Публикация нового исследования российской ассоциации по связям с общественностью стала поводом для оживленных дебатов между представителями российских партий. На конференции, устроенной РАСО, сошлись функционеры «Родины», КПРФ, ЛДПР, Партии пенсионеров и «Справедливой России — Патриотов — За правду». Отсутствовал лишь фаворит — «Единая Россия». Не трогая его, политтехнологи обменивались упреками в «спойлерстве», спорили с приглашенными экспертами и, разумеется, хвалили свои программы. Корреспондент «БИЗНЕС Online» выслушал всех и узнал, что обозреватели считают ключевой интригой сентябрьских выборов, какая из недавно созданных партий имеет шансы пройти в Госдуму и кто по-прежнему считает, что «Сталин — это смерть».
«Единая Россия», КПРФ и ЛДПР с существенным отрывом опережают другие партийные силы», — отмечают в РАСО. Судьба остальных участников гонки пока под вопросом
Партийно-предвыборный расклад
Комитет по политическим технологиям российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) представил результаты партийного предвыборного исследования. В основу документа легли оценки экспертов, высказанные ими в период 20–25 августа 2021 года. В исследовании приняли участие 80 практикующих политических консультантов, членов комитета по политтехнологиям РАСО. Сбор экспертных мнений проводился через сервис SurveyMonkey и очное анкетирование.
«Кумулятивная оценка ресурсов указывает на уверенное лидерство трех партий — „Единая Россия“, КПРФ и ЛДПР, которые с существенным отрывом опережают другие партийные силы», — отмечают авторы документа.
В том, что три мастодонта российской парламентской политики пройдут в Думу по итогам предстоящего в сентябре голосования, эксперты РАСО не сомневаются — вероятно, как и избиратели. Последние 10 лет отучили и тех, и других от сюрпризов в выборном процессе, где главный накал борьбы, как известно, приходится на стадию выдвижения и регистрации кандидатов.
Судьба остальных участников гонки пока под вопросом, считают авторы документа, по мнению которых, шансы на преодоление 5-процентного порога имеют еще три партии. Однако в том, кто именно сможет потеснить «Единую Россию», КПРФ и ЛДПР в Охотном ряду, эксперты пока не уверены.
«Данные экспертного опроса РАСО фиксируют борьбу за четвертое место между СРЗП и „Новыми людьми“. „Эсеры“ превосходят „Новых людей“ за счет идеологического ресурса, оргструктуры и географического охвата, в то время как „НЛ“ демонстрируют более интересную обойму лидеров, работу в социальных медиа и креативную технологическую команду», — говорится в отчете о проведенном исследовании.
Политконсультанты солидарны в том, что шансы на прохождение в Думу непарламентских партий, за исключением Новых людей, невелики. При этом три структуры вполне могут рассчитывать на прохождение 3-процентного барьера, что позволит им претендовать на государственное финансирование. К этим счастливчикам исследование относит Партию пенсионеров за социальную справедливость, «Родину» и «Яблоко».
Высказались эксперты РАСО и по каждой из парламентских, «системных» партий. Так, сильные стороны «Единой России» не изменились с 2016 года, считают политтехнологи. Это «максимальная географическая представленность, финансовый ресурс, наличие сильных лидеров, оргструктуры и работы с медиапространством». Однако партии власти все равно якобы предстоит побороться за электорат с конкурентами «социально-патриотического» толка.
КПРФ ведет «инерционную» избирательную кампанию и делает ставку на широкую географию. Однако коммунисты проседают в плане выдвижения лидеров, что указывает, в частности, на конфликты внутри партии.
Зато ЛДПР точно не страдает от нехватки лидерского ресурса, который единолично с лихвой покрывает Владимир Жириновский. Правда, с идеологией у либерал-демократов есть проблемы, поэтому партия не может сфокусировать свой «месседж», считают эксперты.
