Совсем скоро исполнится ровно год с трагической смерти владыки Феофана и перевода татарстанских православных под крыло нового митрополита — Кирилла. На казанскую землю он прибыл не один, внеся существенные правки в контурную карту влиятельных лиц местной православной общины. Кого-то новый «пастырь» отодвинул на второй план, расчистив поле для «своих», а кто-то при нем и сам воспрянул духом, выйдя из немилости. Корреспонденты «БИЗНЕС Online» вместе с экспертами изучили все перемены и составили свежий топ тех, кто на самом деле «рулит» православной жизнью в республике.
Совсем скоро исполнится ровно год с трагической смерти владыки Феофана (на фото) и перевода татарстанских православных под крыло нового митрополита — Кирилла
Как составляли?
В предыдущий раз рейтинг влиятельных персон православного Татарстана выходил в 2019-м. За два года расстановка сил на этом поле изменилась: кто-то перевелся на другую должность в РПЦ, кто-то умер естественным образом, кого-то забрал ковид. В числе последних оказался лидер нашего прошлого «православного» рейтинга митрополит Феофан (Ашурков). На казанской кафедре он успел прослужить пять лет и оставил глубокий след в жизни Татарстанской митрополии. На его место пришел из Екатеринбурга новый митрополит — Кирилл (Наконечный).
Новый рейтинг, приуроченный ко Дню народного единства и праздника в честь Казанской иконы Божией Матери, возможно, должен был выйти раньше. Однако новый духовный лидер православного Татарстана не спешил с ротацией кадров. Потребовался практически год с момента смерти Феофана для того, чтобы вопросы кадровой политики нового руководства Татарстанской митрополии более-менее определились.
Методология составления нашего рейтинга осталась прежней. В его основе лежит опрос экспертов, разбирающихся в жизни православной общины республики и знающих ситуацию изнутри как с формальной, так и неформальной стороны. В их числе политики, ученые, общественные деятели и инсайдеры из первых эшелонов татарстанской митрополии и патриархии. Мы оценивали кандидатов прежде всего по степени их влияния на жизнь православных.
Мы традиционно не включили в топ-50 несколько человек, которые, с одной стороны, бесспорно достойны внимания, но с другой — не в полной мере подчиняются методологии составления рейтинга. Речь главным образом идет о президенте Рустаме Минниханове и госсоветнике Минтимере Шаймиеве. Их мы вынесли за рамки, так как для православной общественности они делают не меньше, чем для мусульман, соблюдая паритет между ними, сформулированный еще первым президентом РТ (Кул Шариф – Благовещенский собор, Болгар – Свияжск, Болгарская исламская академия – собор Казанской иконы Богоматери и т. д.). Традиционно не стали включать в рейтинг также и основных меценатов возрождаемых культовых объектов — гендиректора «Татнефти» Наиля Маганова и экс-гендиректора ТАИФа Альберта Шигабутдинова.
Кирилл потеснил с прежних позиций «гвардию», оставшуюся от Феофана, и вывел в первые ряды собственную команду, которую привез с собой из столицы Урала
«У владыки Кирилла другой принцип — он вообще не любит заниматься политикой»
Согласно уставной иерархии, у православной церкви есть свои генералы. Таковым в республике является правящий архиерей в лице 60-летнего митрополита Казанского и Татарстанского Кирилла, которому мы и отдали первую строчку нашего рейтинга. «Он добр, мудр и справедлив и в то же время скромен, как и надлежит настоящему христианину», — отзываются об архипастыре его доброжелатели.
Владыка Кирилл прибыл в республику в декабре прошлого года из бурного Екатеринбурга, где он считался весьма влиятельной фигурой и где ему довелось пережить череду крупных скандалов. Казань стала для него тихой гаванью. Прибыв сюда, митрополит начал действовать диаметрально противоположно тому, как вел себя владыка Феофан — никакой внешней активности не проявлял, а занялся исключительно внутренними делами митрополии. За короткое время Кирилл потеснил с прежних позиций «гвардию», оставшуюся от Феофана, и вывел в первые ряды собственную команду, которую привез с собой из столицы Урала.
«Многопалубный корабль татарстанской церкви был выструган Феофаном, и его капитанский мостик пришелся примерно вровень с башнями Казанского кремля, — заявил „БИЗНЕС Online“ один из источников в среде патриархии. — Потому, кто бы теперь ни стоял на этом капитанском мостике, он будет смотреться достаточно высоко. Если, конечно, не начнет рубить под собой палубу, на которой покоится этот трон».
Прослуживший на трех континентах, хорошо знавший мусульман, дипломатичный Феофан очень много внимания уделял выстраиванию отношений с местными элитами. Владыке Кириллу в этом смысле пришлось тяжелее: погружаться в работу ему довелось практически с нуля, дипломатического опыта он не имеет, служил всегда исключительно в русских регионах. Феофан и Кирилл — совершенно разные типажи, что и не хорошо, и не плохо. Если для первого заниматься политикой было одно удовольствие, то для второго это скорее в тягость. «У владыки Кирилла другой принцип — он вообще не любит заниматься политикой. Хотя в Татарстане, наверное, все-таки следовало бы. Он не станет с кем-то дружить просто так, потому что дружить надо из политических соображений. Если у него отношения складываются, он будет дружить, общаться. Если нет, то нет», — делится своим впечатлением один из наших собеседников.
Владыка Кирилл считается по своей натуре молитвенником: он очень много служит на разных приходах, предпочитая живой диалог с паствой. Выступать публично и на камеру, как тот же Феофан, он не любит, хотя в своих редких проповедях новый владыка бывает красноречив и вариативен. На службах Кирилл, как и Феофан, бывает жестким, тоже может отругать священников за неправильные действия, вот только если последний мог сделать это публично, то новый владыка лучше подойдет отдельно к провинившемуся и выскажется тет-а-тет. Как отмечают наши собеседники, без фанатизма, только обоснованные и справедливые замечания. Другие источники, напротив, полагают, что «гонять попов» — одно из наиболее любимых и мастерски освоенных занятий митрополита Кирилла, однако свои действия он предпочитает не афишировать.
Из-за того, что Кирилл часто бывает на выездах и на службах, к нему очень нелегко попасть. Но если уж кто оказался на аудиенции, то он как руководитель всегда выслушает, попытается разобраться в проблеме.
