Среди почетных гостей мероприятия — министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максут Шадаев и президент евразийского регионального представительства компании Huawei (Россия) Чжоу Даньцзиню. Они в сопровождении президента РТ Рустама Минниханова первыми отправились изучать экспозицию форума Среди почетных гостей мероприятия — министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максут Шадаев и президент евразийского регионального представительства компании Huawei (Россия) Чжоу Даньцзинь. Они в сопровождении президента РТ Рустама Минниханова первыми отправились изучать экспозицию форума

МУЗА для экстремальных условий и военных…

Одно из самых ожидаемых цифровых событий года — Kazan Digital Week — на днях стартовало в столице Татарстана. По разным оценкам, на мероприятие заявились 10 тыс. человек из 36 стран мира. Среди почетных гостей — министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максут Шадаев и президент евразийского регионального представительства компании Huawei (Россия) Чжоу Даньцзинь. Они в сопровождении президента РТ Рустама Минниханова первыми отправились изучать экспозицию форума. На каждый стенд, а их было около 100, организаторы выделили в среднем минуту на презентацию. Однако за время изучения экспозиций случилось несколько исключений — чуть больше отведенного времени высокие гости провели у стенда производственного объединения (ПО) «Зарница», которое представило на суд зрителей форума концепт инновационного для страны и мира проекта — мобильной установки заряда автотранспорта (МУЗА).

«Одна из главных особенностей беспроводной мобильной станции в том, что она позволяет зарядить технику и устройства даже в самых труднодоступных местах: в Арктике, тайге, пустыне, удаленной военной базе, на месторождении и так далее, — начал презентацию председатель совета директоров ПО „Зарница“ Артур Абдульзянов. — Поскольку МУЗА — это решение в форме ISO*-контейнера на базе шасси КАМАЗа, его можно доставить в любую точку планеты и адаптировать к конкретным требованиям заказчика: контейнер не боится экстремальных внешних условий и обладает защитой от соленых сред и так далее. На текущий момент времени в России никто подобные установки не производит».

За время изучения экспозиций случилось несколько исключений — чуть больше отведенного времени высокие гости провели у стенда производственного объединения (ПО) «Зарница», которое представило на суд зрителей форума концепт инновационного для страны и мира проекта — мобильной установки заряда автотранспорта (МУЗА) За время изучения экспозиций случилось несколько исключений — чуть больше отведенного времени высокие гости провели у стенда производственного объединения (ПО) «Зарница», которое представило на суд зрителей форума концепт инновационного для страны и мира проекта — мобильной установки заряда автотранспорта (МУЗА)

Очевидно, что президента осведомили о новинке до выставки — параллельно с выступлением Абдульзянова Минниханов сам объяснял ключевые детали министру цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ и президенту евразийского регионального представительства компании Huawei (Россия). В общей сложности делегация во главе с президентом провела у стенда около двух минут, и, прежде чем покинуть локацию «Зарницы», Минниханов заключил: «Это нужная вещь».

Стоит отметить, что МУЗА — совместный проект ПО «Зарница» и КГЭУ, поэтому ректор Казанского энергетического университета Эдвард Абдуллазянов также был на стенде во время презентации. В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» он отметил вклад вуза в проект: «Научная база нашего КГЭУ, собираемая десятилетиями, находит отражение в таких проектах, как МУЗА. Мы накопили достаточно большую экспертизу, чтобы предлагать рынку подобные решения. Уверен, отклик будет соответствующий».

Артур Абдульзянов (слева): «Мобильные зарядные установки — та сфера, в которой никак нельзя уповать на западные технологии и ждать их применения у нас. В таком случае мы станем уязвимыми и зависимыми» Артур Абдульзянов (слева): «Мобильные зарядные установки — та сфера, в которой никак нельзя уповать на западные технологии и ждать их применения у нас. В таком случае мы станем уязвимыми и зависимыми»

«Зарубежные производители предлагают продукт с ограниченным функционалом»

Kazan Digital Week не первый смотр для проекта МУЗА. Под мобильную установку заряда автомобилей уже выделено из федерального бюджета 245 млн рублей, благодаря победе в государственном конкурсе по постановлению №218.

«Всего поступило 165 заявок, и мы вошли в число победителей. Следовательно, правительство видит большой потенциал у проекта, поскольку он может оказать существенное влияние на национальную безопасность, — отметил Абдульзянов. — Мобильные зарядные установки — та сфера, в которой никак нельзя уповать на западные технологии и ждать их применения у нас. В таком случае мы станем уязвимыми и зависимыми».

Еще 252 млн рублей на развитие проекта выделяет само ПО «Зарница».

