Мэр Москвы Сергей Собянин накануне выдал рецепт благоденствия российским регионам — он уверен, что для привлечения инвестиций субъекты РФ должны не только создать условия для бизнеса, но и работать над «концентрацией» населения. В свою очередь, глава минфина Антон Силуанов пошел против добывающих компаний и призвал перераспределить сырьевую ренту чуть ли не в левых традициях. Эти и другие темы обсуждались на пленарной сессии в рамках Московского финансового форума, где выступал премьер Михаил Мишустин, а также бывший и действующий главы минэкономразвития Максим Орешкин и Максим Решетников и председатель Счетной палаты Алексей Кудрин. Спикеров выслушал корреспондент «БИЗНЕС Online».
Пленарная сессия Московского финансового форума собрала сегодня в столичном Манеже, по выражению модератора, главы думского комитета по бюджету и налогам Андрея Макарова, «звездный состав» российских чиновников и финансистов
«Экономика восстановилась уже в июне»
Пленарная сессия Московского финансового форума собрала сегодня в столичном Манеже, по выражению модератора, главы думского комитета по бюджету и налогам Андрея Макарова, «звездный состав» российских чиновников и финансистов. Открылась она речью премьер-министра Михаила Мишустина.
Глава правительства почти полностью посвятил свое выступление обзору достижений и успехов исполнительной власти. По словам Мишустина, «меры, которые реализовало правительство по поручению президента, дали ожидаемый результат» в условиях кризиса. Впрочем, трактовать эту отдельно взятую фразу можно было по-разному. Как и другое заявление главы кабмина: мол, Россия стала «одним из лидеров G20 по росту расходов на поддержку экономики и людей», что позволило смягчить последствия пандемии без ущерба для устойчивости бюджета.
«Такая прочность экономики — итог системной работы», — заметил между тем премьер-министр, напомнив о новых разовых выплатах населению. Как говорит Мишустин, раздаваемые сейчас деньги государство «заработало за счет восстановления экономики». Премьер заявил, что власти помогали бизнесу справиться с негативными последствиями пандемии и поддерживали «различные отрасли». В качестве конкретных мер такого рода он назвал мораторий на плановые проверки для бизнеса — тот будет продлен и на следующий год.
«Увеличиваются доходы не только федерального бюджета, но и регионов. А значит, растут и их возможности. Хочу отметить, что наша экономика восстановилась уже в июне, объем ВВП достиг допандемического уровня», — заявил Мишустин.
Свою оптимистичную риторику глава правительства подкрепил предварительными данными Росстата, согласно которым, за минувшее полугодие ВВП России вырос на 4,8%. Это выше не только ожиданий кабмина, но и показателей допандемийного периода.
«Возвращается к прежним значениям потребительский спрос. Поддержку ему оказывает восстановление рынка труда», — заявил премьер-министр.
В той же оптимистичной тональности Мишустин рассказал о 7-процентном росте инвестиций в основной капитал по сравнению с показателями 2020 года. А еще напомнил, что ранее Владимир Путин обозначил «поддержку людей» как приоритетный вектор.
Мишустин рассказал о планах правительства направлять на реализацию «национальных целей» порядка 13 трлн рублей ежегодно
«Это не разовая мера, а наша долгосрочная позиция, это позиция президента, правительства. В дальнейшем она перерастет в программу, которую мы сейчас развиваем. Именно эту задачу решает „социальное казначейство“», — заявил Мишустин.
Напомним, «социальным казначейством» правительство называет систему полуавтоматического начисления социальных выплат, когда от гражданина требуется лишь заявление на получение помощи.
Мишустин также рассказал о планах правительства направлять на реализацию «национальных целей» порядка 13 трлн рублей ежегодно. Глава правительства перечислил направления, на которых кабмин работает не покладая рук ради благополучия граждан. Это и здравоохранение, и образование, и создание комфортной среды для жизни, включая экологическую повестку. Правительство даже надеется, что Россия войдет в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования и объему научных исследований.
В финале выступления Мишустин все же обратился к финансовой тематике, рассказав о движении «ФинЗож» и напомнив о том, что работа над очередным трехлетним бюджетом страны приближается к финалу. По его словам, правительство намерено развивать так называемый механизм инициативного бюджетирования, когда граждане лично участвуют в проработке финансирования из бюджетов разных уровней.
«В прошлом году число таких проектов превысило 22 тысячи. Они небольшие, их выдвигали жители городов и сел. При этом они решают беспокоящие людей проблемы», — заявил Мишустин.
В целом правительство намерено обращаться к мнению граждан при выработке различных решений, пообещал глава кабинета министров. Хотя, как известно, определяющую роль все равно играет мнение чиновников, а на не слишком приятные для них народные инициативы они предпочитают реагировать в стиле «мы вас услышали».
