Вячеслав Зубарев: «30 лет занимаюсь автобизнесом, а такой ситуации не припоминаю» Вячеслав Зубарев: «30 лет занимаюсь автобизнесом, а такой ситуации не припоминаю»

«Цельной и последовательной позиции у нас нет: то ограничения, то массовые гулянья и кроссы»

— Вячеслав Викторович, что вы думаете о принудительной вакцинации?

— Я считаю, что это, увы, единственная мера, которая может остановить вымирание населения. Конечно, меры ограничения никому не нравятся. Я знаю, что в больницах сегодня перегруз, врачи выбились из сил. Сложно лечь в стационар даже с большим поражением легких, потому что мест нет. 

— Ваши сотрудники привиты? Как мотивируете их к вакцинации?

— Процент привитых у нас больше, чем в среднем по республике, но этого недостаточно. Выпустили приказ о том, что мы все будем прививаться.   

— Сопротивляются?

— Ну конечно. Как и везде, есть какое-то недопонимание. Но мы вынуждены подчиниться решению наших властей. И я с пониманием отношусь к этому решению, потому что человеческая жизнь все-таки дороже. Когда кто-то из знакомых умирает, это очень тяжело. Если ради сохранения жизни нужны такие меры, то, наверное, их надо принять.

— Те, кто не хочет прививаться, чем мотивируют свой отказ?

— Мне кажется, у людей до сих пор есть недоверие к мысли, что COVID-19 — это страшно. Да и цельной, последовательной позиции у нас нет: то ограничения, то массовые гулянья и кроссы. 

«Мне кажется, трансформация будет идти в направлении комбинированной сделки: онлайн-коммуникация и офлайн-покупка. Все-таки купить автомобиль — дело не быстрое, это не за солью в магазин сходить» «Мне кажется, трансформация будет идти в направлении комбинированной сделки: онлайн-коммуникация и офлайн-покупка. Все-таки купить автомобиль — дело небыстрое, это не за солью в магазин сходить»

«Когда серьезная покупка, лучше дело иметь с человеком, а не с платформой, не с роботом»

— «Год назад вы возглавили ассоциацию Российские автомобильные дилеры. Какие проблемы и потребности отрасли авторетейла формулировал и транслировал властям этот „рупор“ за прошедший год? Были ли вы услышаны?» (Ильгизар)

— Конечно, мы озвучиваем свои проблемы. У меня были неоднократные встречи в минпромторге РФ, в комитете Совета Федерации, скоро пойдем знакомиться и с новыми депутатами Госдумы. К сожалению, вопросы государственного уровня решаются очень и очень медленно. Но мы будем и дальше работать, и я уверен, решим какие-то проблемы. Но хотелось бы побыстрее.  

— Какие, например, проблемы?

— Если говорить глобально, то сегодня в мире идет трансформация, связанная с развитием новых технологий, в том числе онлайн-технологий. Какова будущая модель построения автобизнеса, будущие взаимоотношения между производителями и дилерами? Дилеры — это же целая отрасль! Порой есть такое отношение, что торговля — это неважно, без подобного можно обойтись, самое главное — заводы. Но если сравнить инвестиции в строительство заводов на территории России и в техническое обслуживание и продажи автомобилей, то они в разы отличаются в пользу автосалонов. Все взять и просто выбросить? Ну это будет не по-хозяйски как-то…

Ни в коем случае нельзя пытаться стоять на пути прогресса, но можно быть готовым ко всему. Инвестиции ведь нужно не только привлекать, но и рационально использовать. Зачем инвесторам вкладываться в отрасль, которая будет сворачиваться? Любой инвестор вложит свои деньги только туда, где можно заработать. А для того чтобы заинтересовать инвесторов, необходимо планирование, понимание и разъяснение. Я ратую за открытую дискуссию, потому что никто из нас не знает, что будет завтра, но мы должны это совместно обсуждать.

— Возрастание объемов продаж через интернет автодилеров если еще не пугает, то явно настораживает?

