Пассажирская транспортная компания WinWin организует перевозки по пригородным направлениям, в том числе по маршруту Казань — Иннополис Пассажирская транспортная компания WinWin организует перевозки по пригородным направлениям, в том числе по маршруту Казань – Иннополис

Что такое SignalQ2? 

Главная задача SignalQ2 — предотвращать возможные аварии. Это система камер, которая фокусируется в автомобиле на конкретном водителе и определяет его состояние по мимике и действиям за рулем. В реальном времени отслеживается множество точек на лице водителя. Камера поймет, если он устал, отвлекся от дороги либо не пристегнут. В таком случае она издает громкий звуковой сигнал, а 10-секундное видео с подтверждением нарушения отправляет на сервер. В режиме тревоги, который при необходимости включает водитель, камера запишет и звук.  

В то же время за дорогой следит другая камера, которая играет роль видеорегистратора. Все данные с устройств собираются в центре мониторинга. Это личный кабинет, к которому есть доступ у диспетчеров автобусов. Здесь можно посмотреть видео с нарушениями, «заглянуть» в салон во время поездки, наблюдать за автомобилями на карте и изучить подробную статистику с каждого устройства. В «Яндексе» отмечают, что такая система мониторинга внимания подойдет как для частного бизнеса, так и для общественного транспорта.  

Пассажирская транспортная компания WinWin организует перевозки по пригородным направлениям, в том числе по маршруту Казань – Иннополис. По словам директора компании Артура Мадышина, положительный эффект от применения камер налицо.  

Артур Мадышин: «Мы благодаря этим камерам увидели те вещи, о которых раньше даже не подозревали. Поняли, что у нас водители во время поездки могут, например, покурить в салоне. Для нас это было дикостью, потому что мы-то в офисе сидим и думаем, что у нас все круто» Артур Мадышин: «Мы благодаря этим камерам увидели те вещи, о которых раньше даже не подозревали. Поняли, что у нас водители во время поездки могут, например, покурить в салоне. Для нас это было дикостью, потому что мы-то в офисе сидим и думаем, что у нас все круто»

«Сейчас случаи, когда водитель курит в салоне, вообще исключены» 

— Артур, расскажите, почему компания решила использовать SignalQ2? 

— С «Яндексом» у нас достаточно плотное сотрудничество. Нас эта история заинтересовала в том числе потому, что мы делаем упор на цифровизацию. К примеру, сейчас мы смотрим, сколько людей проехало в конкретное время в конкретном автобусе, понимаем, как распределяется трафик в цифрах. Это позволяет принимать какие-то управленческие решения, например, в определенное время увеличить частоту рейсов. Весной прошлого года компания сама вышла на нас с предложением протестировать систему. Это были еще камеры предыдущего поколения SignalQ1. Мы с удовольствием согласились поучаствовать в таком пилотном проекте.  

— Вы установили камеры на всех автобусах? 

— Да, оборудовали все автобусы вместимостью более 50 пассажиров. Постепенно «Яндекс» обновил камеры до новой версии, и в этом году мы сразу перешли от тестирования оборудования к его использованию в обычном режиме.  

— Получается, так хорошо зарекомендовала себя система? 

— Нам очень понравилось. Мы благодаря этим камерам увидели те вещи, о которых раньше даже не подозревали. Поняли, что у нас водители во время поездки могут, например, покурить в салоне. Для нас это было дикостью, потому что мы-то в офисе сидим и думаем, что у нас все круто. Раньше бывали случаи, когда нам пишут: «Что-то у вас пахнет в салоне». Мы думаем, что человек наговаривает. Звоним водителю, тот заверяет, что за рулем не курил. Теперь случаи, когда водитель курит в салоне, вообще исключены.