Наконец, многочисленные заявления новоиспеченных лидеров партии «Справедливая Россия — Патриоты — За правду» (СРПЗ) помогли организации усилиться в медийной сфере. Впрочем, этим успехи гибридной партии пока и ограничиваются, полагают участники исследования.
ЛДПР не страдает от нехватки лидерского ресурса, который единолично с лихвой покрывает Владимир Жириновский
«Просто разгул демократии»
РАСО пригласила представителей партий и экспертов совместно обсудить результаты исследования. Встреча, как и большинство подобных мероприятий в столице, прошла в онлайн-режиме, а модерировал дискуссию президент РАСО Евгений Минченко. В своем вступительном слове он, как показалось корреспонденту «БИЗНЕС Online», несколько сгустил краски, сообщив об уникальности предстоящих выборов.
«Впервые за долгое время мы имеем очень серьезную неопределенность партийного состава этой Думы. Последний раз такое было в 2003 году, когда до последнего было непонятно, пройдут ли в парламент „Яблоко“ и СПС. А теперь у нас расклад очень разнообразный — от трех до шести партий. Просто разгул демократии какой-то у нас в стране, когда за три недели до выборов непонятно, сколько партий будет в парламенте», — заявил Минченко.
Из представителей партий первым слово взял член ЛДПР, заместитель главы Рособрнадзора Борис Чернышов. Он пояснил, что основная цель ЛДПР — занять по итогам выборов как минимум второе место и увеличить свою фракцию в Думе. Для этого партия развернула «самую обширную агитационную кампанию за всю историю партии» и работает во всех регионах России. И действительно, мало кто из россиян не видел этим летом у дорог билборды с лаконичной надписью «ЛДПР» крупными буквами без какого-либо сопровождающего текста. По мнению Чернышова, у его партии «сама интересная баннерная сеть».
«Каждый автомобилист абсолютно четко видит, что есть присутствие партии на улицах всех городов, это выгодно отличает нас от представителей других партий. Хотя у них тоже есть баннеры, по ним не понять, о какой партии идет речь и с чем они идут», — заявил он.
При этом ЛДПР активно работает в соцсетях, где флагманом кампании является телеграм-канал (!) Жириновского. Партийный лидер — самый ценный агитационный актив ЛДПР, не без оснований убеждены в организации. Желание ЛДПР быть в тренде, безусловно, понятно, но занятно, что «Телеграм» — и это не секрет для специалистов — канал для узких элит и не обладает никаким электоральным охватом…
Неожиданно одной из тем обсуждения в рамках дискуссии стала личность Иосифа Сталина. Отправной точкой для этого послужило заявление главы МИД РФ Сергея Лаврова, который сравнил нападки на действия генералиссимуса в годы Великой Отечественной войны с атакой на прошлое страны.
Впрочем, представителей ЛДПР эта риторика не поколебала. Отвечая на вопрос Минченко об отношении партии к Иосифу Виссарионовичу, Чернышов заявил, что его организация стоит на антисталинистской позиции. «Сталин — это жестокость, лагеря, Сталин — это смерть», — подчеркнул он.
В свою очередь, новая партия «Новые люди» считает, что в обществе есть огромный запрос на новые идеи. Однако старые партии не способны его удовлетворить, поскольку обращаются постоянно к прошлому, а не к будущему, заявил руководитель исполкома Новых людей Владислав Даванков. «Политическая система законсервирована и явно не успевает за скоростью развития общества», — подчеркнул он очевидное.
По мнению Даванкова, люди сегодня «начинают определяться и понимают, что если проголосуют, как в прошлый раз, то ничего не изменится». В прошлый раз, напомним, подавляющее большинство голосов в итоге было отдано за «Единую Россию». Впрочем, правящую партию участники конференции обсуждать не стали — вместо этого политики постарались представить в выгодном свете свои партии.
В качестве главной угрозы для себя Новые люди видят «сушку явки», поскольку электорат партии — это те избиратели, которые прежде не голосовали, потому что не видели подходящих кандидатов. И если эта прослойка все-таки явится на выборы, Новые люди имеют все шансы попасть в Госдуму нового созыва, уверен Даванков.