Трудно не заметить, что за время службы в Татарстане многие свои действия Кирилл стал предпринимать как бы в пику внутрицерковному порядку, который установился при прежнем архипастыре. Скажем, митрополит Феофан фактически изгнал бывшего настоятеля Свияжской обители игумена Силуана (Хохиашвили) за пределы Татарстана и России, а владыка Кирилл его ненадолго вернул, пригласив на празднование 30-летия Раифского Богородицкого монастыря. Еще более красноречивый пример связан с судьбой опального Анастасия (Меткина). Известно, что Феофан хоть и принял Меткина «на покой» в Казани, но держал его на расстоянии, никогда не приглашая ни на какие службы или публичные мероприятия. Иное дело Кирилл — при нем митрополит Анастасий снова стал публичной фигурой и даже был приглашен на освящение собора Казанской иконы, где сослужил патриарху Московскому и всея Руси Кириллу (Гундяеву).
О сближении нового казанского митрополита с Анастасием мы уже неоднократно писали. Добавим только, что в некотором смысле оба иерарха относятся к одному православному крылу. Дело в том, что внутри РПЦ нет жесткой вертикали власти, как это представляется со стороны, и многие правящие архиереи в епархиях и митрополиях привыкли к самостоятельности от Москвы. Таким «суверенитетом» более четверти века наслаждался Анастасий в Татарстане, такая же независимость была, судя по всему, на Урале у Кирилла — иначе как объяснить, что в прошлом его ближайший сподвижник схиигумен Сергий (Романов) так легко сумел выстроить собственную монастырскую вольницу на десятках гектаров таежной земли?
Впрочем, митрополит Кирилл жестко выступил против опального схиигумена. В частности, в прошлом году он написал открытое письмо с осуждением арестованного священника. Полмесяца назад в московском суде, где идет судебный процесс над Сергием, митрополит выступил в качестве свидетеля. Как известно из СМИ и рассказов очевидцев, там Кирилл и схиигумен помирились, обменявшись взаимными прощениями. «Я посижу и за вас, и за всех», — загадочно добавил при этом Сергий (Романов).
В конце сентября Самойленко решением синода назначили ректором Казанской духовной семинарии, что для некоторых стало полной неожиданностью
Второе рождение
На второе место рейтинга эксперты поместили протоиерея Владимира Самойленко — человека, вряд ли знакомого широкой пастве, но весьма известного в высших эшелонах власти Татарстана. Это бывшая правая рука владыки Феофана, его верный помощник, следовавший последние 17 лет за ним по землям Ставрополя, Челябинска, Ульяновска и сумевший прочно закрепиться в Казани. При Феофане он занимал должность секретаря казанского епархиального управления, был вторым человеком в административном механизме епархии. Без его участия в каком-то смысле не решался ни один значимый вопрос. Хотя сам Самойленко без одобрения Феофана ничего глобального, конечно, не решал. Но в силу своей приближенности к владыке обладал непререкаемым авторитетом и весом во внутриепархиальной политике.
«Отец Владимир обладает собственным ресурсом влиятельности и довольно высокими связями, — объясняют собеседники „БИЗНЕС Online“. — Эти связи не представляют из себя никакой тайны — они были наработаны самым естественным путем, когда Самойленко на протяжении почти двух десятков лет служил под началом митрополита Феофана. Все это сообщает отцу Владимиру дополнительную устойчивость и самостоятельность».
После смерти патрона долгое время считалось, что отец Владимир покинет Татарстан, ну или, по крайней мере, оставит занимаемую должность, особенно когда Кирилл привез собственного помощника, о котором пойдет речь ниже. Но отставки так и не происходило. Отец Владимир с цветами в руках первым стоял у трапа самолета, встречая новое руководство епархии из Екатеринбурга. Ему же отводилась роль проводника в знакомстве нового владыки с хозяйством митрополии. Опять же в силу некой отстраненности Кирилла от вопросов политики все взаимодействие митрополии с аппаратом президента и властями республики легло на плечи отца Владимира. Он им был знаком, с ним они уже работали. Так было проще и эффективнее накануне важнейшего события — освящения Казанского собора. При этом такая же практика остается и сегодня. «Если есть какие-то вопросы — выйти на аппарат президента, что-то скоординировать, — то это делается через Самойленко. Все его наработки сохраняются, используются. Он заслуженно пользуется уважением у руководства республики. Сейчас он переключился на работу в семинарии (прошение об освобождении от должности секретаря Казанской епархии Самойленко написал лишь в конце октября — прим. ред.), поэтому из жизни епархиального управления постепенно будет уходить. Но вот вопросы взаимодействия с аппаратом президента так за ним и остаются», — рассказывают наши собеседники.
В конце сентября Самойленко решением синода назначили ректором Казанской духовной семинарии, что для некоторых стало полной неожиданностью. После смерти Феофана, выполнявшего и функции ректора семинарии, эта должность долгое время оставалась вакантной. На ней митрополит Кирилл видел своего человека и даже уже привез его с Урала — ректора Екатеринбургской духовной семинарии иеромонаха Корнилия (Зайцева). Больше полугода тот трудился в Казани, готовился принимать дела местной семинарии, даже был назначен завкафедрой исламоведения и советником ректора по контролю качества образования. Но что-то пошло не по плану, решением Москвы место отдали отцу Владимиру, а отец Корнилий уехал обратно в Екатеринбург. Некоторые собеседники «БИЗНЕС Online» уверяют, что вмешался нынешний митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений (Кульберг), пришедший на смену уехавшему в Татарстан Кириллу. Найти хорошего ректора семинарии нынче очень трудно. И когда встал вопрос, что Кирилл намерен забрать с собой ректора Екатеринбургской семинарии Корнилия в Казань, молодой Кульберг, только возглавивший уральскую кафедру, якобы не захотел делиться ценным кадром, особенно когда началось строительство нового здания семинарии в Екатеринбурге, которым кому-то надо заниматься. Митрополиту Евгению, будучи председателем синодального отдела религиозного образования и катехизации, было легко подобрать нужные слова в Москве за то, чтобы не отдавать Корнилия в Казань. В результате синод выбрал компромиссное для всех решение, избрав на эту должность Самойленко.