«Даже один день простоя у коммерческого транспорта обходится в круглую сумму. Не говоря уже о том, что камера может предотвратить какие-то трагические последствия» «Даже один день простоя у коммерческого транспорта обходится в круглую сумму. Не говоря уже о том, что камера может предотвратить какие-то трагические последствия»

«Я могу однозначно сказать, что наличие камеры влияет на поведение водителей» 

— Если говорить про безопасность: аварийность за год тестирования камер снизилась? 

— За последний год, пока мы тестировали, не произошло ни одного ДТП с нашими автобусами. До этого какие-то мелкие аварии периодически случались: кто-нибудь кого-нибудь задел, притер. Но это почему происходит? Водитель отвлекается на телефон. Даже если наш водитель не виноват, аварию же можно предотвратить, если смотришь на дорогу, а не на смартфон.  

Если автобус не сошел с линии и весь ущерб буквально «царапина» — это все равно простой на 6–7 часов минимум. Даже один день простоя у коммерческого транспорта обходится в круглую сумму. Не говоря уже о том, что камера может предотвратить какие-то трагические последствия.

Я могу однозначно сказать, что наличие камеры влияет на поведение водителей. Если в августе у нас было 1 012 нарушений со стороны водителей, то за первую половину сентября — всего 300. Мы это чувствуем даже по отзывам: раньше от пассажиров поступало намного больше негатива, жаловались, что водитель сидит в телефоне. И даже если мы понимали, что водитель нарушает, повлиять на это было очень сложно. Ну сделал ты замечание сотруднику, и что дальше? Не имелось инструмента, который бы помог решить проблему, а теперь он есть. 

«Мы рассказали и показали водителям, что видим, какие параметры отслеживаем и предупредили, что нарушения будут влиять на оплату труда» «Мы рассказали и показали водителям, что видим, какие параметры отслеживаем, и предупредили, что нарушения будут влиять на оплату труда»

— И как вы решили проблему с нарушителями? 

— Научились обрабатывать и анализировать цифры, которые нам дает камера. Получая эти данные, мы высчитываем, какие показатели эффективности у каждого водителя. В центре мониторинга отображаются нарушения водителей, мы их самостоятельно разделили на критичные и некритичные. Непристегнутый ремень, курение за рулем или звонок без гарнитуры — это критичные нарушения.  

Мы рассказали и показали водителям, что видим, какие параметры отслеживаем, и предупредили, что нарушения будут влиять на оплату труда. Есть балльная система: чем больше баллов, тем ниже окажутся премиальные выплаты. За курение, к примеру, начисляется 5 баллов, если отвлекся на телефон — 2 балла. Причем мы тестировали систему на закрытой площадке, где нет посторонних людей и других машин. Все нарушения четко определяются — даже придраться не к чему. 

— Получается, вы «доработали» систему «Яндекса»! 

— Они сами заинтересовались нашим опытом. Потому что просто видеть данные — это одно, а правильно использовать их — другое.  

«Понятно, что изначально были какие-то вопросы от водителей автобусов. Но на самом деле аргументы против камер у них быстро закончились» «Понятно, что изначально были какие-то вопросы от водителей автобусов. Но на самом деле аргументы против камер у них быстро закончились»

«Жалоб от водителей в духе «вы нам не доверяете» не было» 

— А водители как отнеслись к тому, что в салоне появились камеры? Не было ли жалоб, что за ними устроили слежку? 

— Мы же не дома за ними следим, они на работе. Система устроена таким образом, что запись ведется непрерывно, но камера передает только информацию о допущенных нарушениях — это ролики продолжительностью 10 секунд. Если водитель не нарушает, мы его можем в течение дня не видеть вообще.  

Понятно, что изначально были какие-то вопросы от водителей автобусов. Но на самом деле аргументы против камер у них быстро закончились. Когда мы вводили бескондукторную систему и терминалы для оплаты проезда картами, вопросов возникало больше. Представляете, когда у водителя кнопочный телефон, а ему дают какой-то терминал на Android и чего-то там надо вводить. Но через неделю они уже с закрытыми глазами все это делали. И здесь то же самое. Не было жалоб от водителей в духе «вы нам не доверяете».