— Безусловно, настораживает. Вот представьте: инвестор вложил в строительство автоцентра большие деньги, надеясь окупить затраты в течение 7 лет, и вдруг объем продаж начнет снижаться. Естественно, весь бизнес-план летит…

Я считаю, что интернет — это хорошо для клиента. Сопротивляться прогрессу нельзя, просто ему нужно способствовать и участвовать в нем. Мое мнение, что подавляющее большинство людей, ратуя за онлайн-продажу, думают о более низкой цене. А если цена приблизительно одинаковая, то автомобиль лучше покупать у дилера. Все-таки, когда предстоит серьезная покупка, лучше дело иметь с человеком, а не с платформой, не с роботом: в случае какого-то негатива вам даже не к кому будет обратиться. Тем более что автомобиль — это эмоциональная покупка. Человеку хочется, чтобы ему кто-то рассказал о машине, глядя в глаза, чтобы авто можно было руками потрогать, посидеть за рулем… Мне кажется, что большинство именно так хотят покупать автомобиль. К примеру, на американском рынке онлайн-продажи машин составляют всего 5–7 процентов.

Но онлайн-продажи должны быть. Кому нравится — пожалуйста! Другое дело, если онлайн — это стратегическая линия на замещение продаж офлайн через дилеров. Тогда нужно думать, что делать в дальнейшем с инвестициями, которые вложены в авторетейл.

Мне кажется, трансформация будет идти в направлении комбинированной сделки: онлайн-коммуникация и офлайн-покупка. Все-таки купить автомобиль — дело небыстрое, это не за солью в магазин сходить. Поэтому, думаю, часть коммуникаций между продавцом и покупателем уйдет в онлайн, но в том, чтобы совсем без офлайн обходиться, я думаю, подавляющее большинство просто не заинтересовано.

— Но вот мнение нашего читателя на эту тему: «Скорее бы уже заводы начали полноценно продавать автомобили через интернет».

— Такие настроения понятны — люди рассчитывают купить дешевле, но в условиях дефицита это не получится. Сегодня компания Hyundai не менее 10 процентов машин продает напрямую. Автомобили выдаем мы и другие дилеры.

Мнение
По нашим замерам, 95 процентов прямых продаж автомобилей идут перекупам. Это, естественно, профессиональные люди наняли робота. Когда не было дефицита, то и у дилеров можно было купить машину со значительными скидками.
Вячеслав Зубарев   председатель совета директоров УК «ТрансТехСервис»
Вячеслав Зубарев председатель совета директоров УК «ТрансТехСервис»

Как только исчезнет дефицит автомобилей, так сразу ситуация нормализуется и дилеры будут продавать даже дешевле прайсовой цены. А пока дефицит, этой цели, увы, не достичь. 


«Процент надо устанавливать в зависимости от суммы сделки: чем сумма больше, тем процент меньше»

— Какие еще проблемы у автодилеров?

— Главное — существует двойное налогообложение на автомобили с пробегом. Если дилер купил такую машину у владельца в Татарстане и обменялся им с дилером из другого региона, то повторно заплатит 20 процентов НДС. Обмен между дилерами — это сложившаяся практика, когда одну модель автомобиля, которая в избытке у одного дилера, он меняет на другую, которой у него нет. И все от этого выигрывают. Но закон сегодня таков, что за одну машину придется 2 раза платить НДС. Это явный промах закона, его надо исправить. 

— Как получается двойное налогообложение?

— Когда автосалон покупает автомобиль у частного лица, а затем его продает другому человеку, он платит НДС только со своей наценки. А когда один автосалон купил у частного лица, а продал другому автосалону, то НДС он платит не с разницы в ценах, а со всей суммы. И в данной ситуации, чтобы автосалону хотя бы в ноль уйти, надо на машину сделать наценку 25 процентов. А это сумасшедшая цифра! Или продавать себе в убыток…

— Что еще беспокоит автодилеров?

— Почему в автосалонах не приветствуется получать оплату по карточке?