Политический консультант Виктор Потуремский, взявший слово после Даванкова, вернул дискуссию к роли Сталина в современных политических реалиях. «У нас людям нет большого дела до Сталина. Основной запрос общества деидеологизирован, люди готовы вести разговор, если партия сможет убедить избирателя в своей пользе», — считает политтехнолог.
Потуремский добавил, что сейчас избирательная кампания идет не подобно «референдумной кампании по поправкам к Конституции», а в условиях «полноценной, конкурентной политической борьбы». В унисон ему выступил и его коллега, политический консультант Роман Смирнов. По его мнению, конкурентность выборов в России выросла. В этот момент показалось, что мы живем в разных странах с нашими политконсультантами — в «их стране» есть какая-то политическая конкуренция, а в «нашей стране» партии во главе с главной впали в какой анабиоз и даже за несколько недель до голосования не могут захватить повестку в медиа, демонстрируя инфантильность.
«Правила игры серьезно изменились, мы это видим по юридической практике. Отказов кандидатам практически нет. Но появились новые основания для отказа — экстремизм и причастность к иноагентам», — заявил политтехнолог.
При этом в будущем многие кандидаты будут отказываться от участия в кампаниях, чтобы не светить свои финансовые активы, добавил Смирнов.
Еще один политтехнолог, Олег Молчанов, заострил внимание на теме иностранных финансовых активов в качестве повода для снятия кандидатов с предвыборной гонки. «Формально это правило существует с 2012-го, но только в этом году такая практика получила большое распространение», — напомнил эксперт.
По сути же, сейчас пассивного избирательного права лишаются все владельцы акций каких-либо предприятий, объяснил Молчанов. «С точки зрения ЦИКа, все акции, которые торгуются на иностранных биржах, — иностранные активы. Это бо́льшая часть российских предприятий. И любой человек, который имеет договор с брокерами, не может быть кандидатом», — сообщил эксперт.
Впрочем, ни для кого не секрет, что многие российские провластные политики давно научились обходить запрет на коммерческую деятельность, записывая «заводы, газеты, пароходы» на родственников или передавая активы в доверительное управление. В то же время оппозиционные политики сталкивались с давлением, даже когда не отходили от буквы и духа закона, — ярким примером стал экс-кандидат на пост президента России Павел Грудинин.
Впрочем, у КПРФ есть все шансы на реванш, поскольку запрос в обществе на левую риторику растет, уверены эксперты. О «левом повороте» как большой политической тенденции заявил в рамках дискуссии Молчанов. По мнению эксперта, это может серьезно улучшить позиции партий, идущих с социальной повесткой. Так, СРЗП сможет с большим отрывом пройти 5-процентный барьер и увеличить свою фракцию в Думе. Российская партия пенсионеров за социальную справедливость может, в свою очередь, преодолеть 3-процентный порог и получить государственное финансирование, добавил политолог.
Неожиданно одной из тем обсуждения в рамках дискуссии стала личность Иосифа Сталина. Отправной точкой для этого послужило заявление главы МИД РФ, который сравнил нападки на действия генералиссимуса в годы Великой Отечественной войны с атакой на прошлое страны
Спойлер на спойлере
Зампреду центрального совета Партии пенсионеров Владимиру Ворожцову пришлось отвечать на провокационный вопрос Минченко о том, чьим спойлером является организация — КПРФ или СРЗП. Обороняясь, Ворожцов напомнил, что Партия пенсионеров была основана в 1997 году и старше не только «Единой России», но и «Справедливой».
«Индивидуальность никогда не была спойлером. Мы не спойлеры, а доноры для других партий», — заявил Ворожцов. И, в свою очередь, обвинил Минченко в том, что последний «насаждает нарратив, который для серьезного политтехнолога не может быть серьезным».
