Главная беда в том, указывает Яков Миркин, что ни население, ни правительство не осознало массовую гибель пожилых людей от ковида как национальное бедствие. Миркин предлагает решительные меры: обязательная вакцинация пожилых плюс серьезная денежная помощь привитым. «Вы 75+ и прошли полную вакцинацию? Получите 40 тысяч!» Обязательную вакцинацию Миркин предлагает для всех, кому за 65, если нет медицинских противопоказаний и если человек не переболел ковидом. И это не нарушение прав человека — это обеспечение права жить. «У нас национальное бедствие, — заключает Миркин. — Нам нужны сейчас вся хитрость, весь ум, весь опыт, чтобы справиться с ним».
Яков Миркин: «Если в российском обществе есть духовность, если есть соборность, если мы всем миром готовы что-то решать, то мы должны все вместе что-то сделать, чтобы в пандемию не уходили старики»
Спасти пожилых!
О чем нужно кричать каждый день, на всех углах, со всех экранов? Мы теряем старших, они погибают в неслыханных масштабах в мирное время. Если в российском обществе есть духовность, если есть соборность, если мы всем миром готовы что-то решать, то мы должны все вместе что-то сделать, чтобы в пандемию не уходили старики. Минздрав еще в августе 2021 года объявил, что 85% ушедших от ковида — те, кто старше 60 лет. Другой открытой статистики у нас нет, но другие страны тысячу раз подтверждают, что везде, повсеместно то же самое — хуже всего в пандемию тем, кто прожил большую жизнь.
В США 75,7% смертей, связанных с пандемией, случились в возрасте от 65 лет и старше. Если добавить тех, кому от 55 до 64 лет, — почти 90%. 26,1% тех, кто погибли от ковида, были в возрасте от 75 до 84 лет, 27% — от 84 лет и старше (CDC, Минздрав США). Та же картина в Европе. В Германии те, кто перешел планку 60 лет, составляют 95,2% умерших от пандемии. От 70 до 79 лет — 20,8% тех, кто не смог пережить заражение, от 80 до 89 лет — 44,2%, от 90 лет — 20,9% (Statista).
Мужчин умирает гораздо больше. В США в возрасте от 65 до 74 лет 60% тех, кто ушел от ковида, — мужчины. В Германии — 64% (в интервале от 70 до 79 лет). Можно не сомневаться, что у нас похожее «распределение». Как ненавистны холодные термины статистики в пандемию, когда они относятся к таким вещам, как жизнь и смерть!
За апрель 2020 — сентябрь 2021 года 460 тыс. умерших, имевших диагноз «ковид» (Росстат), при «избыточной смертности» в России за это время свыше 700 тыс. чел. По расчетам, «избыточная смертность» за 2020–2021 годы достигнет 0,9 — 1 млн чел. (если сравнивать с 2019-м). Мы потеряли — и потеряем — за два года больше 700 — 800 тысяч чел. старше 60 лет. В октябре 2021 г. у нас бьются все послевоенные рекорды смертности (А. Ракша).
Мы стараемся эту цифирь не читать, от нее слишком тяжело на сердце. Мы пропускаем ее мимо глаз. Хорошо бы о ней не думать, пусть жизнь идет как идет, и ничто пусть не меняется на наших улицах, в нашей толчее, разве что временно, в локаут не заскочишь выпить чашку кофе в придорожное кафе. Но каждый день все равно кричит — старшим больно, они уходят, хотя могли бы жить. У нас сейчас крайне высокая смертность. Мы мечтали о том, что в России через несколько лет будет ожидаемая продолжительность жизни хотя бы 75+, а на самом деле она стала гораздо ниже. В 2019 году она достигла 73,3 года, в 2020 году упала до 71,5 года (Росстат). А дальше что ждать? Похоже, что в 2021 году она опустится ниже 70 лет, для мужчин не будет дотягивать до 65 лет, для женщин — ниже 75 лет. Это примерно 110-е место в мире.
Это национальное бедствие необходимо остановить
Причины бедствия? Одна из причин ясна — мы находимся на 120 — 125-м месте в мире по уровню вакцинации (на конец октября 2021 года). Доля полностью вакцинированных в США — 57%, в Европейском союзе — 67%, в Великобритании — 68%, в Бразилии — 56%, в Турции — 58%, у нас — 35% (Statista).
