могут все испортить». Разумеется, в финале вечера прозвучала визитная карточка ГСО РТ — «Стан Тамерлана» все того же Чайковского, а композитор и дирижер сели на дирижерский пульт, словно наслаждаясь уютным моментом у костра.
Следующий концерт XI международного фестиваля современной музыки им. Софии Губайдулиной Concordia состоится 13 ноября. В программе — премьерное исполнение в России Transient для оркестра (переложение П. Тиллинга) Й. Мотчмана, премьера в Казани Zimzum Б. Бертельсмайер и симфонии №5 Х.В. Хенце, а также Concerto soirée для фортепиано с оркестром Н. Роты. Солист — известный ирландский пианист Барри Дуглас, дирижер — Петер Тиллинг.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 23
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.