С первых дней появления на авансцене мировой информповестки талибы**, указывает известный мусульманский и общественный деятель Рустам Батыр, кутали женщин в строгие шариатские облачения и бомбили зенитками идолов в виде статуй Будды, воплотив заветные мечты многих исламских радикалов. При этом захватившие власть в Кабуле исповедуют ханафитский мазхаб — ту ветвь ислама, которую мы в последние годы активно возрождаем в Татарстане и в целом по России. Однако постоянный автор «БИЗНЕС Online» уверен: «Талибан»* — это не про религиозную веру, а про жестокую и циничную политику.
Рустам Батыр: «Когда в 1990-е талибы** начали свои бесчинства, среди салафитов распространилась присказка: мол, посмотрите, что вытворяют ваши ханафиты, а вы все в нас пальцем тычете»
Услада для очей радикальных салафитов
«Талибан»* — услада для очей радикальных салафитов. С первых дней появления на авансцене мировой информповестки талибы** кутали женщин в строгие шариатские облачения, резали головы неугодным Аллаху и разбомбили зенитками идолов в виде статуй Будды. Словом, они воплотили заветные мечты многих исламских радикалов. Но самое приятное заключалось в другом — в том, что салафитам за них не нужно было нести никакой, даже моральной, ответственности. Когда в 1990-е талибы** начали свои бесчинства, среди салафитов распространилась присказка: мол, посмотрите, что вытворяют ваши ханафиты, а вы все в нас пальцем тычете. И ведь не поспоришь: талибы** и в самом деле исповедуют ту ветвь ислама, которую мы в последние годы активно возрождаем в Татарстане и в целом по России. Возникает закономерный вопрос: а у нас через энное число лет не завернут ли женщин в кокон паранджи и не взорвут ли памятник дедушке Ленину на площади Свободы?
Как мы помним, талибы** ворвались в мировую повестку в середине 1990-х. Они провозгласили курс на смещение тогдашнего афганского правительства Бурхануддина Раббани и введение в Афганистане жесткого исламского режима. Первые боевые столкновения правительственных войск с отрядами талибов** произошли осенью 1994 года. А уже в сентябре 1996-го боевики заняли Кабул и до 2001-го фактически находились у власти, провозгласив Исламский Эмират Афганистан. Отправила их в нокаут, как теперь выяснилось лишь временный, военная кампания США с маркетинговым названием «Несокрушимая свобода», которая была лицедейской реакцией американского истеблишмента на теракты 11 сентября.
Самое любопытное в этой истории другое, а именно то, что тогда талибановский* эмират во всем мире признали только три страны: Пакистан, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты. Вот здесь-то и зарыта собака, которая держит в зубах ключ к пониманию ситуации. А принадлежность талибов** к традиционному исламу ханафитского толка лишь дымовая завеса, которая позволяет салафитским популистам прятать следы.
До появления «Талибана»* исламский экстремизм никогда не пользовался успехом в Афганистане
Отмычкой, которая перевернула ситуацию, стало мусульманское образовательное движение деобанди
До появления «Талибана»* исламский экстремизм никогда не пользовался успехом в Афганистане. Радикалы в лице салафитов многократно пытались проникнуть в афганское общество. Еще в 1912 году уроженец Медины Сайед Шари Мухаммад основал салафитские ячейки в Ташкенте и Ферганской долине. Отсюда и из Британской Индии они пытались закрепиться в Афганистане, но большого числа поклонников салафиты так и не приобрели.
Вторая попытка предпринималась в 1970-е, когда салафизм проамериканских саудитов распирало от нефтяных денег, которые им было поручено конвертировать во влияние на соседние страны. Еще на начальном этапе войны в Афганистане, ставшей ареной противостояния СССР и США, саудовцы, послушные исполнители воли американцев, послали в Пешавар Абдул Расула Сайяфа, афганца, долго жившего в Саудовской Аравии, с заданием создать в пуштунской столице партию салафитов Иттихад-и-Ислами («Исламское единство»). Его снабжали деньгами и оружием, но салафитам снова не удалось широко распространить свое влияние, т. к. большинство афганцев считало их учение иностранным изобретением. Арабские моджахеды, включая Усаму бен Ладена, нашли некоторое количество последователей среди пуштунов в основном благодаря тому, что у них было много денег и оружия.
Не стоит идеализировать средневековый ханафизм и особенно патриархальное афганское общество. Конвенция по правам человека там отдыхает. Но факт остается фактом: за века бытования ислама в Афганистане никому из ханафитов даже в голову не приходило уничтожить те самые статуи Будды, благодаря чему, собственно, они и сохранились до нашего времени. Но вот ханафитам талибановского* разлива сделать это понадобилось непременно в первую очередь, как только они пришли к власти. Откуда такая метаморфоза? Как же удалось взломать культурный код афганцев и принести на их землю управляемый извне одиозный исламизм?
Отмычкой, которая перевернула ситуацию, стало мусульманское образовательное движение деобанди, а точнее совокупность факторов, которая позволила его использовать в качестве религиозно-идеологического тарана.
«Война в Афганистане (1979–1989) породила гигантскую волну беженцев. Страну покинули не менее 6 млн человек, значительная часть которых хлынула в соседний Пакистан»
В Пакистане образовалась огромная масса «человеческого пластилина»
Деобандизм возник в Британской Индии. Его главными идеологами были Мохаммад Казим Нанотави (1833–1877) и Рашид Ахмад Гангохи (1829–1905), основатели первого медресе в Деобанде, неподалеку от Дели. Для своего времени движение было передовым. Оно выступало за объединение мусульманского общества, находящегося под гнетом колониального режима. В содержательном же плане это было продолжением вековой ханафитской традиции и не более того.