Антон Силуанов: «Деньги есть, но их нужно эффективно потратить. Результат должен быть в росте экономики, благосостояния наших граждан»
«США переборщили с размером стимула»
Когда Мишустин покинул мероприятие, оставшиеся участники не смогли поддерживать столь же высокий градус оптимизма и перешли к обсуждению проблем. Так, Макаров спросил главу минфина Антона Силуанова, есть ли у правительства деньги на реализацию всех анонсированных Мишустиным проектов и готов ли кабмин их потратить.
«Если деньги есть, то существует и готовность. Экономика восстанавливается, казна наполняется, ресурсы наполняют бюджет, — начал перечислять Силуанов. — Деньги есть, но их нужно эффективно потратить. Результат должен быть в росте экономики, благосостояния наших граждан. В противном случае…»
«Противный случай давайте обсудим по итогам», — перебил модератор.
Затем слово было передано столичному градоначальнику Сергею Собянину, который слывет ныне авторитетом по борьбе с коронакризисом — Москва пережила пандемию лучше многих регионов, отметили участники дискуссии. Рассыпавшись в любезностях и поздравлениях в адрес финансистов, которые отмечают 8 сентября свой профессиональный праздник, Собянин начал излагать, как сложно столичным властям было балансировать между позициями медиков и экономистов в разгар пандемии — первые требовали закрыть людей по домам, вторые ратовали за сохранение экономики. В итоге городские власти выбрали «щадящий режим ограничительных мер», который позволил экономике работать на 90%. Видимо, щадящим мэр считает и разработанный им план выгула москвичей по графику, подъезд за подъездом, который был уже опубликован и сорвался только после окрика из Кремля.
В случае же нарастания угрозы принимаются точечные меры, заявил Собянин. По его словам, ограничения направлены лишь на то, чтобы система здравоохранения «справлялась с ситуацией», и принимаются только при угрозе ее «схлопывания».
Что интересно, и Собянин, и другие участники дискуссии говорили о пандемии коронавируса нового типа как о практически миновавшей угрозе и пройденном этапе. Между тем ежедневно в стране заболевают порядка 18 тыс. человек, а умирают по 800. Для сравнения: в КНР, власти которой не искали компромиссов, а выслушали медиков и занялись локализацией инфекции, всего за время пандемии от COVID-19 умерли лишь порядка 5 тыс. человек (по официальной статистике).
Благостные речи прервал глава Счетной палаты Алексей Кудрин, который напомнил участникам сессии о том, что кризис еще не завершился. Он также сделал важное замечание, отметив принципиальное отличие текущего кризиса от всех предыдущих. По словам Кудрина, в отличие от типичных финансовых катаклизмов, этот кризис не приводит к обновлению и очищению экономики. Если классические кризисы «добивают» в основном неконкурентоспособные компании, то сейчас локдауны останавливают работу и вполне крепких предприятий, выпускающих востребованную продукцию.
Максим Орешкин не забыл похвалить действия Москвы и раскритиковал — с высоты российских достижений — экономическую политику США
С тем, что текущий кризис — нестандартный, согласился и помощник президента России Максим Орешкин. При этом он не забыл похвалить действия Москвы и раскритиковал — с высоты российских достижений — экономическую политику США.
«Ответ макроэкономической политики на кризис должен быть соразмерен масштабу экономических проблем. <…> Россия нашла оптимальный объем и структуру [финансового] стимула, что позволило чуть больше чем за год восстановить экономику. А, например, США, которые два года подряд имеют дефицит бюджета в 15 процентов ВВП, скорее переборщили с размером стимула, результатом чего является глобальная волна инфляции», — заявил Орешкин.
Правда, у России тоже не все гладко, признает чиновник. Угрозой может стать бум потребительского кредитования, который, собственно, и привел к росту потребительского спроса — только за август россияне набрали кредитов на 647 млрд рублей. (Напомним, в начале сессии Мишустин приводил растущий потребительский спрос в качестве позитивного примера, а его причиной называл рост занятости населения.)
Об опасности «заливания» экономики деньгами и высокого госдолга предупредил и Силуанов. «Нельзя постоянно печатать деньги и не платить за это. За эмиссию, за большие дефициты [бюджета], за высокую инфляцию платят граждане», — заявил глава минфина. Правда, говорил он вновь о курсе Вашингтона.
Также досталось от Силуанова Канаде: министр рассказал, что страна нарастила в прошлом году бюджет в 1,5 раза по сравнению с обычным уровнем.
«Результат — инфляция и снижение темпов роста больше чем в 5,5 процента», — уточнил он.
Напомним, в марте 2020 года власти США согласовали ежемесячные выплаты каждому потерявшему работу американцу в размере $1,2 тысячи. Примерно на такую же сумму могли в начале пандемии рассчитывать и канадцы, лишившиеся работы из-за пандемии.