По словам политика, подавляющее большинство электората «пенсионеров» решительно хотят кардинальных изменений в политической, экономической и социальной жизни страны. «Но при этом большинство также категорически против революций, потрясений и переворотов. Наш принцип — кардинальные изменения без социальных потрясений», — подчеркнул он.
При этом Ворожцов отверг обвинения со стороны секретаря ЦК КПРФ Сергея Обухова в том, что Партия пенсионеров поддержала в 2018 году пенсионную реформу. Как заявил Обухов, «пенсионеры» могут набрать даже 6%, и назвал организацию «партией отчаявшихся единороссов». «Да, они доноры „Единой России“, разочаровавшийся электорат ЕР переходит именно к Партии пенсионеров. Почему-то у нас никто не задает вопрос: как же так — Партия пенсионеров поддерживала пенсионную реформу?» — задался риторическим вопросом коммунист.
В ответ Ворожцов взорвался возмущением. «Это полная ерунда! Давайте я сформулирую снова: еще в 2016 году ПП в своем предвыборном манифесте записала „не допустить необдуманного роста пенсионного возраста“ и твердо стояла на этом. Но в стране существовала также Партия пенсионеров России, клон „Единой России“, эта партия и поддержала реформу. Сколько можно, ну е-мое!» — воскликнул «пенсионер».
При этом Обухов стал единственным участником конференции, который обратил внимание на главный фактор успеха партий — административный ресурс.
«Ключевой ресурс — доступ к админресурсу, он определяет все остальное. Неправда, что он есть только у „Единой России“, им располагает и депутатский корпус КПРФ, исполнительной власти, ЛДПР, им пользуются даже малые партии. Мы же взрослые люди, понятно, чтобы партии как-то заявлялись на выборы, они должны пользоваться поддержкой управления внутренней политикой и на местах, и в администрации президента», — заявил Обухов.
Партию «Родина» представляла Мария Костычева. Она рассказала, что партия столкнулась с проблемой — в общественном сознании она слабо ассоциировалась с ее нынешним лидером Алексеем Журавлевым. Чтобы преодолеть это препятствие, «Родина» запустила в мае 2021 года большое турне политика по 100 российским городам.
«Нашей задачей было связать Журавлева с партией, и мы этого добились», — похвалилась Костычева.
Впрочем, по мнению доктора политических наук, политолога Дмитрия Нечаева, «Родина» прогадала, сделав ставку на фигуру Журавлева.
«Лидер партии Алексей Журавлев родом из Воронежа. И у него в регионе очень высокая узнаваемость, практически как у местного губернатора. А вот уровень поддержки у Журавлева крайне низкий. Это означает, что перспективы не очень позитивные. Можно сказать, что сегодняшняя команда „Родины“ и ее лидер противоречат друг другу, мне думается, что фигура Журавлева работает скорее против партии», — сказал Нечаев.
В свою очередь, представлявший СРЗП известный политтехнолог Дмитрий Гусев раскритиковал исследование РАСО за утверждение о том, что объединение «Справедливой России» с партией Захара Прилепина «За правду» и «Патриотами России» не повысило рейтинг конечного «гибрида».
«В умах не экспертов, а избирателей объединение ощутимо повысило рейтинг партии», — заявил Гусев.
Он также заявил, что в СРЗП перед началом кампании «отследили базовые потребности общества» и выяснили, что «запрос на справедливость интересует более половины жителей страны». На основании таких практических политтехнологических расчетов в СРЗП выбрали несколько основных тем для предвыборной кампании, включая отмену пенсионной реформы и предоставление россиянам базового дохода в 10 тыс. рублей ежемесячно.
«Мы претендуем на второе место и с этим идем. Поскольку мероприятие агитационное, вынужден вести себя не как эксперт, а как агитатор, прошу меня понять правильно», — подытожил свое выступление политтехнолог, явно не успевший еще привыкнуть к своей новой роли партийного функционера.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 34
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.