Мнение
Банки берут комиссию 0,5 процента. Одно дело — 0,5 процента с покупки в продуктовом магазине, совсем другое — со стоимости автомобиля. 0,5 процента — это минимальная комиссия, где-то и процент берут. С миллиона — 10 тысяч рублей, с 5 миллионов — 50 тысяч.
Вячеслав Зубарев   председатель совета директоров УК «ТрансТехСервис»
Вячеслав Зубарев председатель совета директоров УК «ТрансТехСервис»

Наценка на автомобиль не в дефицитное время, как сейчас, а в обычное — 2–3 процента. И треть наценки может уходить на комиссию банку. Ясно же, что такой высокий процент мешает всей работе: и покупателям неудобно с наличкой, и масштаб использования карточки сокращает, и банки из-за этого в итоге меньше получают.

— Но эти 0,5 процента банки, наверное, со своего клиента берут, а не с автосалона?

— Банки берут деньги с продавца! Но продавцы зачастую закладывают эти расходы в цену автомобиля, что возмущает покупателей. И в результате начинается ненужная борьба между продавцом и покупателем… Если процентную ставку уменьшить, то возрастет количество операций по карточке, и банки будут получать больше, чем сегодня. И между продавцом и покупателем недопонимания не будет.

— Какой оптимальный процент могут брать банки, на ваш взгляд?

— Раз в 10–20 меньше, чем сегодня. Процент надо устанавливать в зависимости от суммы сделки: чем сумма больше, тем процент меньше. Тогда справедливо будет.

«Производство не восстановилось. Есть глобальная проблема мирового автопрома — это нехватка полупроводников. На глобальном уровне мощностей для их производства и так не хватало, а пандемия и локдаун сформировали взрывной рост потребности» «Производство не восстановилось. Есть всеобщая проблема мирового автопрома — это нехватка полупроводников. На глобальном уровне мощностей для их производства и так не хватало, а пандемия и локдаун сформировали взрывной рост потребности»

«В Малайзии завод, поставляющий комплектующие на LADA и Renault, месяц не работал из-за локдауна»

— «По данным „Автостата, за 9 месяцев 2021 года рост продаж автомобилей составил более 15 процентов. Выходит, рынок оправился от ковидного шока?» (А. Валиев)

— Рынок, конечно, оправился. Но сегодня мы продаем не столько, сколько хотят купить наши клиенты, а столько, сколько дают нам производители.

— «В прошлом году на рынке России ощущался дефицит автомобилей всех классов. Сегодня ситуация изменилась?» (Дорофеев)

— Производство не восстановилось. Есть всеобщая проблема мирового автопрома — это нехватка полупроводников. На глобальном уровне мощностей для их производства и так не хватало, а пандемия и локдаун сформировали взрывной рост потребности. Крупнейшие потребители полупроводников, как насос, втянули все полупроводники, и автопрому их не хватает. Кроме того, автопром в 2020 году, испугавшись перепроизводства из-за локдауна, все свои заказы в значительной степени уменьшил. А быстро восстановить производство нельзя, потому что заказы долгосрочные и нет свободных мощностей. Но беда не приходит одна: в Японии был пожар на автомобильном заводе, а в Малайзии предприятие, поставляющее комплектующие на LADA и Renault, месяц не работало из-за локдауна. 

 Какая статистика автопродаж по регионам?

— Сегодня вся эта статистика не имеет смысла! Она ни о чем не говорит, кроме того, кому сколько автомобилей дали. Речь идет не о покупательной способности и желании регионов, а о том, сколько машин поставили. Поверьте, мы сегодня продаем не столько, сколько можем и сколько нужно нашим клиентам, а столько, сколько получаем автомобилей.

Мнение
Любой город Татарстана, например Челны, может легко «взять» 50 процентов рынка России: просто туда нужно завезти машины, клиенты съедутся отовсюду и все раскупят. Все машины будут проданы, но это не значит, что рынок Челнов взлетел.
Вячеслав Зубарев   председатель совета директоров УК «ТрансТехСервис»
Вячеслав Зубарев председатель совета директоров УК «ТрансТехСервис»

— Дефицит по всем брендам?

— Абсолютно по всем брендам и моделям!

— В такой обстановке есть ли смысл обсуждать, кто в лидерах рынка?