«Прежде чем приступить к созданию, тщательно изучили мировой рынок мобильных зарядных устройств и пришли к выводу, что на отечественном рынке подобных предложений нет, а зарубежные производители предлагают продукт с ограниченным функционалом или „привязкой“ только к возобновляемым источникам энергии, — подчеркнул председатель совета директоров ПО „Зарница“. —  МУЗА способна подпитываться от различных источников энергии: электрических сетей, солнечных панелей и даже от водородной энергии. При этом наша установка способна принимать на зарядку любые электрофицированные устройства: от электробуса и электромобиля до беспилотников. МУЗА также способна выполнять функцию импортозамещения, составляя конкуренцию крупным зарубежным компаниям. Прямых конкурентов на мировом рынке у нас нет, соответственно, есть шанс занять нишу и попробовать свои силы не только на внутреннем, но и на международных рынках».

МУЗА — это 2 Мегаватт-часов энергии. Такого объема достаточно, чтобы зарядить несколько десятков электромобилей типа Tesla или 60 электрокаров с «аппетитом» поменьше МУЗА — это два мегаватт-часа энергии. Такого объема достаточно, чтобы зарядить несколько десятков электромобилей типа Tesla или 60 электрокаров с «аппетитом» поменьше

МУЗА — это два мегаватт-часа энергии. Такого объема достаточно, чтобы зарядить несколько десятков электромобилей типа Tesla или 60 электрокаров с «аппетитом» поменьше. При этом на зарядку любого электрокара потребуется не более 20 минут. Но куда интереснее, что установку могут использовать дроны и беспилотники (БПЛА), что существенно расширяет границы применения проекта.

«На крыше контейнера будет устанавливаться беспроводная зарядка, — ввел в курс дела Абдуллазянов. — Представьте, что контейнер расположен где-то в тайге и дронам, исследующим территорию и собирающим оперативную информацию, необходим источник питания поблизости. Они смогут садиться на контейнер и „заправлять“ полный бак за считанные минуты».

МУЗА полностью автономна, управление каждой станцией ведется удаленно, через единый центр, куда скапливается вся информация о состоянии мобильной установки. Для удобства пользователей каждая станция будет располагать необходимыми разъемами для зарядки, бесконтактной системой оплаты и сенсорным дисплеем, на который будет выводиться вся необходимая информация.

МУЗА поступит в серийное производство в 2024 году — оно будет организовано в Татарстане. Примерно в этот период аналитики предполагают пик перехода от ДВС к электродвигателям МУЗА поступит в серийное производство в 2024 году — оно будет организовано в Татарстане. Примерно в этот же период аналитики предполагают пик перехода от ДВС к электродвигателям

«Не исключаю, что позже к нашей мобильной зарядной станции смогут подключаться и роботы»

Очевидно, что мобильная зарядная инфраструктура может дополнять стационарные станции зарядки, использоваться для оперативной зарядки в различных отраслях: при доставке товаров, в сельском хозяйстве. Также МУЗА способна снижать нагрузку на сети электроснабжения в пиковые часы в тех районах, где существуют проблемы с нагрузкой. Но одна из главных целей — автомобильный рынок, который стремительно отказывается от двигателей внутреннего сгорания (ДВС) и массово переходит на электродвигатели.

В частности, Норвегия ставит перед собой задачу пересесть на электрокары к 2025 году. Аналогичной стратегии придерживаются почти все ведущие автомобильные производители, публикуя планы по отказу от двигателей ДВС в ближайшие 10 лет. Например, крупнейший производитель из Туманного Альбиона Jaguar Land Rover сообщил, что с 2025 года будет выпускать только электромобили. Не прочь в этот тренд влиться и Россия: на днях, 20 сентября, премьер-министр РФ Михаил Мишустин призвал готовиться к поэтапному сокращению использования газа и нефти в стране… Более детально о том, как Россия будет осуществлять этот переход, прописано в концепции по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в РФ на период до 2030 года. Документ утвержден правительством.


«Россия постепенно переходит в новую фазу развития, и сейчас нужно сосредоточить все силы на подготовке необходимого фундамента и построении соответствующей инфраструктуры, — резюмировал Абдуллазянов. — Я не сомневаюсь, что в будущем мы увидим не только повсеместное использование электрокаров, но и вполне допускаю, что танки и самолеты также перейдут на электрические силовые установки. А это значит, что спрос на мобильные зарядные установки будет только расти. Мы оцениваем рынок зарядных станций в 400 миллиардов долларов и прогнозируем, что к 2040 году мировая потребность составит порядка 12 миллионов станций. Сейчас в России функционирует около 300 штук. Поэтому потенциал просто огромный».

МУЗА поступит в серийное производство в 2024 году — оно будет организовано в Татарстане. Примерно в этот же период аналитики предполагают пик перехода от ДВС к электродвигателям. По различным оценкам, к 2025-му доля электромобилей в мировом рынке составит 10%, а уже 2030-м —  50%.

«Эволюция не остановится на электромобилях, — резюмировал Абдуллазянов. — Не исключаю, что позже к нашей мобильной зарядной станции смогут подключаться и роботы».