«Знакомые устроились туда на работу, на зарплату не жалуются!» — как один говорят жители Кайбицкого и Апастовского районов о стройке М12. Но вместе с верхнеуслонцами жалуются на шум и пережитые летом «пыльные бури», порожденные тяжелой техникой. Водители на М12 зарабатывают по 50–55 тыс. рублей, трудятся вахтовым методом «15 на 15», за рулем по 11 часов в сутки, час на отдых. О том, как строят автобан на правобережье Волги и юго-западе Татарстана, — в фотоистории «БИЗНЕС Online».
-
В мае «БИЗНЕС Online» побывал на левом берегу Волги и рассказал о том, что происходит со стройкой М12 рядом с Казанью. Теперь журналисты отправились на правый берег реки и проехали от Верхнеуслонского до Кайбицкого районов.
-
Так трасса М12 пронзает Татарстан на юго-западе и выходит на правый берег Волги. В госкомпании «Автодор» рассказали, что створ трассы от Москвы до Казани уже пробили, переложили 37 инженерных коммуникаций, близятся к завершению инженерные изыскания, а очертания будущей дороги уже видно из космоса.
-
Мы у деревни Гребени Верхнеуслонского района. Тут строят мост через Волгу длиной 4,7 км, который планируют сдать во II квартале 2024 года.
-
Там же дорожники готовят выемку будущей дороги: снимают и вывозят грунт, профилируют откосы, отсыпают основание. Это отрезок 8-го участка трассы, который за 123,2 млрд рублей строит ООО «Трансстроймеханизация» — «дочка» ПАО «Мостотрест» Аркадия Ротенберга.
-
«Шум! — коротко описывает „стройку века“ житель деревни Гребени, представившийся Петром. — А ведь до этого здесь была экологически чистая зона! Люди ездили, чтобы побыть в тишине, теперь тут такого уже не будет».
-
Так выглядит деревня Гребени с воздуха. В рабочие дни поселение пустеет и оживает в выходные, когда в дома на берегу Волги приезжают отдохнуть горожане. Там нет газа, централизованного водоснабжения и дорог с твердым покрытием. До 2020 года грунтовая дорога вела и до границы деревни, но с приходом дорожников появилась гравийка. «Обещают потом заасфальтировать», — говорят местные жители.
-
А это асфальтобетонный завод — одно из 22 предприятий, которые возвели от Москвы до Казани для стройки М12. Рядом с ним штаб стройки, строительный городок со столовой и стоянкой автомобилей.
-
Знакомьтесь! Фермер, пенсионер Владимир Алексеевич, который гостеприимно встретил корреспондентов «БИЗНЕС Online» и напоил чаем. Наш собеседник живет в Гребенях с весны до осени и ласково называет деревню «Гребени сити» или «Райский уголок». «На стройке трудятся добросовестные люди. Работают день и ночь, забивают сваи. Грохот стоит! — увлеченно говорит Владимир Алексеевич. — Пыль, конечно, летом стояла столбом так, что и людей на дороге не видать. Но ничего, потерпим, дорога нужна!»
-
Для поставки стройматериалов от Москвы до Казани построили 269 км временных дорог, а на площадки М12 завезли 1,8 тыс. куб. м песка и 600 тыс. куб. м щебня.
-
После моста через Волгу рядом с деревнями Янга Юл и Вахитово Верхнеуслонского района уже строят развязку. Пока строители делают опоры будущего путепровода. На трассе М12 в Татарстане построят 6 развязок — три на правом берегу Волги, три на левом. О том, где можно будет «выскочить» на платную трассу, «БИЗНЕС Online» писал ранее.
-
Двигаемся дальше. Между селами Коргуза и Егидерево Верхнеуслонского района появится «клеверная» развязка М12 с трассой Казань – Буинск – Ульяновск. Пока строители возводят путепровод над федеральной дорогой. Отсюда же начинается 7-й этап трассы. Этот отрезок автобана до пересечения с федеральной трассой Цивильск – Ульяновск строит подконтрольное госкомпании «Российские автомобильные дороги» ООО «СК „Автодор“». К слову, генеральный директор «СК „Автодор“» Рамиль Шайдуллин в 2013–2015 годах руководил «Камгэсэнергостроем».