— Особого смысла нет, потому что количественные показатели сегодня абсолютно не отражают результативности работы. Все определяется только количеством автомобилей, поставляемых производителями.

— А блат в вашем бизнесе есть? Кому-то производители могут поставить больше, кому-то — меньше…

— Если вы имеете в виду коррупцию, то, по-моему, ее нет. Может быть, на каких-то совсем мелких уровнях что-то бывает, но по-крупному нет. Я, конечно, не могу ручаться за всех, но массового характера такое явление точно не имеет. У каждого дистрибьютора своя система распределения автомобилей: где-то автоматическая «считалка», кто-то распределяет по определенным принципам. Но все они более или менее открыты. У некоторых дистрибьюторов, конечно, есть более закрытые системы — они говорят, что у них «считалки», но они забывают их обнародовать. У других все прозрачно — любой может подсчитать, сколько чего получил.

— Все-таки некие «туманы» есть?

— Совсем исключить человеческий фактор невозможно, но какая-то вопиющая несправедливость встречается чрезвычайно редко.

«По итогам 9 месяцев российский рынок вырос на 5 процентов. Однако на сегодняшний день значительный прирост за первое полугодие стал подравниваться к показателям предыдущего года. Я опасаюсь того, что четвертый квартал окончательно подровняет показатели, и к концу года они будут на уровне прошлого или даже меньше» «По итогам 9 месяцев российский рынок вырос на 5 процентов. Однако в настоящее время значительный прирост за первое полугодие стал подравниваться к показателям предыдущего года. Я опасаюсь того, что IV квартал окончательно подровняет показатели и к концу года они будут на уровне прошлого или даже меньше»

«Мы росли, но в последние месяцы, к сожалению, провалились по объемам продаж»

— «Как прогнозируете итоги 2021 года по автомобильному рынку?» (Манапов)

— Если еще месяца три назад я был уверен, что случится незначительный рост, то сегодня я в этом сильно сомневаюсь, потому что в последнее время идет снижение объемов. В сентябре новых автомобилей было продано 2 797, для сравнения: в сентябре прошлого года — 4 774. Что будет дальше — это гадание на кофейной гуще. Я 30 лет занимаюсь автобизнесом, а такой ситуации не припоминаю. По итогам 9 месяцев российский рынок вырос на 5 процентов, поскольку открывались новые дилеры. Однако в настоящее время значительный прирост за первое полугодие стал подравниваться к показателям предыдущего года. Я опасаюсь того, что IV квартал окончательно подровняет показатели и к концу года они будут на уровне прошлого или даже меньше.

— «Каковы итоги работы ТТС за 9 месяцев 2021 года?» (Ислам Тухватуллин)

— Мы росли, но в последние месяцы, к сожалению, провалились по объемам продаж. По итогам 9 месяцев находимся примерно на уровне прошлого года, рост — 1–2 процента.

«На продажах автомобилей с пробегом у нас хороший рост. Даже впервые количество продаваемых новых и автомобилей с пробегом было почти одинаковым: в сентябре новых автомобилей было продано 2797, а машин с пробегом — 2350. Сегодня хорошая машина с пробегом не застаивается» «На продажах автомобилей с пробегом у нас хороший рост. Даже впервые количество продаваемых новых и автомобилей с пробегом было почти одинаковым: в сентябре новых автомобилей продано 2 797, а машин с пробегом — 2 350. Сегодня хорошая машина с пробегом не застаивается»

«Задача номер один — улучшить работу с клиентами»

 «Ваши принципы работы, позволяющие по выручке быть в топе Forbes? Это надо же — Оргсинтез обогнать!» (Аркадий)

— С одной стороны, это лестно, с другой... Когда наступила пандемия, я очень остыл к количественным показателям. Считаю, что важно быть эффективным. А такие объемы — потому, что у нас капиталоемкий товар. Машины дорогие, деньги большие крутятся. Еще несколько лет назад при подобных оборотах мы балансировали на грани убыточности, доходность обеспечивала не столько продажа автомобилей, сколько их обслуживание и дооснащение. А продажи шли практически в ноль, они иногда не окупали затрат. Еще года 2–3 назад между продавцами имело место соревнование — кто больше скидку даст… То время вспоминается, как будто оно было в другой жизни. 