Но есть и иная версия событий. «Евгений Кульберг в принципе не мог противиться намерениям митрополита Кирилла, поскольку ему он обязан всей своей карьерой. Ведь именно Кирилл Наконечный рукоположил нынешнего владыку Екатеринбургского и Верхотурского вначале в диаконы, потом и в священнослужители, а затем патронировал его первые шаги в Ярославской епархии. Поэтому Кульберг не мог оказать никакого влияния на кадровые вопросы в Казани, тем более что иеромонах Корнилий — клирик патриарха и всецело подчиняется только ему», — рассказывают другие наши источники.
Так что логика назначения Самойленко, скорее всего, была иной. «После нескольких шагов митрополита Кирилла, которые вызвали, мягко говоря, недоумение в Москве, решено было уравновесить Наконечного и его команду кем-то из прежней гвардии Феофана (Ашуркова). Выбор остановился на отце Владимире. Тем более что от покойного владыки Феофана Самойленко в какой-то мере унаследовал дипломатическую школу и искусство выстраивать отношения с разными центрами силы. Таким образом, его кандидатура была утверждена на самом высоком уровне. Для отца Владимира это стало как бы „вторым рождением“. Все ожидали его ослабления, а он, наоборот, усилился. Можно сказать, что такой степенью влиятельности и самостоятельности он никогда прежде не пользовался», — заключают наши собеседники.
Эта работа знакома отцу Владимиру не понаслышке. Родной брат, протоиерей Павел Самойленко, является первым проректором Ставропольской семинарии (а в одно время исполнял там же обязанности ректора). У самого новоиспеченного руководителя Казанской семинарии имеется степень кандидата богословия, и не первый день он преподает в семинарских стенах. Кроме того, в силу недавно озвученных (на уровне патриархии) планов по постепенному превращению Казанской духовной школы в академию место ее руководителя очень перспективное для Владимира Самойленко.
Одним из влиятельных наши собеседники назвали иеромонаха Кирилла (Корытко), ставшего секретарем Татарстанской митрополии и приписанного к казанскому приходу преподобного Серафима Саровского настоятелем
Новые лица
В первые дни, когда митрополит Кирилл прибыл в Казань, ходили слухи, что следом за ним целыми автобусами понаедут члены его команды. Но это, конечно, было преувеличением и кривотолками злых языков. В действительности тех, кто приехал из Екатеринбурга, можно пересчитать по пальцам. Еще меньше среди них тех, кто имеет какой-либо вес и авторитет. Одним из влиятельных наши собеседники назвали иеромонаха Кирилла (Корытко), ставшего секретарем Татарстанской митрополии и приписанного к казанскому приходу преподобного Серафима Саровского настоятелем. В нашем рейтинге он занимает третье место.
Корытко при Кирилле — это своего рода Самойленко при Феофане, его личный помощник и правая рука. Он выступает вторым человеком в епархии по уровню допуска к информации и принятию решений. «Корытко, конечно, в курсе всего. Все, что знает владыка, знает и Корытко. Они очень близко работают. Корытко может взять на себя принятие решений, если владыка в отъезде. Человек имеет на то полномочия, так скажем, — описывают его наши собеседники. — Они на короткой ноге с митрополитом. Если есть какие-то вопросы, думаешь: „А чего уж там владыку беспокоить?“ Можно отцу Кириллу написать. Сразу же приходит ответ, что, мол, делайте так и так».
Владыка очень ценит Корытко, полностью ему доверяет и редко когда критикует. Трудно проследить карьерный путь иеромонаха, но родом он с Ярославской земли, где почти 10 лет прослужил и владыка Кирилл. Если оперировать терминами уставной субординации, то тот же Самойленко формально подотчетен Корытко. С приездом в Казань последний замкнул на себе все ключевые управленческие вопросы, за исключением, повторим, одного — аппарат президента РТ по-прежнему предпочитает звонить Самойленко. «Сослуживцы» описывают Корытко как адекватного и способного слышать секретаря митрополии.
Если в вопросах управления епархией владыка Кирилл опирается на Корытко, то в финансово-юридической плоскости — на Алексея Наконечного. Это племянник митрополита, приехавший с ним из Екатеринбурга. Он возглавил финансово-хозяйственное управление Казанской епархии. Это совершенно не публичный человек, что не помешало ему расположиться на четвертой строчке нашего рейтинга. На себе он замкнул всю хозяйственную деятельность не только епархии, но и духовной семинарии. И, как рассказывают, довольно быстро освоился в высоком статусе. Если финансово-юридические вопросы при Анастасии практически никак не были урегулированы — хотя направление важное для церкви при всех ее земельных притязаниях, — а при Феофане худо-бедно ими начали заниматься, то при Наконечном они наконец получили единого распорядителя. И, как описывают собеседники, довольно профессионального.
Завершение работ по Казанскому собору, переезд в Москву и некоторое отдаление от житейских вопросов фонда, уверяют наши собеседники, никоим образом не пошатнули влияния Ларионовой на православную жизнь Татарстана
Замыкают десятку
Вошла в пятерку лидеров недавно избранный депутат Госдумы, исполнительный директор фонда «Возрождение» Татьяна Ларионова. Правая рука Шаймиева и главный исполнитель всех его чаяний в последние годы по фонду продолжает руководить этим предприятием. С ней продолжают советоваться, к ней прислушиваются. И завершение работ по Казанскому собору, переезд в Москву и некоторое отдаление от житейских вопросов фонда, уверяют наши собеседники, никоим образом не пошатнули ее влияния на православную жизнь Татарстана.
В прошлом топе 6-ю строчку занимал замруководителя аппарата президента РТ — руководитель департамента президента РТ по вопросам внутренней политики Александр Терентьев. Формально он является главным координатором взаимодействия со всеми конфессиями в республике, выступая неким посредником между ними и президентом РТ. Поговаривают, что с Феофаном ему с первых дней не удалось найти общего языка и по этой причине он был несколько оттеснен от прямого контакта с митрополией. Взаимодействие аппарата президента РТ с православной общиной протекало в основном через его зама Руслана Мухарлямова, занявшего в свежем рейтинге 6-е место, принадлежавшее ранее Терентьеву. Сильно пошатнули позиции последнего в топе и его искренние намерения перебраться в Москву в депутатское кресло, что из-за федеральных «парашютистов» пока не произошло. «Он уже давно на этом месте и как-то себя перерос, глаз замылился. Перезрел», — отмечают наши собеседники, указывая на главенствующую роль Мухарлямова в сношениях аппарата с православным миром. Терентьев же пока опускается только на 14-ю строчку рейтинга.
