Новое требование обязывает финансовые организации и другие субъекты Федерального закона от 7 августа 2001 года №115-ФЗ (далее — Закон 115-ФЗ) отказывать в обслуживании компаниям, которые не согласны раскрывать необходимые сведения об организации, ее учредителях или бенефициарах. Изменения вступают в силу 1 сентября.

Идентификация — это процесс сбора данных о физических и юридических лицах. Перечень сведений, которые нужно установить, довольно обширный: от паспортных данных до информации о выгодоприобретателях. Смысл процедуры — определить риски сотрудничества с человеком или компанией, исключить тех, с кем нельзя работать по закону. Например, субъекты 115-ФЗ обязаны заморозить денежные средства или имущество фигуранта списка террористов и экстремистов.

По действующему Закону 115-ФЗ компании должны идентифицировать каждого клиента перед приемом на обслуживание. Однако законодатели конкретизировали это требование. С 1 сентября 2021-го отказ получат клиенты, которые не представят необходимые идентификационные сведения или не готовы раскрыть какую-либо информацию о компании. Поправка внесена Федеральным законом от 30 декабря 2020 года №536-ФЗ.

Рассмотрим ситуацию. Организация обратилась в страховую компанию для оформления ОСАГО на корпоративные автомобили. Страховая — субъект 115-ФЗ, поэтому обязана запросить пакет документов для проведения идентификации. Сотрудник финансового мониторинга проверяет документы либо вручную, либо посредством специальных программ. В ходе проверки выясняется, что организация не раскрыла сведения о бенефициарном владельце. Страховая компания должна запросить эту информацию. Если клиент не захочет ее предоставить, то страховщик обязан отказать ему в обслуживании.

«Изменения касаются всех без исключения субъектов 115-ФЗ: и банков, и ювелирных компаний, и бухгалтеров на аутсорсинге. Чтобы исполнять требования законодательства, необходимо собирать сведения о клиентах в полном объеме. Новая норма еще раз подтверждает, что проводить идентификацию нужно до приема на обслуживание», — отмечает эксперт «Контур.Призмы» по ПОД/ФТ и комплаенс-рискам Светлана Кирланова.

Полный перечень сведений, которые необходимо установить в отношении клиента, указан в положениях Банка России №444-П, 499-П и приказе Росфинмониторинга №366. Всю информацию, полученную в результате идентификации, нужно внести в анкету клиента. Незаполненные поля или прочерки будут расцениваться как нарушение формы.

По закону сведения о бенефициарных владельцах прежде обновлялись один раз в год. Теперь это нужно делать и по мере изменения данных. Например, если из СМИ известно, что у компании сменился собственник, то необходимо запросить у клиента подтверждение и внести информацию в его анкету. Анкеты необходимо хранить во время всего периода сотрудничества с клиентом и пять лет после завершения работы.

Новости компании

18+