От обсуждения ошибок американского минфина участники пленарного заседания плавно перешли к теме инфляции, которая в России, как выяснилось, также вызвана внешними факторами. Глава минэкономразвития Максим Решетников констатировал, что в августе рост цен на непродовольственные товары догнал и обогнал продовольственную инфляцию. Правительство пытается брать под контроль эту тенденцию при помощи тарифного регулирования и механизма демпферов. Однако сильно «закручивать гайки» не позволяют торговые правила ЕАЭС и ВТО, напомнили участники сессии.
При этом Силуанов все-таки напомнил и о другой стороне вопроса — на фоне роста мировых цен на продовольствие и сырье выигрывают российские экспортеры.
«Те экспортеры, которые получили сегодня дополнительные доходы от повышения цен, должны поделиться. И эти деньги мы должны направить на поддержку граждан», — заявил Силуанов.
Сергей Собянин: «Мы пытаемся все инвестиции запихать в промышленность. А чтобы инвестировать в услуги, нужно потребление этих услуг, причем концентрированное. Такое возможно только там, где есть концентрация населения»
Отобрать и поделить
Практически социалистическую риторику с энтузиазмом поддержал депутат и модератор Макаров, который обрушился с жесткой критикой на российский бизнес. Глава думского комитета по бюджету и налогам фактически обвинил сырьевых экспортеров в том, что они задирают тарифы для внутреннего рынка под предлогом роста мировых котировок. Зачастую это приводит к срыву государственных контрактов, напомнил он.
В качестве «адвоката» свободного рынка выступил Решетников.
«Вопрос о ценностях — мы за рыночную экономику?» — задался министр риторическим вопросом. По его мнению, вина за сложившуюся ситуацию лежит на государстве, которое не может успеть за изменениями на рынке. Исправить положение может бо́льшая гибкость законодательства, считает министр.
В свою очередь, Макаров вслух озадачился философским вопросом, должен ли рынок противоречить таким понятиям, как совесть, и атаковал бизнес с другой стороны. Парламентарий заявил, что сегодня российские бизнесмены не спешат инвестировать в развитие экономики, а предпочитают хранить средства на депозитах. С вопросом, что делать в такой ситуации, Макаров обратился к Собянину, напомнив, что в Москве бизнес активно инвестирует — в отличие от других регионов.
Однако столичный мэр заступился за предпринимательское сообщество, оказавшееся под огнем критики. По словам Собянина, бизнес готов инвестировать, просто власти регионов не создают для этого подходящих условий. В качестве позитивного примера он привел московский проект освоения промзон, который предусматривает застройку 35 млн кв. м земли. Проект привлек порядка 2 тыс. инвесторов, рассказал Собянин. Он пояснил, что сегодня нельзя рассчитывать на привлечение большей части инвестиций в промышленность, даже в промышленной Германии до 70–80% инвестиций собирает сфера услуг.
«Мы пытаемся все инвестиции запихать в промышленность. А чтобы инвестировать в услуги, нужно потребление этих услуг, причем концентрированное. Такое возможно только там, где есть концентрация населения. <…> В обычной региональной экономике такого [прироста инвестиций] уже не будет. Надо думать о том, как создать почву для инвестиций. Для этого нужно укрупнение регионов, концентрация населения, развитие больших городов», — подчеркнул Собянин.
В ответ на это Орешкин напомнил собравшимся о тех объемах вложений в инфраструктуру, которые сделала Москва за последние 10 лет.
«Надо было МЦК построить, метро, МЦД, обновить общественный транспорт, ЖКХ — и уже после этого пришли инвесторы. Когда у нас по всей стране, в каждом регионе будут такие же возможности для вложений в инфраструктуру, тогда и там также активно начнут расти частные инвестиции», — вернул собравшихся к реальности экс-министр.
Напрашивающегося вопроса, где регионам взять такие же доходы, как у столицы, никто не задал.
«Наезд» Макарова на сырьевиков продолжил Силуанов. Он напомнил, что добывающие предприятия получают «огромную ренту» и не вкладывают ее в инвестиции.
«Хорошо живут! Рентный доход — добыл руду, продал, и живи на этой ренте. Мы видим, что доходности [металлургических компаний] выросли, денежные потоки в 2, 3 раза и более выше, чем инвестиции», — заявил Силуанов.
По его словам, доходы таких компаний уходят на дивиденды, а государство получает только налог на прибыль.
«Нужно справедливо распределить эту ренту», — заявил министр.
Напомним, ранее между правительством и металлургическими компаниями разгорелся серьезный конфликт — власти обвиняли бизнес в попытках взвинтить цены на внутреннем рынке на фоне роста мировых котировок. Как заявил летом первый вице-премьер Андрей Белоусов, металлургические компании «нахлобучили» государство на 100 млрд рублей, чиновник потребовал вернуть эти средства в бюджет.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 98
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.