Деобанди активно занимался религиозным просвещением по всему мусульманскому миру. В 1967 году, когда он отмечал 100-летие со дня основания, в Южной Азии насчитывалось около 9 тыс. деобандийских медресе.
В начале XX века правительство Афганистана хотело наладить сотрудничество с деобанди и построить у себя сеть современных медресе, контролируемых государством, но они не пользовались большой популярностью. Намного быстрее деобандийские медресе распространялись в Пакистане после создания последнего в 1947 году. Там в 1988-м действовало 8 тыс. официальных и 25 тыс. незарегистрированных медресе, в которых учились более полумиллиона воспитанников.
И вот здесь мы подходим к главному.
Война в Афганистане (1979–1989) породила гигантскую волну беженцев. Страну покинули не менее 6 млн человек, значительная часть которых хлынула в соседний Пакистан. Особенность афганских беженцев заключалась в том, что от войны спасались в первую очередь женщины и дети. Мужчины же оставались на родине воевать. Считается, что три четверти пакистанских лагерей беженцев составляли лица в возрасте до 15 лет. Целое поколение афганских детей выросло в данных лагерях.
Детство, проведенное в лагерях беженцев, — это не детство. Не только нищета и голод, но и отсутствие примера в образе родного отца — вот условия, в которых складывались их личности. Напомню, что безотцовщина — важнейший фактор в формировании радикалов. Согласно проведенным исследованиям, мусульмане, осужденные по экстремистским и террористическим статьям, все поголовно выросли без влияния отца (по разным причинам: либо они росли в неполной семье, либо отец не принимал должного участия в их воспитании). Ситуацию усугубило то, что это были не просто дети без отца, но дети, полностью изолированные от внешнего мира. Другими словами, в Пакистане образовалась огромная масса «человеческого пластилина», из которого можно было лепить боевиков в промышленных масштабах.
Так и сделали. Более 2 тыс. деобандийских медресе в Пакистане у афганской границы приняли в свои стены примерно 220 тыс. афганских детей-беженцев. Медресе эти контролировались пакистанской межведомственной разведкой (МВР), которая, напомню, в период афганской войны являлась деловым агентом ЦРУ и техническим исполнителем американской операции «Циклон» по вооружению афганских моджахедов. Неудивительно, что во многих медресе занятия сопровождались боевой подготовкой. Любопытно и то, что обучение в этих медресе финансировалось на пожертвования богатых саудовских семей (читай: салафитов). Студенты, обучившиеся по такой уникальной программе, и стали «Талибаном»*.
Вот почему созданный ими в 1990-е эмират признали лишь Пакистан и Саудовская Аравия (а также салафитские ОАЭ). А как же не признать-то собственное детище?
Дедушка Ленин может спать спокойно
Из всего вышесказанного мы можем сделать вывод: «Талибан»* не отрыжка ханафизма. Это военно-политический проект Пакистана, взращенный на деньги американских налогоплательщиков. Сохраняют ли талибы** по сей день пуповинную связь со своими хозяевами или уже отпочковались в блудных сыновей, отдельный вопрос. Нам лишь важно отметить то, что религия если и играет какую-то роль в мировоззрении «Талибана»*, то лишь как оболочка, которая больше выставляется напоказ, чем действительно определяет исходные импульсы их политики.
Вот как религиозное мировоззрение талибов** оценивает Рашид Ахмед, автор книги «Талибан*. Ислам, нефть и новая Большая игра в Центральной Азии»: «Интерпретация талибами** ислама, джихада и преобразования общества была аномальным явлением в Афганистане, поскольку они не следовали ни одному из направлений исламизма, появившихся во время антисоветской войны. Талибы** не были ни радикальными исламистами, последователями „Братьев-мусульман“, ни суфийскими мистиками, ни традиционалистами. Они не попадали ни в одну из частей спектра исламских идей и движений, возникших в Афганистане между 1979 и 1994 годами. Можно сказать, что вырождение и кризис доверия ко всем трем направлениям (радикальный исламизм, суфизм и традиционализм), их сползание к неприкрытой, бесстыдной борьбе за власть создало идеологический вакуум, который и был заполнен „Талибаном“*. Талибы** не представляли никого, кроме себя, и не признавали никакого ислама, кроме своего собственного. У них было свое собственное идеологическое основание — крайняя форма деобандизма, проповедовавшегося пакистанскими исламскими партиями в афганских лагерях беженцев в Пакистане. Деобандизм, ответвление ханафитского направления суннизма, имел свою историю в Афганистане, но его интерпретация талибами** не имеет параллелей нигде в мусульманском мире».
Словом, к «Талибану»* нужно относиться как к политическому движению, но не как к религиозному, продолжающему вековые традиции ислама. И хотя «студенты» используют исламскую риторику в своих пафосных речах, их внутренние пружины проистекают не из талмудов ханафитских авторов, а совсем из других дебрей. А значит, дедушка Ленин может спать спокойно и дальше служить подпоркой казанским голубям.
___________________________________________
* запрещенная в России террористическая организация
** члены запрещенной в России террористической организации
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 42
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.