Как у нас получилось попасть в топ Forbes? Наверное, потому, что нам удалось выживать в течение 30 лет. А выживали потому, что всегда думали об эффективности. Тем, кто стремился продать как можно быстрее и больше, это, как правило, выходило боком.  

А у нас коллектив хороший, цели всегда интересные. Но небо не всегда безоблачное, и потрясения были. Ситуация с COVID-19 нас расшевелила, и последние два года мы многое делаем по реорганизации предприятия, по повышению его эффективности. А сегодня и на ближайшее время задача номер один — улучшить работу с клиентами. Мы считаем, что эффективность и клиентская лояльность — это залог будущего благополучия компании. Если это получится, значит, предприятие и дальше будет развиваться и процветать.  

 «Каковы успехи в построенном ТТС центре по продаже подержанных авто?» (Роман)

— Не подержанных, а автомобилей с пробегом. Да, ожидания оправдались. Для какого-то рынка автомобиль с пробегом, может быть, дешевая покупка, а для российского — это очень значимое приобретение.

Мнение
Те, кто успел нас посетить, отмечают ряд плюсов: хорошие условия для осмотра, прозрачная история автомобилей с пробегом, большой выбор, юридическая защищенность — мы все риски берем на себя. А покупая машину с пробегом на рынке, можно остаться и без автомобиля, и без денег.
Вячеслав Зубарев   председатель совета директоров УК «ТрансТехСервис»
Вячеслав Зубарев председатель совета директоров УК «ТрансТехСервис»

Популярность этого объекта большая, мы довольны.  

— В связи с дефицитом новых автомобилей бум на вторичном рынке произошел?

— Конечно! На продажах автомобилей с пробегом у нас хороший рост. Даже впервые количество продаваемых новых и автомобилей с пробегом было почти одинаковым: в сентябре новых автомобилей продано 2 797, а машин с пробегом — 2 350. В прошлом году машин с пробегом продано 2 тысячи. Интерес к автомобилям с пробегом резко повысился. Сегодня хорошая машина с пробегом не застаивается.

 И что с ценами на автомобили с пробегом?

— Цены тоже росли, безусловно. Если на новые автомобили цена увеличивается, то и на машины с пробегом она растет.

«В докризисном 2007 году все мировые эксперты оценивали потенциал российского рынка в четыре миллиона автомобилей, и производители формировали свои дилерские сети с мощностями этого потенциала рынка. В этом году рынок менее 1,5 миллиона автомобилей, поэтому запас мощностей колоссальный» «В докризисном 2007 году все мировые эксперты оценивали потенциал российского рынка в 4 миллиона автомобилей, и производители формировали свои дилерские сети с мощностями этого потенциала рынка. В этом году рынок менее 1,5 миллиона автомобилей, поэтому запас мощностей колоссальный»

«В этом году рынок менее 1,5 миллиона автомобилей, поэтому запас мощностей колоссальный»

— Новые автосалоны собираетесь открывать?

— Точечно будем открывать там, где у нас давние обязательства. На территории Татарстана планов нет. Один автосалон строим в Уфе, обязательства по которому были взяты еще пять лет назад. Еще один — в Ижевске. В докризисном 2007 году все мировые эксперты оценивали потенциал российского рынка в 4 миллиона автомобилей, и производители формировали свои дилерские сети с мощностями этого потенциала рынка. В 2021 году рынок менее 1,5 миллиона автомобилей, поэтому запас мощностей колоссальный. Наши автосалоны в среднем загружены процентов на 60.

— Пришлось что-то закрыть, продать?

— Нет, мы стараемся все сохранить.

 А вот читатель пишет, что на Даурской, 18, салона уже юридически не существует: «Не могу внести данные в систему ЭПТС. Как мне внести запись о собственнике в ЭПТС при отсутствии дилера 2019 г SKODA ТТС по адресу Казань, Даурская18?» (Александр) (Орфография и пунктуация автора сохраненыприм. ред.).