На 7-е место наши эксперты поставили еще одного архиерея в Татарстане — епископа Альметьевского и Бугульминского Мефодия (Зайцева). Формально и по церковному уставу он считается вторым человеком в Татарстанской митрополии. Она разделена на несколько епархий: Казанскую, Чистопольскую и Нижнекамскую, Альметьевскую и Бугульминскую. В каждой епархии сидит свой правящий архиерей: в Казани это митрополит Кирилл, в Альметьевске — Мефодий, в Чистополе данная должность вакантна с апреля после перевода в Кемерово епископа Игнатия (Григорьева) (занимал 7-е место в прошлом рейтинге — прим. ред.) В этом смысле Мефодий выступает полновластным управляющим со всеми схожими полномочиями, как и у Кирилла, но в пределах только своей территории. Часть экспертов при оценке его степени влияния на православную жизнь предлагали расположить его сразу после митрополита, другие были против включения его даже в десятку, отмечая, что он «полностью под владыкой ходит и ничего сам не решает», нисколько не преуменьшая его авторитета.
Куда меньше споров было относительно следующего кандидата — первого вице-мэра Казани Дениса Калинкина. Его наши собеседники расположили на 8-м месте. Мэр города Ильсур Метшин уже достаточно давно делегирует Калинкину решать все вопросы города, связанные с православными. Он и сам искренне верующий человек, крестили еще в младенчестве в Никольском соборе. Калинкина часто можно встретить на службах, он активно помогает епархии, хотя и не любит афишировать этого.
Несмотря на приход новой команды, продолжает оставаться влиятельным среди православных протоиерей Алексей Чубаков
Несмотря на приход новой команды, продолжает оставаться влиятельным среди православных протоиерей Алексей Чубаков — настоятель Духосошественского храма, благочинный I казанского округа, гендиректор православной гимназии им. святителя Гурия Казанского и детского сада «Росток» при ней. Он занял 9-ю строчку нашего рейтинга. В свое время был удачно назначен настоятелем старейшего и престижного казанского прихода на Арском кладбище — храма Ярославских чудотворцев, не закрывавшего свои двери и в советские годы, хранящего сразу несколько православных святынь: один из списков первоявленной Казанской иконы Божией Матери, мощи святителя Гурия и т. д. Храм на Арском кладбище всегда считался одним из самых «прибыльных» в епархии. По этой причине именно его настоятелю в лице Чубакова еще при Анастасии было вверено возрождать на кладбищенские деньги храм Сошествия Святого Духа и православную гимназию при ней. Настоятель за годы своего служения обзавелся и обширными связями среди силового сообщества республики. Некая финансовая независимость, широкий круг спонсоров часто способствовали вольнице Чубакова, отчего у того, как рассказывают, иногда возникали разногласия с владыками. Но они всегда держали его при себе. Так поступает и митрополит Кирилл, который сам или через своего помощника Корытко порой советуется по политической обстановке в республике либо с Самойленко, либо с Чубаковым. Интересно, что, как только владыка Кирилл приехал в Казань, он «отобрал» у того храм на Арском кладбище, поставив на это прибыльное место своего батюшку из Екатеринбурга — протоиерея Николая Троицкого, занявшего в нашем рейтинге 48-ю строчку в силу только перспективности места службы, так как себя он еще проявить никак не успел. Лишение Чубакова храма на Арском кладбище, где для него во многом начиналась карьера, объяснили намерением владыки не распылять талантливого батюшку на несколько приходов, чтобы он сконцентрировался только на развитии гимназии и Духосошественском храме. Недостающие же на это дело кладбищенские деньги митрополит якобы обещал «докидывать» из епархиального бюджета.
Замыкает десятку лидеров рейтинга протоиерей Алексей Колчерин, который, служа в Тихвинском храме, считается главным окормителем татарстанских кряшен. За пару лет служения на крещено-татарском языке на новом месте народ его в целом принял, хотя первое время смотрели на нового батюшку с недоумением. Колчерин после перевода игумена Евфимия (Моисеева) в Тулу руководить местной духовной семинарией стал первым проректором Казанской семинарии, хотя сейчас уже и не занимается административной работой. Он заведует кафедрой общей и церковной истории, а также магистратурой. Как рассказывают наши собеседники, именно ему как чуть ли не единственному доктору богословия в семинарии, профессору, поставлена задача работать над повышением научной составляющей и качестве научных работ, чтобы семинария постепенно превращалась в академию.
Всегда следует помнить, что отец Марк — это лишь наместник монастыря в центре города, то есть тот, кто «охраняет место», решая только какие-то хозяйственные вопросы
На динамичных местах
Наместник Казанского Богородицкого монастыря игумен Марк (Виленский) (11) со времени прошлого топа существенно поднабрал в весе (ранее был на 17-м месте). Главным образом это произошло за счет того, что на его территории расположилась освященная в этом году жемчужина православного Татарстана — собор Казанской иконы Божией Матери. С момента закладки храма Виленский был, по сути, главным ответственным лицом, человеком, который буквально не вылезал со строительной площадки. Он оказался тем, кто встречал и провожал всех VIP-гостей республики на протяжении нескольких лет. Хотя всегда следует помнить, что отец Марк — это лишь наместник монастыря в центре города, то есть тот, кто «охраняет место», решая только какие-то хозяйственные вопросы. Настоятель же обители и новенького собора — сам владыка.
Следом в рейтинге на прежних позициях остается епископ Елабужский, викарий Казанской епархии Иннокентий (Васецкий) (12). Это человек Феофана, знакомый тому еще по службе на Кавказе. Он по решению Москвы прибыл из Магнитогорской епархии — как уверяют, в помощь владыке. Правда, как оказалось на практике, помощь на службах Феофану не требовалась, и он определил Васецкого на специально созданное под него Елабужское викариатство, но без статуса правящего архиерея как у Мефодия. В церковных кругах к Иннокентию относятся сдержанно, чего нельзя сказать о части паствы, ласково называющей его за деятельность в Магнитогорске Кешей.
Остался на прежних позициях вице-спикер Госсовета РТ Юрий Камалтынов (13). Некогда помогавший восстанавливать Свияжский Богородице-Успенский монастырь в бытность свою еще руководителем аппарата Шаймиева, продолжает стоять на страже интересов православия в Татарстане через админсовет фонда «Возрождение». Он всегда в первых рядах то на форуме православной общественности, то на освящении пещерного храма или самого Казанского собора.