-
На фото — временная понтонная переправа для строительства моста через Свиягу в 3 км от поселка Азбаба Апастовского района. Это один из пяти понтонных мостов, которые для проезда техники уже навели на стройке М12 при поддержке минобороны. В планах еще три, один из них в Татарстане — через реку Мешу.
-
Спиленные березы в Апастовском районе. Напомним, «Автодор» восстановит в Татарстане 263 га леса из-за прокладки трассы М12. Проект лесовосстановления готовит казанская СК «Спецстрой».
-
Вот такой заслон от грузовиков со стройки М12 сделали в Азбабе. За деревней дорожники проложили временную дорогу, но часто заезжают на улицы села, по которым ходят люди и разгуливают животные. Да и терять щебеночную дорогу сельчане не готовы, ведь сделали ее только пару лет назад. Как и в Гребенях, местные жители недовольны пылью. «Летом белье на улице нельзя было вывесить!» — рассказала жительница села Юлия.
-
«С другой стороны, дорога — это хорошо. Знакомые устроились туда на работу, на зарплату не жалуются», — говорит Николай Богатырев, который живет в Азбабе и работает строителем.
-
Мост через Свиягу остался позади. Следом трасса пересечет железную дорогу Свияжск – Буинск – Ульяновск (справа на фото) и автодорогу, ведущую в Азбабу. К слову, «железку» построили в 1942 году. Это северное звено Волжской рокады, которая повлияла на успех советских войск в Сталинградской битве.
-
Тем временем неподалеку от Больших Кайбиц достраивают строительный городок. От Москвы до Казани уже возвели 27 таких контейнерных поселков. Водители самосвалов рассказали, что работают вахтовым методом «15 на 15». Смена за рулем длится 11 часов в сутки, плюс час на обед. Зарплата — 50–55 тыс. рублей. «15 дней отдыха работаю таксистом в Казани, 15 дней тут, — рассказал один из собеседников. — Зарплатой доволен. В такси меньше зарабатываю».
-
Неподалеку от строительного городка возводят последнюю от Казани и первую от границы Татарстана с Чувашией развязку М12 с региональной дорогой Большие Кайбицы – Камылово. Рядом села Ульянково и Старые Чечкабы. Строители уже армируют опоры путепровода будущей развязки, установили опалубку.
-
Жительница Старых Чечкаб Гульнара рассказала, что стройка близко к деревне, поэтому днем и ночью непривычно шумно. «Зато немало знакомых устроились и теперь хорошо зарабатывают», — тут же назвала плюсы стройки собеседница.
-
По данным госкомпании «Автодор», на стройке М12 от Москвы до Казани работают 10 тыс. человек и 3,6 тыс. единиц техники. Напомним, подобные проекты вытянули экономику США из Великой депрессии. В 1930-е годы президент США Франклин Рузвельт вместо выплаты пособий по безработице предложил платить зарплату на стройках дорог. Так люди получили работу, а страна — развитую сеть федеральных трасс.
-
Ожидается, что строительство скоростной дороги обойдется в 850 млрд рублей. В мае президент РФ Владимир Путин поручил правительству направить средства на строящуюся магистраль из фонда национального благосостояния.
-
По плану властей, в 2024-м поездка от Москвы до Казани по М12 со скоростью 130 км/ч займет 6 с половиной часов, что в 2 раза быстрее нынешнего. Как рассказывал в прошлом году глава «Автодора» Вячеслав Петушенко, проезд по М12 будет стоить 2,5 рубля за километр. Таким образом, поездка от Москвы до Казани или обратно обойдется в 1,6 тыс. рублей плюс бензин. «БИЗНЕС Online» продолжит следить за строительством скоростной автотрассы.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 228
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.