 — Салон как был, так и остался. Просто произошла смена юридического адреса в связи с реорганизацией. Мы стремимся сделать одно общее юрлицо. Нас критиковали за то, что много разных юрлиц у ТТС, поэтому мы сегодня проводим реорганизацию.

— Разве будет выгоднее? Обычно, наоборот, дробят.

— Экономически это не выгоднее, но так для нас упростится документооборот и сократится внутренняя бюрократия. Ну и снимутся подозрения со стороны налоговых органов, которые в дроблении подозревают стремление сократить налоговую базу. 

— А как помочь Александру?

— Я возьму этот вопрос на контроль. Мы разберемся и постараемся помочь. Проблема в том, что это зависит не только от нас, но и от дистрибьютора. К сожалению, в «Фольксваген Груп Рус» процедура согласования очень сложная.

— Работа автосалонов, продажи чем-то отличаются в разных регионах?

— Качество работы наших сотрудников на местах и определяет репутацию компании в регионе. Когда-то нас считали пришлыми: «Татары пришли...» Помню, в одной из республик во время встречи с премьер-министром я попросил объяснить, почему к московской компании такой пиетет: «Инвесторы из Москвы», — хотя они слабее ТТС. А о нас говорят: «Опять татары к нам рвутся!» (Смеется.) Сейчас этого вроде нет, мы уже там укоренились, стали своими.

«От тех, кто купил автомобиль или прошел сервисное обслуживание, мы заинтересованы в получении обратной связи» «От тех, кто купил автомобиль или прошел сервисное обслуживание, мы заинтересованы в получении обратной связи»

«Ежемесячно у нас ремонтируется 60 тысяч автомобилей»

 «Когда в ТТС перестанут обманывать автовладельцев, не выдавая бумаги о ремонте? Человек обратился в ТТС по гарантии, его автомобиль ремонтируют, возвращают владельцу, но никаких документов не выдают, ссылаясь на то, что это внутренняя процедура и документы на них не положены! То, что ТТС можно назвать монополистом в РТ, убило все качество обслуживания». (Ильгиз) 

— В среднем ежемесячно у нас ремонтируется 60 тысяч автомобилей. Я не могу сейчас ответить на данный вопрос, потому что мне нужна конкретика: когда это было, в каком автосервисе, какой сотрудник обслуживал. А вообще я запрещаю обманывать клиентов. Это общая установка в нашей компании. Если где-то есть нарушения, мы с каждым будем разбираться. Если кто-то из сотрудников не разбирается и это до меня дойдет, я строго спрошу. К сожалению, подобные жалобы идут обезличенно. У нас работает линия горячей связи, есть клиентская служба. Во время пандемии был провал в их работе, а сегодня жалобы отрабатываются стопроцентно. Если служба функционирует плохо, дайте знать в мою приемную.

 Один из читателей жалуется: «Делаю ТО в ТТС Hyundai на улице Декабристов, и постоянно какие-то недоделки: то жидкость охлаждающую недоливают или вообще уровень не смотрят, гайки колесные постоянно перетянуты после ТО: чтобы открутить, надо трубу метровую на баллонный ключ надевать. Последний раз заметил, что защиту пластиковую не закрепили, наживили болты и забыли затянуть. В службу качества обращаться — это как в черную дыру: претензию примут, пообещают связаться и пропадают навсегда — никто не звонит. А раньше служба качества сама звонила после каждого ТО и интересовалась, как обслуживание».

— Сегодня ставится цель опрашивать о качестве обслуживания 100 процентов клиентов. Даже у тех, кто просто пришел в автосалон и не купил автомобиль, будем спрашивать их мнение. А от тех, кто купил автомобиль или прошел сервисное обслуживание, мы заинтересованы в получении обратной связи. Обзвон клиентской службой осуществляется спустя какое-то время после продажи. Допускаю, что не до всех дозваниваются, потому что не все люди отвечают на звонки с незнакомых номеров. Но звонят всем. А если была жалоба и клиентская служба не перезвонила — это вопиющий факт. Хотелось бы получить конкретику.