Несколько усилил свое влияние в Татарстане находящийся на покое митрополит Анастасий (Меткин) (15), вернувшийся в Казань в августе 2019 года. Будучи сначала в опале у владыки Феофана, скандальный митрополит, как уже было сказано, вышел из тени при Наконечном. Сначала владыка Кирилл сам навестил Анастасия в его скромном храме Казанской иконы Богоматери в поселке Царицыно, а после стал его звать на совместные службы, даже пригласив на освящение Казанского собора. 77-летний владыка Анастасий вновь стал публичным лицом, это уже не персона нон грата, скромно служащая в пригородном Царицыно. Ряд наших собеседников уверяют, что к советам Анастасия охотно прислушивается митрополит Кирилл, в связи с чем бывшие «подельники» Меткина по скандалу в Казанской семинарии воспрянули духом и активно продвигают идею ренессанса «анастасиевской эпохи» в Казани. Однако вряд ли это получится, поскольку в Москве при имени владыки Анастасия по-прежнему морщатся и не одобряют не только «ренессанс», но и саму его активность. Вместе с тем некоторые местные священнослужители продолжают хранить свою верность Анастасию. «Кто его знает и помнит, с уважением к нему относится. Если бы он обращался с каким-то словом, призывом, проповедью, думаю, его многие бы послушали», — уверяет один из наших собеседников. При этом круг последователей Анастасия все равно выглядит достаточно узким: к примеру, его страница во «ВКонтакте» имеет всего 2 тыс. подписчиков.
Открытием рейтинга стало появление в нем депутата Госсовета РТ, гендиректора ООО «Кориб» и лидера татарстанского филиала Партии Роста Олега Коробченко (16). Бывший кандидат в президенты РТ может не только в бизнес и политику, но еще и в благотворительность. Коробченко многодетный отец и глубокий православный. Пользуясь большим авторитетом, в Закамье ему удалось объединить предпринимателей для оказания спонсорской поддержки местной православной общине. Кроме того, сам он принимает участие в строительстве кряшенского храма в Набережных Челнах, полностью содержит храм Серафима Саровского, где ведется строительство воскресной школы и образовательного центра, поддерживает закамское казачество, а сейчас активно подтягивает бизнес к строительству в автограде православной гимназии. За свою активную деятельность Коробченко не раз удостаивался православных наград. Когда владыка Кирилл приезжал в Челны, Коробченко знакомил его с Вадимом Махеевым (47), который также впервые вошел в наш рейтинг, во многом благодаря кругленькой сумме для семинарии и благотворительному фонду «Махеев», спонсировавшему несколько храмов в Елабуге.
Самый яркий вклад Валерия Сорокина в развитие православия в Татарстане — музей Казанской иконы с историей Казанского Богородицкого монастыря
Демидовы, силовики и окормитель хоккеистов
Чуть ниже по списку опрошенные эксперты разместили на этот раз председателя общественной организации кряшен Татарстана, гендиректора АО «Холдинговая компания „Ак Барс“» Ивана Егорова (17). Никто не стал умалять его заслуг в жизни кряшенской общины, возрождении Питрау, финансовой помощи при восстановлении храмов, но собственно этим все и ограничивается, уверяют наши собеседники. Если и оказывает какое-то влияние Егоров на православную жизнь, то скорее только через свою общественную организацию кряшен.
Еще ниже в свежем рейтинге наши собеседники поставили председателя совета директоров Ак Барс Банка, гендиректора АО «Связьинвестнефтехим» Валерия Сорокина (19). Самый яркий его вклад в развитие православия в Татарстане — музей Казанской иконы с историей Казанского Богородицкого монастыря. Он также помогал благоустраивать храм в Царицыно, где служит Анастасий. Вроде даже сейчас помогает с росписью этого храма. Непубличный Сорокин прежде всего известный коллекционер икон, в его собраниях можно отыскать уникальные древние образы вроде одного из старейших списков Казанской иконы Божией Матери. Вот только делиться своим частным богатством с церковью, как рассказывают, он не предпочитает. Будучи главным «кошельком» республики, если и помогает епархии, то скорее только под подпись руководства Татарстана. Отношения с местными церковными иерархами у Сорокина всегда были скорее деловыми. «Да, человек увлеченный собирательством икон, но надо сказать, что он не верующий человек. Ставить на высоких позициях атеиста в рейтинге православных деятелей, по крайней мере, не здраво», — отмечают наши собеседники.
Совсем иначе высказываются о следующем «новичке» нашего топа — начальнике управления по вопросам миграции МВД РТ Артеме Кузнецове (20). Будучи человеком глубоко верующим, он всегда с готовностью помогает местному православию. Поддерживал семинарию, в частности, говорят, помогал оформлять документы студентам-иностранцам. «Один из надежных людей, кому в любое время можно позвонить, и он откликнется», — так описывают Кузнецова священнослужители. Постоянный игрок епархиальной хоккейной команды. Один из немногих, кому доверяют нести крестным ходом Ватиканский список Казанской иконы, как это было во время патриаршего визита в 2016 году. У Кузнецова, кстати, две дочери учатся в православной гимназии Чубакова.
Члены могущественного в Татарстане православного клана Демидовых всегда славились своим авторитетом в православной общественности. Тут как минимум можно отметить, хоть они сами и не любят распространяться, главного федерального инспектора по РТ Виктора Демидова, главу Алексеевского района Сергея Демидова и председателя Счетной палаты РТ Алексея Демидова (21). Основная часть их заслуг перед православием относится скорее к прошлому и к их вотчине в Алексеевском районе: восстановление храмов, проведение знаменитого фестиваля колокольного звона и т. д. «В последнее время не видно. Хотя сделал очень много. Сейчас же достаточно незаметен в жизни Казанской епархии. Хотя Алексей Демидов дружил с предыдущим владыкой, они часто встречались», — отмечает один из наших собеседников.