А среди старших, среди тех, кому больше 70 лет или даже 80 лет? Открытых данных по России нет. Во Франции 91% тех, кто в возрастной группе от 70 до 79 лет, полностью вакцинированы, в Чехии — 88%, в Италии — 88%, в Израиле, где так много наших соотечественников, — 88%, в Финляндии — 97%. А если вам 80+, со всеми возрастными проблемами? Во Франции — 81%, в Чехии — 83%, в Италии — 94%, в Финляндии — 92%. А как быть тем, кому от 60 до 69 лет? Полностью вакцинированы во Франции — 81%, в Чехии — 76%, в Италии — 86%, в Израиле — 88%, в Финляндии — 89% (Our World in Data). Это одна из главных причин, почему осенью 2021 года в ряде стран такая низкая смертность, хотя пандемия разгуливает по Европе «по полной катушке».
Так что же делать? Плакаться, входя в зиму, ничего не меняя? Нет, так нельзя. Нам всем нужно, чтобы общество осознало массовую гибель старшего поколения как национальное бедствие, как жесточайший вызов послевоенного времени. Открыть статистику пандемии, фатальных исходов и вакцинирования по возрастам и полу. Снять разрывы в статистике, которые могут вводить в заблуждение. Сделать ее полной, доступной каждому (пример — страны ЕС). Пусть лучше общество испугается, но сохранит жизни.
Открыть новые каналы денежной помощи тем, кому 70+, но при условии вакцинации. Ничего не поделаешь, это очень нужно. Денег для этого более чем достаточно, мы захлебываемся в огромных денежных резервах, бюджет — профицитен. Вы прошли полную вакцинацию? Вам 75+? Получите 40 тысяч! За 120 млрд руб. (для государства это очень небольшая сумма) сберегается 3 млн жизней! Ввести обязательную вакцинацию для тех, кому 65+, если нет медицинских противопоказаний и если вы уже не переболели. Нарушение прав человека? А что делать? Самое большое право — жить. Общество мало доверяет вакцинам и уровню их производства? Покажите ему публично систему тотального госконтроля за качеством и распределением вакцин.
У нас замечательно развито искусство пропаганды, оно одно из лучших в мире. Очень нужно обратить его, именно сегодня, на массовое сознание — не берите греха на душу, дайте сберечь старших, пусть это будет настоящий локаут, а не турпоездки, пусть это будет, действительно, масочный режим, а не отсутствие масок на улыбающихся лицах. Вот уж где нужен гром с экранов и штрафы в прямом эфире! Гораздо больше экранного времени, гораздо больше обращений от тех, кто любим в народе. Мы знаем, что хорошо умеем достучаться до всех, изменяя массовое поведение людей. У нас — национальное бедствие. Нам нужны сейчас вся хитрость, весь ум, весь опыт, чтобы справиться с ним.
Яков Миркин, заведующий отделом международных рынков капитала Института мировой экономики и международных отношений РАН
«Российская газета», 02.11.2021
Яков Миркин — доктор экономических наук (2003), профессор, лауреат премии президента России, заслуженный экономист РФ, заведующий отделом международных рынков капитала Института мировой экономики и международных отношений РАН, профессор Финансового университета при правительстве РФ, научный руководитель бизнес-школы при Финуниверситете («Международная школа бизнеса»), председатель совета директоров инвестиционной компании «Еврофинансы», председатель комитета по финансовым рынкам и кредитным организациям Торгово-промышленной палаты России, автор книг «Финансовое будущее России: экстремумы, бумы, системные риски» (2011), «Финансовый конструктивизм» (2014), «Ценные бумаги и фондовый рынок» (1995), более 10 монографий.
Родился в 1957 году.
Окончил Московский финансовый институт по специальности «финансы и кредит» (1979).
Работал в Государственном банке СССР.
1993–2009 — заведующий кафедрой «Финансовые рынки и финансовый инжиниринг», директор, затем научный руководитель Института финансово-экономических исследований Финуниверситета.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 23
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.