Да, у нас много проблем, в том числе в общении с клиентами, особенно в период дефицита автомобилей, потому что нет мотивации продавца. Когда сотрудник будет хорошо общаться с клиентом? Когда ему надо продать товар. А если машин мало, то он знает, что не этому, так другому покупателю он все равно продаст. К сожалению, такая ситуация действует на людей расслабляюще. Нам это не может нравиться, потому что идет деквалификация продавцов. В отсутствие достаточного количества автомобилей мы усиливаем, ужесточаем требования к работе с клиентами. Если есть жалобы, то продавец будет депремирован. Но с обезличенными жалобами работать невозможно, нужны конкретные данные.  

— Вы сказали, что у вас автосалоны сегодня загружены на 60 процентов. Планируете ли свободные площади сдавать в аренду?

— Чтобы в них были какие-то «магазинчики» — зачем? Мы не хотим понижать качество своих автосалонов. У нас достаточно эффективное предприятие, рентабельное. Вопрос об убыточности не стоит. Я говорю о том, что нет смысла строить новые мощности. Конечно, всегда хочется зарабатывать больше, но все-таки при этом сохраняя уровень качества предоставляемых услуг, иначе и основной заработок снизится. Нельзя гнаться за сиюминутной выгодой, нужно держать планку качества. 

«Помните, как мы наслаждались рыночной экономикой, когда дефицита не стало, и был избыток предложений, можно торговаться по скидкам. Всё это вернётся» «Помните, как мы наслаждались рыночной экономикой, когда дефицита не стало и был избыток предложений, торговались по скидкам? Все это вернется»

«Когда дефицита машин не будет, проблема решится сама собой — рынок отрегулирует цены»

— Вы говорили о дефиците машин и очередях на них. Неужели ценники не отпугивают? Автомобили подорожали, а зарплаты не повысились.

— Я с вами абсолютно согласен. Поверьте, меня все это не устраивает, потому что ситуация с зарплатами еще больше снижает нашу базу для будущей работы. Да, сейчас вроде хорошо, высокая рентабельность, но это близорукая позиция, потому что, во-первых, идет деквалификация наших сотрудников, во-вторых, если сегодня будет мало продано автомобилей, завтра их мало придет на сервис. А чисто по-человечески, если большинство людей не может позволить себе купить автомобиль, значит, лучше жить мы не начинаем. Но я все-таки надеюсь, что наша страна будет экономически развиваться. По крайней мере, наше руководство говорит о том, что надо повышать благосостояние людей.

 «Есть ли предел у роста цены на автомобили?» (Эмиль)

— Здесь два фактора: первый — когда валюта росла, цены на автомобили поднимались гораздо медленнее, а сейчас они отыгрывают; второй фактор — дефицит машин. Никто не отменял рыночный механизм. Например, есть 50 автомобилей и 100 желающих их купить. И как распределить? Или кому повезет, или кто больше заплатит. Но, думаю, когда наладится производство в прежних объемах, все быстро стабилизируется.

— «Почему продаете новые автомобили на 10–20 процентов дороже цены производителя? И сколько времени это продолжится? Раньше такого не было». (Рустем)

— Наценку делает и производитель, и продавец. Что касается рекомендованной цены, то это рекомендация, которая не является обязательной, поскольку антимонопольное законодательство запрещает договариваться о ценах. У нас рыночная экономика, поэтому цены устанавливаются рынком. Обычно автомобили продавались дешевле рекомендованных цен. Но, повторюсь, у всех компаний в KPI сотрудников три составляющие: количество продаж, доходность, клиентская лояльность. В отсутствие необходимого количества продаж сотрудники стараются повысить доходность. Возможно, кто-то пользуется запрещенным приемом. Но мы все жалобы рассматриваем. С каким-то отдельным случаем разобраться можно, но радикальное решение данной проблемы может быть только одно: ликвидация дефицита. Это я говорю после обмена информацией со своими коллегами, директорами других компаний. Аналогичная ситуация практически у всех. Когда дефицита машин не станет, проблема решится сама собой — рынок отрегулирует цены. Помните, как мы наслаждались рыночной экономикой, когда дефицита не стало и был избыток предложений, торговались по скидкам? Все это вернется.