Традиционно в рейтинг включают эксперты и кряшенского главу Мамадышского района РТ Анатолия Иванова (22), едва не ушедшего в этом году в Госдуму
Традиционно в рейтинг включают эксперты и кряшенского главу Мамадышского района РТ Анатолия Иванова (22), едва не ушедшего в этом году в Госдуму. Он также искренний православный, бывавший на Афоне, много делает для православной общественности на вверенной ему территории, строит храмы и воскресные школы, за что его в свое время очень ценил владыка Феофан. Сейчас в Мамадыше в историческом центре по проекту Феофана продолжается строительство храма в честь Живоначальной Троицы. Неразрывно друг с другом по рейтингу православных деятелей Иванов шагает с главой чувашской национально-культурной автономии, председателем совета директоров АО «Казанский жировой комбинат» Дмитрием Самаренкиным (23). Они в каком-то смысле родственники — якобы их дети связаны узами брака. Самого Самаренкина описывают как доброго христианина, некогда даже открывшего православную часовню на своем комбинате. Он подарил свияжскому храму старинную икону Божией Матери «Всех скорбящих радость», что само по себе уже дорогого стоит. Также жертвовал немалую сумму на Казанский собор.
На довольно высоких позициях в этом году оказался другой меценат — гендиректор ООО «Грань» Леонид Анисимов (25). В прошлом рейтинге он стоял бок о бок с гендиректором ООО «Лориен» Сергеем Кузнецовым (37). Но на этот раз эксперты их несколько развели. Анисимов многим помогает Петропавловскому собору Казани, сейчас с нуля строит храм в честь иконы Божией Матери «Всецарица» в поселке Левченко. При этом Анисимов активно работает не только на татарстанских православных, но и на мусульман — например, «Грань» фактически отстроила Болгарскую исламскую академию и комплекс Белой мечети в Болгаре. Кузнецов же, помимо финансовой помощи для ряда церквей, возглавляет фонд возрождения храма Николы Гостинодворского — древнейшей казанской церкви, где в свое время служил будущий патриарх Московский и всея Руси Гермоген.
В серединке нашего рейтинга также разместились два благочинных: один — Закамского округа протоиерей Андрей Дубровин (18), второй — Зеленодольского округа протоиерей Святослав Мирганиев (24). Дубровин, служащий в Свято-Вознесенском соборе Набережных Челнов, обладает большой самостоятельностью в Закамье. Одно из главных его достижений — это появление сильнейшей в республике школы катехизаторских курсов. Сейчас занимается созданием челнинской православной гимназии, окормляет казачество, а еще возглавляет епархиальный суд. Мирганиев на его фоне смотрится скромнее. Да, в Зеленодольском районе расположились одни из главных православных святынь Татарстана — Раифа и Свияжск, но помимо этого благочиние славится еще и своим молодежным движением и различными православными фестивалями.
Активно при Мирганиеве строятся новые храмы, вроде храма святителя Николая Чудотворца в центре города. Впрочем, тут большая заслуга не совсем его, а скорее иерея Кирилла Назарова (30) — ныне настоятеля местного Свято-Андреевского прихода. Он в свое время был верным помощником почившего наместника Раифского Богородицкого монастыря архимандрита Всеволода (Захарова). Именно Назаров с нуля, найдя спонсоров, построил храм Николая Чудотворца, ставший одной из визитных карточек Зеленодольска. В отличие от многих других храмов, которые расположены на отшибе, этот — в самом центре города и считается лакомым кусочком. Но так уж вышло, что Назаров недолго там прослужил — он скоро попал в немилость Феофана за общение с владыкой Анастасием. Отца Кирилла сняли с прихода Николая Чудотворца и отправили служить в храм иконы Божией Матери «Отрада и Утешение», больше напоминавший избушку на курьих ножках. На место Назарова же поставили протоиерея Константина Люкшина. С появлением в епархии владыки Кирилла опалу с деятельного Назарова, опекавшего с местными сестрами милосердия хоспис и работавшего в «ковидном» госпитале, сняли и летом вернули его на службу в более человеческие условия — в Андреевский храм. За несколько месяцев ему удалось и там найти спонсоров, сделать ремонт, купить новые колокола, организовать воскресную школу. Назаров в Зеленодольске всегда отличался не только своей активностью, но и коммуникабельностью, обеспечившей ему широкие связи. Поговаривают, что к нему на поклон ездят хоккеисты «Ак Барса», не раз у него видели и голкипера российской сборной Константина Барулина.
Открывает основную «священническую» часть нашего рейтинга настоятель Введенского Кизического монастыря и благочинный всех монастырей епархии игумен Пимен (Ивентьев) (26)
«Молодежь» Кирилла в окружении «старичков» Феофана
«Священническую» часть обзора возглавляет настоятель Введенского Кизического монастыря и благочинный всех монастырей епархии игумен Пимен (Ивентьев) (26). Владыка Феофан очень любил его, и тот был весьма приближен к нему: постоянно вместе ездили по районам, служили бок о бок на главных праздничных богослужениях и пр. Ивентьева описывают как «спокойного батюшку, который любит служить», и он «совершенно не управленец и не администратор», что очень заметно по хозяйству Кизического монастыря (это обитель у парка Химиков, за «Тандемом» — прим. ред.) Что же до сегодня, то при владыке Кирилле Ивентьев реже привлекается к решению каких-то вопросов, что никак не умаляет его авторитета среди духовенства. И, конечно, он по-прежнему много служит.
Следом за ним расположились два игумена популярных монастырей Татарстана — наместник Раифского Богородицкого монастыря игумен Гавриил (Рожнов) (28) и наместник Свияжского Богородице-Успенского монастыря игумен Симеон (Кулагин) (29). Оба пришли из Оптиной пустыни — одной из влиятельнейших кузниц монашествующих кадров. Поставлены наместниками Феофаном главным образом для возрождения монашества в обителях, чем они тихонько и занимаются. Правда, со стороны кажется, что пока больше в этом преуспел Рожнов, рукоположенный лично патриархом. Сегодня в Зеленодольском районе активно развивается монашеский скит в деревне Никольское — недавно митрополит Кирилл освятил там новенький Никольский храм.
Разбивает тройку наместников монастырей очередной «новичок» рейтинга из Екатеринбурга — настоятель храма при Казанской семинарии, помощник ректора по общим вопросам иеромонах Филипп (Киселев) (27). Приехал в Казань вместе со своим товарищем Корнилием, но, в отличие от него, смог закрепиться, практически сразу занявшись хозяйством семинарии, — благо для его назначения не требовалась санкция синода. Насколько хорошо Киселев справляется со своими обязанностями, пока рано судить, но отмечают, что приходится ему туго. Все-таки «общие вопросы» — это в том числе и работа с благотворителями семинарии, в кругу которых помощник ректора пока недостаточно ориентируется, о чем свидетельствует все еще не решенный вопрос со зданием семинарского общежития. Как уверяют наши собеседники, Киселев «всегда при владыке Кирилле». В близости к митрополиту он вполне может конкурировать с Корытко или иеромонахом Алексеем (Яцейко) (32), личным секретарем владыки, также приехавшим за ним из Екатеринбурга. О последнем мало известно, кроме того, что он довольно молчалив и не имеет никакой должности. Но он всегда на виду и сопровождает владыку.
Нельзя не упомянуть о новом координаторе всех социальных проектов Казанской епархии Ольге Варгановой (36)
И если уж продолжать говорить о приехавшей команде митрополита Кирилла, то нельзя не упомянуть о новом координаторе всех социальных проектов Казанской епархии Ольге Варгановой (36). «Очень гиперактивная женщина, иногда даже слишком назойлива, занимается социальной сферой. Видимо, ее активность владыке понравилась в Екатеринбурге, отчего он пригласил ее сюда», — рассказывают наши собеседники. До появления Варгановой в Казанской епархии не было единого координатора социальных проектов — этим служением занимались кто как может на местах. Например, настоятель Воскресенского Новоиерусалимского подворья Казани иеромонах Роман (Модин) (33), не оставляющий попытки возродить из подворья монастырь и известный в прошлом своими претензиями на Чистопольскую кафедру, курирует сестер милосердия; иерей Сергий Петров из храма Сергия Радонежского занимается глухими; руководитель центра защиты материнства и детства «Умиление» Элина Галиуллина работает с матерями-одиночками; настоятель Петропавловского собора протоиерей Сергий Титов (41) руководит миссионерским служением, его супруга Надежда — руководитель известной общественной организации родителей детей-инвалидов «Забота», и т. д. Варганова объединила все эти направления под общей координацией. Организовала кабинет психологической помощи, занялась кормежкой малоимущих в «Доброй столовой». По словам наших собеседников, гостье удалось быстро освоиться и довольно успешно урегулировать социальное служение в епархии.
На плечи скромного настоятеля Богоявленского собора (на Баумана) протоиерея Алексея Державина (31), кажется, всегда ложилось очень многое. До перевода в Казань он был благочинным богатейшего Альметьевского округа, где отстроил местный кафедральный собор, куда заселился Мефодий. В городе он курирует III благочиние в пределах Авиастроительного и Ново-Савиновского районов. Но как уверяют наши собеседники, не «так уж много и решает». Авторитет протоиерея часто связывают с тем, что его родной брат — Николай Державин — старший референт патриарха Кирилла и заместитель пресс-секретаря патриархии Владимира Легойды.
Продолжает пребывать в тени «вечный» заведующий канцелярией Казанской епархии протоиерей Александр Павлов (34). На своем посту он пережил уже трех митрополитов: Анастасия, Феофана и теперь вот трудится при Кирилле, никак не двигаясь по карьерной лестнице ни вверх, ни вниз. Хотя у Павлова, одновременно служащего в Софийской церкви, высшее богословское образование Московской духовной академии, а он все еще на канцелярской работе, что, по всей видимости, его самого устраивает. «Может, какие-то решения и не принимает, но он в курсе всех событий, первый узнает о каких-то решениях», — отмечают эксперты, едва ли не называющие Павлова по административному признаку третьим лицом в епархии.
Настоятель Никольского кафедрального собора Казани протоиерей Иоанн Барсуков (39) по сравнению с прошлым рейтингом существенно сбавил в весе. Причиной тому, отмечают наши собеседники, постоянные претензии к нему со стороны нового владыки, вплоть до откровенных обид. Рассказывают, что, как только Кирилл приехал, Барсуков пытался «выслужиться» и создать в епархии хор духовенства — такой был в Екатеринбурге, новый митрополит слывет своей любовью к музыке, особенно из уст священнослужителей. Но у Барсукова не получилось проявить себя. «Постоянно его владыка усмиряет, ставит на место», — рассказывают собеседники. Хотя Никольский собор всегда был на хорошем счету как у Анастасия, так и у Феофана, — там сильная воскресная школа, и это один из самых посещаемых храмов города (расположен в начале Баумана), бывший в советские годы кафедральным.
Александр Колчерин, ведая того или не ведая, сыграл с Игнатием в простейшую манипулятивную игру: изображая из себя жертву неправедных гонений, он в итоге выдавил своего «гонителя» с епископского места в Чистополе
Чистопольская братия
Многострадальная Чистопольская епархия уже полгода продолжает пребывать без епископа. Раньше там был Пармен (Щипелев), сосланный после скандалов с «непоминающими», поборами церковного оброка и истории с болгарским отлученным отцом Владимиром Головиным сначала в Челябинск, а оттуда опять со скандалом уже в Курган. На его место в Чистопольской епархии пришел епископ Игнатий (Григорьев) — прямой ставленник Феофана, приехавший вместе с ним из Ульяновска. Долго он не прослужил, этой весной его также «съели», и со скандалами он был сослан в Кемерово. Сейчас официально третьей епархией Татарстана одновременно руководит владыка Кирилл, не оставляющий попыток найти на непростую кафедру епископа. Из-за постоянной смены «боссов» сейчас в Чистопольской и Нижнекамской епархии сформировалось несколько центров силы.
Одним из таковых выступает благочинный Нижнекамского округа протоиерей Александр Колчерин (38) — брат упомянутого выше Алексея Колчерина. Рассказывают, что именно из-за противостояния с ним и прогнали Игнатия. Последний был известен в епархии своей бесконечной кадровой чехардой — он то и дело менял священников на местах, что сильно не нравилось местной пастве. Когда очередь дошла до любимого настоятеля Воскресенского храма Колчерина, народ взбунтовался и начал писать челобитные Феофану и прошения угомонить Игнатия. Владыка тогда уже неоднократно высказывал своему птенцу, что нехорошо так его подводить под монастырь. Последний такой неприятный разговор состоялся незадолго до смерти Феофана. И первое время Игнатий вроде угомонился, но со сменой власти и приходом Кирилла продолжил гнуть свою линию. Новый митрополит разбираться сильно не стал и через синод просто устранил конфликтного епископа, вернув Колчерина на место благочинным Нижнекамского округа. Таким образом, Александр Колчерин, ведая того или не ведая, сыграл с Игнатием в простейшую манипулятивную игру: изображая из себя жертву неправедных гонений, он в итоге выдавил своего «гонителя» с епископского места в Чистополе. Манипуляции сопровождались появлением анонимных грязных пасквилей в интернете, что тоже не красит победителя. Ныне Игнатий назначен епископом Гурьевским, викарием Кемеровской епархии.