— Когда?

— Хороший вопрос. Я его тоже часто задаю своим партнерам-производителям.

Мнение
На конференциях, где присутствуют руководители предприятий автопрома России, я спрашивал, когда увеличится выпуск автомобилей. Раньше в ответах было больше позитива — называли IV квартал этого года. Но сегодня понятно, что в IV квартале избытка автомобилей не будет. 
Вячеслав Зубарев   председатель совета директоров УК «ТрансТехСервис»
Вячеслав Зубарев председатель совета директоров УК «ТрансТехСервис»

Будем ждать на следующий год. Но пик дефицита, мне кажется, приходится на сентябрь – октябрь. Надеюсь, производство автомобилей начнет нарастать в 2022-м. Конечно, сразу миллион машин не привезут, но увеличение поставок случится. Впрочем, когда дефицита не будет вовсе, в I или во II квартале, вопрос пока открытый.

«Человек, по сути своей, консервативен, поэтому всякую новинку принимает в штыки. Я, например, айфон долгое время не признавал. О вкусах не спорят. Кто-то любит ретро-машины, а кому-то новинки нравятся» «Человек по сути своей консервативен, поэтому всякую новинку принимает в штыки. Я, например, айфон долгое время не признавал. О вкусах не спорят. Кто-то любит ретромашины, а кому-то новинки нравятся»

«Автомобильные дизайнеры — это люди не от мира сего, немножко ненормальные»

 «Заметил, что многие бренды привычный внешний вид авто круто изменили, и часто не в лучшую сторону. Зачем?! А вам нравится новый облик машин?» (Кирилл З.)

— Помню, когда еще работал на КАМАЗе и не думал, что буду заниматься продажей автомобилей, я только начинал интересоваться машиной, которую хочу купить. В то время появилась LADA 9-й модели, все говорили: «Фу, зубило какое-то. Вот „шестерка“ — это автомобиль!» Или хрестоматийный пример — Эйфелева башня: сначала считали уродцем, который портит облик Парижа, а сегодня это символ столицы Франции.

Вообще, автомобильные дизайнеры — это люди не от мира сего, немножко ненормальные. Может быть, они видят то, чего мы не видим. Иногда первое впечатление от автомобиля бывает, мягко говоря, спорным. Потом привыкаем и начинает нравиться. Да, есть элементы в новых автомобилях, которые я не понимаю, но в целом нравятся. В большинстве своем это шаг вперед. Но человек по сути своей консервативен, поэтому всякую новинку принимает в штыки. Я, например, айфон долгое время не признавал. О вкусах не спорят. Кто-то любит ретромашины, а кому-то новинки нравятся.

 «Какие самые ожидаемые обновления второй половины 2021 года?» (Дмитрий Осокин) Вообще новинки ожидать?

— Конечно! Например, Hyundai Staria на смену устаревшей модели H1. В ноябре ждем обновленную KIA Cerato, в декабре — обновленный KIA Ceed. Уже доступен к продаже новый Volkswagen Teramont.

— Специалисты говорят о «китаизации» авторынка. А что вы думаете о китайских машинах?

— Китайские компании прошли большой путь за последние годы — и в качестве автомобилей, и в выстраивании взаимодействия с дилерской сетью. Они сегодня уверенно идут по следам своих коллег — корейцев. Поэтому, я думаю, они будут наращивать продажи. Но говорить о том, что они вытеснят всех, нельзя, просто займут свою нишу. Автомобили у них неплохие, некоторые компании наладили производство на территории России. Что касается соотношения цены и качества, то сложно говорить о людских пристрастиях, потому что машин просто не хватает. Если бы сегодня привезли южноафриканские машины, если такие были бы, их, наверное, тоже купили бы… Мы работаем с Haval и довольны, у них хороший продукт. Думаем, как будем расширять бизнес.

— Вячеслав Викторович, спасибо за разговор. Успехов вам!