Номинально после перевода Игнатия Чистопольской епархией руководит на месте ее секретарь протоиерей Александр Качаев (44) — благочинный Аксубаевского и Нурлатского районов. Но это только номинально. Наши собеседники называют более влиятельных в данной епархии лиц. Первый — благочинный Алексеевского района, настоятель прихода Святителя Алексия, храма Воскресения Христова протоиерей Павел Чурашов (40). Это авторитетный кряшенский батюшка из семьи священников (по линии отца и брата), служащий уже около 30 лет. Он тесно связан с Алексеем Демидовым. В бытность того у руля районом вместе построили огромный собор в Алексеевском. Чурашова описывают как весьма активного и деятельного священника, за что даже ему иногда доставалось от архиереев. У него есть знаменитый фестиваль «Алексеевские перезвоны», ежегодно проводимый в июне, который часто посещают первые лица республики. Говорят, Чурашова лично знают Минниханов и премьер-министр РТ Алексей Песошин. При проведении фестиваля Чурашов напрямую обращался в правительство РТ и к руководству республики, минуя головы епископов Пармена и Игнатия, за что и прилетало священнику. Ругать-то ругали, но средства на фестиваль Чурашову республика всегда давала.
Второе влиятельное лицо в Чистопольской епархии — благочинный Алькеевского района, настоятель храма в честь Святой Троицы в Базарных Матаках протоиерей Андрей Зиньков (42). Собеседники «БИЗНЕС Online» утверждают, что пока в епархии нет своего епископа, о состоянии дел на территории докладывать владыке Кириллу вверено ему.
Тут коротко следует упомянуть еще одного священнослужителя, чья власть распространяется на соседнюю, Альметьевскую епархию. Речь о благочинном Лениногорского района, настоятеле Троицкого прихода Лениногорска протоиерее Иоанне Антипове (43), он секретарь Мефодия и, по сути, второй человек в епархии.
До прихода владыки Кирилла на казанскую кафедру своего рода «женским епархиальным лицом» являлась настоятельница Успенского Зилантова женского монастыря игуменья Сергия (Лакатош)
Женские лица и зодчие Казанского собора
До прихода владыки Кирилла на казанскую кафедру своего рода «женским епархиальным лицом» считалась настоятельница Успенского Зилантова женского монастыря игуменья Сергия (Лакатош). В Закамье эту роль играла настоятельница Казанско-Богородицкого женского монастыря в Елабуге игуменья Вера (Шевченко). Обе фигурировали в нашем прошлом рейтинге. Но в этом году все несколько изменилось. Лакатош была отправлена в отставку по достижении 75-летнего, предельного возраста (вместо нее подыскали со стороны некую молодую настоятельницу), тихая игуменья Вера тоже уже, мягко говоря, немолода. Теперь «женским лицом» митрополии скорее выступает настоятельница созданного свияжского женского Иоанно-Предтеченского монастыря игуменья Питирима (Лисицына) (35). Еще с Ярославля она путешествует по епархиям следом за владыкой Кириллом. Сначала насельницей он привез ее на Урал, где сделал наместницей Боголюбского женского монастыря, а теперь в Татарстан, где специально для нее решением синода на острове-граде создали новую женскую обитель. Не сказать, что идея возрождения Иоанно-Предтеченского женского монастыря принадлежит исключительно Кириллу. О таких намерениях заявлял и Феофан, но из-за работ над Казанским собором руки не доходили. Но именно при Кирилле идею удалось реализовать. Фамилия Лисицыной стала широко известна на всю страну после все того же скандала со схиигуменом Сергием. Игуменью обвиняли в вымогательстве у того $5 млн на строительство храма в ее монастыре. Все эти обвинения в Екатеринбургской епархии назвали клеветой, а после Кирилл и Лисицына приехали в Татарстан.
Следует отметить, что еще совсем не так давно «женским лицом» православного Татарстана называли председателя совета директоров «Банка Заречье» Наталью Девятых (50). При Анастасии она добросовестно помогала епархии, возродив в свое время Зилантов монастырь, храм Казанской иконы Божией Матери в елабужской обители, храм Сергия Радонежского, приход Серафима Саровского в Казани и многое другое. При Феофане она завязала свои кошельки потуже и ушла в тень, лишь один раз пересеклась с владыкой, и то случайно. Как Девятых поведет себя при Кирилле, пока неизвестно, но уверяют, что она все еще якобы при делах. Поэтому за старые заслуги и авансом ее поставили на 50-е, последнее место, прямо после депутата Госсовета РТ, директора МУП «Водоканал» Андрея Егорова (49). Его активом влияния называют меценатство — мол, много делает для православной гимназии и в принципе казанских храмов, в частности для Борисоглебского храма.
Ближе к концу рейтинга, но далеко не на последние позиции наши собеседники поставили также двух «зодчих» воссозданного собора Казанской иконы Божией Матери — гендиректора «Евростройхолдинга+» Владимира Казилова (45) и главного инженера Казанской епархии Михаила Федотова (46). Оба отличились при воссоздании Казанского собора и получили свои очки авторитета среди не только духовенства, но и светской власти.
Продолжать топ православных деятелей республики можно еще очень долго. Ряд фамилий по тем или иным причинам не вошел в итоговую версию рейтинга, но, считаем, они все же достойны отдельного упоминания. В их числе, например, худрук и главный дирижер Государственного симфонического оркестра РТ Александр Сладковский. Будучи глубоко верующим, он исполнял ораторию митрополита Иллариона.
Гендиректор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин, который, кстати, был в прошлом рейтинге, но в этом году эксперты решили оставить за рамками каких-либо оценок. Говорят, все его добродетельные поступки, коих немало, в основном пришлись на период работы в Зеленодольске. В Закамье же Когогин «довольно туго» участвует в жизни православной общины.
Отмечают наши собеседники и главу русского культурного центра Наталью Комар, известного в Казани историка-краеведа Анатолия Елдашева, влиятельного мецената и главу православного издательского дома «Логос» Максима Андреева, православного блогера и завотделением заочного обучения Казанской семинарии иерея Александра (Данилова), православного живописца Михаила Нефедова, лидера русского национального движения в РТ Михаила Щеглова, династию Рыбочкиных (Андрей и Николай) в Чистопольской епархии и т. д.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 132
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.